Урок по культуре речи Секреты хорошей речи

Урок включает в себя материал для повторения орфоэпических, лексических, стилистических норм русского языка и является хорошей подготовкой к сдаче экзамена в формате ЕГЭ. Также повышает речевую культуру выпускников.1)в связи с особой актуальностью проблем речевой культуры в современном русском языке закрепить владение нормами как письменной, так и устной речи;2) выработать навыки по КР – умение правильно произносить слова, образовывать словосочетания и предложения, употреблять нужные слова в том...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Секреты хорошей речи (Орфоэпические, грамматические, лексические и стилистические нормы русского языка)

Злое слово и добрых делает злыми, а доброе и злых превращает в добрых.

(Прп. Макарий Великий)

Цели и задачи: 1) в связи с особой актуальностью проблем речевой культуры в современном русском языке закрепить владение нормами как письменной, так и устной речи;

2) выработать навыки по КР - умение правильно произносить слова, образовывать словосочетания и предложения, употреблять нужные слова в том значении, какое они имеют в современном русском языке;

3) выработать умение исправлять речевые ошибки, допущенные в сочинениях и не допускать их в собственных работах;

4) повысить уровень речевой культуры;

5) прививать любовь к родному языку, бережно относиться к слову.

6) способствовать проявлению творческих способностей учащихся.

Ход урока.

1-й ученик (Оля): «Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий).

2-й ученик (Нина): Русский язык - это государственный язык для 154 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.

1-й ученик (Оля): Русский язык - язык Пушкина и Толстого, Бродского и Пастернака.

2-й ученик(Нина): Язык национальной гордости и достоинства!

Учитель: Люди всегда, во все времена размышляли о слове, о его неисчерпаемых возможностях, посвящали ему свои научные, творческие труды, свою жизнь. Н.В. Гоголь призывал всех людей «обращаться со словом честно», а поэт Шефнер предупреждал:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести…

Учитель: Слово - неоценимый дар Божий» (Избранные письма и проповеди, стр. 161). Задумывались ли вы когда-нибудь, какой великой силой владеете?

Какую силу имеет наше слово? Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчами.

Учитель : 1 притча. «Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).

2-й ученик (Нина): По этому поводу у Владимира Солоухина есть замечательное стихотворение «Слово о словах»

Учитель : 2 притча. «Однажды преподобный Макарий Великий с учеником своим шел по пустынной дороге в один монастырь. Ученик его, ушедши на некоторое расстояние вперед, встретил языческого жреца, который нес большой обрубок дерева. Ученик крикнул жрецу: "Куда бежишь, демон?" Жрец, обидевшись на ученика за такое обращение, жестоко избил его и оставил едва живым. Продолжая путь, жрец встретил Макария. Макарий приветствовал жреца словами: "Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!" Жрец был удивлен приветствием старца и спросил его, что доброго нашел он в нем. Старец ответил, что он увидел его трудящимся и спешащим заботливо куда-то, поэтому и приветствует его. Жрец пришел в умиление и понял, что перед ним муж великой святости, служитель истинного Бога. Он припал к ногам Макария и просил сделать его христианином. Братия, увидав святого Макария рядом с жрецом, удивились. Но святой Макарий сказал им: "Злое слово и добрых делает злыми, а доброе слово и злых делает добрыми"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 163).

Учитель: Итак, в чем сила слова?

Ученики: Словом можно спасти, умудрить и исцелить. Но словом же можно и посеять зло, отравить душу, ранить.

Учитель : Каким же должно быть наше слово? Как необходимо относиться к этому Божьему дару?

Ученики: Изначально Слово было созидательным. Благим оно должно быть и у нас. Ведь это тот дар, который вверен нам самим Богом. С какой осторожностью надо употреблять его!

1-й: ученик(ОЛЯ): Подумай, прежде чем сказать: «Зачем я это говорю? Для чего?»

Титова Настя: Хочу представить вашему вниманию стихотворение поэта Эдуарда Асадова.

