Календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Календарно-тематическое планирование

по литературе

10 класс

является составной частью рабочей программы

среднего общего образования по литературе








Программный материал

Кол-во часов

Дата

Словарь, теория

Повторение

Основные виды деятельности учащихся

НРК

Литература XIX века (90 час)

1.

Литература XIX века.

Введение (1 ч.).

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков

1


Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в русской литературе XIX века. Национальное самоопределение русск. литературы. Историко-литературный процесс

Художественная литература как искусство слова. Историко-литературный процесс

План-конспект обзорной лекции. Литературные направления и их основные особенности. Составление схемы опорных положений


Литература 1 половины XIX века (10ч.+2рр)

2.

Россия в 1 половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе 1 половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы

1


Основные темы и проблемы русск. литер. XIX века. Историко-культурные и худ. предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русск. литературе. Реализм и его становление

Борьба литературных направлений. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм.

Сообщения обучающихся и информационная переработка текста (простой план статьи учебника)



3.

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество(обзор). Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые в пушкинской лирике, ее гуманизм, философская глубина. «Вечные темы» в поэзии Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия).. Стихотворения «Свободы сеятель пустынный», «Вновь я посетил…»

Наизусть стих /по выбору/

(4 ч.)

1


Поэзия, лирические жанры, ритм, рифма, строфа, послание, сонет, элегия

Литературные роды: эпос, лирика, драма

Лекция с элементами деятельности учащихся. Сообщения по темам:

1. Детство Пушкина и его учеба в лицее.

2. Жизнь поэта в Петербурге. 3. Южная ссылка. Романтические поэмы.

4. Пушкин - историк.

5. «Маленькие трагедии», решение их нравственно - философских проблем. Основные темы и мотивы лирики (индивидуальные сообщения)

Декабристы на Севере

4.

Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.. «Пора мой друг…», « Из Пиндемонти». «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану», (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Поэт»

1


Лирический герой

Поэма как жанр литературы

Чтение и анализ понравившихся стихотворений. Эвристическая беседа с опорой на ранее изученное

К.К. Случевский "Мурманские отголоски". Драматизм повседневной жизни северян. Философские обобщения поэта

5.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра

1


Поэма, конфликт, индивидуальный бунт

Жанр композиции

Сообщение на заданную тему. Анализ отдельных фрагментов произведения. Сопоставление ключевых эпизодов



6.

Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы

1


Язык и особенности стиха. Народность литературы

Поэма как жанр литературы

Коллективная работа:

1 .Почему пушкинская тема является центральной не только в русской литературе XIX века, но и во всей русской литературе?

2. Каково влияние Пушкина на русскую национальную культуру?


7.

М.Ю. Лермонтов.

Жизнь и творчество(обзор).

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций

(2ч.)

1

Реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова

Жанры лирики: элегия, послание, эпиграмма, сонет, ода. Романтизм, реализм

Лекция о жизни и творчестве поэта сопровождаемая чтением стихотворений, выступлениями учащихся. Сообщение «Художественное своеобразие лирики Лермонтова»


8.

Тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. « Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»),, «Выхожу один я на дорогу» « К…»(«Я не унижусь пред тобою...»),

« Нет,я не Байрон,я другой…», « Валерик», «Сон», « Как часто пестрою толпою окружен».Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова

Наизусть стих /по выбору /

1


Тема, мотив

Лирический герой

Выразительное чтение и анализ стихотворений. Показать разницу между основными темами и мотивами в лирике поэта. Сообщение «Современники о творчестве М.Ю.Лермонтова»

В. Смирнов. Сборник «Поветрие»

Тема родины

9.

Н.В.Гоголь Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Невский проспект». Образ города в повести

(3 ч.)

1


Образ автора в произведении

Повесть как жанр литературы. Литературный тип

Лекция, сопровождаемая чтением фрагментов из произведений писателя, индивидуальными сообщениями учащихся.



10.






Соотношение мечты и действительности в повести

1


Фантастика. Художественный вымысел

Идея

Краткий анализ содержания повести чтение и анализ отдельных эпизодов. Словесное рисование. Сообщения на заданную тему

11.

Особенности стиля Н.В.Гоголя, своеобразие его творческой манеры

1


Содержание и форма

Авторская позиция

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений, подбирать цитаты из произведения. Формулировать вопросы к тексту. Составлять план

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений.


12.

