Конспект урока по теме: «Глагол. Неопределенная форма глагола»

Тема урока: Глагол. Неопределенная форма глагола. Цели урока: "Образовательная: познакомить учащихся с новой темой, сформировать понятие о глаголе, о неопределенной форме глагола, научить правильно находить в предложениях глаголы – сказуемые. "Развивающая: способствовать развитию мышления через чтения и письмо, учить последовательно м правильно излагать свои мысли, уметь находить глаголы в предложениях; "Воспитательная: воспитать в учащихся бережное отношение к окружающей среде, к культуре, при...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме: «Глагол. Неопределенная форма глагола»Конспект урока по теме: «Глагол. Неопределенная форма глагола»Конспект урока по теме: «Глагол. Неопределенная форма глагола»Конспект урока по теме: «Глагол. Неопределенная форма глагола»Конспект урока по теме: «Глагол. Неопределенная форма глагола»Конспект урока по теме: «Глагол. Неопределенная форма глагола»Конспект урока по теме: «Глагол. Неопределенная форма глагола»Конспект урока по теме: «Глагол. Неопределенная форма глагола»5 класс

Тема урока: Глагол. Неопределенная форма глагола.

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с новой темой, сформировать понятие о глаголе, о неопределенной форме глагола, научить правильно находить в предложениях глаголы - сказуемые.

Развивающая: способствовать развитию мышления через чтения и письмо, учить последовательно м правильно излагать свои мысли, уметь находить глаголы в предложениях;

Воспитательная: воспитать в учащихся бережное отношение к окружающей среде, к культуре, прививать интереса к предмету

Лексическая тема: Из истории игрушки.

Методические приемы: работа с текстом, словарная работа

Оборудование: интерактивная доска, учебник.


Ход урока:

І. Организационный момент.

1.Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Взаимное приветствие учителя и учащихся.

І. Я хочу прочитать вам стихотворение, если вы найдете ответ на вопрос, ио узнаете с какой частью речи мы сегодны будем знакомиться.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Все в действие придет:

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады,

И хлеб в полях растет. (о существительном, о глаголе, о наречии, о прилагательном)

ІІ. Объяснение темы:

Слово учителя: Глагол - очень важная часть речи. Без него вы не смогли бы не встать, ни сесть, ни поговорить с другом, раскрыть ему свой секреть, ни просто улыбнуться или вместе посмеяться, ни поиграть. «Почему?»- спросите вы недовольно. Да потому, что все действия вы делаете с помощью глагола.

Глагол

Что делать? Что сделать?

играть принести печь, течь, беречь, стеречь

Глагол - часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?, стоят в неопределенной форме. Эти глаголы имеют окончания -ть, -ти и нулевое окончание в глаголах на -чь.

Вывод: у глаголов неопределенной формы нет ни лица, ни числа, ни времени. Это только название действий - его начальная форма. От нее образовываются все другие формы.

Работа по тексту: Лексическая тема «игрушки». Какие игрушки есть у вас?

В русских деревнях самой популярной игрушкой была самодельная тряпичная кукла. Играли в нее по 7-8 лет все дети. А дальше эти куклы отдавали только девочкам. Их брали в приданое, передавали затем дочерям, дарили молодым как пожелание счастья. Делалась такая кукла просто. Туго скатывался валик из ткани - туловище. Обтянутый белой тряпочкой конец - лицо. Из кудели делали волосы. А вот в том, как была одета кукла, проявлялись выдумка, умение талантливой хозяйки.

Изготовление кукол и игры с ними всегда поощрялись. Ведь в процессе игры будущая хозяйка незаметно училась кроить, шить, вышивать, прясть, одеваться.

А в играх поисходило как бы обучение обрядом, передача традиций от старших к младшим. Так самодельная тряпичная кукла служила и серьезным воспитателем.

Словарная работа:

1.популярной - кеңінен таралған

2.самодельная - қолдан істелген

3.в приданое - жасау мүлкіне

4.туго - тығыздап толтырылған

5.скатывался - шиыршықтап оралған

6.валик - тегістейтін жұмыр белдік

7.туловище - кеуде

8.кудели - шүйке

9.выдумка - ойдан шығарылған

10.умение - іскерлік

11.поощрялись - марапатталды

12.в процессе - барысында

13.кроить - пішу

14.прясть - иіру

15.обрядам - әдеп-ғұрыпқа

16.традиция - салт-дәстүр

Вывод: В играх происходило обучение обрядам, передача традиции от старших к младшим.

Не с глаголами.

Не с глаголами

обозначает отрицание, с глаголами

отсутствие действия стоит перед пишется отдельно

глаголами

Минутка чистописания:

Не выучил, не делай,

Не знаешь, не спеши,

С глаголами отдельно

Частицу не пиши.

Прочитайте пословицы, найдите глаголы с частицей «не» - упр.344, стр.149 (устно):

Готовь сани летом, а телегу зимой. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Береги платье снову, а честь смолоду. Не учи безделью - учи рукоделью. Новых друзей наживай, а старых не теряй. Не бойся врага, бойся глупого друга.

Физминутка. «Качание головой» - (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.

ІІІ. Работа по учебнику.

Упр.340. Спишите однокоренные слова. Выделите корень. Подчеркните глаголы в неопределенной форме. Поставьте вопросы. Обозначьте окончания.

Играть,сыграть, игра, игрушка, игрушечный;

Красить, краска, покрасить, красочный;

Делать, дело, сделать, самодельная;

Дарить, подарок, подарить;

Готовить, изготовить, изготовление;

Передавать, передача;

Обучать, обучение, учить, выучить.

Игра «Хлопок»: Произведите хлопок в том случае, если услышите глагол: игрушка, учиться, веселый, первый, кукла, отвечать, читать, рисовать, отлично, семь, не готовиться, разговаривать, деревня, хозяйка, передавать, счастье, писать, играть, волосы, отдавать.

Упр.342. Подберите к каждому глаголу однокоренной глагол, который отвечает на вопрос что сделать?

Учить -выучить, отдавать - отдать, решать - решить, рассказывать - рассказать, лететь - улететь, ехать - приехать, строить - построить, спрашивать - спросить, продавать - продать.

IV. Закрепление: Что мы узнали о глаголе?

  1. Тест.

1. Глагол отвечает на вопросы

А) Какой? Какое? Какая?

Б) Кто? Что?

В) Что делать? Что сделать?

2. Глагол обозначает

А) Признак предмета

Б) действие предмета

В) Предмет

3. Неопределенная форма глагола отвечает на вопросы

А) Что делал? Что сделал?

Б) Что делать? Что сделать?

4. Какое слово является глаголом?

А) Бег

Б) Побежал

В) Беговая

5. Как пишется не с глаголами?

(Не) вырастишь овощей, (не) сваришь щей.

А) Слитно

Б) Раздельно

В) Через дефис

V. Домашнее задание:

Упр.345. Написать глаголы в неопределенной форме.

Иду - идти, бегу - бегать, шагаю - шагать, гуляю - гулять, играю - играть, несу - нести, везу - вести, стою - стать, собираю - собирать, хожу - ходить, говорю - говорить, дышу - дышать, смотрю - смотреть, слышу - слышать.

Упр.346. Выразительное чтение текста. Написать выделенные глаголы в неопределенной форме.

Решила - решить, изрезала - изрезать, вычертила - вычертить, проверила - проверить, скроила - скроить, попросила - попросить, раскрыла - раскрыть.

4



© 2010-2022