- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Литература и искусство 19 века
Литература и искусство 19 века
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шарко Д.Б. |
Дата | 27.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РОССИЯ
Русская литература конца XVIII - XIX в. развивалась в непростых условиях. Российская империя в экономическом отношении была одной из отсталых стран Европы. Реформы XVIII в. Петра I и Екатерины II прежде всего касались военного дела.
Если в XIX в. Россия по-прежнему оставалась экономически отсталой страной, то в области литературы, музыки и изобразительного искусства она уже выходила на передовые позиции.
ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА ВЕКА
Наиболее образованным сословием в России было дворянство. Большинство деятелей культуры этой поры - выходцы из дворян или люди, так или иначе связанные с дворянской культурой. Идейная борьба в литературе в начале века шла между обществом «Беседа любителей русского слова» (Державин, Ширинский-Шихматов, Шаховской, Крылов, Захаров и др.), объединившим консервативных дворян, и радикальными литераторами, входившими в кружок «Арзамас» (Жуковский, Батюшков, Вяземский, Пушкин и др.). Первые и вторые писали свои произведения в духе классицизма и романтизма, однако поэты «Арзамаса» более активно боролись за новое искусство, отстаивали в поэзии гражданский и демократический пафос.
В начале 20-х годов большую роль в литературе играли поэты и писатели, связанные с декабристским движением или идейно близкие ему. После разгрома восстания декабристов, в эпоху глухой николаевской реакции, наиболее известными литераторами были Ф. Булгарин и Н. Греч, выступавшие в своих органах - газете «Северная пчела» и журнале «Сын отечества». Оба они выступали против новых веяний в русской литературе, за которые ратовали Пушкин, Гоголь и др. При всем этом были не лишенными дарования писателями.
Наиболее популярными произведениями Фаддея Бул-гарина (1789 - 1859) стали дидактично-нравоописательные романы «Иван Выжигин» (1829) и «Петр Иванович Выжигин» (1831), ставшие при жизни автора бестселлерами, однако они полностью были забыты современниками; мелодраматическими эффектами изобилуют его исторические романы «Дмитрий-самозванец» и «Мазепа».
Самым значительным созданием Николая Греча (1787 - 1867) стал авантюрно-нравоописательный роман «Черная женщина» (1834), написанный в духе романтизма. Греч также написал эпистолярный роман «Поездка в Германию» (1836), «Опыт краткой истории русской литературы» (1822) - первое в стране произведение по истории литературы России - и еще несколько книг- пособий по русскому языку.
Крупнейший прозаик конца XVIII - начала XIX в., писатель и историограф Николай Михайлович Карамзин (1766 - 1826) был не чужд либерализма, когда это касалось абстрактных идей, не затрагивающих российские порядки. Его «Письма русского путешественника» сыграли важную роль в ознакомлении читателей с западноевропейской жизнью и культурой. Самая известная из его повестей - «Бедная Лиза» (1792 г.) рассказывает трогательную историю любви дворянина и крестьянки. «И крестьянки чувствовать умеют», - эта заключенная в повести сентенция свидетельствовала о гуманном направлении взглядов ее автора.
В начале XIX в. Карамзин пишет наиболее значительное произведение своей жизни - многотомную «Историю государства Российского», в которой, вслед за Татищевым, интерпретирует события истории восточнославянских народов в духе существующей российской монархии и выводит в ранг государственной идеологии царской династии Романовых историческое оправдание захватов Москвой земель своих соседей.
Произведения Василия Жуковского (1783 - 1852) составили важный этап в развитии романтической лирики. Жуковский пережил глубокое разочарование Просвещением XVIII в., и это разочарование обратило его мысль к средневековью. Как истинный романтик, Жуковский считал блага жизни преходящими и видел счастье лишь в погружении во внутренний мир человека. Как переводчик Жуковский открыл российскому читателю западноевропейскую романтическую поэзию. Особенно замечательны его переводы из Шиллера и английских романтиков.
Лирика К. Н. Батюшкова (1787 - 1855) в отличие от романтизма Жуковского носила земной, чувственный характер, была проникнута светлым взглядом на мир, гармонична и грациозна.
Главной заслугой Ивана Крылова (1769 - 1844) является создание классической басни на русском языке. Крылов брал сюжеты своих басен у других баснописцев, прежде всего у Лафонтена, но при этом он всегда оставался глубоко национальным поэтом, отражавшим в баснях особенности национального характера и ума, доведя свою басню до высокой естественности и простоты.
В духе классицизма писали свои произведения декабристы. Они обращались к героическим образам Катона и Брута и к мотивам романтической национальной старины, к вольнолюбивым традициям Новгорода и Пскова, городов Древней Руси. Самым крупным поэтом среди декабристов был Кондратий Федорович Рылеев (1795 - 1826). Автор тираноборческих стихотворений («Гражданин», «К временщику») также написал серию патриотических «Дум» и создал романтическую поэму «Войнаров-ский», в которой изображена трагическая судьба украинского патриота.
