Конспект открытого урока по теме: Наречие

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проверила Утверждаю

Зам.директора по учебной части директор сш №5

---------------Садирова С.С. -------------------Исмаилов М.М.



Конспект открытого урока по теме : Наречие

Открытый урок по теме: «Наречие как часть речи».



Подготовила преподаватель русского языка и литературы: Молотова Г.К.



Конспект открытого урока по теме : Наречие

Тема: «Наречие как часть речи».

Цели урока:

1. Обобщить и систематизировать как можно больше знаний по теме «Наречие»,

сформировать умение находить его в тексте и определять зависимость от других частей речи, активно употреблять наречия в речи и оценить богатство русского языка, выявить синтаксическую роль наречий в предложении

2. Расширить словарный запас учащихся за счёт употребления наречий в текстах , развивать устную речь учащихся , развивать их умение анализировать , мыслить, контролировать свою речь, сопоставлять и делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение и уважение к русскому языку, формировать интерес к изучению предмета на примере текстов известных писателей.

Тип урока: урок -повторение

Методы: рассуждения и объяснения, метод самооценки

Форма работы: Групповая, индивидуальная, работа в парах, , диалоговое обучение, работа в парах, ИКТ

Ресурсы: презентация «Наречие», задания для каждой группы, стикеры, фломастеры, оценочный лист, проектор

- портрет А.М.Горького, эпиграф урока, индивидуальные листы « В помощь ученику»

- дидактический материал, индивидуальные карточки по анализу поэтического текста

- Эпиграф к уроку написан на доске.

« Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

Ход урока.

Этапы урока время

1.Организа

ционный момент

Слайд 1

Деятельность учителя

Настрой детей на урок,

мотивация к учебной деятельности.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю».

Деятельность учащихся

(ожидаемый результат)


Психологи-ческий настрой

Слайд 2

(3 мин)



(1 мин)

Актуализация внимания обучающихся. Создание чувства уверенности в собственных силах.

Чтение. Когда я был маленьким, мне подарили картинку-мозаику. Знаете, такую картинку, которая состоит из разных кусочков. Но вытряхнув её из коробки, я оказался в растерянности. Там было так много маленьких кусочков, что мне совершенно было непонятно с чего начать. Кто-то помог мне выявить секрет. Я научился брать один кусочек, дополнять его другим подходящим, пока несколько маленьких кусочков не образовывали один побольше. Затем я научился складывать несколько больших кусочков в один ещё большой, и так до тех пор , пока не получалась вся картинка. Так что я вполне понимаю, что вы в этом месте, может быть, почувствуете себя не вполне уверенными. Я надеюсь помочь вам сложить все маленькие кусочки в большие, пока не получится вся картинка.

( Стивен Хеллер « Монстры и волшебные палочки»)

Деление на группы по принципу «Назови свой цвет»

Распределение ролей в группе.

Учащиеся слушают, повторяют, приготавливаются к уроку.

Создают движение организации в группы.

Лидер-организует работы группы.

Оформитель-записывает ответ в лист контроля

Оценщик-оценивает работу группы

Спикер-отвечает на вопросы от имени групп.

(6- мин)



Слайд 3



(4-мин)

Слайд 4







Слайд 5

(3мин)



Воспроизведе-ние опорных знаний,

(5-мин)





Слайд 6

(3мин)





(3мин)

Слайд 8





(4мин)

Слайд 9

Групповая работа

Заполнение листа контроля


Учитель задаёт вопрос:

- Дети, поднимите , пожалуйста руки, кто хочет улучшить своё внимание? Спасибо.

- Поднимите, пожалуйста, руку, кто хочет развить свою память? Спасибо.

- Сейчас я буду читать, а вы внимательно слушайте и постарайтесь запомнить слова, которые я буду перечислять.

- Дети! Нужно относиться к языку, на котором вы воспитываетесь, учитесь, думаете, нужно БЕРЕЖНО, ЛЮБОВНО, ВДУМЧИВО, АККУРАТНО, СЕРЬЁЗНО, ВНИМАТЕЛЬНО, УВАЖИТЕЛЬНО ,и пусть в вашей памяти всё останется НАВЕЧНО, ПРОЧНО, НАДЁЖНО, НАКРЕПКО, НАВСЕГДА, ТОЧНО, ГЛУБОКО, ЧЁТКО.

( Учащиеся с помощью учителя воспроизводят слова, которые они запомнили).

- Какой вопрос можно поставить к этим словам? Вспомните , какая часть речи отвечает на этот вопрос? (ответы учащихся, запись на доске темы урока).

- Дети, давайте вместе с вами поставим цели нашего урока. Во-первых, обобщить и систематизировать как можно больше знаний по теме «Наречие» , вспомнить его признаки,научиться активно употреблять наречия в речи, во-вторых, выяснить какую синтаксическую роль играют они в предложении, в-третьих, расширить словарный запас и оценить богатство русского языка.

Именно этой удивительной части речи и будет посвящен наш урок.

Открываем рабочие тетради и записываем дату, и тему урока : Повторение темы «Наречие».

Я надеюсь, что работать вы будете прекрасно, отвечать уверенно, быстро и четко, читать выразительно, громко и звонко, писать аккуратно и красиво, а чувствовать себя на уроке легко и комфортно

Учитель начинает диалоговый опрос по изученной теме.

Цель:Развитие выборочного внимания.

«Лингвистическая разминка»

1.Первый вопрос знатокам-теоретикам русского языка. Расскажите, пожалуйста, что такое наречие?

2.Чем отличается наречие от других частей речи?

3.С помощью каких способов образуются наречия?

4.В каких случаях на конце наречий употребляется суффикс -о, а в каких - суффикс ?
4.Чем является наречие в предложении ?