р/р

Подготовка к написанию сочинения по произведениям русской литературы 1 половины XIX века

1


Тема, идея сочинения

Композиция сочинения

Составление плана сочинения, подбор цитат из произведений


13. р/р



Написание сочинения по произведениям русской литературы I половины XIX века

1




Написание сочинения


Литература второй половины XIX века (79 час)

14.

Обзор русской литературы второй половины

XIX века

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание

1


Гуманизм, нравственность, гражданственность, эстетика, философия, консерваторы, либералы, западники, славянофилы, радикально - просветительская группа либералов, революционеры - демократы, разночинцы, шестидесятники, почвенники, народники

Литература как художественное отражение жизни. Критический реализм. Классическая литература. Общественно - политическая обстановка 60-х годов 19 века. Литературно-критические статьи Белинского, Гончарова

Составление тезисов, сложного плана, подготовка сообщения по плану, группировка новых слов по темам: социально-политическая лексика, литературоведческая лексика. Сообщения: «Творчество передвижников: расцвет русской национальной музыки», «Могучая кучка», «Расцвет театрального искусства». Индивидуальное задание "Портретный очерк Д. И. Писарева, Н.А.Добролюбова"

15.

А.Н.Островский

Жизнь и творчество драматурга(обзор)

(7 ч + 2 р.р.)

1


«Колумб Замоскворечья» «Темное царство», «Самодур». Составление словарика драматургических терминов

Предшественники Островского: Фонвизин, Грибоедов, Гоголь, Пушкин

Сообщения учащихся об отдельных фактах биографии драматурга, о пьесах. «Свои люди - сочтемся», «Снегурочка», «Бесприданница»


16.


Драма « Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение жестоких нравов «темного царства».Образ города Калинова

1


Конфликт драматургический. Жанр пьесы. Смысл названия, система действующих лиц

Драматическое произведение

Развернутые ответы на проблемный вопрос




17.

Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины

1


Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия

Драма. Компромисс, домострой

Изложение отдельного явления, действия пьесы. Рассказ о творческой истории драмы. Чтение по ролям. Отбор цитат


18.

Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния

1


Язык художественного произведения

интерпретация

Составление схемы опорных положений


19.

Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе

Наизусть отрывок /по выбору уч-ся/

1


Нравственная чистота, сила чувств, поэтичность, правдивость натуры

Фольклор. Жанры фольклора.Персонаж. Характер

Литературоведческий анализ сцен. Отбор цитат, группировка, классификация языкового материала (по данному плану). Режиссерская интерпретация сцены покаяния


20.


Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие

1


Трагедия как жанр

Символика названий Идея произведения

Аналитическое сообщение "Говорящие имена и фамилии"





21.

Драматургическое мастерство Островского. Н. Добролюбов

«Луч света в темном царстве»

Тест

1


Пьесы драматурга на русской сцене

Развернутые ответы на проблемный вопрос


22. р.р.


Подготовка к написанию сочинения по А.Н.Островского «Гроза»

1


Тип текста

Композиция сочинения

Составление плана сочинения


23.

р.р.


Сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»

1




Написание сочинения


24.

И.А. Гончаров. Жизнь и творчество (обзор)

(5ч. +1рр)

1


Классик, классический, постпозиция, апатия

Роман, трилогия, сюжет, тип, типизация

Составление хронологической таблицы, выводов о жизни и творчестве писателя на основе воспоминаний современников, вопросов для викторины по материалу лекции


25.

Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Петербугская «обломовщина». Глава « Сон Обломова» и ее роль в произведении

1


Душевное омертвление

Русский национальный характер, положительный образ.

Художественный пересказ эпизодов, чтение по ролям, беседа по содержанию. Составление сюжетного плана к образу Обломова


26.

Система образов. Прием антитезы в романе. Сущность характера героя. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа

1


Стиль Гончарова

Что общего у героини Гончарова с Татьяной Лариной?

Отбор цитатного материала по плану, анализ худож. средств. Составление плана сравнительной характеристики. Дискуссия «Тема любви в романе. Противоречия любви»


27.

Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет)

1


Нарицательные образы - герои художественных произведений

Контраст, антитеза. Портрет как средство создания образа литературного героя

Всесторонние осмысление слов «Обломов» и «обломовщина» как ключевых слов романа, разграничение их смысла. Развернутый ответ на проблемный вопрос


28






29.

