Рабочая программа по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе в 7 национальных классах

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и литературе и авторской программы С.К.Бирюковой и др. «Русский язык и литература. V-XI классы национальных школ Российской Федерации» - Санкт-Петербург. - Издательство «Просвещение». - 2005., соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

Федеральный закон №273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ»

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ №1098 от 09.03.2004;

Приказ Министерства образования и науки от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования» ;

Приказ Министерства образования и науки №825 от 14 августа 2015 года «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. №253»

Учебный план МБОУ СОШ №1 пгт.Каа-Хем на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом № 278/3 от 31 августа 2015г.

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности с гуманистическим мировоззрением и гражданским самосознанием, чувством патриотизма и любви к отечественной культуре.;

- развитие эмоционального восприятия художественной литературы, творческого воображения, читательской культуры, развитие устной и письменной речи учащихся в процессе освоения литературного текста;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение начальными умениями анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.

При реализации целей литературного образования должны учитываться и специфические задачи, обусловленные педагогическими условиями национально-русского двуязычия, которые сводятся в основном к следующему:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы спецификой образно-эстетической системы;

- формирование навыков и умений сравнивать и сопостоавлять произвдения русской и ролнйо литератур по етмам, проблематике, идее и находить в них общие и различные черты, обусловленные национальными и культурными особенностями.

Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся по литературе, определяемый образовательным стандартом, соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.

Преподавание ведется 2 часа в неделю, всего 70 часов в год, соответствует федеральному базисному плану.

Изучение базового курса ориентировано на использование учебника для 7 класса национальных школ в двух частях. Авторы-составители: Н.С.Русина, С.К.Бирюкова, А.М.Мансуровой и др. - 13-е изд. - СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2012г.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:

учащиеся должны знать:

- текст художественного произведения;

- событийную сторону (сюжет) и героев произведений в их взаимосвязи;

- основные признаки понятий: гипербола, постоянный эпитет, пейзаж, повесть;

учащимся нужно уметь:

- характеризовать героя изучаемого произведения, давать нравственные оценки его поступков и поведения;

- находить в изучаемом произведении изобразительно- выразительные средства (в том числе постоянный эпитет, гиперболу, а также пейзажные, портретные описания и др.) и объяснять их роль в тексте;

- правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные, учебные, научно-популярные и публицистические тексты (минимум 100-110 слов в минуту);

- употреблять в речи записанные в словаре слова и выражения;

- пересказывать устно или письменно ((изложение) - подробно, выборочно, с изменением лица или сжато - небольшие эпические произведения или отрывки из эпических произведений;

- давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении.

Содержание курса

В программу средних классов включены как небольшие по объему и несложные по содержанию произведения, проверенные школьной практикой, имеющие высокое художественное и воспитательное значение, так и большие по объему произведения. Это тексты А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя . Их образцовый русский литературный язык позволяет в процессе изучения художественных текстов обучать навыкам чтения, развивать устную и письменную речь нерусских учеников.

Литературные тексты для средних классов распределяются по трем рубрикам: 1) для чтения и изучения, 2) для чтения и обсуждения, 3) для внеклассного чтения.

В программе для каждого класса дается примерный список произведений для чтения и заучивания наизусть. Педагог, учитывая конкретные условия своей работы и степень подготовленности учащихся, может расширить или сузить этот перечень

Элементарные сведения по теории литературы даются на основе практических наблюдений над поэтическим языком произведений. При сообщении теоретических сведений учитель опирается на знания, полученные учащимися на уроках родной литературы. Сообщаются необходимые сведения по теории литературы, расширяющие и углубляющие представления школьников о литературном процессе в целом.



Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе

№ п/п

колич часов

дата


Темы уроков

Требования к уровню подготовки


домашнее задание


примечание

По плану

фактически

Знать:

Уметь:

1

1

Введение. Человек как главный предмет изображения в художественной литературе

цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении творчества писателей; образную природу словесного искусства.

пользоваться справочным разделом; составлять план и тезисы прочитанного; рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку; извлекать дополнительную информацию.

2

1

УНТ. Русские народные песни.

своеобразие песен; содержание исторических песен; отражение в них жизни народа.

воспринимать и анализировать песни; свободно работать с поэтическими фольклорными текстами.

3

1

Песни народов Северного Кавказа.,

виды песен; историческую основу песен.

воспринимать и анализировать поэтику песен, подтверждать ответ текстом (языковые средства, описания и др.)

4

1

Песни народов Поволжья, Приуралья, Сибири.

виды песен; историческую основу песен.

воспринимать и анализировать поэтику песен, подтверждать ответ текстом (языковые средства, описания и др.)

5

1

Вн.чт.. Тувинские народные песни (сопоставление)

содержание и проблематику песен русского и тувинского народов

участвовать в диалоге; высказать свое мнение

6

1

Русская литература 19 века. В.А.Жуковский «Светлана»

сюжет и образную систему баллады; историю создания баллады.

самостоятельно раскрывать нравственное содержание баллады, находить лирические и эпические черты.

7

1

А.С.Пушкин «Полтавский бой»

основные сведения о юношеских годах А.С. Пушкина; историческую основу изучаемого произведения; А.С. Пушкина, понятие жанров.

самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы; доказать мастерство поэта при изображении Петра I.

8

1

Теория литературы. О метафоре.

Понятие метафора

Находить примеры метафор в художественном тексте, определять их роль

9

1

А.С.Пушкин Дубровский». История создания.

понятия "сюжет" и "композиция"; роман как один из эпических жанров литературы; герои произведения.

выразительно читать текст

10

1

Дубровский - ст. и троекуров. Суд и его последствия.

Содержание романа

показать критическое изображение барства; сочувственное отношение к крестьянам; сравнивать героев; протест против беззакония и несправедливости.

11

1

Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости.

содержание романа.

самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию.

12

1

Развязка романа «Дубровский».Особенности построения произведения.

особенности композиции романа

анализировать некоторые эпизоды, приводить в примеры цитаты, отстаивать свою точку зрения составлять план событий, говорить о композиции романа.

13

2

Р.Р. Сочинение по произведению

Методику написания сочинения

использовать текст для подтверждения своих мыслей

14

1

М.Ю.Лермонтов «Парус», «Узник». Мотивы одиночества, стремление к свободе.

основные факты биографии М. Ю. Лермонтова; биографическую основу стихотворения "Парус"; основные мотивы лирики поэта в целом; содержание и тему стихотворений; прием сравнения в композиции произведения.

выразительно читать стихотворный текст.

15

1

Теория литературы. О лирике. Стихосложение. Двусложные размеры стиха.

двусложные размеры стиха (ямб, хорей, пирихий).

определить размер стиха.

16-18

3

В/Ч. Знакомство с «Песней про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова, ее героями.

содержание поэмы, особенности сюжета, его историческую основу; понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром, близость «Песни...» к фольклорной основе.

отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования, находить исторические детали и объяснять их художественную роль, анализировать текст, язык поэмы.

19

1

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество

историю появления сборника «Записки охотника»,

20

1

«Бирюк». Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека.

содержание рассказа

определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте, составлять план и тезисы прочитанного

Определить композицию рассказа. Скорость чтения.

21

«Бежин луг» Описание мальчиков.

определение портрет

составлять сравнительную таблицу

22

«Бежин луг» сюжет произведения.

понятия басенки, побасенки

определять основную тему, идею рассказа, видеть авторскую позицию в тексте.

23

Роль рассказов мальчиков в раскрытии идейного содержания.

понятия басенки, побасенки

определять основную тему, идею рассказа, видеть авторскую позицию в тексте.

24

1

Теория литературы. Развитие понятия о пейзаже. Первоначальное понятие о композиции.

определение понятий пейзаж, композиция.

объяснять роль пейзажа в повествовании как важнейшего средства характеристики персонажей.

25

1

Н.А.Некрасов. «Мороз, Красный нос». Изображение крестьянской жизни. Прокл, его судьба как отражение тяжелой жизни крестьян.

историческую основу поэмы, её содержание

определять тему и идею поэмы, анализировать образ

26

1

Поэтический образ русской женщины.

содержание произведения

анализировать образ

27

1

Мечты Некрасова о свободном и счастливом труде.

содержание произведения

выразительно читать отрывок из художественного произведения

28

1

Картины природы в поэме.

Содержание произведения

определять роль картин природы для раскрытия идейного содержания произведения

29

1

Р/Р. Сочинение по поэме по одной из тем.

Методику написания сочинения

высказывать мнение и подтверждать тектсом

30

1

«Соловьи». Забота о сохранении природы. Особенности поэтического языка Некрасова.

историю создания цикла

анализировать произведение в единстве формы и содержания

31

1

Понятие о поэме. Трехсложные размеры стиха.

Знать понятие поэма, стихотворные размеры

Определять размеры

32

1

Л.Н.Толстой. «Отрочество». Связь автобиографических повестей «Детство» и «Отрочество».

отдельные факты биографии писателя, определение понятия «автобиографическое произведение», понимать, почему для Толстого так важна была Ясная Поляна.

понимать взаимоотношения взрослых и детей, уметь оценить общую атмосферу, окружающую ребенка в дворянской семье.

33

1

Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Способность героя к самоанализу и самооценке.

нравственную проблематику произведения.

участвовать в диалоге по прочитанному произведению; оценивать героя по его поступкам; давать характеристику герою, отражая особенности его характера (постоянное внутреннее движение, противоречия, смена чувств); понимать особенности повествовательной манеры писателя.

34

1

Обобщающий урок. Психологизм писателя.

нравственную проблематику произведения.

Понимать проявления возрастных особенностей героя, определять худ средства изображения переходного возраста, 1отрочества героя, роль бытовых картин, сцен природы в повести, мысли и чувства героя, его отношение к окружающему миру

35

1

Р/Р. Сочинение. «Что я принимаю и не принимаю в характере Николеньки Иртеньева»

Методику написания сочинения

Составлять обоснованное высказывание

36

1

«Поликушка».

содержание произведения

воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику произведения.

37

1

Понятие о рассказе, повести. Развитие понятия о литературном герое.

Определения рассказ, повесть, литературный герой.

