Урок – беседа «Неисчерпаемая жизнь природы» (Пейзажная лирика А. С. Пушкина) 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА

Оформление урока :

репродукции женских портретов, «Пушкин у фонтана слез" Видеосюжеты «Тригорское». Рисунки поэта. Запись романса «На холмах Грузии лежит ночная мгла», « Фонтану Бахчисарайского дворца». Высказывания поэта о любви. Выставка книг по теме.

Цель урока :

знакомство с любовной лирикой А. С. Пушкина;

Задачи:

вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изучить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; сопоставить прозрения поэта с проблемами сегодняшнего дня; создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии (использовать при проведении урока мультимедийную энциклопедию "А.С.Пушкин в зеркале двух столетий" выразительное чтение).

Эпиграф:

Любви все возрасты покорны,

Ее порывы благотворны...

А. С. Пушкин

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Любовь - источник поэзии.

«Что движет Солнце...» (Разговор о любви);

Любовь и поэзия - родные сестры.

Есть классический образ, применяемый к А. С. Пушкину, - «солнце нашей поэзии». Сегодня на уроке пойдёт речь о том, «Что движет Солнце?»

- Что же?

«Любви все возрасты покорны, её порывы благотворны...», - утверждает поэт.

Любовь - вот что движет Солнце.

Наш урок - это праздник. Праздник поэзии. Праздник любви. Потому что любовь - это источник поэзии.

Хочу прочитать вам одно письмо. Это письмо - крик души: «Я считаю себя человеком ненужным, потому что не могу принадлежать к отживающему поколению, так как я молод; но не весело мне принадлежать и к новому племени Почему? Да потому, что новейшее время стремится наперекор человеческой природе стать во враждебные отношения к поэзии. Да, наперекор человеческой природе! Потому что в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией. И если этот клапан зарастет, не отворите его - явись хоть второй Пушкин».

- Как вы думаете, когда оно написано? Очень похоже, что нашим современником. Однако человек, написавший это письмо в журнал «Современник», уже полтора столетий назад (1854) верно истолковал роль поэзии в жизни каждого человека - «отворять душу» для лучших человеческих побуждений, для лучших человеческих качеств.

Мультимедийная презентация

Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет его на самые лучшие поступки, вызывает самые лучшие побуждения, будоражит творческое воображение.

Не случайно у Пушкина любовь и поэзия - родные сестры...

II. Анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла».

Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло.

Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто... всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт...»

Давайте подтвердим слова Гоголя на примере одного из стихотворений -

«На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829).

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла,

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Никто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

- Какое чувство осталось после прочтения?

История создания стихотворения (индивидуальное задание).

- А теперь давайте вернёмся к словам Н. В. Гоголя. Можно ли применить его слова к этому стихотворению? Почему? Как понимать слова «нет наружного блеска»? (Здесь использовано очень мало выразительных средств, характерных для поэтического произведения: нет красочных, ярких эпитетов, для образности используются метафоры: «лежит мгла», «сердце горит»; здесь, по выражению Гоголя, всё просто: «мне грустно и легко», «унынья моего ничто не мучит»...)

- Да, все слова и выражения просты, но все они складываются в один музыкальный образ грустной и светлой печали. А почему, как вы думаете, печаль у Пушкина светла? (Потому что источник этой печали- любовь, а любовь у Пушкина- это жизнеутверждающее чувство.)

-Какой вывод можно сделать, опираясь на слова Гоголя?

(Стихотворение наполнено «внутреннего блеска».)

Итак, стихотворение волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства. Чувство поэта окрашено светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально.

Ш. «Любовь - мелодия».

1. Прослушивание романса «На холмах Грузии лежит ночная мгла».

2. Белинский: «Что это - поэзия, живопись, музыка? Или и то, и другое, и третье, слившееся в одно, где картина говорит звуками, звуки образуют картину, а слова блещут красками, вьются образами, звучат гармониею и выражают разумную речь?» Критик заметил это по поводу стихотворения «Ночной зефир», но это можно отнести к пушкинской поэзии в целом.

3. Чайковский: «...в самом стихе... есть что-то проникающее в

самую глубь души. Это что-то и есть музыка».