Александр Грибоедов (1795 - 1829) вошел в русскую литературу как автор одного произведения - комедии «Горе от ума» (1824 г.), в которой нет интриги в том смысле, как ее понимали французские комедиографы, нет и счастливой развязки. Комедия строится на противопоставлении Чацкого другим персонажам, образующим фамусовский круг, дворянское общество Москвы. Борьба человека передовых взглядов -против бар, тунеядцев и развратников, потерявших национальное достоинство и пресмыкающихся перед всем французским, тупых солдафонов и гонителей просвещения завершается поражением героя. Но общественный пафос речей Чацкого отразил всю силу негодования, которая накопилась у радикально настроенной российской молодежи, ратующей за реформы в обществе.
Грибоедов написал еще несколько пьес совместно с П.Катениным («Студент», «Притворная неверность»), идейное содержание которых было направлено против поэтов «Арзамаса».
ПУШКИН И ЛЕРМОНТОВ
Александр Пушкин (1799 - 1837) стал для русской литературы переломной фигурой, отделившей новую литературу от старой. Его творчество определило развитие всей русской литературы вплоть до конца столетия. Пушкин вознес русское поэтическое искусство до вершин европейской поэзии, став автором произведений непревзойденной красоты и совершенства.
Во многом гений Пушкина определило обстоятельство его учения в открывшемся в 1811 г. Царскосельском лицее - высшем учебном заведении для детей дворян, из стен которого в эти годы вышли многие поэты «золотой поры» русской поэзии (А.Дельвиг, В.Кюхельбекер, Е.Баратынский и др.). Воспитанный на французском классицизме XVII и просветительной литературе XVIII в., он в начале своего творческого пути прошел через влияние романтической поэзии и, обогатившись ее художественными завоеваниями, поднялся на уровень высокого реализма.
В юношестве Пушкин писал лирические стихотворения, в которых прославлял наслаждение жизнью, любовь и вино. Лирика этих лет дышит остроумием, проникнута эпикурейским отношением к жизни, унаследованным от поэзии XVIII в. В самом начале 20-х годов в стихах Пушкина появились новые мотивы: он славил свободу и смеялся над правителями. Его блестящая политическая лирика послужила причиной ссылки поэта в Бессарабию. В этот период Пушкин создал свои романтические поэмы «Кавказский пленник» (1820 - 1821 гг.), «Братья-разбойники» (1821 - 1822 гг.), «Бахчисарайский фонтан» (1821 - 1823 гг.) и «Цыганы» (1824 - 1825 гг.).
На последующее творчество Пушкина оказывает влияние вышедшая «История государства Российского» Карамзина и идеи декабристов. Стремясь более наглядно показать российскому императору Александру I, а затем и Николаю II «опыт» правления российских правителей, считая, что реформы в государстве должны исходить от царя, когда народ безмолвствует, Пушкин создает историческую трагедию «Борис Годунов» (1824 - 1825 гг.), посвященную «эпохе многих мятежей» начала XVII в. А в конце 20-х годов пишет поэму «Полтава» (1828 г.), исторический роман «Арап Петра Великого» (не закончен) и ряд стихотворений, обращаясь к образу царя-реформатора Петра I, видя в этом образе императора Николая I, миссия которого - способствовать новым реформам в России, т.е. стать просвещенным монархом.
Разуверившись в своих стремлениях изменить волю царя, отправившего на виселицу и в ссылку декабристов, Пушкин в духе байроновского произведения «Паломничество Чайльд Гарольда» работает над одним из лучших своих созданий - романом в стихах «Евгений Онегин» (1823 - 1831 гг.). В «Онегине» дана широкая картина жизни российского общества, а в лирических отступлениях романа разносторонне отражается личность самого поэта, то задумчивого и грустного, то язвительного и шутливого. Пушкин в своем творении раскрывает образ современника, не нашедшего себя в жизни.
В следующем значительном творении «Маленькие трагедии» (30-е годы) поэт, используя известные из европейской литературы образы и сюжеты, рисует столкновение дерзкой человеческой личности с законами, традицией и авторитетом. Обращается Пушкин и к прозе (повесть «Пиковая дама», цикл «Повести Белкина», «Дубровский»). Опираясь на художественные принципы Вальтера Скотта, Пушкин пишет «Капитанскую дочку» (1836 г.) и в реально происходившие события крестьянского восстания XVIII в.под предводительством Емельяна Пугачева он вплетает жизнь главного героя, чья судьба тесно связывается с большими общественными событиями.
