Программа дополнительного образования Юный журналист

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Дополнительная общеобразовательная

программа.



«Юный журналист»


Для обучающихся 10-11 классов.


Срок реализации 1 год


Ф.И.О. (автора)Матвеева Светлана Викторовна.

(учитель русского языка и литературы)





















2015 год


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа имеет социально-педагогическую

направленность и рассчитана на 1 год обучения. Она предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, формирование интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей.

Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся 10-11 классов. Программа предусматривает обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.

Новизна данной программы состоит в том, дети интересуются журналистикой, планируют свою дальнейшую взрослую деятельность в данной области.

Актуальность программы. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём.

Необходимо одновременно помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях. Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Педагогическая целесообразность. Дети получают знания основ журналистики и издательской деятельности газет и журналов. Программа даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включает детей в систему средств массовой коммуникации общества. Благодаря занятиям учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся оценивать события с нравственных позиций.

Цель программы:

Обучить учащихся основам профессии журналиста, привить навыки работы с социальной газетой, развить интерес к литературному творчеству.

Задачи программы:

Обучающие:

  • формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

  • овладение основными навыками журналистского мастерства. Развивающие:

  • развитие литературных способностей подростков;

  • развитие умения устного выступления;

- развитие умения письменного изложения своих мыслей в форме
написания очерков, статей, эссе, репортажей.

Воспитательные:

  • Воспитание нравственных, морально-психологических и коммуникативных качеств учащихся.

Отличительная особенность программы заключается в обучении детей основам работы журналиста, верстки газеты и журнала в совокупности с практическими мероприятиями по созданию газеты.

Формы и режим занятий:

Формы проведения занятий: беседа, игра, чтение и обсуждение статей из газет, экскурсии, написание отзывов и статей, выпуск школьных газет.

Формы организации учебной работы: коллективная, групповая

Режим занятий - 1 раз в неделю по 1 часу.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии учащийся узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобретая навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля. Таким образом, обучаемый овладеет основами работы корреспондента, научится создавать фоторепортаж, интервью, очерк, сможет написать статью.

Ожидаемые результаты: Обучаемый получит

  1. Развитие образного и логического мышления;

  2. Развитие литературных способностей ;

  3. Навыки умения устного и письменного выступления;

4. Развитие умения письменного изложения своих мыслей в форме
написания очерков, статей, эссе репортажей.

Способы определения результативности:

  • устный опрос

  • наблюдение

  • анализ работ

  • тренировочные упражнения

  • ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики

  • ролевые игры.

Формы подведения итогов по разделам:

  • участие в конкурсах различных уровней по направлению деятельности кружка;

  • анкетирование на тему «Мои творческие успехи»;

  • участие в презентации «Портфель творческих успехов».

Форма подведения итогов реализации программы - конкурс журналистских работ.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы занятий.

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Введение в программу. История российской журналистики

1

1

2,3.

Журналистика как профессия.

2

1

1

4.

Функции журналистики.

5.

Жанры журналистики.

1

1

6.

Заметка.

2

1

1

7,8.

Интервью.

2

1

1

9,10.

Статья.

2

1

1

11,12.

Репортаж.

2

1

1

13,14.

Очерк.

2

1

1

15,16.

Фельетон.

2

1

1

17.

Знакомство с оформительским

делом.

1

1

18,19.

Иллюстрированное оформление

газеты.

2

1

1

20.

Роль фотографии в газете.

1

0,5

0,5

21.

Классический дизайн газеты.

1

1

22-24.

Подготовка материала для

школьной газеты.

3

1

2

25-26.

Выпуск школьной газеты

(Печатание текста, выбор дизайна

заголовков, обработка фотографий,

цветовое оформление проекта)

2

2

27-29.

СМИ - воспитатель

гражданственности.

Подбор различных статей по теме,

их обсуждение. Написание статьи

на тему.

3

1

2

30-31.

Анализ материалов периодической печати. Написание статей.

2

1

1

32,33.

Определение рубрик. Подбор материала. Выпуск школьной газеты.

2

2

34.

Подведение итогов работы. Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Конкурс журналистских работ.

1

1

Всего:

34 часа

14,5

19,5

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение в программу .