«О скверном и святом»

Учитель: «Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело», - так писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.

1-й ученик (Оля) : О чем чаще всего свидетельствует речь человека? О том, что у него в голове и на сердце. Поэтому иногда бывает полезней промолчать, чем показать свои некрасивые мысли. Отчего мы так часто говорим: «Язык мой - враг мой!» Ведь язык должен быть другом человека.

2-й ученик (Нина): Дмитрий Сергеевич Лихачев утверждал: «По тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем имеем дело», что «учиться хорошей, спокойной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит».

1-й ученик (Оля): Дмитрий Сергеевич утверждал, что «в основе любых жаргонных, циничных, выражений и ругани лежит слабость. "По- настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо».

2-й ученик(Нина): «А ведь бывает и так, что человек не говорит, а "плюется словами". Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность».

1-й ученик (Оля): «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирайте достойное, а не легкое» И еще он писал молодежи: «Избегайте слов -"паразитов", слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли».

Слово учителя. Над различными нормами языка мы работаем с вами постоянно, это является элементом почти каждого нашего урока. Анализ выполненных вами заданий показывает, что вы сталкиваетесь с трудностями при выполнении упражнений, поэтому сегодня культуре речи мы посвятим целый урок. Перед нами стоят следующие цели и задачи.

В: Из -за чего я чаще всего вам снижаю оценку за сочинение? (Из-за речевых, стилистических, грамматических ошибок.) Значит, поможем тем, кто сталкивается с проблемой неправильного словоупотребления, неумением правильно строить предложения и пользоваться богатством русского языка.

Под культурой речи понимают практическую реализацию грамматических, лексических и стилистических норм литературного языка.

В: Какую речь мы называем культурной? (Культурной является речь, в которой слова употреблены как в соответствии с их грамматическими характеристиками и лексическим значением, так и стилистически верно.) Культура речи невозможна без достаточно высокого уровня общей культуры человека.

Предлагаю вам выполнить ряд заданий.

2. Практические задания по орфоэпическим нормам русского языка.

В: Почему мы сталкиваемся с трудностями при постановке ударения? (Ударение в русском языке разноместное, многие слова заимствованы, + общение с людьми, которые нарушают нормы, неправильно говорят + с экрана телевизора поток речи, которую нельзя считать образцовой.) Ваша задача - нести в общество культурную речь.

Задания 1,2,3. Прочитайте слова с правильно расставленным ударением. Запишите в тетрадь только те слова, которые вызвали у вас трудность.

3. Морфологические и синтаксические нормы.

Задание №1. На доске записать по 1 предложению

Задание №2. Устно.

Задание №3. Устно (частично письменно)

Задание №4. Устно (частично письменно)

Задание №5. Устно.

Задание №6. На доске 2 человека по 4 словосочетания.

4. Лексические и стилистические нормы.

Нередко затруднения в выборе слова связаны с недостаточно четким разграничением смысловых оттенков или грамматических особенностей близких по звучанию однокоренных слов.

В: Как называются такие слова? (Паронимы.)

Задание №1. Устно.

Задание №2. Как называются обороты речи, содержащие однозначные, а значит, обычно лишние слова? (Плеоназмы.)

Напомню вам принцип, выдвинутый А. С. Пушкиным: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».

А М. Горький требовал от каждого писателя серьезной и глубокой работы над речевым материалом, ставя в пример А. С. Пушкина, который «первый показал, как следует пользоваться речевым материалом, как надо обрабатывать его».

В задании №3 предлагается найти ошибки и исправить их. Попробуйте это сделать (вы - корректоры!)

М. В. Ломоносов обращал особое внимание на исключительное богатство русского языка: «Кто отчасу далее в русский язык углубляется, тот увидит безмерно широкое поле, или, лучше сказать, едва пределы имеющее море».

Одно из домашних заданий направлено именно на эту особенность русского языка. (Посмотрите зад. №4)

5. Домашнее задание.