Наиболее силен Пушкин в своих лирических стихах. Неповторимая красота его лирики глубоко раскрывает внутренний мир человека. По глубине чувства и классической гармонии формы его стихи вместе с лирическими стихотворениями Гете принадлежат к лучшим созданиям мировой поэзии.
С именем Пушкина связан не только высокий расцвет русской поэзии, но и формирование русского литературного языка. Язык именно его произведений стал нормой современного русского языка.
В тени поэзии Пушкина оставались не менее прекрасные поэты, жившие в его пору, составившие «золотой век» русской поэзии. Среди них были пламенный лирик Н.М.Языков, автор остроумных фельетонов в стихах П.А.Вяземский, мастер элегической поэзии Е.А.Баратынский. Особняком от них стоит Федор Тютчев (1803 - 1873). Как поэт он достигает удивительного единства мысли и чувства. Тютчев посвящает свои лирические миниатюры изображению связи человека и природы.
Михаил Лермонтов (1814 - 1841) как поэт был не менее талантлив, чем Пушкин. Его поэзия отмечена пафосом отрицания современной ему действительности, во многих стихах и поэмах проскальзывают мотивы то одиночества и горького разочарования в жизни, то мятежа, смелого вызова, ожидания бури. Образы мятежников, ищущих свободы и восстающих против общественной несправедливости, часто выступают в его поэмах («Мцыри», 1840 г.; «Песня про купца Калашникова», 1838 г.). Лермонтов - поэт действия. Именно за бездеятельность он бичует свое не способное к борьбе и созидательному труду поколение («Дума»).
В центре самых значительных произведений Лермонтова стоит романтический образ гордой одинокой Личности, ищущей сильных ощущений в борьбе. Таковы Арбенин (драма «Маскарад», 1835 - 1836 гг.), Демон («Демон», 1829 - 1841 гг.) и Печорин («Герой нашего времени», 1840 г.). В произведениях Лермонтова остро отражается вся сложность общественной жизни и противоречивость поднятых передовыми людьми России проблем русской культуры в первой половине XIX в.
ЛИТЕРАТУРА 30 - 60-х ГОДОВ
Следующей важной вехой в истории русской литературы стало творчество Николая Гоголя (1809 - 1852). В начале своей творческой деятельности он выступил как автор романтической поэмы «Ганс Кюхельгартен» (1827). В дальнейшем пишет исключительно прозу. Первые прозаические произведения, написанные по мотивам украинского фольклора в ироническом, веселом тоне, приносят успех писателю (сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». В новом сборнике «Миргород» писатель продолжает успешно начатую тему, значительно расширяя ареал. Уже в повести из этого сборника «О том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголь отходит от романтики, показывая засилье пошлости и мелких интересов в современной российской жизни.
«Петербургские повести» изображают современный Гоголю большой город с его социальными контрастами. Одна из этих повестей, «Шинель» (1842 г.), имела особое влияние на последующую литературу. Сочувственно изображая судьбу забитого и бесправного мелкого чиновника, Гоголь открыл путь всей демократической русской литературе от Тургенева, Григоровича и раннего Достоевского до Чехова.
В комедии «Ревизор» (1836 г.) Гоголь дает глубокое и беспощадное разоблачение чиновной камарильи, ее беззаконий и произвола, пронизавших все стороны жизни российского общества. Гоголь отбросил традиционную в комедиях любовную интригу и построил свое произведение на изображении общественных отношений.
Величайшим созданием писателя стала его поэма в прозе «Мертвые души» (1842 - 1852 гг.). Само название книги имеет не только прямой, но и обобщенный символический смысл. «Мертвые души» задумывались автором как трилогия по образу «Божественной комедии» Данте, в первом томе показан созданный в России ад. Гоголь изображает целую галерею уродов, воплощающих различные формы паразитизма в российском обществе. В произведении нет ни одного мало-мальски достойного уважения героя. Нравственное возрождение - чистилище - своих героев предполагалось показать уже во втором томе. Идея исправления общества в новом томе была неоднозначно воспринята радикальными критиками, и Гоголь уничтожил рукопись.
С идеями социалистических утопий был связан роман Николая Чернышевского (1828 - 1889) «Что делать?» (1863 г.). В нем Чернышевский показал представителей интеллигенции, стремящихся изменить жизнь в России к лучшему.
В лице Николая Некрасова (1821 - 1878) русская литература выдвинула поэта огромной идейной глубины и художественной зрелости. Во многих стихотворениях, таких, как «Мороз, Красный нос» (1863 г.), «Кому на Руси жить хорошо» (1863 - 1877 гг.), поэт показал не только страдания людей из народа, но и их физическую и нравственную красоту, раскрыл их представления о жизни, их вкусы. Лирические стихотворения Некрасова раскрывают образ самого поэта, передового писателя-гражданина, чувствующего страдания народа, рыцарственно преданного ему.
