Разработка урока по русскому языку в 9 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Конспект урока по русскому языку на тему:

"Смотр знаний. Осложнения простого предложения в 9 классе".


Учитель русского языка и литературы

Руфанова Любовь Викторовна

МОУ "СОШ № 3"

Поворинского района

Воронежской области

г. Поворино 2016


Тема урока: Смотр знаний по теме "Осложнения простого предложения". (Прощание с

учебником 8 класса).

Цель урока: систематизировать и обобщить материал по теме "Синтаксис и

пунктуация".

Задачи: применение знаний и умений по синтаксису и пунктуации в собственной речевой практике, формирование коммуникативной компетенции; выполнять все виды разбора, уметь находить осложнения в простом предложении (однородные члены предложения, обращения, вводные слова, обособления и уточняющие члены предложения); усиление воспитательного потенциала, способствующего готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач;

воспитание гармонии между человеком и природой.

Оборудование: учебник 8 класса, "НОТ ученика", папка "Материал к уроку в 9

классе. Подготовка к экзаменам", фоторепортаж "Сердцу милый край", таблицы обобщающего характера: "Обособления", "Орфограммы в корнях слов", "Орфограммы в приставках", словарь, карточки-схемы, лист ватмана (эффект чистого листа), раздаточный материал, иллюстрации учащихся о природе, магнитофон, таблица для самоанализа, выставка книг о природе.

Ход урока:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

I. Сообщение цели и темы урока.

Слово учителя. 9 класс - ответственная пора. Это завершение курса основного образования. Готовиться к экзаменам нам поможет сегодняшний урок, который является прощанием с учебником 8 класса и который дарит нам богатый материал о предложении. Кроме того, сегодня у нас много гостей: учителя из разных уголков Воронежской области. Всех нас: учителей, учащихся, родителей - объединяет любовь к школе, к родному языку. Нельзя не вспомнить слова Д.С. Лихачева: "Любовь к Родине начинается с малого: с любви к семье, жилищу, школе; с уважения".

1) (Запись темы урока в тетради. Чтение и записывание эпиграфа)

Словарная работа. Вставьте непроверяемые буквы в данные слова: б_гряный, б_рюзовый, б_рдовый, в_л_колепный, вл_дение, л_зурь, пор_жать, си(н,нн)ий, свяще(н,нн)ый, пр_рода, пр_смотреться, к_рзина, _риентир, д_лина, ровес_ник.

Взаимопроверка. Работа проверяется цепочкой.

2) Проведем орфоэпическую тренировку. Расставьте ударение в следующих словах: августовский, досуг, звонит, красивее, повторит, правы, собрала, эксперимент, торты, договор, иконопись, односоставные, хозяева, средства, черпать.

Самопроверка. Выставление оценок в таблицу для самоанализа.

П. Теоретический опрос.

  • Продолжите предложение. Наука, которая изучает грамматическое значение и строение предложений и словосочетаний, называется... (синтаксисом).

  • Что вы знаете о предложении? Предварительное домашнее задание: класс
    поделён на группы, в которых учащиеся систематизируют определённый
    материал за 8 класс, подбирают предложения на тему "Осень. Берегите
    природу". Звучит монологическое высказывание подготовленного ученика,
    который подробно расскажет об основной синтаксической единице.
    Синтаксический разбор предложения у доски.

Разработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классе

ОРазработка урока по русскому языку в 9 классесень смуглая в подоле красные листья принесла4.

Разработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классе

(Разработка урока по русскому языку в 9 классеПовествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, неосложненное).

2. В распространенном предложении может быть несколько словосочетаний.

- Фронтальный опрос:

_Что не является словосочетанием? (Грамматическая основа, однородные члены предложения, предлоги со словами).

  • Индивидуальное сообщение учащегося на тему "Словосочетание".

  • Синтаксический разбор словосочетания:

Разработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классех

  1. способ: Красные листья4 - прилагательное + существительное, связь -
    согласование, определительное значение.

  2. способ:

КРазработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классерасные листья4 (именное, тип связи - согласование)

пРазработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классерил. сущ. (строение)

призн. пр. предм. (грамм, значение)

3. Слово учителя.