2. С теорией справились, закрепим ее на практике.

. От слов- к словосочетанию. На доске написан ряд сочетаний.

-Ребята, сейчас вам необходимо правильно поставить вопросы в данных словосочетаниях.

Учащиеся по очереди читают и ставят вопросы от глагола к наречию. Оценщик фиксирует ответы.

Прочитать ___________вслух идти ___________вперёд

Приехал ____________ вчера сказал ____________ сгоряча

Писал _________аккуратно смотреть __________вверх

Разрезать _______пополам оказаться __________ рядом

Говорить ______серьезно

- От какой части речи мы ставим вопрос?( от глагола)

- Так кто же обслуживает наречие ? ( глагол)

Учитель говорит о том , что существительное обслуживает прилагательное( примеры).

Какую роль играют наречия в словосочетании? Посмотрите, пожалуйста, на эпиграф к уроку, в словах А.М.Горького есть это определение (уточняют глагол)

«Это интересно знать...»

Информирую учащихся, что наречие в переводе с латинского означает

« приглаголивание», учёные считают , что оно должно быть связана с глаголом, уточнять его. Как часть речи , наречие сформировалось только в 18 веке и продолжает развиваться до сих пор. Очень подвижная часть речи, везде успевает и вправо, и влево, и вниз, и вверх, и вперед, и назад... По вопросу оно показывает где, как, когда происходит действие. Отсюда мы можем сделать вывод,: если прилагательное обозначает признак предмета, то наречие обозначает признак действия.

Учитель проверят выполнение домашнего задания

«Творческая минутка» Замените фразеологизмы наречиями

Идти черепашьим шагом- медленно. Кот наплакал- мало.

Как по маслу- хорошо. Рукой подать- близко.

Конца- края не видно- далеко. Шутки в сторону- всерьёз.

Между делом- попутно. Ни свет ,ни заря- рано.

Яблоку негде упасть- тесно. Сообразить в одно мгновение- быстро

*Групповая работа

І группа Не слитно; ІІ группа Не раздельно

Распределите наречия в два

столбика: Не слитно или раздельно

не)лепо, (не)искренне,

(не)хорошо, а плохо; вовсе (не)интересно,

(не)по-товарищески, (не)аккуратно,

(не)далеко, (не)громко, а тихо;

(не)высоко, далеко (не)ласково

Демонстрирует слайд 10

Слушают, наблюдают.

Продолжают предложения, начатое учителем.









Показывают знания изученного материала, демонстрируют диалогическую речь.

Ученики отвечают и тем самым переходят к выполнению различных заданий.







Спикеры из каждой группы

защищают свои постеры







.





Выполняют в тетрадях

Проверяют по ключу

Отвечают ученики из каждой группы.

Заполняют лист контроля

Слайд 11

(3- мин)

Физкульт

минутка

Слайд 12-13

Слайд 14

(3мин)

Чтобы с ней справиться, необходимо вспомнить написание в наречиях О-Е после шипящих. (Под ударением - О, без ударения - Е, искл. - еще)

  • Если пишем О - руки поднимаем и тянемся вверх. Если Е - руки опускаем и наклоняемся вниз. Горячо, волнующе, колюче, свежо, зловеще, хорошо, заискивающе, общо, еще.

*Работа над текстом -для лидеров группы

«Одним словом» (все остальные учащиеся)

Учитель объясняет задание и просит выполнить устно

.

Заменяют словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис

Отвечают и различают.

Выбирают правильный ответ, обосновывая его выбор

Оценщик группы ставит оценки в оценочный лист.

Ст.Рефлек

сия

Слайд-7

(2-мин)

Рефлексия

Скажите наречиями, как вам сегодня было на уроке.

Хорошо, скучно,тепло, плохо,уютно, тоскливо, интересно,

весело, здорово, отлично

Подберите наречия к глаголу работать, тем самым закончив предложение: я сегодня работал…

А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно!

И я искренне, от души и по-доброму говорю вам спасибо за работу

Оценивание

(2 мин)

Учитель выводит суммативное оценивание.

Оценщики групп передают учителю оценочный лист.

6. Домашнее задание Слайд-15(1-мин)

Пожелания

Слайд 16

(1-мин)

Дает инструктаж выполнения домашнего задания.

  1. Выучить правило о наречиях

  2. Упр.8;1-группа Упр.7-2 группа

1. ------- не болеть 2.-------- улыбаться 3.----------готовиться к урокам 4.----------- писать в тетрадях

5.------------ учить орфограммы 6.. ----------- выглядеть 7.Живите --------------

Записывают задание в дневник.

(2мин)

Как прошел урок дайте оценку

Напишут на стикерах и прикрепляют к нужному смайлику.









Оценочный лист учащихся

Ф.И.О.


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10












Оценочный лист учащихся

Ф.И.О.


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10










От слов к словосочетанию

Прочитать _________вслух

Идти ___________вперёд

Приехал ____________ вчера

Сказал ____________ сгоряча

Писал _____________ аккуратно

Смотреть _____________ вверх

Разрезать ____________ пополам

Оказаться __________ рядом

Говорить _________ серьезно

Смотреть_________внимательно

От слов к словосочетанию

Прочитать _________вслух

Идти ___________вперёд

Приехал ____________ вчера

Сказал ____________ сгоряча

Писал _____________ аккуратно

Смотреть _____________ вверх

Разрезать ____________ пополам

Оказаться __________ рядом

Говорить _________ серьезно

Смотреть_________внимательно

Работа над текстом

Был полдень ____________ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться_______заметались птицы

Работа над текстом

Был полдень ____________ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться_______заметались птицы





© 2010-2022