Заочное путешествие По страницам жизни и творчества Н. В. Гоголя

  Николай Васильевич Гоголь глубоко интересовался Крымом, изучал его историю задолго до поездки на полуостров. А в 1835 году Н.В.Гоголь приезжает на Сакский курорт, который один тогда действовал в Крыму как грязелечебница. В память о пребывании Гоголя в Сакском курортном парке в 1952 году был установлен бюст писателя с мемориальной доской и надписью: «Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь был на Сакском грязевом курорте в июне 1835 года». Великое множество памятников и музеев увеко...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗАОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «ПО СТРАНИЦАМ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Н.В. ГОГОЛЯ»

Детские и юношеские годы Гоголя прошли на Украине. Он родился в селе Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, но вскоре родители перевезли его в Васильевку того же уезда - там находилось их небольшое имение.

Отец будущего писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, был человеком с разносторонними интересами. В частности, он увлекался театром и сам писал комедии на украинском языке. Недалеко (в Кибинцах) было богатое имение известного тогда государственного деятеля Д.П. Трощинского. Там был свой домашний театр, на сцене которого ставились пьесы Василия Афанасьевича (некоторое время он был управляющим имения Трощинского).

Маленький Никоша (так его называли домашние) вместе с родителями не раз бывал в Кибинцах. Большое впечатление на него производили очень хорошая библиотека, в которой было огромное количество книг, коллекция картин и оружия.

Чудесная природа родной Полтавщины, народные мелодии, звучащие, казалось, в самом воздухе, обычаи, предания, легенды - все это запомнилось писателю навсегда.

Сначала Гоголь учился в Полтаве, а потом перевелся в только что открывшуюся Нежинскую гимназию. Курс обучения в гимназии был рассчитан на 9 лет. Ученики последних трех классов назывались студентами и занимались по университетской программе. Сейчас там размещается Нежинский педагогический институт, который носит имя Гоголя. Здесь начались первые литературные опыты будущего писателя. Увлечение литературой сочеталось с увлечением живописью и театром. Мальчики-гимназисты завели свой театр, сами рисовали декорации, мастерили костюмы, разыгрывали пьесы. На их спектакли съезжалось много народу. Юный Гоголь был прекрасным актером: в памяти зрителей остались его комические роли, которые он исполнял так. Что все покатывались от хохота. Детские и юношеские впечатления станут в дальнейшем основой для его первых литературных произведений.

Приехав после окончания гимназии в Петербург, Гоголь не забывает о своей родной Украине. В письмах к матери он просит: «В следующем письме я ожидаю от вас описания полного наряда сельского дьячка, от верхнего платья до самых сапогов… равным образом названия платья, носимого нашими крестьянскими девками до последней ленты… Еще - обстоятельное описание свадьбы, не упуская малейших подробностей… Еще несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках…». Так возникает поэтический мир Украины - и Оксана перед зеркалом, и Солоха, и кузнец Вакула, и комические дьяки, как будто перенесенные в повести Гоголя из народного театра.

В Петербурге Гоголь бывает на литературных вечерах, знакомится с В.А.Жуковским и А.С.Пушкиным. Это было светлое время в жизни Гоголя, когда он почти каждый день встречался со знаменитыми поэтами. Гоголь был счастлив: он, молодой начинающий писатель, принят в их обществе как равный. В это время печатается первая часть сборника повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». После выхода книга сразу же становится популярной. Украинская народная поэзия была близка, понятна и в то же время непривычна. Эта роскошь южной природы, эта непринужденная веселость, игры парубков и гордая свобода девушек привлекали необыкновенно. Занимательность рассказа основывалась на сказочных, фантастических сюжетах. Имени автора не книге не было, вместо этого на титуле обозначено: «Повести, изданные пасичником Рудым Паньком».