Производя синтаксический разбор простого предложения, мы заметили, что предложения бывают односоставные и двусоставные. Об этом нам тоже рассказал учебник 8-го класса.

  • Отчет о работе группы на тему "Предложения с одним главным членом".

  • Игра "Угадайте вид односоставных предложений".

Золотая осень. Иду по осеннему лесу. На душе радостно и волнительно. Дышали свежим воздухом.

- Звучит стихотворение Ф. Ракушина "Срубили белую березку". (Рабочая тетрадь
"Русский язык" 8 кл., 9 стр.).

Срубили бел_ю бере_ку - Она в сл_зах с_дой росы Откинул_сь на землю ж_сткую

У пр_дорожной пол_сы.

О, как она преображала

Мои (не) броские места!

И вот кому (то) п_мешала

Ее простая крас_та.

  • Какое чувство появилось у вас, когда вы прослушали это строки. Какие
    изобразительные средства помогли вам?

  • Найдите в данном стихотворении односоставное предложение, определите его вид.

  • Раздел "Синтаксис" тесным образом связан с другими разделами русского языка,
    например, с орфографией. Задание: выпишите по вариантам и опознайте
    орфограммы в корнях слов и в приставках.

1в. 2в.

БРазработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классеерезку (берёза) Придорожной (близость)

ВРазработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классе слезах (слёзы) и т.д. Помешала

Раздел "Морфемика" помогает нам правильно находить части слова, а затем вставлять нужные буквы. III. Тема нашего урока "Синтаксис и пунктуация". Что такое пунктуация?

1) Слово учителя. Простое предложение также может быть осложнено однородными членами. Заполняется белый лист ватмана.

  • Групповое задание. Подготовка материала на тему "Однородные члены
    предложения".

  • Комплексный анализ текста. Чтение учеником.

БЕРЕЗА.

Из деревьев русского леса милее всех мне береза.

Осенью красив березовый лес, покрытый золотистой, увядающей листвой. Крутясь в воздухе, падают на землю молодые листочки. "Прозрачен и чист воздух, малейший слышится в березовом лесу звук", - пишет И. Соколов-Микитов.

Но однажды мы стали свидетелями такого случая.

Рядом с высокой, сучковатой березой сделали автобусную остановку, и люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжелые авоськи, сумки, рюкзаки. Когда внизу сучки пообломали, кто-то вбил в ствол дюжину гвоздей и забил костыль. Ржавый, с рваными острыми заусеницами, чтобы не вытащили.

Береза стала вешалкой. Никто не замечал, как с каждым днем чахло дерево. На нем все также болтались авоськи. Дерево ссутулилось и в разгар лета, горбатое и сухое, стояло над дорогой, как белый памятник.

Мимо шел человек в комбинезоне. Увидел березу, остановился. Приложил ухо к стволу, послушал и ушел. Вернулся он с топором. Огородил дерево мелким частоколом, на израненный ствол табличку повесил: "Гвозди не вбивать. Живая".

Вопросы для анализа прослушанного текста:

  • Определите тему данного текста.

  • Какова главная мысль этого отрывка?

Найдите изобразительно-выразительные средства русского языка, объясните
их роль.

  • Распределите орфограммы по блокам: орфограммы в суффиксах и окончаниях.

  • Найдите однородные члены предложения, составьте схемы.

  • Произведите фонетический разбор слова осенью.

  • Выполните морфологический разбор любого существительного из первого
    предложения.

3) Вопрос учителя: чем еще может быть осложнено предложение? Конечно же,обращением или обособлением.

  • Индивидуальное сообщение на тему "Обращения и вводные слова. Междометия".

  • Звучит стихотворение В. Гришина "Горят костры по всей России".

Г _ рят к _стры по всей Росси ,

Г _ рят к _стры в краю р дном.

О мног м землю мы пр сили,

Земля нас прос т об одном:

«Меня вы б_ регите, люди,

Мои леса, мои поля.

Что буд_ т с вами, коль (не) будет Всего, что вам д_ ет земля?!»

  • Найдите в данном тексте обращение.

  • Индивидуальное задание. Один из учащихся вставляет пропущенные буквы в
    словах.