Выдающийся сатирик Михаил Салтыков-Щедрин (1826 - 1889) практически во всех своих произведениях вскрывал пороки российского общества. Его творения не потеряли актуальности до наших дней. Щедрин проявляет большую свободу в выборе форм и жанров, прибегает к сатирическому очерку и фельетону, к роману и диалогу, к комедии и памфлету. В «Истории одного города» (1869 - 1870 гг.) он дает обобщенное сатирическое изображение истории России, уничижительно вскрывает тупость верховной власти и холопство низов, умудряющихся воровать и отлынивать от работы при любом правителе. В романе «Господа Головлевы» (1875 - 1880 гг.) показан распад дворянской семьи, а в образе Иудушки воплощена вся мерзость человека, имеющего хоть какую-то власть над людьми. В «Сказках» (1869 - 1886 гг.) Щедрин, используя условно фантастическую форму, с исключительной силой, наглядностью и выразительностью показал социальные типы российской жизни - крестьян, чиновников, господ, генералов, отношения между ними, иронично высмеивая темноту и невежество простого «Мужичка» и паразитический образ жизни господ.
Александр Островский (1823 - 1886) возвел русскую драматургию до вершин мировой известности. Основные «герои» его произведений - рожденные новыми капиталистическими отношениями купцы-предприниматели, вышедшие из низов общества, но оставшиеся такими же невежественными, опутанными предрассудками, склонными к самодурству, нелепым и забавным прихотям (пьесы «Гроза», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Лес» и др.). Впрочем, и дворянство - отживший свое класс - Островский также не идеализирует, оно тоже составляет «темное царство» России.
В 40 - 50-х годах выявляется талант таких мастеров слова, как Иван Тургенев (1818 - 1883) и Иван Гончаров (1812 - 1891). Оба писателя в своих произведениях показывают жизнь «лишних людей» общества. Однако если у Тургенева это человек, отрицающий все возвышенное в жизни (романы «Отцы и дети», «Рудин»).
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Российская империя к началу 70-х годов XIX в. представляла собой огромную многонациональную страну. Понятно, культура господствующей нации, выразителем которой были в основном дворянская литература и искусство, оказывала значительное воздействие на культурное развитие других народов России.
Российский культурный фактор для украинцев и белорусов сыграл ту же роль, какую отыграл польский фактор в период после объединения по Люблинской унии 1569 г. земель Короны Польской и Великого княжества Литовского в Речь Посполитую - наиболее талантливые представители этих народов способствовали росту искусства соседней нации, занимающей в обществе главенствующее положение, например, основные деятели польской культуры конца XVIII - начала XIX в. вышли из Белоруссии и Украины (Ф.Богомолец, Ф.Князькин, А.Нарушевич, А.Мицкевич, Ю.Словацкий, И.Красицкий, В.Сырокомля, М.К.Огиньский и др.). После присоединения Украины и Белоруссии к Российской империи выходцы из этих мест стали поднимать уже русскую культуру (Н.Гоголь, Н.Кукольник, Ф.Булгарин, М.Глинка, Н.Костомаров и др.).
Несмотря на огромное воздействие русского языка, на Украине в конце 18-начале 19 века возникли предпосылки появления национально настроенных дворян, осознавших, что на украинском языке, на котором говорит исключительно необразованное простонародье, можно создавать оригинальные произведения. В это время значительный размах стало приобретать изучение истории украинского народа и его устного творчества. Появилась «История Малой России» Н.Бантыш-Каменского, в рукописных списках ходила «История Руссов», где неизвестный автор рассматривал украинский народ отдельно от русского и утверждал, что именно Украина, а не Россия, является прямой наследницей Киевской Руси.
Важным фактором роста национального сознания у украинцев сыграло открытие в 1805 г. в Харькове университета. Важным показателем жизнеспособности украинского языка стало качество и разнообразие создаваемой на нем литературы. Иван Петрович Котляревский (1769 - 1838) первым обратился к живому народному украинскому языку, широко используя устное творчество родного народа. Переработанная им в бурлескном стиле «Энеида» Вергилия (1798 г.) и пьесы «Наталка-Полтавка» и «Солдат-чародей» (в оригинале - «Москаль-чаривник») отличались мастерским изображением украинского народного быта.
Первыми прозаическими произведениями на современном украинском языке стали появившиеся в 1834 г. сентиментальные рассказы харьковчанина Григория Квитки (1778 - 1843), выступавшего под псевдонимом «Грицко Основьяненко» (повесть «Маруся», комедии «Шельменко-денщик» и др.). Еще один харьковчанин Левко Боровиковский положил начало украинской балладе.
