Сценарий Александр Сергеевич Пушкин и его творчество

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Александр Сергеевич Пушкин

и его творчество (литературная игра - викторина)

Автор: педагог- библиотекарь МБОУ СОШ с.Сафарово Учалинского района Республики Башкортостан Хилажева Г.А.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

  • А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 г. в Москве. Умер 29 января 1837 г. от ранения, полученного во время дуэли в Петербурге. (Дуэль состоялась 27 января).

  • Детство Пушкин прошло в Москве. Нелюбимый ребенок в семье. Он воспитывался французскими гувернерами, рано научился читать, свободно рылся в богатой библиотеке своего отца. Первые стихи были на французском языке, даже прозвище было «Француз».

  • До Лицея большую часть времени проводил в деревне у своей бабушки Марии Алексеевны.

  • 6 лет Пушкин провел в Царскосельском Лицее, открытом 19 октября 1811 г.

  • На 1-ом публичном переводном экзамене прочитал перед Г.Р. Державиным свое патриотическое стихотворение «Воспоминания о Царском Селе».

  • В Лицее поощрялись поэтические опыты, составлялись рукописные журналы, были в ходу «национальные песни». Особенно он сблизился с лицеистами А.А Дельвигом, И.И. Гущиным, В.К. Кюхельбекером.

  • Из Лицея Пушкин был выпущен в июне 1817 г. в чине коллежского секретаря (12-го класса) и определен в Коллегию иностранных дел.

  • Не принимал участия в деятельности первых тайных организаций, ставящих перед собой цель - осуществление прогрессивных государственных реформ, Пушкин был, тем не менее, связан тесными дружескими узами со многими активными членами декабристских обществ; в резких эпиграммах и в гражданских стихах «К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня» бичует пороки российского деспотического режима, воспевает идеалы свободы.

К весне 1820 г. тучи над молодым поэтом сгущаются. В итоге он отправляется в ссылку на Кавказ. В творчестве поэта кавказские и крымские впечатления сыграли огромную роль, остались на всю жизнь самыми сладостными воспоминаниями.

  • Если поэма «Руслан и Людмила» была блестящим итогом его школы у лучших русских поэтов (В.А. Жуковский выразился: «Победителю-ученику от побежденного учителя!»), то первая «южная поэма» А.С. Пушкина «Кавказский пленник» (1822), поставила его во главе всей современной русской литературы, принесла заслуженную славу первого поэта.

Exegi monumentum

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспаривай глупца.

Сегодня мы собрались, чтобы почтить память великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Предлагаю вам выбрать участников команд для литературной игры, посвященной жизни и творчеству А.С.Пушкина.

Команды должны придумать себе звучное литературное название и девиз, желательно связанные с именем А.С.Пушкина. Предлагаю выбрать жюри из учителей, т.к. вопросы сегодня, возможно, будут сложными; а также участникам разрешим брать помощь зала, но при этом жюри будет снижать баллы (минус 1 балл).

Также хочу предложить выбрать из зала по 2 художника на команду, которые должны к концу нашего литературного праздника нарисовать рисунок (или рисунки), посвященные жизни и творчеству А.С. Пушкина (предоставить краски, бумагу, кисточки, цветные карандаши, гуашь).

1 КОНКУРС: Перед вами репродукция картины И.Е. Репина «Пушкин на лицейском акте». На переводном экзамене присутствовал сам Гавриил Романович Державин. Александру 16 лет. Он читает свое патриотическое стихотворение «Воспоминания о Царском Селе». Державин был в восхищении. Предлагаю вам продекламировать любое стихотворение поэта с таким же пафосом, как молодой Пушкин.

2 КОНКУРС: Хочу показать вам иллюстрации с почерком гениального Пушкина. Вы видите, как тщательно работал над текстом, писал, зачеркивал, снова писал. Следующее задание - нужно вставить вместо точек пропущенные слова.

Сказка о попе и работнике его Балде

Жил-был поп,

Толокнный ………(лоб)

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная………(куда)

Зимняя дорога

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, ………(скучной)

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно ………(гремит).

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«………(Кабы) я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.»

«Кабы я была царица,-

Говорит ее сестрица,-

То на весть бы мир одна

………(Наткала) бы полотна.»

Руслан и Людмила

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там ………(леший) бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы ………(невиданных) зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

3 КОНКУРС: Из предложенных на столе отрывков из стихов различных авторов (А.А. Блок, С.Т. Аксаков, Н.М. Языков, М.Ю. Лермонтов) нужно выбрать стихи, принадлежащие перу Пушкина.

4 КОНКУРС: Нужно проставить знаки препинания в знаменитых строках Пушкина из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ

Царь с царицею простился

В путь-дорогу снарядился

И царица у окна

Стала ждать его одна.

Ждет-пождет с утра до ночи

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори но ночи

Не видать милого друга!

Только видит вьется вьюга

Снег валится на поля

Вся белешенька земля.

