Программа по литературе в 10 классе

       Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) и на основе программы «Русская литература XIX века», разработанной В.И. Сахаровым, С.А.Зининым.  Преподавание курса ведётся по учебнику «Русская литература ХIХ века. 10 класс» (авт. В.И. Сахаров, С.А. Зинин), в...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Подгоренская средняя общеобразовательная школа №1




УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________Т.С. Гриценко

приказ №____от ______________Рассмотрено

на заседании

методического объединения

протокол №__от____________



Рабочая программа


предмета «Литература» в 10 «Б» классе

на 2014-2015 учебный год



Составитель:

Морозова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории



пгт. Подгоренский

2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) и на основе программы «Русская литература XIX века», разработанной В.И. Сахаровым, С.А.Зининым. Преподавание курса ведётся по учебнику «Русская литература ХIХ века. 10 класс» (авт. В.И. Сахаров, С.А. Зинин), в 11 классе обучение будет продолжено по учебнику «Русская литература XX века. 11 класс» (авт. В.А.Чалмаев, С.А.Зинин). В содержательном отношении предлагаемый авторами историко-литературный курс имеет целью рассмотрение основных потоков русской литературы ХIХ-ХХ веков как высокого патриотического и гуманистического единства, в основе которого лежит любовь к России и человеку - главным и непререкаемым ценностям нашей культуры. Структура курса отражает принцип поступательности в развитии литературы, преемственности литературных явлений, рассматриваемых в общекультурном контексте. Применительно к русской классике ХIХ века авторы стремились к наиболее широкому освещению литературного процесса второй половины столетия (творчество А.Н. Островского, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и др.). Литература первой половины ХIХ века представлена в начале курса обзором творчества ведущих русских классиков: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, углубляющим и расширяющим курс предшествующего класса (следуя принципу завершенности основных ступеней общего образования, авторы тематически связали материал вводного обзора с содержанием 9 класса, включающего развернутые разделы по творчеству упомянутых писателей).

В основе программы обучения литературы в 10 классе лежит «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы». Авторы - составители: Г. С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М.: Русское слово, 2010 год.

Цели и задачи курса

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МОУ Подгоренская СОШ №1 федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 10 классе 3 часав неделю - 105 часов.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Содержание курса 10 -11 класса, курса на историко-литературной основе, предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое даст представление о судьбах родной литературы и родной культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением - художественным произведением - к формированию представления об историко-литературном процессе.

Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.

Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени,

С литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть - текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним - основа литературного образования.

Цели, обозначенные в стандарте

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

- формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств;

- культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;

- написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Основные общие учебные умения, навыки и способы деятельности, формируемые на уроках литературы в 10 классе



К основным общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

- определение существенных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

- Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

- Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

- Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

- Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

- Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

- Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

- Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

- Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, т.е. без реализации деятельного, практико и личностно ориентированного подходов.

Приоритетные направления в преподавании предмета

Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Основной формой организаций учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная и заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

Требования к уровню подготовки обучающихся



В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

Знать \ понимать:

  1. образную природу словесного искусства

  2. содержание изученных литературных произведений

  3. основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX века

  4. основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений

  5. основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  1. воспроизводить содержание литературного произведения

  2. анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

  3. соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи

  4. определять род и жанр произведения

  5. сопоставлять литературные произведения

  6. выявлять авторскую позицию

  7. выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

  8. аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

  9. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Основное содержание тем курса

Литература XIX века (105 час.)

Введение
(1 час)

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.



Литература первой половины XIX века (10 час)

Обзор русской литературы первой половины XIX века (1 час)



Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

А. С. Пушкин (4 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (1Х. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трех других стихотворений).

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

М. Ю. Лермонтов (2 час)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Поэма «Демон».

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Н. В. Гоголь (3 час)

Жизнь и творчество (обзор). Повести "Невский проспект", «Нос».

Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры. Реальное и фантастичное.

Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX века.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Введение

Понятие о художественном мире писателя. «Боль­шое» и «малое» время жизни художественного текс­та. Читатель как активный участник литературного процесса. Художественное произведение и его интер­претации.

Повторение

Восемь веков русской литературы (обзор и систе­матизация изученного).

Периодизация русской литературы. Древне­русская литература: основные эстетические принци­пы, жанровая система. Традиции древнерусской ли­тературы в творчестве писателей XVIII века. Древ­няя и новая русская литература: общее и особен­ное. Классицизм и сентиментализм в литературе XVIII века.

Творческий практикум.

Доклад реферативного типа.

Советы библиотеки.

Художественный мир русской литературы второй половины XIX века

Художественный мир А. Н. Островского (7 час.)

Театр Островского и традиции русской классической драматургии.

Пьесы «Свои люди - сочтёмся»,«Гроза». Смысл названия, своеобразие жанра. Система художественных образов, функции второстепенных и эпизодических персонажей. Символика и фольклорные мотивы. Тема греха и святости, ее сов­ременные интерпретации. Споры вокруг образа главной героини. Сцениче­ское воплощение пьесы.

Творческий практикум. Семинар, дискуссия, рецензия на спектакль.

Советы библиотеки.

Художественный мир И. А. Гончарова (5 час.)

Романы Гончарова как своеобразная трилогия о судьбах Родины и русского человека. Полемика с Тургеневым о русском романе.

«Обломов». Обломов в системе художественных образов романа, смысл сопоставления со Штольцем. «Сон Обломова» и его место в композиции и сюжете. Поиски положительных начал русской жизни. Обломовка, обломовцы, обломовщина как символические образы произведения. Авторский приговор идеалам главного героя. Переосмысление проблемы любви в романе. Историко-философский смысл фи­нала.

Споры вокруг образа главного героя.

Объективность повествовательной манеры. Функ­ции предметно-бытовой детали, пейзажа.

Творческий практикум.

Семинар-диспут, реферат, сочинение.

Советы библиотеки.

Художественный мир И. С. Тургенева (8 час.)

Своеобразие авторской концепции мира, эстетические и этические позиции писателя. Жанровое многообразие творчества. Русский роман XIX века и рома­ны И. С. Тургенева.

«Отцы и дети». Философская проблематика романа. Смысл названия, полемический пафос. Своеобразие композиции. Система художественных образов. Идея разрыва связи времен. Противоречивость позиции Базарова, его победы и поражения. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Временное и вечное в образе Базарова. Автор и его герой.

«Отцы и дети» - «живой роман». Споры об образе главного героя, о нигилизме. Творческий практикум.

Семинар, сочинение-размышление, реферат, ролевая дискуссия.

Советы библиотеки.

А.К. Толстой (2 час.)

Художественный мир поэта.

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Средь шумного бала, случайно...», «История государства Российского…».

Своеобразие художественного мира поэта. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю. Влияние фольклорной и романтической традиции.

Художественный мир

М. Е. Салтыкова-Щедрина (2 час.)

Сатирические приемы в сказках Салтыкова-Щедрина (повторение на основе ранее изученного).

Сказки«Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь». Смысл названия. Сатирическое осмысление, развенчивание обывательской псмхологии.

Творческий практикум.

Теоретический семинар, реферат.

Советы библиотеки.

Художественный мир Н. А. Некрасова (5 час.)

Лирика. Основные жанры и темы поэзии Н. А. Некрасова. Тема народа и Родины как ведущая в творчестве поэта. Новаторство поэзии: своеобразие тематики, фольклорная основа лирики, демократизация литературного языка.

«Кому на Руси жить хорошо» (История создания, жанр и композиция. Крестьянские типы в изображении Некрасова. Проблема счастья и ее решение.

Фольклорная основа поэмы. Своеобразие образного строя, языка, ритмики.

Творческий практикум.

Интерпретация поэтического текста в любом жанре. Эссе «Некрасов сегодня».

Советы библиотеки.

Художественный мир Ф. И. Тютчева (3 час.)