Ознакомление с планом работы объединения «Юный журналист», цель и
задачи. Решение организационных вопросов. Выпуск первой газеты в России
«Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль
в России.

2.Журналистика как профессия.

Формирование представлений о профессии журналиста. Журналистика как

профессия. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста.

Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения.

3.Журналистика как профессия.

Знакомство с этапами выпуска газеты (Экскурсия в редакцию газеты «На земле Починковской» или встреча с журналистом.)

4.Функции журналистики .

Знакомство с функциями журналистики: информационная, коммуникативная;

выражение мнений определенных групп; формирование общественного мнения.

Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

5. Формирование жанров журналистики.

6.Ознакомление с заметкой как одним из распространенных газетных и журнальных жанров. Знакомство с разновидностями материалов этого жанра - заметка информационного характера, заметка - благодарность, заметка - просьба, обращение.

7.Ознакомление с интервью ,особенностью жанра,

8.Знакомство с его видами: интервью - монолог; интервью - диалог; интервью - зарисовка; коллективное интервью; анкета.

9.Ознакомление со статьёй, ролью статьи в газетах и журналах.

10.Знакомство с разновидностями статьи: проблемными, аналитическими, обличительными. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.

11.Ознакомление с репортажем как наглядном представлении о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста - очевидца или действующего лица.

12.Знакомство с жанровым своеобразие, использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Знакомство с видами репортажа: событийный, тематический, постановочный.

13.Ознакомление с очерком.Близость к малым формам художественной литературы -рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. 14.Знакомство с разновидностями очерка: событийные и путевые.

15.Ознакомление с фельетоном как острой, злободневной критикой, особые приемы изложения.

16 Распознание в газетах и журналах примеры публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру. Написание публикаций выбранного жанра.

17. Знакомство с оформительским делом .Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления плакатов.

18.Иллюстрированное оформление газеты. Анализ подобранных иллюстраций. Показ, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Обсуждение на примере различных периодических изданий как оформляется газета.

19.Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.

20.Роль фотографии в газете. Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших

21. Ознакомление с классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт. Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна. Работа творческими группами.

22.Выпуск школьной газеты.

23. Выпуск школьной газеты.

24. Выпуск школьной газеты.

25.26.Выбор дизайна заголовков, обработка фотографий, подбор иллюстраций, цветовое оформление проекта.

27.СМИ- воспитатель гражданственности. Организация дискуссии на тему «Как газета воспитывает чувство патриотизма».

28. Подбор различных статей по теме, их обсуждение.

29.Написание статьи на тему «Я люблю тебя Родина».

30. Анализ материалов периодической печати. Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов.

31.Написание статей. Написание статьи освещающей успехи учеников школы на районных и областных конкурсах

32. Выпуск школьной газеты Определение рубрик. Подбор материала (фотографий, иллюстративного материала).

33Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты. Вёрстка газеты.

34. Подведение итогов работы. Подведение итогов занятия за год. Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Конкурс журналистских работ.



  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

1.Материалы периодической печати, подборка газет и журналов.

2.Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для

школьников и абитуриентов. - ЗАО «Новый Диск», 2010.

3.Методические рекомендации по созданию школьной газеты.

4.Фотоматериалы.

5.Таблицы.

6.Схемы



Технические средства обучения.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для

крепления карт и таблиц.

2. Компьютер (операционная система с графическим интерфейсом, универсальными портами с приставками для записи компакт-дисков, звуковыми входами и выходами, оснащенный колонками, микрофоном и наушниками, с возможностью подключения к Internet. С пакетом прикладных

программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

3. Интерактивная доска

4. Мультимедийный проектор.

5. Средства телекоммуникации (локальная школьная сети, выход в Интернет)

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Джон Кин. Работа современного репортера. М., 1996.

  2. Засурский Я.Н Система средств массовой информации России. М., 2001

  3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983

  4. Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001

  5. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1991.

  6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1984.

  7. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988

  8. Розента ль Д.Э. . Голуб И.Б. Занимательная стилистика. -М.,1988

  9. Coпep П.Л. Основы искусства речи. - М., 1992

  10. Шкопоров HJB. Как психологически правильно брать интервью. М.1990







© 2010-2022