Пока участники выполняют задание несколько слов о поэме «Руслан и Людмила»: Черномор похищает Людмилу в день Свадьбы. 4 витязя выезжают на ее поиски. Руслан движется к цели, ему встречаются добрый Финн, из поля зрения постепенно выпадают Фарлаф, Ратмир и убитый в поединке Рогдай. Руслан встречает Голову витязя, побеждает Черномора, освобождает Людмилу. Когда возвращается с ней назад в Киев, ему в обратном порядке встречаются все прежние друзья и недруги, и узнаем об их окончательной судьбе.

Прочитав поэму, сам В.А. Жуковский подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».

5 КОНКУРС: Известно, что «Сказка о царе Салтане…» имеет более длинное название. Давайте, попробуйте вспомнить это длинное название и записать. (Ответ: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди»)

6 КОНКУРС: Нужно по очереди назвать имена реальных (!!!) людей, связанных с именем А.С.Пушкина или его творчеством: Итак, начнем с матери: Наталья Осиповна Пушкина - Арина Родионовна-…

7 КОНКУРС: «Француз», «Смесь обезьяны с тигром», «Сверчок»- такие прозвища были у С.А.Пушкина. «Французом» звали за блестящее знание французского языка. «Смесь обезьяны с тигром» - расшифровка Пушкиным прозвища «Француз. Это устойчивое фразеологическое сочетание впервые употребил Вольтер для характеристики французов. Прозвище «Сверчок» он получил в 1815 году в литературном обществе «Арзамас, куда входили В.А.Жуковский, П.А. Вяземский, В.Л.Пушкин».

Но мы его так называть, конечно же, не смеем. Однако, мы могли бы попробовать придумать ему хвалебные имена. Например, «Свободолюбивец», «Солнце русской поэзии» и т.д. Итак, ждем от вас творческого отношения к заданию.

8 КОНКУРС: Какие произведения на исторические сюжеты создал А.С. Пушкин? (Трагедия «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Полтавщина», «Медный всадник», «История пугачевского бунта», «Песнь о вещем Олеге»)

9 КОНКУРС:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора…

Ответьте, пожалуйста, каким событиям в обществе посвящено это стихотворение? Когда произошло это событие? (Декабрьское восстание, 14 декабря 1825 г.)

10 КОНКУРС: Обстоятельства гибели А.С. Пушкина? Если можете, вспомните стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» (Февраль, 1937 г.)

Погиб поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде... и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... - он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. издалёка,

Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
30 Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что́ он руку поднимал!..

11 КОНКУРС: Конкурс, Где авторами вопросов должны стать сами члены команд. Единственное условие - вы должны сами знать точный(!!!) ответ. Итак, по три вопроса друг другу.

12 КОНКУРС: Пользуясь предоставленными словарями, постарайтесь побыстрее объяснить значения слов:

«ЛИЦЕЙ»

«ДРАМА»

«МЕЦЕНАТ»

«МУЗА»
«АФОРИЗМ»
«ГОНОРАР»

.

13 КОНКУРС: Сделать своими руками перья для письма и написать любую цитату А.С. Пушкина. (Предоставить гусиные перья, ножницы, лезвие, бумагу, тушь)

В это время можно продемонстрировать расписание занятий в Лицее:

Занятия в Лицее начинались 1 августа и проходили до 1 июля
июль - месяц «вакаций» (каникул)


06.00 - 07.00 - общий подъем, утренняя молитва, повторение заданий преподавателей

07.00 - 09.00 - занятия (класс)

10.00 - 11.00 - завтрак, прогулка в парке

11.00 - 12.00 - занятия (класс)

13.00 - 14.00 - обед, короткий перерыв

14.00 - 15.00 - занятия по чистописанию и рисованию

15.00 - 17.00 - занятия (класс)

17.00 - 18.00 - отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения

18.00 - 20.30 - вспомогательный класс (повторение уроков)

20.30 - 21.00 - ужин, отдых

21.00 - 22.00 - вечерняя молитва

22.00 - 06.00 - сон

Продуманный распорядок дня способствовал ускоренному развитию лицеистов, которые к 16-18 годам становились физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми, нравственно здоровыми людьми.

14 КОНКУРС: Книги А.С. Пушкина переведены на 111 языков народов мира. С 1917 по 1995 год включительно в бывшем Советском Союзе и нынешней России осуществлено 3409 изданий произведений Пушкина тиражом 424 млн. 703 тыс. экземпляров, в том числе:

- на русском языке - 2017 изданий - 404 млн. 615 тыс. экземпляров;

- на языках народов России и ближнего зарубежья - 1175 изданий тиражом 15 млн. 841 тыс. экземпляров;

- на сорока языках народов мира - 217 изданий тиражом 4247 тыс. экземпляров.

Ваша задача - попытаться перевести любое стихотворение (отрывок, предложение) А.С. Пушкина. (Раздать словари и сборники стихотворений). Прочитать получившиеся переводы стихотворений поэта.

Вот и завершилась наша литературная игра - викторина, посвященная непревзойденному поэту всех времен и народов А.С. Пушкину. Надеюсь, все участники этого мероприятия не остались равнодушными к судьбе и творчеству великого поэта. Предоставим слово жюри для подведения итогов.

Для организатора мероприятия: заданий и информации очень много. Это сделано для того, чтобы организатор данного мероприятия мог самостоятельно выбрать задания, а от некоторых отказаться.

© 2010-2022