р/р

Авторская позиция и способы ее выражения. Своеобразие стиля Гончарова

Тест

Аудиторное сочинение ограниченного объема по роману «Обломов»

1





1


Историко-философский смысл романа

Второстепенные персонажи

Работа со статьями Добролюбова «Что такое обломовщина?», Писарева «Обломов», Анненского «Гончаров и его Обломов». Выписки, необходимые для подтверждения своего согласия или несогласия с мнением критика


30.

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Отцы и дети». Творческая история романа

(8ч. + 1 р.р.)

1


«Гений лиры» (Мережковский), «Аннибалова клятва»

Стихотворение в прозе как литературный жанр. Повесть о любви. Тургеневская девушка. «Записки охотника». Проблема «лишнего человека»

Подготовка заочной экскурсии на родину писателя Спасское - Лутовиново. Инд. сообщ:

1. «Записки охотника - поэтически написанный обвинительный акт».

2. «...Время Рудиных прошло».

3. «Лиза Калитина и Лаврецкий и романе «Дворянское гнездо»


31.

Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа

1


Демократ, нигилизм, либерал, либерализм, разночинцы, шестидесятники

Тема духовного наследования в русской литературе 19 века

Анализ пейзажа как своеобразной энциклопедии крестьянской жизни. Анализ биографии героев, средств создания образов

32.

Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова

1


материализм

догматизм

Речь героя как средство его характеристики. Диалог-спор, речевая деталь. Полемика

Анализ ключевых эпизодов

33.

«Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Тема народа в романе. Смысл названия

1

аристократ, аристократия, аристократизм

Психологизм.

Составление речевых характеристик. Свободный пересказ с идейно-художественным и психологическим комментарием


34.

Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции

1


Социально-историческая обусловленность темы

Пафос

Диспут «Любовь в жизни героев»


35.

«Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство).Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения

1


Вечные ценности, рефлексия, сибарит

Тема. Идея. Проблематика

Составление схемы опорных положений. Инсценирование и розыгрыш ключевых сцен


36.

Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы Тест

1


Психологизм, умолчание

Грушницкий («Герой нашего времени»), Репетилов («Горе от ума»), «Гамлет» и «Дон Кихот»

Составление опорных положений. Язык и стиль романа. Анализ лексических, стилистических, синтаксических средств


37.

р/р

Полемика вокруг романа

Д.И. Писарев.

«Базаров» (фрагменты). М.А. Антонович «Асмодей нашего времени». Составление конспекта статьи

1


Литературная критика

Составление тезисов критических статей. Сопоставление интерпретаций образа Базарова Антоновича и Писарева. Дискуссия


38. р/р

Написание аудиторного сочинения ограниченного объема по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

1


Написание сочинения


39.

Ф.И. Тютчев Жизнь и творчества(обзор). Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики

(Зч.)

1


Философская лирика. Двухчастная композиция особенности поэтического стиля, трагическое ощущение противоречий бытия, концепции мира и человека

Ранее изученные стихи Тютчева. Особенности лирики. Повторение сведений о стихосложении

Сообщение учащимся о биографических фактах поэта. Творческий эксперимент «Реконструкция» стихотворения «Осенний вечер»


40.

Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. «Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья…» «Не то, что мните вы, природа…», «Silentium!", «День и ночь»

1


Слово и образ. «Денисьевский цикл» как роман в стихах

аллитерация

ассонанс

романтизм

автобиографизм

Чтение и анализ стихотворений


41.

Любовь как стихийное чувство и "поединок роковой". Художественное своеобразие поэзии Тютчева. Стихи: «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»). «Последняя любовь»

Наизусть стих-ие /по выбору уч-ся/

1


Особенности поэтического стиля Тютчева. Глубокое проникновение в духовный мир человека

Любовная лирика Пушкина, Лермонтова

Подготовка к выступлению на уроке с самостоятельным анализом

Любовная лирика поэтов Заполярья

42.

А.А. Фет

Жизнь и творчество (обзор). Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». Стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую…»

(3 ч +1 р.р.)

1


Теория «чистого искусства», поэтический стиль Фета, мироздание, гармония, ассоциация, безглагольность

Повторение ранее изученных стихотворений Фета. Лирическое стихотворение

«Реконструирование» стихотворения «Печальная береза». Исследование поэтического синтаксиса

О. Воронова. Сборник «Хочу остаться на земле»

43.