Пушкин был поражен поэзией повестей Гоголя. Он признавался: «…все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился». В этом сборнике отражена романтическая мечта писателя о красоте, о простой, естественной и свободной жизни человека, никем не угнетаемого. Это особая счастливая земля, в центре которой находится благословенная Диканька. И даже если нечистая сила попытается навредить людям, ничего у нее не получится, потому что герои Гоголя, красивые, щедрые, любящие широкий простор, песни и шутки, - такие герои ничего не боятся: ни сельского голову, ни черта, ни ведьму.

Т.Г.Шевченко, считавший Гоголя своим литературным учителем, записал в своем дневнике: «Перед Гоголем должно благоговеть как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям…». Даже осмеивая человеческие пороки, писатель «смеялся сквозь слезы», так как стремился помочь человечеству исправить свои недостатки, любя и жалея людей.

Заочное путешествие По страницам жизни и творчества Н.В. Гоголя

Заочное путешествие По страницам жизни и творчества Н.В. Гоголя

В гостях у Н.В.Гоголя

(заметка в газету)

C 26 по 30 января в нашей школе прошла Неделя русского языка и литературы, посвященная 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя. Уже в понедельник утром нас встретили семиклассники со своим классным руководителем Мороз Т.А., учителем русского языка и литературы, и провели экскурсию по страницам жизни и творчества юбиляра. Была оформлена выставка иллюстраций к произведениям писателя. С рассказом о Н.В.Гоголе и его творчестве Авраменко Владислав, Вечерко Виктория и Решетникова Валерия посетили учащихся 1 - 4 классов и провели для них заочную экскурсию по гоголевским местам. В течение недели проводились различные конкурсы, связанные с темой предметной недели: в конкурсе рефератов, посвященных жизни и творчеству великого русского писателя, победителями стали Чернякович Дмитрий (11 класс) и Паламарчук Николай (10 класс); лучшие иллюстрации к произведениям юбиляра нарисовали Швец Александра и Исмаилов Руслан (5 класс); лучший портрет писателя нарисовала Вержук Наталья (8-Б класс), она же вместе с Вечерко Викторией (7 класс) разделили первое место в конкурсе чтецов. В литературной викторине «Читая Н.В.Гоголя» победителем стал Головко Руслан (8-Б класс).

Завершилась неделя литературной гостиной «В гостях у юбиляра», где учащиеся 5 - 11 классов представили изучаемые ими произведения Н.В.Гоголя и рассказали присутствующим об интересных страницах жизни и творчества великого писателя. Нам интересно было узнать, что Гоголь в 1835 году посетил Сакский грязевый курорт, который в то время был единственной лечебницей такого рода. С удовольствием мы посмотрели сценки, разыгранные учениками нашей школы, по мотивам произведений Гоголя. Замечательно сыграли свои роли Рефатова Эвелина и Мустафаев Мустафа (Оксана и Вакула из повести «Ночь перед Рождеством»), Супруненко Игорь и Аблаев Эдем (Хлестаков и городничий из комедии «Ревизор»), Авраменко Владислав и Дьяконов Дмитрий (Тарас Бульба и Остап из повести «Тарас Бульба).

Неделя прошла успешно, вся школа была задействована. И теперь у нас все знают и могут рассказать много интересного о великом русском писателе украинского происхождения, который с такой любовью к человечеству создавал свои произведения и при одном упоминании имени которого люди становятся будто человечнее, глаза их - будто навстречу ему, живому, - зажигаются веселой добротой и признанием.

Дьяконов Владимир,

ученик 8-Б классМитяевской ОШ

«Скажу вам одно слово о том, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Я сам не знаю, какая у меня душа. Знаю только, что никаких преимуществ не дал бы ни малороссиянину перед россиянином, ни россиянину перед малороссиянином. Обе природы чрезвычайно щедро одарены Богом, и… каждая заключает в себе черты, которых не имеет другая…»

Н.В. ГОГОЛЬ (1809 - 1852)





© 2010-2022