4. Не случайно многие композиторы обращались к шедеврам

пушкинской лирики. И вечная тема, так просто и глубоко раскрытая

Пушкиным, нашла отражение в музыке.

-Какие музыкальные произведения на стихи Пушкина вам известны? («Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне».)

5. Сам Пушкин считал: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь- мелодия»).

IV. Сообщения учащихся об адресатах лирики.

- Кому же посвящал свои стихи А. С. Пушкин?

Для вас, души моей царицы,

Красавицы, для вас одних

Времён минувших небылицы,

В часы досугов золотых,

Под шёпот старины болтливой,

Рукою верной я писал...

«Руслан и Людмила»

1.Так, например, он поэтически преобразил волнующую легенду о любви.

Сообщение. В Петербурге в 1818-1820 гг. Пушкин встречался с юными сестрами Софьей и Ольгой Потоцкими. Юные Потоцкие провели детство своё на юге России. Они рассказали Пушкину легенду о печальной судьбе представительницы их знатного рода. Это предание о любви хана Керим-Гирея к похищенной княжне Потоцкой, о том, как Зарема, любившая хана, убила Марию.

В сентябре 1820 г. на пути из Гурзуфа в Симферополь Пушкин посетил развалины ханского дворца в Бахчисарае со знаменитым « фонтаном слёз». Поэма « Бахчисарайский фонтан » создавалась под впечатлением петербургского рассказа: «Я прежде слыхал о старинном памятнике влюблённого хана. Киселёва (Потоцкая) поэтически описывала его, называя «фонтаном слёз».

Этот поэтический образ запёчатлён и в стихотворении «Фонтан любви...». (Видеозапись: на фоне песни на стихи «Фонтан любви» демонстрируется картина «Пушкин у «фонтана слез». Как вариант, можно использовать эпидиаскоп для показа иллюстрации, а стихотворение выразительно прочитать.)

2. За другой поэтической легендой о любви мы отправимся с вами в Тригорское.

Ранней весной 1819 г. в Петербурге у Олениных Пушкин познакомился с Анной Петровной Керн.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадёжной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Через 6 лет летом 1825 г. Анна Петровна неожиданно приехала в Тригорское к своей тётке Осиповой, куда приезжал Пушкин, чтобы как-то скрасить своё пребывание в Михайловском. Эта встреча с Керн произвела на Пушкина ещё большее впечатление, чем встреча у Олениных в Петербурге.

Без божества, без вдохновенья

Без слёз, без жизни, без любви!

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

Мгновенье оказывается сильнее годов. Стихотворение увековечило имя А. П. Керн. Она же оставила свои «Воспоминания».

Учитель. Правда, сейчас есть статьи, авторы которых пытаются доказать, что это стихотворение посвящено не Керн. Например, К. П. Викторова в статье «Прощание с легендой» утверждает, что это и другие стихотворения Пушкин посвятил императрице Елизавете Алексеевне, жене Александра I. Вы можете познакомиться с этой статьёй, если заинтересуетесь историей этого стихотворения.

Так ли важно, кому посвящено стихотворение? Ведь самое главное то, что Пушкин умел идеализировать в своих творениях женщину.

С этой историей любви связана еще одна, не менее поэтичная. Композитор Глинка, влюбившись в дочь А.П.Керн, написал музыку на стихи «Я помню чудное мгновенье» Из одного шедевра родился второй. (Прослушивание романса)

3.Петербург. А.Оленина

Сообщение учащихся

Он вернулся из ссылки. Все старались оказывать ему внимание, которое всегда питают к гению…Аннета тоже захотела отличить знаменитого поэта: она подошла и выбрала его на один из танцев. Она подала ему руку, отвернув голову и улыбаясь, потому что это была честь, которой все завидовали.

Зачем твой дивный карандаш

Рисует мой арапский профиль?

Рисуй Олениной черты

В жару сердечных вдохновений

Лишь юности и красоты

Поклонником быть должен гений.

Олениной посвятил Пушкин стихи: «Её глаза», «Увы!», «Язык любви болтливый», «Ты и вы», «Не пой, красавица, при мне». Он даже сватался к ней, однако этот брак не состоялся, так как против него была мать Олениной. По этому случаю Пушкин говорил, что недаром же ему светила луна с левой стороны, когда приезжал он в Приютино. Так родилось стихотворение «Приметы».