"Вечные" темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Стихи: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

1


Соотношение лирического героя и биография автора

Символ. Звукопись: аллитерация, ассонанс

Интерпретация стихов по теме индивид. исследования: "Три поэтических всплеска о

любви и вечности: «Теон и Эсхин» Жуковского, «Они любили друг друга так долго и нежно...» Лермонтова, «Alter ego» Фета"

Философ. лирика поэтов Заполярья

44.

Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. Стихи: «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…»

Наизусть стих. /по выбору/

1


Мироощущение, трагический оптимизм

Изобразительно-выразительные средства: сравнение, эпитет


Эмоц. - оценочное слово в поэзии Кольского Севера

45. р/р

Сочинение-анализ стихотворений Ф.И. Тютчева, А.А. Фета

1


Иллюзорность, лаконичность

Анализ поэтического текста с использованием схемы сопоставительного анализа стихотворения


46.

А.К.Толстой. Жизнь и творчество (обзор).

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Стихи «Против течения»

(2ч.)

1

Историческая баллада, реакционер, славянофил, западник, историзм

Монархизм, боярщина, эпоха Иоанна Грозного. «История Государства Российского» Карамзина. Баллада

Аналитическая работа с текстом. Сопоставит. анализ стихотворения «Средь шумного бала», А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье»


47.

Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Государь ты наш батюшка…»

1

Влияние фольклора на лирику XIX века.

Жанры фольклора

Комментировать чтение фрагментов текста, анализировать текст с позиций жанра. Выявлять особенности языка произведения


48.

Н.А.Некрасов.

Жизнь и творчество (обзор).

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее. основные темы, идеи, образы. Особенность некрасовсого лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии.

« Вчерашний день…»,

« Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Внимая ужасом войны»

(5ч. + 2р.р.)

1


Проблематика. Лирический герой

Особенности лирического героя А.Фета и Ф.Тютчева

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя.

Выразительное чтение


Программный материал

Кол-во часов

Дата

Словарь, теория

Повторение

Основные виды деятельности учащихся

НРК

49.

Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта- гражданина «Поэт и гражданин», «Блажен незлобивый поэт». Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). «Мы с тобой бестолковые люди...»,

« Я не люблю иронии твоей», « О Муза, я у двери гроба»

1


Традиции. Новаторство

Сопоставительный анализ стихотворений Н.А.Некрасова и А.С.Пушкина

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений.

Выразительное чтение

50

Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Художественное своеобразии лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией. Стихи «В дороге», « Тройка»

Наизусть стихотворение /по выбору/

1


Герой. Тип. Характер

Народность. Автор-повествователь

Анализ лирического стихотворения в свете его художественного своеобразия


51

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания, сюжет, фольклорная основа, ее жанровое своеобразие. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы

1


Жанр поэмы-эпопеи. Сюжет. Композиция. Народность творчества

Стадия развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирические отступления

Комментировать чтение фрагментов текста, анализировать текст с позиций жанра. Выявлять особенности языка произведения. Характеризовать героев

52.

Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрёны Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, богатыря «святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова

Отрывок наизусть /по выбору /

1


Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

Тема народного бунта в творчестве А.С.Пушкина

Сопоставлять сюжеты, персонажей литер. Произведений, подбирать цитаты из произведения. Формулировать вопросы к тексту. Составлять план.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений

53. р/р.

Обучение написанию развёрнутого ответа ограниченного объёма по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

1


Основная мысль сочинения

Композиция сочинения

Составление плана сочинения

54. р/р.

Написание сочинения ограниченного объёма по поэме Н.А.Некрасова«Кому на Руси жить хорошо»

1




Писать сочинение по одной из предложенных тем

55.

Литература народов России

К. Хетагуров. Жизнь и творчество (обзор) Стихи из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта

1


Стихотворный перевод

Звукопись: аллитерация, ассонанс

Анализ поэтического текста с использованием схемы сопоставительного анализа стихотворения

56.

Н.С.Лесков.

Жизнь и творчество (обзор). Особенности сюжета повести «Очарованный странник». Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя)

(2 ч.)

1


Самобытность, правдоискатель, странник, праведник, русский национальный характер.

Народность. Сказ «Левша» житие.

Краткое изложение повести. Заполнение в процессе дом. чтения таблицы «Летопись жизни и судьбы Ивана Флягина»

Диалектизмы в поэзии В. Смирнова

57.

Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры. Тест по повести.

1


Сказ в творчестве Лескова. Стиль Лескова

Стадия развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.