характеризовать литературного героя

Подготовить сообщение (по дополнительным материалам) о биографии А.П.Чехова.

38

1

А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов.

биографию и творчество писателя; сюжет и образную систему рассказов;

давать оценку действиям героев, самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа,

39

Осмеяние самоуправства и угодничества в рассказе. Смешное и грустное.

говорящие фамилии, юмор, роль художественной детали; язык персонажей.

роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа, авторским отношением к нему.

40

1

«Степь» Торжество красоты природы. Лиризм повествования.


41

1

Понятие о юморе.

понятие юмор

Определять роль юмора в изображении картин жизни

42

1

Р/Р. Проба пера. Юмористическая зарисовка.


43

1

В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Проблемы счастья в повести.

автора, факты его жизни, содержание произведения, сюжет, героев

охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние;

44

1

М.Горький. «В людях».

Сведения о жизни и творческой деятельности писателя; сюжет рассказа; его идейно-тематическое содержание

уметь анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев

45

1

«В людях». Нравственное становление Алеши. Противостояние злу и несправедливости.

содержание рассказа, сюжет, героев;

анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев

46

1

Идейная и композиционная основа повести.

содержание рассказа, сюжет, героев;

анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев

47

1


48

1

Понятие об автобиографической повести.


49

1

В/Ч. «Челкаш».


50

1

А.П.Платонов. Жизнь и творчество писателя.

факты жизни и творческой биографии писателя

выразительно читать произведение; анализировать художественный текст

51

1

Герои произведения - труженики, люди гуманного сердца. Поиски родной души.

сюжет и проблематику рассказа

формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения.

52

1

«Неизвестный цветок». Ответственность человека за все сущее на земле.

авторское отношение к изображаемому; нравственные проблемы, затронутые в рассказе

выразительно читать текст; самостоятельно делать выводы; анализировать произведение.

53

1

Р/Р.


54

1

Ч.Айтматов. Жизнь и творчесво.

основные факты жизни и творчества Ч.Айтматова.

Составлять хронологическую таблицу

55

1

Жизнь, быт, нравственные устои киргизского аила. Драматизм событий повести.

авторское отношение к изображаемому; нравственные проблемы, затронутые в рассказе

владеть различными видами пересказа

56

1

Характер и поступки Султанмурата - главного героя повести.

авторское отношение к изображаемому; нравственные проблемы, затронутые в рассказе

выразительно читать текст; самостоятельно делать выводы; анализировать произведение.

57

1

Гуманистический пафос произведения. Художественные особенности повести.

авторское отношение к изображаемому; нравственные проблемы, затронутые в рассказе

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения,

58

1

Р/Р. Сочинение «Какие черты характера мне хотелось бы перенять у Султанмурата и почему?»


59

1

А.Ахматова. «Мужество», «Клятва». Масштабность и человечность подвига простого солдата.

Основные факты жизни А.Ахматовой, тематику произведений

выражать впечатления от прочитанного стихотворения; выразительно читать

60

1

«Памяти друга». О памяти и значении дружбы. «Городу Пушкина». Своеобразие пушкинской темы.

Своеобразие поэтических интонаций стихотворений.

выражать впечатления от прочитанного стихотворения; выразительно читать

61

1

В/Ч. С.Орлов. «Его зарыли в шар земной»


62

К.Г.Паустовский. «Надпись на валуне»

факты его биографии и творческой деятельности;

уметь определять основную тему, идею рассказа, видеть авторскую позицию в тексте понимать смысл рассказа;

63

1

Нравственный долг писателя.

создавать собств. высказывание на заданную тему в соответствии темой и основной мыслью

64

1

А.Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя…», «Две строчки»

Разнообразие тем лирики поэта

выражать впечатления от прочитанного стихотворения; выразительно читать

65

1

«Памяти матери». Тема сыновней любви и извечной вины перед памятью матери

Разнообразие тем лирики поэта

выражать впечатления от прочитанного стихотворения; выразительно читать

66

1

В/Ч. Ф.Искандер «Дедушка»


67

1

Гомер«Одиссея»

понятие «героич эпоса» (начальные представления), признаки и отличительные особенности героич эпоса, определение понятий «гипербола», «пост эпитет», «гекзаметр», «античная мифология»;

понимать, как сочетается в эпосе Гомера восхваление богов, поклонение им - с юмором, смехом, комизмом; значение поэм Гомера; уметь определять в тексте средства худ выразительности, особенности стихотв речи

68

1

Джеймс Олдридж «Последний дюйм»

автора, сведения о его биографии и творч деятельности

анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев

69

1

А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»

сведения о жизни и творчестве А. де Сент-Экзюпери; сюжет и содержание сказки-притчи «Маленький принц»; теоретико-литератур-ное понятие притча.

позицию автора и его отношение к героям; философский смысл и гуманистиче-ский пафос произведе-ния. Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; оценивать актерское чтение

70

1

Д.Дефо «Робинзон Крузо»

биографические сведения о Д.Дефо и его творчестве

характеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; уметь доказать, что роман-гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста.

Перечень учебно-методических средств обучения


© 2010-2022