  • Земля просит, костры горят. Какое это изобразительное средство языка?

(Метафоры)

4) Слово учителя. Посмотрите на таблицу "Сегодня на уроке". Какие
обособления вам известны (обособления определений, приложений,
обстоятельств, предложений с союзом как).

- Возможно частичное прослушивание сообщений на данную тему.
Практическая часть. Прочитайте текст № 1.

Долг_ е время к пр_роде отн _ сились пренебр_жителъно, пол _ гая, что б_гатствам лесов озер рек нет пр_дела. Их можно черпать в_ ками (не) стараясь как (то) о_благодарить щедр_ ю пр_ роду. Но щедрость всегда - лишь ответ на заботл_ вость. Мы помним примеры ун_чтожения прекрас_ных лан_ша_тов нашей страны. Были бе_жалос_но выкорчеваны леса, и_треблены птицы и дикие звери.

  • Самостоятельно найдите обособления, выпишите их, подберите нужную схему

  • Практическая работа в рабочей тетради (стр. 49).

Слово учителя. Работая с текстами, прослушивая сообщения, я поняла, что вам, ребята, удалось придумать предложения об осени. Кроме того, какова, на ваш взгляд, главная мысль всех трех прочитанных текстов? Слышится крик души авторов, их призыв к бережному отношению ко всему живому на земле.

Нельзя истреблять птиц и зверей. Звучит музыка из песни "Полевых ромашек белый цвет", а мы слушаем стихотворение "Раненая птица" и готовимся к ответу на вопрос: какие проблемы подняты автором в этом произведении?

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний

До сих пор мне снится -

На траве кровавой вздрагивает птица.

Птицы, рыбы, звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо!

А море без рыб - не море!

А земля без зверей - не земля!

Люди - исполины, люди - великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы,

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце.

Люди - человеки, страны и народы.

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит плечи раненая птица!

Высказывания учащихся о человеческом отношении к зверям и птицам. 5) Фоторепортаж.

  1. Хорош русский лес. Особенно красив и печален он в осенние ранние дни. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины. Можно видеть камешки в прозрачной воде на реке, можно любоваться поздними цветами.
    Особенно красива река Хопёр. Это можно увидеть на стенде "Сердцу милый край".

  2. Я тоже люблю осенний лес. В нем есть что-то грустное и прощальное. То
    просвистит рябчик, то прокричат в небе журавли. Шелест листвы под ногами, звуки певчих птиц - все это наполняет наши души музыкальным и поэтическим чувством. Посмотрев на следующие фотографии, хочется оказаться в лесу или посидеть на берегу реки, подумать, помечтать. Кто-то занялся бы рыбной ловлей, а кто-то просто смотрел бы на осенний, расцвеченный красками лес.

  3. Природа в Поворино красива и восхитительна. Душа наполняется гордостью, глядя на наши леса, поля, луга. Вспоминаются замечательные строки:

А вокруг леса, вокруг поля,

И река-красавица Хопер.

Это наша русская земля,

Это наш воронежский простор.

Нужно только уметь по-человечески ко всему этому относиться. Хочется еще раз прочитать слова Е. Евтушенко, которые стали эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

  1. Прочитать о природе можно в книгах, которые стоят на нашей полке.
    И. Соколов-Микитов в своем любимом произведении "Русский лес" интересно
    рассказывает нам о различных деревьях: о красивом зеленом дубе, высокой липе,
    милой березе, стройной осине, сосновом боре, живописном клене. Поражает
    красочность и живописность языка, умелое использование изобразительных средств.

  2. Интересна и содержательна книга Ю. Дмитриева "Земля у нас только одна".
    Автор поднимает важные проблемы, намечает пути сотрудничества человека и
    природы.

  3. К внеклассному чтению можно прочитать рассказы Л.Н. Толстого,

С.Г. Аксакова, И.С. Тургенева, В.В. Бианки, К.Г. Паустовского, которые помещены в сборнике "В березовой роще". В этой книге можно найти интересные произведения и отрывки из повестей русских писателей о родной природе, которая словно бы изображена на наших фотографиях.