4 Анализ стихотворения «Я вас любил»

Это прощание с любовью оно поражает силой человеческого достоинства, самопожертвования во имя любимого человека. Здесь любовь - это светлая печаль расставания, в которой нет и намёка на чувство обманутого собственника:

Я вас любил, любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем,

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

А заканчивается стихотворение молитвой о женщине: «...дай вам Бог любимой быть другим...»

5. «Чистейшей прелести чистейший образец».

Н. Гончарова.

Сообщение. Нелегко было Пушкину получить у родных согласия. Мать не хотела выдать свою дочь за небогатого, неблагонадёжного человека.

6 мая 1830 г. Состоялась помолвка. Вначале успехи жены в светском обществе, литературных салонах радовали поэта. Все восторгались её красотой, элегантностью. Поэт писал о своей жене: «Она очень красива, и во всём облике есть что-то поэтическое».

Отношения между супругами установились сердечные и дружеские. Письма мужа к жене (числом 78) проникнуты заботой о любимой женщине: «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничто не могло сравниться, - а душу твою я люблю ещё более». Писем Натальи Николаевны к Пушкину не сохранилось, но письма её к брату Дмитрию полны заботой о муже и благополучии семьи.

Печален 1836 год. Травля светской черни, реакционной печати. Увлечение Дантеса переполнило чашу терпения Пушкина. При всей сдержанности поведения его Натальи в обществе светские сплетни сыграли роковую роль. Драма назревала быстро, и выстрелы на Чёрной речке завершили неизбежную развязку...

Пушкин был уверен в невиновности жены, но предвидел нападки со стороны других людей. Наталье Николаевне пришлось нелегко. В Лавре Александра Невского в Петербурге, где она похоронена как Ланская, лишь сравнительно недавно появилась табличка с надписью: «Жена Пушкина».

V. Выводы. Подведение итогов. Комментирование оценок и домашнего задания



Урок - беседа

«Неисчерпаемая жизнь природы»

(Пейзажная лирика А.С.Пушкина) 10 класс

Оформление: репродукция с картины Е.Е.Репина и И.К.Айвазовского «Прощай, свободная стихия!» ( А.С.пушкин у Черного моря), рисунки В.Максимова «Пушкин у трех сосен», Д.Шмаринова «Осень», «Деревня». Репродукция с картины В.А.Серова «Пушкин в парке».

Цели урока :

Расширить представление учащихся о творчестве Пушкина путем знакомства с пейзажной лирикой, уяснить разницу между пейзажем романтическим и реалистическим, выяснить в чем притягательная сила сила стихотворения «Осень», «К морю» и как изображен Пушкиным процесс творчества; через стихи к природе способствовать развитию эстетических и патриотических чувств.

Предварительное домашнее задание:

1.Повторить биографию А.С.Пушкина, особенно обратить внимание на деятельность поэта в период ссылок.

2. Выразительное чтение стихотворений «Кавказ», «Обвал», «Погасло дневное светило», «К морю», «Осень», отрывков из романтических поэм.

Задание группе:

Анализ стихотворений «Осень», «Погасло дневное светило», «К морю»

Ход урока :

1.Вступительное слово учителя

С огромной поэтической силой и любовью рисует Пушкин в стихах и поэмах картины родной природы. Мысли и настроения, волновавшие поэта в период южной ссылки ( Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса), а также во время пребывания в селе Михайловском (1824-1826гг.) и в Болдине (1830г.), переданы в замечательных художественных образах, которые развивают умение слышать и чувствовать природу нашей родины. Во время ссылки на юг Пушкин впервые увидел суровый и величественный Кавказ со снеговыми вершинами, бурные горные речки, бесконечные морские просторы, залитое солнцем побережье Крыма. Поэт был потрясен всем увиденным. Поэтому не писать о чудесной южной природе Пушкин не мог. В своих стихотворениях и поэмах «Кавказский пленник» (1821), « Бахчисарайский фонтан» (1823), «Цыганы» (1824) поэт запечатлел экзотические картины южной природы.

2.Чтение стихотворений «Овал», «Кавказ». Беседа после прочтения.