6. Рефлексия. Подведение итогов. Выставление оценок.

Орфоэпические нормы

Задание №1. Поставьте правильно ударение в существительных мужского рода: алфавит, безмен, досуг, дефис, квартал, инсульт, коклюш, партер, нарост, триптих.

Задание №2. Поставьте правильно ударение в существительных женского рода: злоба, искра, камбала, курага, дремота, зевота, ломота, немота, тошнота, свекла, щеколда, щиколотка, бюрократия, флюорография.

Задание №3. Поставьте правильно ударение в существительных среднего рода: возвеличение, захоронение, озвучение, квашение, обеспечение, сосредоточение, упрочение.

Морфологические и синтаксические нормы

Задание №1. Определите род аббревиатур. Составьте с тремя из них предложения и запишите в тетрадь.

УВД, МГУ, МХАТ, ООН, СНГ, ГЭС, НИИ, ЭВМ

Задание №2. Определите род заимствованных существительных: мадам, кредо, пенальти, атташе, денди, салями, буржуа, мисс, фламинго.

Задание №3. Словосочетания, приведенные во мн. ч., поставьте в форму ед. ч.: ужасные неряхи, красные георгины, белые клавиши, грязные манжеты, черные ботфорты, старые мозоли, стальные рельсы.

Задание №4. Образуйте род. падеж мн. ч. данных существительных: носки, грузины, килограммы, апельсины, джинсы, макароны, помидоры, очки.

Задание №5. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения имен прилагательных.

Это самый новейший проект. Гоголь изображает помещиков более реалистичнее. Самая высочайшая гора Земли - Эверест. Марианская впадина - самое глубочайшее место в океане.

Задание №6. Определите, какого управления требуют приведенные ниже слова.

Беспокоиться, тревожиться за кого-то, о ком-нибудь

Упрекать, порицать в чем-нибудь, за что-нибудь

Удивляюсь, удивлен чему-нибудь, чем-нибудь

Уверенность, вера во что-нибудь, в чем-нибудь

Оплатить, заплатить что-нибудь, за что-нибудь

Препятствовать, тормозить что-нибудь, чему-нибудь

Лексические и стилистические нормы

Задание №1. Выберите подходящий по смыслу пароним.

Национализм 1)воинственный 2) воинствующий

Ужин 1)дружеский 2) дружественный

Платье 1)эффектное 2) эффективное

Человек 1)фанатичный 2)фанатический

Характер 1)взрывной 2)взрывчатый

Почва 1)глиняная 2)глинистая

Задание №2. Найдите ошибки в приведенных словосочетаниях, объясните, чем они обусловлены.

Глубокая бездна подскочить вверх местный абориген

Смелый риск сатирическая карикатура коллеги по труду

Огромная махина громко грянуть народный фольклор

Задание №3. Найдите в предложениях лексические и стилистические ошибки.

Львиная часть работы была уже выполнена.

Писатель играл большое значение в литературе конца века.

Я забыл поставить роспись в ведомости.

Героем повести Куприна является образ поручика Ромашова.

Я знал про своего друга, что он был сильно слабый человек.

Я уважаю Базарова за то, что он умел отстаивать свою точку мнения.

Домашнее задание.

  1. Поставьте ударение в словах: туфля, эксперт, бармен, оптовый, жалюзи, корысть, феномен, еретик, пуловер, айвовый, альтовый, зубчатый, кухонный, сливовый, августовский.

  2. Просклоняйте числительные.

Четверо, 741, 183

  1. Подберите синонимы к словам.

Безупречный, важный, примечания, описывать, тревожиться

Использованные ресурсы:

1. Д. С. Лихачев «О языке устном и письменном, старом и новом». «Русская культура» (Изд. «Искусство», М., 2000)

2. Асадов Э. А. Лучшие стихотворения. Избранная проза. (Изд. « Эксмо» 2010 г.)

3. stihi.ru

4. Журнал "Глинские чтения": июль-август 2007 г.

© 2010-2022