Процесс становления новой украинской литературы и формирования украинского литературного языка завершила деятельность великого народного поэта, мыслителя и революционера Тараса Шевченко. Поэт стал писать свои стихи не для дворян на русском языке, как делали многие его соотечественники, а исключительно для своего народа.
Биография Шевченко стала для соотечественников символом трагической национальной судьбы. Родившись крепостным, волею обстоятельств он попал вместе с хозяином в Петербург, где талантливому юноше-художнику несколько представителей аристократического круга помогли в 1838 г. выкупиться на волю. Шевченко получает прекрасное образование. Общение с многими украинскими и русскими художниками и писателями расширило кругозор юноши, и он в 1840 г. публикует первую свою книгу стихов «Кобзарь», в которой обращается к истории Украины.
Шевченко гневно клеймит позором казацких гетманов, сотрудничавших с Москвой, достается и Хмельницкому (у Шевченко это и «гениальный бунтарь», и виновник рокового для Украины союза с Россией, стоившего ей утраты независимости). Поэт обличает произвол крепостников и, полемизируя с Пушкиным, воспевшим монархов Петра I и Екатерину II, вскрывает деспотизм российских царей, виновных в плачевном состоянии его родины, и открыто называет их тиранами и палачами (поэмы «Наймичка», «Кавказ», «Сон», «Катерина» и др.), воспевает народные восстания (поэма «Гайдамаки») и подвиги народных мстителей (поэма «Варнак»).
Стремление Украины к свободе Шевченко рассматривал как часть борьбы за справедливость не только своего народа, но и других народов, находящихся под национальным и социальным гнетом.
Процессы пробуждения национального самосознания происходили и в Белоруссии. Благодаря стараниям представителей национально настроенной интеллигенции (которые себя называли как литвинами, так и белорусами), осознавшим самобытность народа в Белоруссии, уже в первой половине XIX в. был собран значительный материал по истории, этнографии (издания памятников устного творчества, мифов, легенд, обрядов, документов старины). В западных областях активность проявили историки и этнографы, пишущие на польском языке (Сырокомля, Борщевский, Зенкевич), а в восточных - на русском (Носович).
В 1828 г. за чтение стихотворений на белорусском языке во время крестьянского бунта в солдаты забирают Павлюка Багрима (1813 - 1890), автора первого на современном белорусском языке стихотворения «Заиграй, хлопец!»
К 40-м годам XIX в. относится начало деятельности писателя Винцента Дунина-Марцинкевича (1807 - 1884), отразившего в сентиментально-дидактических поэмах и комедиях, написанных в духе европейского классицизма, колорит белорусской деревни («Селянка», «Гапон», «Караль Летальский»). По-белорусски пишет и часть известных польских поэтов, выходцев из этих мест.
В 1845 г. выходит анонимная бурлескная поэма «Энеида наоборот», написанная в духе украинской «Энеиды» Котляревского, авторство которой приписывается В.Равинскому. Позже появляется еще одна анонимная поэма «Тарас на Парнасе», в которой описывается сказочная история лесного работника Тараса, попавшего к греческим богам на гору Парнас, говорящим на простом языке и представляющим собой обыкновенных сельских жителей.
Позднее в белорусской литературе возникает национально-патриотическое и демократическое направление, наиболее ярко представленные в 60-е годы публицистикой отважного борца за народное счастье, национального белорусского героя Кастуся Калиновского, редактора первой нелегальной белорусской газеты «Мужицкая правда».
Развитие национальной культуры Латвии и Эстонии происходило в борьбе против феодально-клерикальной идеологии немецко-шведских баронов. В 1857 - 1861 гг. зачинатель эстонской литературы Фридрих Крейцвальд (1803 - 1882) издает национальный эпос «Калевипоэг» и эстонские народные сказки. Среди латышской интеллигенции возникло национальное движение «младо-латышей», органом которых являлась газета «Петербургский вестник». Большинство «младолатышей» стояло на либерально-реформистских позициях. Известной в это время стала поэзия латышского патриота Андрея Пумпурса (1841 - 1902).
В Литве, или как тогда ее еще называли, Жемайтии, появился сборник стихов Антанаса Страздаса (1763 - 1833) «Песни светские и духовные».
Присоединение Кавказа к России, несмотря на затяжной характер войны, усилило проникновение в жизнь народов Кавказа через русскую культуру европейских культурных ценностей и прогресса, что нашло выражение в появлении светской школы, возникновении газет и журналов, национального театра. В творчестве грузинских поэтов Николая Бараташвили (1817 - 1845) и Александра Чавчавадзе (1786 - 1846) сказалось влияние русского романтизма. Этим поэтам, создавшим в 30-е годы XIX в. романтическую школу в грузинской литературе, были присущи вольнолюбивые устремления и глубокие патриотические чувства. К 60-м годам XIX в. относится начало общественно-политической и литературной деятельности Ильи Чавчавадзе (1837 - 1907).