Вопросы:

-Расскажите предысторию стихотворений.

( Пушкин был свидетелем снегового обвала на Кавказе: «Дорога шла через обвал…Огромная глыба, свалясь, засыпала ущелье на целую версту и запрудила Терек. Часовые, стоящие ниже, слышали ужасный грохот и увидели, что речка быстро мелела и в четверть часа совсем утихла и истощилась. Терек прорылся через обвал не прежде через два часа. То-то он был ужасен!» так родилось стихотворение «Обвал».

Поэт, стоящий на вершине горы, рассказывает, что он видит, постепенно опуская свой взгляд…

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины…)

-Чем интересны созданные поэтом картины?

-Годы южной ссылки - поездка на Кавказ и в Крым, пребывание на Кавказе и в Одессе - сыграли важную роль в идейно-творческом развитии Пушкина. Южный период - период расцвета пушкинского романтизма. Можно ли отнести стихи «Кавказ» и «Обвал» к романтическим?

(Описания кавказкой природы даны реалистически)

3.Выразительное чтение учащимися отрывков из романтических поэм. Беседа после прочтения.

1.Из поэмы «Кавказкий пленник» ( со слов «Влачася меж угрюмых скал…» до слов «И бури немощному вою с какой-то радостью внимал»)

2.Из поэмы « Бахчисарайский фонтан» ( со слов «Волшебный край! Очей отрада! Все живо там: холмы, леса…» до слов «Вокруг утесов Аю-Дага…»)

3.Из поэмы «Цыганы» ( со слов «Цыганы шумною толпою…» до слов «И тихий табор озаряет»).

Вопросы:

-В чем своеобразие пушкинского пейзажа?

(Восхищает реализм картин Кавказа.)

-Какие словесные средства художественной изобразительности помогают «увидеть» пейзаж?

(Картины природы поражают своей художественностью и верностью изображения. «грандиозный образ Кавказа, по выражению В.Г.Белинского, первый раз был воспроизведен русской поэзией. С тех пор, с легкой руки Пушкина, Кавказ сделался для русских заветной страной не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии». Южные поэмы восхищают своей поэтической прелестью, неслыханным очарованием - «музыкой стиха». Д.Д.Благой отмечает «предельную сжатость и емкость поэтического языка, тот прославленный пушкинский лаконизм…». Южным поэмам придает оригинальность стихотворный четырехстопный ямб, который применен со всеми возможностями динамизма». Он энергичен и благозвучен. При описании природы «властвуют» эпитеты мажорной окраски, необычные сравнения и метафоры).

4. «Погасло дневное светило…» (1820). ( сообщение учащегося)

1.Сообщение подготовленного ученика о путешествии Пушкина с семьей Раевских из Феодосии в Гурзуф. (Пушкин ехал на корабле ночью. Из воспоминаний поэта: «проснувшись , я увидел картину пленительную: разноцветные горы сияли; плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прикрепленными к горам, тополи как зеленые колонны, стройно возвышались между ними. Справа огромный Аю-Даг… и кругом это синее чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный»)

Необычайно яркие впечатления поэта!

2.Чтение элегии «Погасло дневное светило…» и беседа после прочтения.

Вопросы:

-Почему это стихотворение называют элегией? (Элегия - жанровая форма лирики - представляет собой философские размышления, грустные раздумья о жизни, судьбе человека.)

-В чем смысл символических образов моря и паруса? Чем они созвучны душе лирического героя?

(В центре элегии - личность самого автора, вступающего в новую пору жизни. «Биография души» Пушкина созвучна с «биографией века», а потому в элегии современники ценили, по словам Зинаиды Рез, «обобщенный и значительный романтический характер лирического героя, для которого свойственны разочарованность, недовольство и смутное стремление к лучшему». Таким образом, главный мотив элегии - возрождение свободы и нравственного очищения души.)

-Какими основными изобразительными средствами иносказания пользуется автор? Отметьте речевые особенности элегии. Приведите примеры сравнений, метафор, эпитетов, устойчивых элегических форм.