Интерпретация худ. текста. Составление характеристики праведника. Исследование языка праведника, языка произведения

58.

М.Е.Салтыков - Щедрин Жизнь и творчество(обзор). «История одного города»(обзор). Обличение деспотизма невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева

(2 ч.)

1


Сарказм, сатирическая хроника, псевдоним

Юмор, сатира, ирония, гротеск, гипербола, эзопов язык, подвижник

Составление плана-схемы «Биография Салтыкова- Щедрина». Обзор романа «История одного города». Работа со словарными словами


59.

Тема народа и власти. Смысл финала «Истории…». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм

1


Понятие об условности в искусстве (эзопов язык)

Аллегория

Художественный пересказ, анализ содержания. Злободневная политическая сатира. Выводы


60.

Ф.М.Достоевский.

Жизнь и творчество(обзор). Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиция. Своеобразие жанра

(10 ч.)

1


Гуманистические традиции. Психологический роман

«Почвенничество»

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя



61.

Проблематика, система образов романа

1


«Маленький человек». «Мировая гармония»

Тема «маленького человека» в творчестве А.В.Гоголя

Лексические и синтаксические особенности авторской характеристики действующих лиц


62.

Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники»

1


Идеологический роман. Герой-носитель идеи. Двойники и антиподы. Философский мотив. Убийца - философ

Эпизод. «Говорящая» деталь. Индивидуалистический, индивидуальный эгоцентризм

Составление поэпизодного плана 1 части романа. Определение места фрагмента в структуре художественного целого. Устное сочинение «Теория Раскольникова»


63.

Образы «униженных и оскорблённых». Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала писателя

1


«Вечная Сонечка»


Комментировать чтение фрагментов текста, анализировать текст с позиций жанра. Выявлять особенности языка произведения. Характеризовать героев


64.

Второстепенные персонажи. Приёмы создания образа Петербурга

1


Символ. Символическое значение

Трагический образ


65

Библейские мотивы и образы романа. Тема гордости и смирения

1


Евангелие, воскресение и воскрешение

Элементы сопоставительного анализа

Рассуждение по опорной схеме


66.

р/р

Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Изложение первого сна Раскольникова с творческим заданием

1


Монолог

Роль сна в композиции произведения

Формулировать вопросы к тексту. Составлять план


67.

Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция в романе. Роль эпилога

1


Интерьер. Психологический пейзаж

Роль эпилога в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Анализ эпизода (например, «На Николаевском мосту»)


68.

«Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия

1


Полифонизм

Внутренний монолог Безверие. Нигилизм

Интерпретация заглавия романа


69. р/р.

Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия и мировое значение творчества писателя.

Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского

1


Философская и идейно-нравственная проблематика

«Всё сбылось по Достоевскому» (Н.Бердяев)

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений


70.

Л.Н. Толстой.

Жизнь и творчество

(17ч+2рр. )

1


Диалектика души. Духовные искания

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя


71.

«Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа-эпопеи. Особенности композиции. Антитеза как центральный композиционный приём

1


Эволюция. Эпопея. Антитеза. Психологизм

«Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа

Индивидуальные сообщения. Работа над опорными положениями


72.

Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности

1


Лжепатриотизм, бездуховность, ханжество, индивидуализм

Анализ эпизодов, определение их роли в структуре целого художественного текста


73.

Изображение светского общества

1


Стиль писателя. Особенности языка писателя

Комментировать чтение фрагментов текста, анализировать текст с позиций жанра. Выявлять особенности языка произведения. Характеризовать героев

Опыт публичного выступления по заданной теме


74.

«Мысль народная» и « мысль семейная» в романе. Семейный уклад в жизни Ростовых и Болконских

1


Система образов

Герой. Характер. Портретная деталь


75.

Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого

1


Нравственность


Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений, подбирать цитаты из произведения. Формулировать вопросы к тексту. Составлять план



76.

Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского

1





77.

Путь идейно-нравственных исканий Пьера Безухова

1


Диалектика души.

Эгоизм. Масонство

Роль любви в создании характера литературного героя. Персонаж

Анализ «ключевых» эпизодов романа

78.

Образ Платона Каратаева и авторская концепция "общей жизни". Тема войны в романе. Толстовская философия истории

1


«Мысль народная»

«Наполеонизм»

Анализ «ключевых» эпизодов

79.

Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 года

1


Антонимы (разнокорневые, однокорневые, энантиосемия, фразеологизмы-оксюмороны) и их роль при сравнительном анализе

Способы систематизации рабочих материалов.

Сравнительный анализ. Два способа организации материала в сочинении сравнительного типа

Осмысление подвига и трагедии народа в стихотворениях В. Тимофеева

80.

Бородинское сражение как идейно - композиционный центр романа

1


История на страницах художественного произведения

81.

Картины партизанской войны, значение образов Тихона Щербатого

1


«Мысль народная».

Историзм.

Работа с литературоведческим материалом. Корректное использование литературоведческих материалов


82.

Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма

1


Тип.

Характер.

Анализ ключевых эпизодов


83.

Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе

1


«Наполеонизм» нравственная проблема. Исторические личности и вымышленные персонажи в их взаимодействии

Москва и Петербург в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Монологический ответ на заданную тему


84.

Психологизм прозы Толстого. Приёмы изображения душевного мира героев («диалектика души»).

Тест по роману»Война и мир»

1


Внутренний монолог как приём психологической характеристики героя

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений


85.

Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Роль эпилога.

Отрывок из романа наизусть /по выбору /

1


Поэтика произведения. Внутренний монолог.

Мини - исследование «Роль заглавия в произведении»


86.

Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя

1


Литературная критика

Советы по стилистике. Опорная лексика и лексические обороты

Комментировать чтение фрагментов текста, анализировать текст с позиций жанра. Выявлять особенности языка произведения


87.

р/р

Обучение написанию сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1


Композиция сочинения


Составление плана сочинения, подбор цитат произведений


88. р/р

Написание сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1




Написание сочинения


89.

А.П.Чехов

Жизнь и творчество. Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Рассказы « Студент», « Дом с мезонином». Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. «Палата №6»

(9ч.)

1


Эпистолярный жанр

Рассказ как жанр

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя.

Анализ писем Чехова



90

Тема пошлости и неизменности жизни. Утверждение творческого труда как основы подлинной жизни Рассказ «Ионыч»

1


Проблематика. Идея. Пафос

Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог

Анализ художественного текста


91.


Тема любви в чеховской прозе. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений. « Дама с собачкой»

1


Цветовая деталь у Чехова и её роль.

Доклад, требования к нему.

Устное сообщение. Формулирование выводов Анализ художественного текста


92.


«Человек в футляре». Проблема ответственности человека за свою судьбу

1




Комментировать чтение фрагментов текста, анализировать текст с позиций жанра. Выявлять особенности языка произведения. Характеризовать героев


93.

Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования. Чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст

1


Своеобразие стиля Чехова

Деталь.


94

Комедия «Вишнёвый сад».

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов, Символический смысл образов «Вишнёвого сада»

1


Чеховская пьеса. Символ. Название как «предварение»

Законы драматургии

Выразительное чтение отдельных эпизодов


95.

Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«Недотепы»

1


Авторская позиция. Лирическая комедия

Драма, комедия, трагедия.

Пересказ - анализ в свете темы урока


96

Образы слуг( Яша, Дуняша, Фирс).Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра Тест

1


Проблема жанра. Творческая лаборатория писателя

Стиль

Монологический ответ на заданную тему. Обобщение ключевых идей


97.

р/р

Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству А.П.Чехова

1




Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений


98

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.

Основные тенденции в развитии литературы 19 века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм

(4 ч.)

1


Взаимодействие зарубежной и русской литературы, отражение в них «вечных» проблем бытия

Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм


Выразительное чтение отдельных эпизодов. Комментировать чтение фрагментов текста, анализировать текст с позиций жанра. Выявлять особенности языка произведения. Характеризовать героев



99.

Г. де Мопассан.

Жизнь и творчество(обзор). Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа

1


Нравственный выбор героя

Новелла как жанр


100.

Г. Ибсен. Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом». Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики. Своеобразие «драм идей» Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия

1


Психологизм

Художественные средства создания образов: портрет, речевая характеристика, внутренний монолог

Анализ художественного текста. Характеристика героев. Выявление особенностей языка произведения


101.

А. Рембо. Жизнь и творчество (обзор).

Стих «Пьяный корабль». Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия.

Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка

1



Символические образы в стихотворении


Композиция стихотворения


Анализ художественного текста. Составление цитатного плана



102.

Тестирование по текстам произведений русской литературы XIX века.

Подведение итогов

1











© 2010-2022