вивать обличительную тенденцию, впервые ярко проявившуюся в повести Даниела Чонкадзе (1830 - 1860) «Сурамская крепость» (1859 г.). Протест против феодального произвола и сочувствие угнетенному крестьянству привлекали к Чавчавадзе передовую грузинскую молодежь, среди которой выделялась группа «испивших воды Терека» («тергдалеули»).
Основоположник новой армянской литературы Хачатур Абовян из-за отсутствия в Армении высших учебных заведений получил образование в России. Он глубоко воспринял гуманистические идеи передовой русской культуры. Его реалистический роман «Раны Армении» был пронизан мыслью о значении присоединения армянских земель к России. Абовян отверг омертвевший язык древнеармянской письменности (грабар) и на основе устной народной речи развил современный литературный армянский язык.
Поэт, публицист и литературный критик Микаэл Налбандян, положил начало национально-патриотическому направлению в армянской литературе. Его стихотворения («Песнь о свободе» и др.) являли пример гражданской поэзии, вдохновлявшей армянскую молодежь на патриотические и революционные подвиги.
Выдающийся азербайджанский просветитель Мирза Фатали Ахундов, отвергая и одновременно используя традиции старой персидской литературы, в своих повестях и комедиях заложил прочную основу новой, светской азербайджанской литературы и национального азербайджанского театра.
В фольклоре недавно вошедших в состав России народов и народностей Северного Кавказа и Азии усилились патриотические мотивы и мотивы социального протеста. К борьбе против угнетателей призывали соплеменников кумыкский поэт Ирчи Казак (1830 - 1870), лезгин Этим Эмин (1839 - 1878) и другие народные певцы Дагестана. Однако в культуре этих народов именно в середине XIX в. большое значение имела просветительская деятельность местных уроженцев, получивших образование в России. Среди них выделялись абхазский этнограф С. Званба (1809 - 1855); составитель первой грамматики кабардинского языка и автор «Истории адыгейского народа» Ш. Ногмов (1801 - 1844); создавший в 1855 г. первый «Букварь черкесского языка» педагог У. Берсей, осетинский поэт И. Ялгузидзе, составивший в 1802 г. первую осетинскую азбуку.
В первой половине столетия появились свои просветители и у казахского народа. Смело выступал против российских колонизаторов и местной феодально-клерикальной знати, предавшей интересы своего народа, Ч. Валиханов. Вместе с тем, утверждая, что казахам вечно жить в соседстве с Россией и от ее культурного влияния никуда не уйти, он связывал историческую судьбу казахского народа с судьбой России.
РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Под влиянием европейской культуры в России с конца XVIII в. появляется и современный театр. На первых порах он все еще развивается в имениях крупных магнатов, однако постепенно труппы, получая независимость, на коммерческой основе переходили в ранг самостоятельных. В 1824 г. в Москве образовалась самостоятельная драматическая труппа Малого театра. В Петербурге в 1832 г. возникает драматический Александрийский театр, меценатами все еще остаются крупные помещики, дворяне и сам император, которые диктуют свой репертуар.
Ведущее значение в русском театре приобретает просветительский сентиментализм. Внимание драматургов привлекали внутренний мир человека, его душевные конфликты (драмы П. И. Ильина, Ф. Ф. Иванова, трагедии В. А. Озерова). С сентиментальными тенденциями проявлялись стремление к сглаживанию жизненных противоречий, черты идеализации, мелодраматизма (произведения В. М. Федорова, С. Н. Глинки и др.).
Постепенно в драматургии разрабатываются темы, свойственные европейскому классицизму: обращение к героическому прошлому своей родины и Европы, к античному сюжету («Марфа Посадница, или Покорение Новагорода» Ф. Ф. Иванова, «Вельзен, или Освобожденная Голландия» Ф. Н. Глинки, «Андромаха» П. А. Катенина, «Аргивяне» В. К. Кюхельбекера и др.). Одновременно развивались такие жанры, как водевиль (А. А. Шаховской, П. И. Хмельницкий, А. И. Писарев) и семейно-бытовая пьеса (М. Я. Загоскин).
На протяжении первой четверти XIX в. в русском национальном театре разворачивается борьба за создание нового, национально-самобытного театра. Эта задача была осуществлена созданием подлинно национальной, самобытной комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Произведением новаторского значения явилась историческая драма Пушкина «Борис Годунов», автор которой вырос из форм придворной трагедии классицизма и романтической драмы Байрона. Однако постановка этих произведений сдерживалась на некоторое время цензурой. Вне театра остается и проникнутая свободолюбивыми идеями драматургия М. Ю. Лермонтова: его драма «Маскарад» в 1835 - 1836 гг. трижды запрещается цензурой (отрывки из пьесы впервые были поставлены благодаря настойчивости актеров в 1852 г., а полностью она сыграна только в 1864 г.).