Лирика. Концепция мира и человека в поэзии Тютчева. «Вечные проблемы» человеческого бытия и их осмысление в философской лирике. Трагическое звучание темы любви.

Творческий практикум. Самостоятельное исследование, составление поэти­ческой антологии.

Советы библиотеки.

Художественный мир А. А. Фета (3 час.)

Лирика. Поэзия как выражение красоты и идеала. Тема «бедности слова» и мотив невыразимости сущего. Импрессионистические приемы в лирике.

Творческий практикум.

Сочинение-эссе, самостоятельная подборка стихо­творений, «представляющих» поэта.

Советы библиотеки.

Художественный мир Ф. М. Достоевского (10 час.)

Достоевский и нигилизм. Достоевский и христианство. «Преступление и наказание». Вопло­щение замысла писателя. Особенности повествовательной манеры. Мастерство психологического анализа. Жанровое своеобразие.

Русская действительность в художественном ми романа. Петербургская тема. Нравственно-философская проблематика. Тема преступления и наказания ее интерпретация на страницах романа. Символическая структура романа.

Система художественных образов. Раскольников и его теория. Трагические противоречия характера главного героя. Тема «двойничества» и ее воплощение на страницах романа.

Христианская концепция писателя. Своеобразие воплощения авторской позиции. Роман «Преступление и наказание» в восприятии читателей разных эпох.

Творческий практикум.

Ролевая дискуссия, реферат.

Советы библиотеки.

Художественный мир Л. Н. Толстого (17 час.)

Личность Толстого, писателя и философа, соединившего два века, две эпохи русской культуры.

«Война и мир». История создания. Особенности художественной структуры. Мастерство психологического анализа. Жанровая специфика. Смысл названия: символическое значение понятий «война и мир». Философско-художественная интерпретация «вечных проблем» бытия.

Основные персонажи романа. Поиски «мира» своего места в жизни любимых героев Толстого.

Толстовский идеал семьи. Идея целительной си, «общей жизни». «Мысль народная» в романе. Значение образа Платона Каратаева. Художественная правда истории в романе. Смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона.

«Диалектика души» и проблема свободной воли в романе.

Роман «Война и мир» и его читатели.

Творческий практикум. Сочинение-исследование в разных жанрах. Советы библиотеки.

Художественный мир Н. С. Лескова (3 час.)

Своеобразие повествовательной манеры. Жанр сказа.

«Очарованный странник». Житийное и фольклорное начала в повести. Тема праведничества. русский национальный характер в изображении пи­сателя. Система персонажей повести. Иван Флягин как герой и повествователь.

(Интерпретации смысла названия повести. Творческий практикум.

Итоговая творческая работа «Мое постижение ге­роя (книги)».

Советы библиотеки.

Художественный мир русской драматургии и прозы.

А. П. Чехов (7 час.)

«Вишней сад». Своеобразие жанра. Драматическая напряженность внутреннего действия, лирико-психологический подтекст. «Случайные» герои в случайной жизни. Интерпретация темы разрушения «дворянских гнезд». Утверждение высокого назначения человека, его творческой преобразующей деятельности. Символические образы.

Сценическая жизнь пьесы.

Проза Чехова. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения).

Рассказы «Палата №6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов).

Темы, сюжеты, проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

Мир русского романа, русской драматургии и русской лирики XIX века

(повторение и систематизация изученного)

Русский роман и его предтечи. Поиски новой фор­мы, адекватной времени. Проблема героя как узловая проблема русского романа. Жанровое своеобразие и жанровое многообразие русского романа.

Жанровое новаторство русской драматургии. Ос­новные пути развития русского театра. От лирики золотого века к лирике века серебряно­го. Основные тенденции развития. Споры о пушкинском наследии в 50-60-х годах XIX века. Лирика «чистого искусства» и гражданская лирика середины XIX века.

Советы библиотеки.

Художественный мир западноевропейской литературы XIX века (общий обзор)

Западноевропейская литература XIX века: своеобразие литературного процесса, основные направления, методы, стили, имена: Мопассан, Ибсен, Рембо.

