Статья Возможные варианты решения проблемы формирования у учащихся современной средней школы устойчивой потребности в чтении

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возможные варианты решения проблемы формирования у учащихся современной средней школы устойчивой потребности в чтении.

ГРИШКО В.А.

Учитель русского языка и литературы МОУ ВСОШ № 4 г.Томска

Программный курс литературы в школе не решает проблему формирования у учащихся устойчивой потребности в чтении, тем более что большинство учащихся читают художественные произведения под давлением необходимости, не испытывая при этом радости и наслаждения от общения с книгой. По мнению В.А.Сухомлинского, человек может отлично окончить школу и совершенно не познать человеческой радости чтения и думания. Действительно, уровень человеческой культуры определяется не количеством прочитанных книг, а тем, как они прочитаны, как осмыслены и обдуманы. Таким образом, важнейшими целями изучения литературы в школе является развитие у школьников устойчивой потребности в чтении, организация систематической, целенаправленной работы по развитию у учащихся стойкого интереса к чтению, расширению и разнообразию круга их читательских интересов, способствование их духовному обогащению и развитию.

Учащийся «стремятся найти в литературе ответы на вопросы, которые его волнуют, стремится утвердить свои мировоззренческие позиции, определить свое место в жизни, найти свой идеал» (Крутецкий В.А., Лунин П.С. Очерки психологии старшего школьника.- М., 1963.) Учитель, используя свой читательский и жизненный опыт, помогает своим ученикам разобраться в мотивировке поступков литературных героев, в сложных жизненных ситуациях, в которые они попадают, помочь учащимся сделать правильные выводы. При этом стимулирование у учащихся ассоциаций с их прежними знаниями, наблюдениями и переживаниями позволяет им обнаружить личностный смысл в художественном произведении, что в значительной мере повышает его положительное влияние на жизненные установки. Обсуждение на уроке той или иной книги помогает учащимся сформировать собственное мнение, дать личностную оценку. Обсуждение, спор, диспут зачастую ставит учащихся в ситуацию, когда им необходимо выбрать свою позицию, аргументировать ее, доказывать и отстаивать. Этот процесс часто сопровождается эмоциональным всплеском, который вольно и невольно вовлекает в сопереживание и размышление всех присутствующих на уроке учащихся. Даже не вступая в разговор, такие учащиеся все равно поставлены в положение выбора, соглашаются или не соглашаются с мнением своих более активных товарищей. Очень важно, чтобы беседы о прочитанной книге всегда сопровождались выводами учителя о ее эстетических и идейно-нравственных достоинствах.

Выразительное чтение, художественное рассказывание, исследование функции детали, композиции в произведении, выяснение авторской оценки, анализ отдельных эпизодов, рецензирование и другие виды деятельности развивают у учащихся интерес к литературе, побуждают творческие импульсы. Следует отметить тот факт, что большинство современных учащихся чтению книг предпочитают просмотр кинофильмов или телепередач. В данном случае учителю просто необходимо в целях развития читательских интересов учащихся организовывать обсуждение кинофильмов и телепередач, сопоставлять экранизации с подлинниками, проводить их идейно-художественный анализ.

Уроки литературы всегда были и остаются для учащихся ничем не заменимым источником обогащения духовных потребностей человека и нравственного совершенствования личности.

Обращаясь к проблеме современного урока литературы, важно помнить о тщательной продуманности его типологии и структуры. В дидактической литературе в настоящее время предложена классификация уроков литературы по основной образовательной цели: уроки изучения основ теории и истории литературы, уроки изучения художественных произведений (художественное восприятие, углубленная работа над текстом, обобщающие уроки), уроки развития речи. При этом необходимо помнить, что на всех этапах работы над художественным произведением необходимо внимание к идейно-нравственной позиции писателя, что позволит превратить уроки литературы действительно в уроки постижения искусства слова. Последовательность и взаимосвязь этапов (элементов) урока - не догма, а динамичное единство, зависящее от ряда конкретных условий и задач, стоящих перед учителем и учащимися. Следует помнить о том, что любой урок литературы только тогда выполняет свою роль, если является частью, элементом более сложной системы занятий по теме и по всему курсу литературы в целом. Неумение соотнести цель урока с целями курса и темы часто ведет к отбору случайного, иногда второстепенного материала для изучения, к неправильной расстановке акцентов и учебной перегрузке учащихся. В статье Ю.И.Лыссого «Уроки подготовки к анализу художественного произведения» на примере изучения романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» поднят вопрос о значении продуманной системы занятий и месте в ней отдельного урока, о правильном распределении акцентов при отборе и интерпретации материала, о динамичной связи элементов урока и ее обусловленности с целями и задачами обучения. Автор намечает способы пробуждения интереса учащихся к более глубокому прочтению и осмыслению художественного произведения, показывает, как следует формировать умения воссоздавать в своем воображении картины. Нарисованные художником слова, за репликой, деталью, ситуацией, сценой, эпизодом видеть автора и эмоциональное состояние героя, осознавать роль художественного пространства и времени, давать эстетическую оценку произведения искусства.

Структурную основу уроков литературы составляют слово учителя, руководство читательской деятельностью учеников, а также самостоятельная работа учащихся в их разнообразных и гармоничных сочетаниях. Слово ученика (беседа, опрос, доклад, реферат, сообщение и т.д.) - важнейший и необходимый элемент занятий по литературе. Важно только, чтобы слово учителя и слово ученика не превращались в некие монологи, когда собеседники произносят каждый свое и не слышат друг друга.

В последнее время учителя стали все активнее применять технические средства обучения, особенно ПК. К сожалению, многие при этом начинают терять чувство меры. Литература - особый вид искусства, обладающий огромной выразительностью и «внутренней наглядностью». При неумеренном и неоправданном применении ТСО ее восприятие, требующее внутренней духовной мобилизации и серьезности мыслительной деятельности, как будто облегчается, но на самом деле обедняется и никак не способствует интеллектуальному и эмоционально-эстетическому развитию учащихся. В статье Л.В.Крамущенко «Педагогическая целесообразность использования технических средств обучения на уроках литературы в учебном кабинете» приводится некое общее правило о том, что применение ТСО на уроках литературы целесообразно лишь в том случае, если их нельзя ничем заменить без ущерба для знаний и представлений учащихся и если они несут только им присущую информацию и выполняют только им присущую роль.

Каждый учитель, планируя свои уроки, старается опираться на литературоведческие и историко-литературные источники, в которых он стремится найти такую трактовку той или иной темы курса, которая больше всего соответствовала бы его представлениям. Но все же обращение к современной педагогической литературе, в той или иной мере исследующей дидактические закономерности учебного процесса, при подготовке урока не являются столь же обязательным для учителя-словесника, который сосредотачивает все внимание на содержании изучаемого материала. Полноценный процесс художественного восприятия предполагает умение не только логически осмысливать понятийную сторону содержания художественного произведения, но и воссоздавать в воображении картины, изображенные писателем, воспринимать мир чувств и переживаний литературных героев, видеть авторскую позицию во всех компонентах произведения и давать ему самостоятельную оценку. Только при овладении сложным комплексом читательских умений между читателем и писателем может возникнуть тот диалог, который и обуславливает глубокое постижение произведения, формируя идейно-нравственные убеждения и ценностные ориентации школьников.

Без целенаправленного обучения, без помощи и руководства со стороны учителя учащиеся не смогут в полной мере овладеть сложными читательскими умениями с необходимой глубиной и полнотой.

© 2010-2022