Сцену русского театра 30 - 40-х годов в основном занимал водевиль, преследуя преимущественно развлекательные цели (пьесы П. А. Каратыгина, П. И. Григорьева, П. С. Федорова, В. А. Соллогуба, Н. А. Некрасова, Ф. А. Кони и др.). В это время выросло мастерство талантливых русских актеров М.С.Щепкина и А. Е. Мартынова, которые умели выявлять за комическими ситуациями противоречия подлинной жизни, придавать создаваемым образам подлинный драматизм.
Огромное значение в развитии русского театра сыграли пьесы А. Н. Островского, появившиеся в 50-е годы, поднявшие русскую драматургию очень высоко.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА И АРХИТЕКТУРА
В начале XIX в. в России под влиянием общественного и патриотического подъема новое содержание и плодотворное развитие в ряде областей искусства получает классицизм. В стиле зрелого классицизма с его мощными, сильными и монументально-простыми формами строятся лучшие общественные, административные, а также жилые здания Петербурга, Москвы и ряда городов: в Петербурге - Адмиралтейство А. Д. Захарова, Казанский собор и Горный институт - А. Н. Воронихина, Биржа - Тома де Томона и ряд сооружений К.И. Росси; и Москве - комплексы построек О. И. Бове, Д. И. Жилярди и других мастеров (новый фасад Университета, Манеж и др.). В процессе интенсивного строительства в первые десятилетия XIX в. окончательно складывается классический облик Петербурга.
Патриотическому подъему народа должна была способствовать установка в 1818 г. на Красной площади в Москве памятника освободителям Минину и Пожарскому скульптора И.П.Мартоса, олицетворившего окончательную победу России над Польшей и Литвой.
Влияние классицизма в архитектуре не исчезает и в середине столетия. Однако сооружения этого времени отличаются некоторым нарушением прежнего гармонического соотношения форм и в ряде случаев перегружены декоративным убранством. В скульптуре заметно усиливаются бытовые черты. В наиболее значительных монументах - памятниках Кутузову и Барклаю де Толли В. И. Орловского и в изваяниях П. К. Клодта (фигуры коней на Аничковом мосту) - сочетаются черты классической строгости и монументальности с новыми романтическими образами.
Практически все изобразительное искусство начала XIX в. отличается классической ясностью, простотой и масштабностью форм. Однако живописцы и графики этого времени, ломая старые, условные и ограниченные рамки художественного творчества, установленные классицистической эстетикой, постепенно подходят к более свободному и широкому, порой окрашенному душевной взволнованностью восприятию и постижению окружающей природы и человека. Плодотворное развитие в этот период получает бытовой жанр. Примером всего этого являются работы О. А. Кипренского (1782 - 1836), С. Ф. Щедрина (1751 - 1830), В. А. Тропинина (1776 - 1857), А. Г. Венецианова (1780 - 1847).
В искусстве 30 - 40-х годов на первое место выдвигается историческая живопись. В картине К. П. Брюллова (1799 - 1852) «Последний день Помпеи» в композиции, пластике фигур людей все еще сказывается влияние классицистической школы, однако показывая переживания людей, на которых обрушилась слепая, всеразрушающая стихия, художник уже выходит за рамки классицизма. Это ясно проявилось в последующих работах Брюллова (особенно в портретной живописи и пейзажных зарисовках).
Волнующие идеи современности отразил в своей живописи Александр Иванов (1806 - 1858). Более 20 лет художник трудился над своим монументальным полотном «Явление Христа народу», основной темой которого явилось духовное перерождение погрязших в страданиях и пороках людей.
Работы Павла Федотова (1815 - 1852) знаменовали новый этап в развитии русской живописи. Рисуя быт чиновников, купцов, обедневших, хотя и не потерявших своих претензий дворян, Федотов делал достоянием искусства образы и темы, ранее не затрагивавшиеся жанровой живописью. Он показывал чванство и тупость чиновников, наивное самодовольство и хитрость новых богатеев - купцов, безнадежную пустоту существования офицерства в провинции в эпоху николаевской реакции, горькую участь своего собрата-художника.
Василий Перов (1834 - 1882), И. М. Прянишников (1840 - 1894), Н. В. Неврев (1830 - 1904) и ряд других живописцев, начавших свою творческую жизнь в 60-е годы, стали создателями обличительных жанровых картин, отражавших явления современной действительности. Творения этих художников показывают невежество попов, произвол чиновников, жестокие и грубые нравы купцов - новых господ общества, тяжелую долю крестьянства и забитость маленьких «униженных и оскорбленных» людей социальных низов.