Романтизм в литературе Англии, Германии, Франции: своеобразие романтической традиции. Формирование реализма в западноевропейской литературе и его основные открытия: новые имена и новые герои.

Русский и западноевропейский романтизм и реализм: взаимосвязь и взаимовлияние.

Советы библиотеки.

Итоговая читательская конференция.

Корректировка к плану: так как творчество Грибоедова А.С., Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю. изучалось в 9 классе, часы добавить на изучение творчества других писателей в 10 классе.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

По программе

Корректировка

1

Введение

1

2

Из литературы первой половины 19 века

33

3

Из литературы второй половины 19 века

71

Всего

105

Из них 20 часов на Р/Р





Тематическое планирование

(105 часов в год, 3 часа в неделю)

№п/п

Дата

Тема

Цель

Разделы, стр.

№1

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Познакомить учащихся с состоянием литературы и журналистики 2-й пол. XIX века.

Лекция

№2-5

А.С. Пушкин. Лирика. Поэма «Медный всадник».

Тематические жанры лирики. Традиции романтической лирики.

Лекция, сообщения, доклады, анализ стихов

№6-7

М.Ю. Лермонтов. Лирика. Поэма «Демон».

Байроновские мотивы и образы в поэзии Лермонтова.

Беседы, анализ произведений

№8-10

Н.В. Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос»

«Петербургская» тема в творчестве Гоголя и Пушкина. Ирония. Гротеск.

Работа над текстами

№11

Тестирование

Проверочная работа

№12-18

Творчество А.Н.Островского. «Свои люди - сочтёмся!». «Гроза».

Познакомить уч-ся с творчеством Островского. Семейно-бытовые сцены.

Статьи Добролюбова, Писарева.

№19-20

Р/Р Сочинение по творчеству А.Н.Островского.

Проверка знаний текстов писателя и критической литературы Добролюбова, Писарева.

№21-25

Творчество И.А.Гончарова.

Знакомство с творчеством Гончарова и его романом «Обломов».

«Обломов».

Статьи Добролюбова, Дружинина.

№26

Р/Р Письменная работа по роману «Обломов».

Проверка знаний текста, умение раскрывать поставленную проблему темы сочинения.

№27-34

Творчество И.С.Тургенева. Роман «Отцы и дети».

Изучение творчества писателя, его цикла «Записки охотника», стихотворений в прозе «Порог», «Два богача», романа «Отцы и дети».

«Записки охотника».

«Порог».

«Два богача».

«Отцы и дети».

№35-36

Р/Р Сочинение по творчеству И.С.Тургенева

Проверка умения раскрывать поставленную проблему темы сочинения.

№37-38

Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»

Изучить проблему, поставленную Н.Г.Чернышевским в романе о «новых людях», раскрыть черты социальной утопии в романе.

«Что делать?»

№39-43

Творчество Н.А.Некрасова. Анализ стихотворений. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Показать становление лирического стиля, раскрыть образ лирического героя в стихотворениях поэта. Работать над историей создания, над проблемой жанра поэмы. Раскрыть образы «народных заступников».

«В дороге»,

«Огородник»,

«Тройка»,

«Зеленый шум»,

«Поэт и Гражданин»,

«Пророк»,

«Элегия».

«Кому на Руси жить хорошо».

№44-45

Р/Р Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.

Умение работать над проблемой заданной темы.

№46-48

Лирика Ф.И.Тютчева. Анализ стихотворений.

Пушкинские мотивы в лирике поэта.

«Не то, что мните вы, природа…».

«Полдень».

«Тени сизые смесились».

№49-51

Лирика А.А.Фета. Анализ стихотворений.

Лирическая исповедальность. Мелодика стиха. П.И. Чайковский о лирике Фета

«Шепот, робкое дыхание…».

«На заре ты ее не буди…».

«Это утро, радость эта…».

«Я пришел к тебе с приветом…».

№52-53

Р/Р Письменная работа по лирике Тютчева и Фета.

Проверка знаний текстов и языковых средств в лирике Тютчева и Фета.

№54-56

Творчество Н.С.Лескова. Повесть «Очарованный странник».

Знакомство с миром лесковских героев. Выявление роли фольклорных традиций в поэтике «Очарованного странника». Былинные мотивы. Литературный сказ. Жанр путешествия

«Леди Макбет Мценского уезда»,

«Очарованный странник».

№57

Р/Р Письменная работа по прозе Н.С.Лескова.

Умение раскрывать проблему изученной темы.

№58-59

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. Анализ сказок.

Сарказм. Ирония. Гротеск. Сатирическая сказка

«Сказки для детей изрядного возраста»

№60

Р/Р Письменная работа по прозе Щедрина.

Анализ сказки с обобщением изученного.

№61-62

Лирика А.К.Толстого. Анализ стихотворений.

Закрепление понятия «Лирика позднего романтизма».

«Когда природа вся трепещет и сияет…»,

«Коль любить, так без рассудку…».

№63-70

Творчество Л.Н.Толстого. «Севастопольские рассказы». «Анна Каренина». «Воскресение». «Война и мир».

Знакомство с жизнью великого художника-мыслителя, его романами.

«Анна Каренина».

«Воскресение».

«Война и мир».

№71-72

Р/Р Сочинение по творчеству Толстого.

Проверка знания текста романа.

№73-81

Творчество Л.Н.Толстого. «Война и мир».

Умение раскрыть проблемы романа: этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, женские образы. Сцены войны и мира. «Мысль народная». Проблема личности в истории. «Мысль семейная».

«Война и мир».

№82-83

Р/Р Сочинение по творчеству Толстого.

Проверка знания текста и проблем романа.

№84-93

Творчество Ф.М.Достоевского. «Преступление и наказание».

Раскрыть мир «униженных и оскорбленных» в романе, образ Петербурга, внутренний мир Раскольникова, нравственный идеал Сонечки Мармеладовой.

«Преступление и наказание».

№94-95

Р/Р Сочинение по творчеству Ф.М.Достоевского.

Умение раскрывать проблему заданной темы.

№96-102

Творчество А.П.Чехова. «Человек в футляре». «Крыжовник». «Ионыч». Пьеса «Вишневый сад».

Рассмотреть «футлярную» жизнь в трилогии Чехова, раскрыть образ сада с точки зрения автора и собственной.

«Человек в футляре». «Крыжовник». «Ионыч». «Вишневый сад».

№103-104

Р/Р Сочинение по творчеству А.П.Чехова.

Умение высказывать собственную точку зрения к написанным произведениям автораю

№105

Обобщение по курсу.

Обобщение материала историко-литературного курса 2-й пол. XIX века.

Литература:

Основная литература:

1. Программа по литературе для общеобразовательной школы. 5-11 классы. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М.: Русское слово, 2010

2.Учебник: В.И. Сахаров, С.А. Зинин. Литература. 10 класс. М.: Русское слово, 2009.

3. С.А.Зинин Профильное обучение Методические рекомендации Москва Русское слово 2010

4. Произведения писателей.

Дополнительная литература:

1. Агеносов В.В. и др. Русская литература 20 века. Учебник. Ч.1, 2. 10 кл. М., «Дрофа», 2006.

2. Зинин С.А. ЕГЭ. Сведения о теории и истории литературы. - М., «Астрель», 2011.

3. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.

3. Родин И.О. Сочинения: 10-11 класс, М., 2007.

4. Родин И.О. Сочинения для абитуриентов и школьников. Анализ лирического произведения. М., «Астрель», 2007.

5. Словарь литературных терминов.

6. Типовые варианты заданий по литературе (ЕГЭ). Федеральный институт педагогических измерений. М., «Астрель», 2010.

7. Кинофильмы: «Преступление и наказание», «Война и мир».

8. Тесты по литературе.



© 2010-2022