- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока по русскому языку в 9 классе
Разработка урока по русскому языку в 9 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Руфанова Л.В. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока по русскому языку на тему:
"Смотр знаний. Осложнения простого предложения в 9 классе".
Учитель русского языка и литературы
Руфанова Любовь Викторовна
МОУ "СОШ № 3"
Поворинского района
Воронежской области
г. Поворино 2016
Тема урока: Смотр знаний по теме "Осложнения простого предложения". (Прощание с
учебником 8 класса).
Цель урока: систематизировать и обобщить материал по теме "Синтаксис и
пунктуация".
Задачи: применение знаний и умений по синтаксису и пунктуации в собственной речевой практике, формирование коммуникативной компетенции; выполнять все виды разбора, уметь находить осложнения в простом предложении (однородные члены предложения, обращения, вводные слова, обособления и уточняющие члены предложения); усиление воспитательного потенциала, способствующего готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач;
воспитание гармонии между человеком и природой.
Оборудование: учебник 8 класса, "НОТ ученика", папка "Материал к уроку в 9
классе. Подготовка к экзаменам", фоторепортаж "Сердцу милый край", таблицы обобщающего характера: "Обособления", "Орфограммы в корнях слов", "Орфограммы в приставках", словарь, карточки-схемы, лист ватмана (эффект чистого листа), раздаточный материал, иллюстрации учащихся о природе, магнитофон, таблица для самоанализа, выставка книг о природе.
Ход урока:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко
I. Сообщение цели и темы урока.
Слово учителя. 9 класс - ответственная пора. Это завершение курса основного образования. Готовиться к экзаменам нам поможет сегодняшний урок, который является прощанием с учебником 8 класса и который дарит нам богатый материал о предложении. Кроме того, сегодня у нас много гостей: учителя из разных уголков Воронежской области. Всех нас: учителей, учащихся, родителей - объединяет любовь к школе, к родному языку. Нельзя не вспомнить слова Д.С. Лихачева: "Любовь к Родине начинается с малого: с любви к семье, жилищу, школе; с уважения".
1) (Запись темы урока в тетради. Чтение и записывание эпиграфа)
Словарная работа. Вставьте непроверяемые буквы в данные слова: б_гряный, б_рюзовый, б_рдовый, в_л_колепный, вл_дение, л_зурь, пор_жать, си(н,нн)ий, свяще(н,нн)ый, пр_рода, пр_смотреться, к_рзина, _риентир, д_лина, ровес_ник.
Взаимопроверка. Работа проверяется цепочкой.
2) Проведем орфоэпическую тренировку. Расставьте ударение в следующих словах: августовский, досуг, звонит, красивее, повторит, правы, собрала, эксперимент, торты, договор, иконопись, односоставные, хозяева, средства, черпать.
Самопроверка. Выставление оценок в таблицу для самоанализа.
П. Теоретический опрос.
-
Продолжите предложение. Наука, которая изучает грамматическое значение и строение предложений и словосочетаний, называется... (синтаксисом).
-
Что вы знаете о предложении? Предварительное домашнее задание: класс
поделён на группы, в которых учащиеся систематизируют определённый
материал за 8 класс, подбирают предложения на тему "Осень. Берегите
природу". Звучит монологическое высказывание подготовленного ученика,
который подробно расскажет об основной синтаксической единице.
Синтаксический разбор предложения у доски.
Осень смуглая в подоле красные листья принесла4.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, неосложненное).
2. В распространенном предложении может быть несколько словосочетаний.
- Фронтальный опрос:
_Что не является словосочетанием? (Грамматическая основа, однородные члены предложения, предлоги со словами).
-
Индивидуальное сообщение учащегося на тему "Словосочетание".
-
Синтаксический разбор словосочетания:
х
-
способ: Красные листья4 - прилагательное + существительное, связь -
согласование, определительное значение. -
способ:
Красные листья4 (именное, тип связи - согласование)
прил. сущ. (строение)
призн. пр. предм. (грамм, значение)
3. Слово учителя.