В 1863 г. 14 окончивших Академию учеников во главе с И.Н. Крамским (1837 - 1887), отказавшись выполнять программы на заданную тему, объединились в артель художников, чтобы иметь возможность служить своим искусством интересам общества. В 1870 г. возникло Товарищество передвижных художественных выставок, сгруппировавшее вокруг себя лучшие творческие силы. В противовес официальной Академии художеств, развивавшей салонное искусство в живописи и скульптуре, «передвижники» поддерживали новые художественные начинания в русской живописи, подготовившие почву для подъема искусства в 70-80-е годы.
РУССКАЯ МУЗЫКА
В XIX в. русская музыка, еще не имевшая прочных традиций, отразила общие тенденции развития всего искусства, и, вобрав в себя песенные традиции многих народов России, дала толчок к появлению в конце века композиторов мировой величины.
В начале века, под воздействием событий Отечественной войны 1812 г., широкое развитие получила героико-патриотическая тема, воплощенная в творчестве С.А. Дегтярева - автора первой русской оратории «Минин и Пожарский», Д.Н. Кашина, СИ. Давыдова, И.А. Козловского - автора первого российского гимна «Гром победы!»
На основе народных мелодий русского, украинского и белорусского народов вырастает богатая и многообразная песенная лирика, глубоко выразившая мир чувств простого человека (романсы А. А. Алябьева, лирические песни А. Е. Варламова и А. Л. Гурилева, романтические оперы А. Н. Верстовского).
Наиболее известным композитором первой половины XIX в., творчество которого вывело русскую музыку в круг явлений мирового значения, стал Михаил Глинка (1804 - 1857). В своем искусстве он выразил коренные черты национального характера русского человека, который, несмотря на любые невзгоды и угнетения, остается патриотом своей родины.
Уже первая опера Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836 г.) стала явлением в культурной жизни не только России, но и Европы. Глинка создал высокую патриотическую трагедию, равной которой не знала оперная сцена. Другой оперой - «Руслан и Людмила» (1842 г.) - композитор продолжает темы героизации русской старины, однако уже на сказочно-эпическом, былинном материале. Историческая драма и опера-сказка Глинки определили дальнейший путь русской оперной классики. Велико также значение симфонизма Глинки. Его оркестровая фантазия «Камаринская», две испанские увертюры на темы народных песен, лирический «Вальс-фантазия» послужили основой русской симфонической школы XIX в.
Глинка ярко проявил себя и в области камерной лирики. Романсам Глинки присущи типичные черты его стиля: пластичность и ясность широкой, распевной мелодии, законченность и стройность композиции. Композитор обращается к лирике Пушкина, и поэтическая мысль находит у него неповторимо прекрасное, стройное, ясное выражение пушкинской строфы.
Александр Даргомыжский (1813 - 1869) продолжил традиции Глинки. Творчество Даргомыжского отразило новые, вызревавшие в переломный период 40 - 50-х годов тенденции во всем искусстве. Огромное значение приобретает у композитора тема социального неравенства и бесправия. Рисует ли он драму простой крестьянской девушки в опере «Русалка» или трагическую гибель солдата в «Старом капрале» - всюду он выступает как чуткий художник-гуманист, стремящийся приблизить свое искусство к запросам демократических слоев русского обшества.
Опера Даргомыжского «Русалка» (1855 г.) положила начало новому жанру психологической драмы в русской музыке. Композитор создал замечательные по своей глубине образы страдающих, обездоленных людей из народа - Наташи и ее отца мельника. В музыкальном языке оперы с ее широким развитием драматически выразительного речитатива и в драматических сценах проявились присущие Даргомыжскому мастерство и чуткость в передаче душевных переживаний.
Новаторские искания Даргомыжского находят свое наибольшее выражение в его последней опере «Каменный гость» на сюжет драмы Пушкина. Сохранив целиком весь пушкинский текст, композитор строит оперу на основе сплошного речитатива, без разделения на законченные части, и подчиняет вокальные партии принципам речевой выразительности, гибкого интонирования стиха. Даргомыжский сознательно отказывается от традиционных форм оперы - ансамблей и арий, превращает ее в психологическую музыкальную драму.
Новый подъем музыкально-общественной жизни в России наступает в 60-е годы. М. А. Балакиревым, А.Г. и Н. Г. Рубинштейнами создаются музыкальные организации нового типа, первые в России консерватории. В трудах крупнейших ученых-искусствоведов В. В. Стасова и А. Н. Серова закладываются прочные основы классического музыкознания. Все это предопределило подъем русской музыки уже в следующий период, который осуществили такие выдающиеся композиторы, как Чайковский, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков.