Конспект урока по русскому языку на тему Простые и сложные предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Открытый урок

по русскому языку

в 5 классе









Кравцова О.С.



Самара, 2014

Тема: Простые и сложные предложения

Цели урока: формировать умения отличать простые предложения от сложных, строить схемы предложений.

Задачи: Выявить признаки простого и сложного предложения; определять границы частей в сложном предложении; научить читать схемы простых и сложных предложений; составлять предложения по указанным схемам; воспитывать интерес к уроку.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Оборудование: учебник для 5 класса, интерактивная доска, алгоритм, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. На нём присутствуют гости, поприветствуем их. Садитесь, пожалуйста, на свои места.

- Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите число, «классная работа». Проверьте написанное.

  1. Актуализация знаний

- Ребята, предлагаю вам провести небольшой лингвистический эксперимент. - На доске записаны предложения. Прочтите их про себя. (Затем один читает вслух).

В ярком золоте день утопает.

Ручьи по оврагам шумят.

- Ребята, как вы думаете какие это предложения простые или сложные?

Ученики отвечают.

- Простые.

- А как вы догадались, что это предложения простые?

Ученики отвечают.

- Каждое из этих предложений состоит из одной грамматической основы.

- Правильно.

- А теперь попробуйте составить новые предложения, за основу взяв предыдущие предложения, и запишите их.

- Какие предложения у вас получились?

Ученики отвечают.

- Предложения получились сложные.

- Ребята, а что нужно сделать, чтобы отличить простое предложение от сложного?

Ученики говорят.

- Найти грамматическую основу.

- Как вы думаете, над какой проблемой мы сегодня будем работать?

Ученики говорят.

- Проблема урока как отличить простые предложения от сложных.

-Верно.

III. Изучение нового материала.

- Ребята, сейчас мы с вами построим алгоритм, к которому будем обращаться в течение урока.

- И так, мы решили, что, предложения, которые имеют одну грамматическую основу, называются…

Ученики говорят.

- Простые.

Учитель вывешивает табличку со словом «простые».

- Предложения, которые имеют две или более грамматических основ, называются ….

Ученики говорят.

- Сложные.

Учитель вывешивает табличку со словом «сложные».

  1. Закрепление новой темы.

- Ребята, выполним задание № 1 по карточкам.

Укажите простые предложения (знаки препинания не расставлены). Подчеркните грамматическую основу предложения. Составьте схему выделенного предложения. (Один ученик выходит к доске, остальные работают в тетради).
1. Я люблю горы и долины*. 2. Исчезают последние клочки снега и на свет выходят зелёные листики.
3. Ветер дует и шуршит листвою. 4. Утром шёл дождь но уже через час трава высохла.

- Ребята, как вы думаете, что означает слово долина. (Ученики работают с толковым словарём).

Физминунка.

Ученики на слух определяют предложения. Если предложение простое, то ученики встают, поднимают руки вверх и разводят их в стороны. Если же предложение сложное, то ученики встают, поднимают руки вверх и приседают.

1.Дует ветер, и листва шуршит. 2. Птенцы выросли и улетели. 3.Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. 4.Прилетели птицы и наполнили лес своим пением.5. Метель не утихла, небо не прояснилось.

- Молодцы!

Ребята, приступим к выполнению второго задания. (Работа в парах). Укажите сложные предложения (знаки препинания не расставлены). Подчеркните грамматическую основу. Составьте схему выделенного предложения.
1. Мы собирали грибы и неожиданно вышли на просеку*. 2. Осенние листья темнеют и теряют свои яркие краски. 3.На берегу стоит бобровая хатка и напоминает она стог сена. 4. В лугах печально кричали ночные птицы белая звезда переливалась над рекою.

- Ребята, как вы думаете, что означает слово просека. (Ученики работают с толковым словарём).

- Молодцы!

IV. Подведение итогов.

- Ребята, сегодня на уроке перед нами стояла проблема. Какая проблема?

- Как отличить простое предложение от сложного?

Как мы её решили?

- Необходимо найти грамматическую основу предложения.

V. Дом. задание.

Выучить правила, упр. 185.

VI. Выставление оценок.



© 2010-2022