Производя синтаксический разбор простого предложения, мы заметили, что предложения бывают односоставные и двусоставные. Об этом нам тоже рассказал учебник 8-го класса.
-
Отчет о работе группы на тему "Предложения с одним главным членом".
-
Игра "Угадайте вид односоставных предложений".
Золотая осень. Иду по осеннему лесу. На душе радостно и волнительно. Дышали свежим воздухом.
- Звучит стихотворение Ф. Ракушина "Срубили белую березку". (Рабочая тетрадь
"Русский язык" 8 кл., 9 стр.).
Срубили бел_ю бере_ку - Она в сл_зах с_дой росы Откинул_сь на землю ж_сткую
У пр_дорожной пол_сы.
О, как она преображала
Мои (не) броские места!
И вот кому (то) п_мешала
Ее простая крас_та.
-
Какое чувство появилось у вас, когда вы прослушали это строки. Какие
изобразительные средства помогли вам? -
Найдите в данном стихотворении односоставное предложение, определите его вид.
-
Раздел "Синтаксис" тесным образом связан с другими разделами русского языка,
например, с орфографией. Задание: выпишите по вариантам и опознайте
орфограммы в корнях слов и в приставках.
1в. 2в.
Березку (берёза) Придорожной (близость)
В слезах (слёзы) и т.д. Помешала
Раздел "Морфемика" помогает нам правильно находить части слова, а затем вставлять нужные буквы. III. Тема нашего урока "Синтаксис и пунктуация". Что такое пунктуация?
1) Слово учителя. Простое предложение также может быть осложнено однородными членами. Заполняется белый лист ватмана.
-
Групповое задание. Подготовка материала на тему "Однородные члены
предложения". -
Комплексный анализ текста. Чтение учеником.
БЕРЕЗА.
Из деревьев русского леса милее всех мне береза.
Осенью красив березовый лес, покрытый золотистой, увядающей листвой. Крутясь в воздухе, падают на землю молодые листочки. "Прозрачен и чист воздух, малейший слышится в березовом лесу звук", - пишет И. Соколов-Микитов.
Но однажды мы стали свидетелями такого случая.
Рядом с высокой, сучковатой березой сделали автобусную остановку, и люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжелые авоськи, сумки, рюкзаки. Когда внизу сучки пообломали, кто-то вбил в ствол дюжину гвоздей и забил костыль. Ржавый, с рваными острыми заусеницами, чтобы не вытащили.
Береза стала вешалкой. Никто не замечал, как с каждым днем чахло дерево. На нем все также болтались авоськи. Дерево ссутулилось и в разгар лета, горбатое и сухое, стояло над дорогой, как белый памятник.
Мимо шел человек в комбинезоне. Увидел березу, остановился. Приложил ухо к стволу, послушал и ушел. Вернулся он с топором. Огородил дерево мелким частоколом, на израненный ствол табличку повесил: "Гвозди не вбивать. Живая".
Вопросы для анализа прослушанного текста:
-
Определите тему данного текста.
-
Какова главная мысль этого отрывка?
Найдите изобразительно-выразительные средства русского языка, объясните
их роль.
-
Распределите орфограммы по блокам: орфограммы в суффиксах и окончаниях.
-
Найдите однородные члены предложения, составьте схемы.
-
Произведите фонетический разбор слова осенью.
-
Выполните морфологический разбор любого существительного из первого
предложения.
3) Вопрос учителя: чем еще может быть осложнено предложение? Конечно же,обращением или обособлением.
-
Индивидуальное сообщение на тему "Обращения и вводные слова. Междометия".
-
Звучит стихотворение В. Гришина "Горят костры по всей России".
Г _ рят к _стры по всей Росси ,
Г _ рят к _стры в краю р дном.
О мног м землю мы пр сили,
Земля нас прос т об одном:
«Меня вы б_ регите, люди,
Мои леса, мои поля.
Что буд_ т с вами, коль (не) будет Всего, что вам д_ ет земля?!»
-
Найдите в данном тексте обращение.
-
Индивидуальное задание. Один из учащихся вставляет пропущенные буквы в
словах. -
Земля просит, костры горят. Какое это изобразительное средство языка?
(Метафоры)
4) Слово учителя. Посмотрите на таблицу "Сегодня на уроке". Какие
обособления вам известны (обособления определений, приложений,
обстоятельств, предложений с союзом как).
- Возможно частичное прослушивание сообщений на данную тему.
Практическая часть. Прочитайте текст № 1.
Долг_ е время к пр_роде отн _ сились пренебр_жителъно, пол _ гая, что б_гатствам лесов озер рек нет пр_дела. Их можно черпать в_ ками (не) стараясь как (то) о_благодарить щедр_ ю пр_ роду. Но щедрость всегда - лишь ответ на заботл_ вость. Мы помним примеры ун_чтожения прекрас_ных лан_ша_тов нашей страны. Были бе_жалос_но выкорчеваны леса, и_треблены птицы и дикие звери.
-
Самостоятельно найдите обособления, выпишите их, подберите нужную схему
-
Практическая работа в рабочей тетради (стр. 49).
Слово учителя. Работая с текстами, прослушивая сообщения, я поняла, что вам, ребята, удалось придумать предложения об осени. Кроме того, какова, на ваш взгляд, главная мысль всех трех прочитанных текстов? Слышится крик души авторов, их призыв к бережному отношению ко всему живому на земле.
Нельзя истреблять птиц и зверей. Звучит музыка из песни "Полевых ромашек белый цвет", а мы слушаем стихотворение "Раненая птица" и готовимся к ответу на вопрос: какие проблемы подняты автором в этом произведении?
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний
До сих пор мне снится -
На траве кровавой вздрагивает птица.
Птицы, рыбы, звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб - не море!
А земля без зверей - не земля!
Люди - исполины, люди - великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце.
Люди - человеки, страны и народы.
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит плечи раненая птица!
Высказывания учащихся о человеческом отношении к зверям и птицам. 5) Фоторепортаж.
-
Хорош русский лес. Особенно красив и печален он в осенние ранние дни. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины. Можно видеть камешки в прозрачной воде на реке, можно любоваться поздними цветами.
Особенно красива река Хопёр. Это можно увидеть на стенде "Сердцу милый край". -
Я тоже люблю осенний лес. В нем есть что-то грустное и прощальное. То
просвистит рябчик, то прокричат в небе журавли. Шелест листвы под ногами, звуки певчих птиц - все это наполняет наши души музыкальным и поэтическим чувством. Посмотрев на следующие фотографии, хочется оказаться в лесу или посидеть на берегу реки, подумать, помечтать. Кто-то занялся бы рыбной ловлей, а кто-то просто смотрел бы на осенний, расцвеченный красками лес. -
Природа в Поворино красива и восхитительна. Душа наполняется гордостью, глядя на наши леса, поля, луга. Вспоминаются замечательные строки:
А вокруг леса, вокруг поля,
И река-красавица Хопер.
Это наша русская земля,
Это наш воронежский простор.
Нужно только уметь по-человечески ко всему этому относиться. Хочется еще раз прочитать слова Е. Евтушенко, которые стали эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
-
Прочитать о природе можно в книгах, которые стоят на нашей полке.
И. Соколов-Микитов в своем любимом произведении "Русский лес" интересно
рассказывает нам о различных деревьях: о красивом зеленом дубе, высокой липе,
милой березе, стройной осине, сосновом боре, живописном клене. Поражает
красочность и живописность языка, умелое использование изобразительных средств. -
Интересна и содержательна книга Ю. Дмитриева "Земля у нас только одна".
Автор поднимает важные проблемы, намечает пути сотрудничества человека и
природы. -
К внеклассному чтению можно прочитать рассказы Л.Н. Толстого,
С.Г. Аксакова, И.С. Тургенева, В.В. Бианки, К.Г. Паустовского, которые помещены в сборнике "В березовой роще". В этой книге можно найти интересные произведения и отрывки из повестей русских писателей о родной природе, которая словно бы изображена на наших фотографиях.
7. Также для внеклассного чтения можно предложить хрестоматию "Стихи и рассказы о животных". Автор-составитель - профессор Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова Н. Б. Коростелев значительный период жизни посвятил собиранию стихов и прозы о родной природе.
Вопрос учителя: Чем еще может быть осложнено простое предложение? Правильно, мы забыли назвать уточняющие члены предложения.
Заполнение листа ватмана.
однородные члены предложения обращения вводные слова
Предложение
уточняющие члены предложения обособления
- Работа на доске с таблицей "Осложнения простого предложения".
- Осложнить предложение, синтаксический разбор которого был произведен в
начале урока. Осень смуглая, пришедшая рано в этом году, в подоле
принесла листья, усеяв все вокруг.
- Пунктуационный разбор предложения.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Проверка пунктуационного разбора.
6) Проверка знаний и умений учащихся. Тестирование на тему "Осложнения в простом предложении".
I. Выделите однородные члены предложения.
-
Как хороши молодые берёзовые листочки!
-
Мне нравятся светлые березовые рощи.
-
Ковром расстилаются, цветут внизу голубые и белые подснежники-перелески.
-
Поют голосистые дрозды, кукуют кукушки.
П. Найдите предложение с обращением.
-
В сосновом бору попадаются рыжики.
-
Ребята гуляют по лесу, любуясь его красотой.
-
Дорогие ребята, кто из вас не побывал в осеннем лесу?
-
Везде: в лесу, на опушке - растут грибы.
III. Определите вводное слово со значением большей степени уверенности.
-
Липа, бесспорно, одно из самых красивых, весёлых и нежных деревьев.
-
В русских наших лесах, пожалуй, нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба.
-
По мнению многих, дуб растет очень медленно.
-
Кто из вас не видел, не любовался старыми дубами.
IV. Найдите обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
-
Есть день в природе, когда на березах начинают распускаться листочки.
-
Войдя в лес, человек чувствует свежее дыхание пробудившейся земли.
-
Вечером приятно бродить в березовой роще.
-
Стволы, покрытые смолистой берестой, белы и нежны.
V. Выделите предложение с уточняющим членом места.
-
Идешь вечером по парку и дышишь свежим воздухом.
-
Вчера, рано утром, было прохладно.
-
В лесу, в далеком Зауралье, растут высокие липы.
-
Лежу, закинув за голову руки, и смотрю в высоту.
(Контрольные ответы: 1-3, П-3, III-1,IV-2, V-3.)
IV. Итог урока:
1) Чем занимались на уроке? Что смогли вспомнить? (Выполнили
различные виды разбора, провели словарную и орфоэпическую работу, прослушали индивидуальные монологические высказывания на лингвистические темы, заслушали отчёты творческих групп, определили, чем может быть осложнено простое предложение.) Составили схему на листе ватмана.
-
Напомнили друг другу, что надо беречь и охранять природу. Уместно произнести высказывание М. Пришвина: "Человек, который любит природу, любит и свою родину". Посмотрите на стенд "Словарь". Каково лексическое значение слова патриот?
-
Настроились на то, что в 9 классе надо сдавать экзамены, надо помнить всегда о простых человеческих качествах...
4) Комментирование оценок.
Словарная работа
Орфоэпическая работа
Выступление на лингвистическую тему
Работа на уроке
Тестирование
Оценка
V. Домашнее задание:
-
Повторить все о сложном предложении.
-
Составить 5 предложений о природе, употребляя при этом все виды осложнения.
-
Написать сочинение на тему "Берегите природу", употребляя при этом однородные члены предложения и другие виды осложнений в простом предложении.
Использованная литература:
1. Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. завед./ Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. - М.: Просвещение, 2005г.
2. Русский язык, 8 класс. Рабочая тетрадь./ Еремеева А.С. - Саратов: Лицей, 2005г.
3. Книгина М.П. Русский язык. Подготовка к государственному централизованному тестированию. 9 класс. - Саратов: Лицей, 2006.
4. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М.: Просвещение, 2007г.
11