7. Также для внеклассного чтения можно предложить хрестоматию "Стихи и рассказы о животных". Автор-составитель - профессор Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова Н. Б. Коростелев значительный период жизни посвятил собиранию стихов и прозы о родной природе.

Вопрос учителя: Чем еще может быть осложнено простое предложение? Правильно, мы забыли назвать уточняющие члены предложения.

Заполнение листа ватмана.

Разработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классеоднородные члены предложения обращения вводные слова

Предложение

Разработка урока по русскому языку в 9 классеРазработка урока по русскому языку в 9 классе

уточняющие члены предложения обособления

- Работа на доске с таблицей "Осложнения простого предложения".

- Осложнить предложение, синтаксический разбор которого был произведен в
начале урока. Осень смуглая, пришедшая рано в этом году, в подоле
принесла листья, усеяв все вокруг.

- Пунктуационный разбор предложения.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Проверка пунктуационного разбора.

6) Проверка знаний и умений учащихся. Тестирование на тему "Осложнения в простом предложении".

I. Выделите однородные члены предложения.

  1. Как хороши молодые берёзовые листочки!

  2. Мне нравятся светлые березовые рощи.

  3. Ковром расстилаются, цветут внизу голубые и белые подснежники-перелески.

  1. Поют голосистые дрозды, кукуют кукушки.
    П. Найдите предложение с обращением.


  1. В сосновом бору попадаются рыжики.

  2. Ребята гуляют по лесу, любуясь его красотой.

  3. Дорогие ребята, кто из вас не побывал в осеннем лесу?

  4. Везде: в лесу, на опушке - растут грибы.

III. Определите вводное слово со значением большей степени уверенности.

  1. Липа, бесспорно, одно из самых красивых, весёлых и нежных деревьев.

  2. В русских наших лесах, пожалуй, нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба.

  3. По мнению многих, дуб растет очень медленно.

  4. Кто из вас не видел, не любовался старыми дубами.

IV. Найдите обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

  1. Есть день в природе, когда на березах начинают распускаться листочки.

  2. Войдя в лес, человек чувствует свежее дыхание пробудившейся земли.

  3. Вечером приятно бродить в березовой роще.

  4. Стволы, покрытые смолистой берестой, белы и нежны.

V. Выделите предложение с уточняющим членом места.

  1. Идешь вечером по парку и дышишь свежим воздухом.

  2. Вчера, рано утром, было прохладно.

  3. В лесу, в далеком Зауралье, растут высокие липы.

  4. Лежу, закинув за голову руки, и смотрю в высоту.
    (Контрольные ответы: 1-3, П-3, III-1,IV-2, V-3.)

IV. Итог урока:

1) Чем занимались на уроке? Что смогли вспомнить? (Выполнили

различные виды разбора, провели словарную и орфоэпическую работу, прослушали индивидуальные монологические высказывания на лингвистические темы, заслушали отчёты творческих групп, определили, чем может быть осложнено простое предложение.) Составили схему на листе ватмана.

  1. Напомнили друг другу, что надо беречь и охранять природу. Уместно произнести высказывание М. Пришвина: "Человек, который любит природу, любит и свою родину". Посмотрите на стенд "Словарь". Каково лексическое значение слова патриот?

  2. Настроились на то, что в 9 классе надо сдавать экзамены, надо помнить всегда о простых человеческих качествах...

4) Комментирование оценок.

Словарная работа

Орфоэпическая работа

Выступление на лингвистическую тему

Работа на уроке

Тестирование

Оценка


V. Домашнее задание:

  1. Повторить все о сложном предложении.

  1. Составить 5 предложений о природе, употребляя при этом все виды осложнения.

  2. Написать сочинение на тему "Берегите природу", употребляя при этом однородные члены предложения и другие виды осложнений в простом предложении.

































Использованная литература:

1. Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. завед./ Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. - М.: Просвещение, 2005г.

2. Русский язык, 8 класс. Рабочая тетрадь./ Еремеева А.С. - Саратов: Лицей, 2005г.

3. Книгина М.П. Русский язык. Подготовка к государственному централизованному тестированию. 9 класс. - Саратов: Лицей, 2006.

4. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М.: Просвещение, 2007г.












11

© 2010-2022