-Зная биографию великого поэта, прослушав замечательные стихи, созданные на юге, скажите: наказанием или благом был период южной ссылки для Пушкина? (Лучше всего ответил сам Пушкин в письме к брату: «Суди, был ли я счастлив: свободная беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь которую я так люблю и которой никогда не наслаждался - счастливое, полуденное небо;- горы, сады, море; друг мой, любимая надежда - увидеть опять полуденный берег и семейство Раевских». А.С.Пушкин на всю жизнь сохранил любовь к величественному Кавказу, Крыму, пышной южной природе.

Художник К.И.Рабус запечатлел удивительную природу на своей картине «Крым. Гурзуф».)

Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию.

5.Элегия «К морю» (1824).

Первоначальная редакция стихотворения - элегии - создана Пушкиным в Одессе, окончательная в Михайловском. «К морю» - своеобразный итог целому периоду в жизни Пушкина (годы южной ссылки); это прощание поэта с морем и романтической поэзией.

1. Краткий комментарий учителя к стихотворению.

Вы слышали о великих деятелях той эпохи - Байроне и Наполеоне. Автор назвал их « властителем дум»» молодого поколения. Байрон сражается за свободу греческого народа. Умер на чужбине, в Миссолунгах, в 1824 г. Декабрист А.А.Бестужев писал: «Смерть сорвала с неба эту золотую звезду, и какое-то отчаянное эхо его нападения отозвалось в сердцах у всех людей благомыслящих…Он умер, но какая завидная смерть…Он завещал человечеству великие истины в изумляющем даровании своем, а в благородстве своего духа пример для возвышенных поэтов».

Наполеон в эпоху Отечественной войны 1812 года воспринимается как завоеватель, тиран. Но прошло время…Наполеон стал легендарной личностью, героем Франции. Его смерть на острове святой Елены воспринималась как национальная трагедия.

Имена Байрона и Наполеона часто сопоставлялись современниками. П.А.Вяземский писал: «Наполеон на скале святой Елены и Байрон в Миссолунгах! Вот два поэтических фароса, которые освещают нашу глубокую ночь». ( Фарос - по-гречески - «маяк»). Сопоставление Байрона и Наполеона в стихотворении Пушкина не было неожиданным. Байрона и Наполеона сближала их судьба, романтический ореол изгнанников.

2.Выразительное чтение элегии «К морю» (или наизусть) учителем или подготовленным учеником. Беседа после прочтения.

Вопросы:

-Как Пушкин называет море? Какими словами характеризует его мощь, красоту и силу? («Свободная стихия», «гордою красой», «своенравные порывы», «волны голубые», «торжественная краса».)

-Почему Пушкина так увлекает море? Что сближает поэта и море? (Образ моря величествен, прекрасен. Море близко поэту, потому что представляется ему воплощением свободы, вольной стихии, мощи, гордой красоты.)

-Какие эпитеты и сравнения употребляет поэт? Какое настроение они создают? (Говоря о шуме моря, поэт употребляет сравнения: «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час». Шум у Пушкина «грустный», «призывный» - это необычные эпитеты. Свое настроение поэт характеризует словами: «Бродил ли я тихий и туманный».)

-Почему поэт, говоря о море, называет его: «Моей души предел желанный»? (Предел - это совершенство, идеал, последняя высшая ступень чего-либо. «Моей души предел желанный» - море- символ свободы, а Пушкин стремится к свободе. Это и есть его «предел желанный».)

-В чем смысл противопоставления Байрона и Наполеона? Как эти «властители дум» связаны с образом моря? («Властители дум» - Наполеон и Байрон, воин и поэт - носители идеи свободы и то же время они его жертвы. Пушкина в Байроне привлекают такие черты, как свободолюбие («исчез, оплаканный свободой»), неукротимый дух борца, гениальность («умчался гений»).

-Почему оказалась нереализованной романтическая мечта поэта свободе? (Поэта удерживает не только «могучая страсть», но и понимание неосуществимости «желанной свободы». «Судьба людей повсюду та же…»)

-Стихотворение «К морю» относится к романтическим. Выделите черты романтизма. (Стихотворение пронизано романтическим настроением; романтический пейзаж, романтично гордое одиночество поэта, романтичны его скорбные думы о судьбах человечества. Обращение к морю, океану, как будто стирается грань между природой, стихией и человеком. По мнению М.И.Цветаевой: «Прощай свободная стихия…» - стихотворение романтическое, наиромантичнейшее из всех мне известных - сама Романтика: Море, Любовь, Неволя, Наполеон, Байрон, Обожание…»)

Выводы:

1.Для Пушкина море - олицетворение свободы, силы и красоты: все «элементы» образа моря взяты из действительности, «образ моря реален», но он «слит» с душой поэта, освещен его романтической мечтой.

2. Поэт чувствует свое единение с природой, гармонию, которые невозможны в реальной жизни.

-Чем интересна для вас репродукция с картины И.Е.Репина И.К.Айвазовского «Прощай, свободная стихия?» (Картина навеяна содержанием стихотворения «К морю». Пушкин в изображении художников неотделим от «свободной стихии».)

6. Стихотворение «Осень» (1833)

С переходом поэта к романтическому творчеству изменился и характер в изображении природы. Обратимся к стихотворению «Осень»

1.выразительное чтение стихотворения

2.обмен впечатлениями о прочитанном

3.просмотр рисунков В.Максимова «Пушкин у трех сосен», Д.Шмаринова «Осень», репродукции с картины В.Серова «Пушкин в парке».

Учитель: Давайте попробуем подобрать к рисункам строки из «Осени».

4. Анализ стихотворения по вопросам:

-За что Пушкин из всех времен года больше всего любил осень? (Осень приятна и дорога поэту: «Из годовых времен я рад лишь ей одной». А вот строки из письма А.С.Пушкина П.А.Плетневу от 31 августа 1830 г. «Осень подходит. Это мое время - здоровье мое обыкновенно крепнет - пора моих литературных трудов настает…»)

-Какими красками рисует Пушкин осенний пейзаж? Назовите «приятные взору» и душе поэта прелести осени. (Яркими красками изображает Пушкин осень: «пышное природы увяданье», «в багрец и в золото одетые леса», «мглой волнистою покрыты небеса»… В осенней природе «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…» поэт находит подлинную красоту.)

- Этот осенний пейзаж, романтический или реалистический?

(«октябрь уж наступил…» Поэт точно указал на время года. Далее картина осени обрастает живописными деталями, предметными образами: «дорога промерзает», «дохнул осенний хлад», «будит лай собак уснувшие дубравы»,)

- «Осень» - это не только изображение природы. Какие разнообразные картины жизни рисует поэт? Какие чувства он испытывает и как относится к изображаемому?

-Перечитайте строфы 10 и 11. Как проходит творческий процесс «рождения» и «создания» стихов?

-Назовите картины, слова, образы, которые кажутся вам самыми неожиданными?

-Что говорит Пушкин о судьбе поэта в царско-крепостнической России 19 века?

-Как вы понимаете последние строки строфы 12: «Плывет. Куда ж нам плыть?»

Выводы: А.С.Пушкин из всех времен года отдает предпочтение осени. Он находит удивительную красоту в осеннем пейзаже. Само увядание природы изображается поэтом как «могучее проявление жизни».

Таким образом, в « Осени» поэт говорит о «неисчерпаемой жизни природы», о ее круговом движении по временам года, о ритме ее увядания и расцвета, о ее творческой силе, сосредоточенной в человеке. «Человек и природа», - пишет Ю. Чумаков, - выступают самостоятельно, но их самостоятельность никогда не переходит в состояние трагической разорванности… Поэт свободно погружается в творческую дремоту природы, находя у ее корней источники живой природы».

Осень дорога поэту как время года, пробуждающее к творчеству. Вот как описывает Пушкин процесс «создания» стихов: «…душа стесняется лирическим волненьем, трепещет и звучит, и ищет, как во сне излиться наконец свободным проявленьем».

Стихотворение-элегия заканчивается вопросом («Куда же нам плыть?»)

В нем отражено раздумье поэта о трудностях строя в России.

7. Домашнее задание.

1.Перечитать стихи «Зимний вечер» 1825, «Зимняя дорога» 1826, «Зимнее утро» 1829, «Туча» 1835, «Вновь я посетил…» 1835 и другие

2.Письменный анализ понравившегося стихотворения

3.Выучить наизусть отрывок из «Осени»








© 2010-2022