Этапы урока по теме «Заранее подготовленное и неподготовленное выступление во время дискуссии на общественно-политическую тему»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этапы урока по теме «Заранее подготовленное и неподготовленное выступление во время дискуссии на общественно-политическую тему»

1. Этап урока - мотивация учебной деятельности. Прочитайте текст выступления академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва перед народными депутатами и скажите, сформулировал ли выступающий цель своего выступления. Учитывает ли он адресата речи? Какими приёмами и средствами (в том числе языковыми) он пользуется для достижения цели своего выступления?

Уважаемый Президент! Уважаемые депутаты!

Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране и, главным образом, о гуманитарной, человеческой её части. Я внимательно изучал предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова «культура».

Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука.

Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны.

О крайне низком состоянии культуры в нашей стране свидетельствуют, во-первых, состояние памятников культуры и истории, во-вторых, это состояние библиотек и архивов, в-третьих, состояние музеев, состояние образования, в первую очередь - среднего и начального, где закладывается культура человека.

Культура не может быть на хозрасчёте. Отдача культуры народу, стране - неизмеримо больше, чем от возможных доходов библиотек, архивов и музеев, чем от любой области экономики и техники. Это я утверждаю. Но отдача эта дается не сразу. Низкое состояние культуры и нравственности, рост преступности сделают бесплодными, бесполезными наши усилия в любой области, нам не удастся реформировать экономику, науку, общественную жизнь, если наша культура будет находиться на нынешнем уровне.

Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране, которой нет или по крайней мере она мне не известна. Только тогда у нас не будет национальных споров, свидетельствующих о низкой культуре, зато будет нормальная экономическая жизнь, понизится преступность. Возрастёт, в частности, и порядочность общественных деятелей.

Судьба Отечества в наших руках, а оно в опасности. Спасибо за внимание.

2.Этап урока - обобщение изученного

1.Выступите перед одноклассниками с подготовленным сообщением на тему «Хорошее отношение к людям - что это?». Попробуйте во время выступления установить контакт с аудиторией, чтобы вас слушали с интересом и вниманием. После этого проанализируйте свою речь: определите, в полной ли мере вы овладели способами и средствами влияния на слушателей, над чем вам ещё предстоит поработать.

2. Прослушайте выступление кого-нибудь из одноклассников (на указанную в предыдущем упражнении тему или другую). Обратите внимание на отношение слушателей к выступающему и на то, как он реагирует на отношение аудитории. Удалось ли выступающему установить контакт со слушателями? Что у него не получилось? Как бы на его месте поступили вы?

3. Представьте, что вам предложили рассказать сверстникам о требованиях, предъявляемых к ораторскому выступлению. Используйте в своём сообщении примеры ораторских выступлений своих товарищей, предварительно проанализировав их по следующему примерному плану.

I. По содержанию выступления:

1. Правильно ли понял ученик тему, предложенную для выступления?
2. Выделена ли основная мысль?
3. Учитывается ли адресат речи?
4. Рационально ли подобран материал, нет ли мелких, незначительных фактов, деталей, которые загромождают выступление?
5. Выражал ли выступающий своё отношение к тому, что он говорил? Какими средствами это достигнуто?
6. Какие приёмы использовал выступающий для выражения своих мыслей (сравнения, аналогии, противопоставления, примеры из жизни и др.)?

II. По форме выступления:

1. Удачно ли построено выступление?
2. Какими были вступление и заключение?
3. Выдержаны ли такие требования, как логически последовательное размещение фактов и выводов, доказательство выдвинутых положений?
4. Достаточно ли богатый словарный запас выступающего?
5. Какими средствами установления контакта с аудиторией пользовался оратор?
6. Удачно ли были избраны тон, интонация, делались паузы?
7. Какие недостатки в речи вы заметили, что посоветуете товарищу?


© 2010-2022