Урок по теме Зарубки на сердце. (7 класс)

Тема:            «Зарубки на сердце»    Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Цель урока: Раскрыть идейное содержание рассказа К.Г. Паустовского    «Телеграмма», закрепить навыки анализа текста. Иметь:          знания текста, знать идейное содержание рассказа. Уметь:          создавать словесный портрет главных героев, составлять план,             подбирать эпиграф к каждой части плана, сравнивать тональность    звучания прозы и музыки, соотносить состояние природы и человека,   анализироват...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ГУ «Школа-гимназия №3 отдела образования акимата города Костаная»




Урок

Тема: «Зарубки на сердце».

Рассказ К.Г. Паустовского

«Телеграмма».




Учитель: Битюцкая Л.Д.,

СВУК высшей категории







2014 год






Тема: «Зарубки на сердце»

Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма».

Цель урока: Раскрыть идейное содержание рассказа К.Г. Паустовского

«Телеграмма», закрепить навыки анализа текста.

Иметь: знания текста, знать идейное содержание рассказа.

Уметь: создавать словесный портрет главных героев, составлять план,

подбирать эпиграф к каждой части плана, сравнивать тональность

звучания прозы и музыки, соотносить состояние природы и человека,

анализировать рассказ, делать вывод.

Воспитывать чуткость, отзывчивость, ответственность, доброту.

Оборудование: музыкальная пьеса П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня»,

пятая заповедь Божия, репродукции картин А.Костовского

«Сентябрь», «Клавдия Иосиповна», В.Попкова «Октябрь»,

К.Коровина «Портрет Т.С.Любатович», Ю.Друзе «Мать», Хо-Чун-

Хва Мира «Ожидание».

Эпиграф: За добро плати добром, не будь пустельгой.

К. Паустовский

Ход урока
  1. Слово учителя.

- Ребята, кто из вас получал телеграммы?

- Какие вы получали телеграммы?

- В каких случаях люди отправляют телеграммы?

Главная интрига сегодняшнего урока - телеграмма. Телеграмма … Какая она? Что сообщает? Есть фразеологизм - заруби себе на носу.

  • Как вы объясните его значение?

  • Как вы понимаете, выражение «заруби себе на сердце»? (Что-то оставило неизгладимый, болезненный след в душе).

II. Анализ рассказа К. Паустовского «Телеграмма».

  • Как построен рассказ?

Выделяем три части, озаглавливаем каждую и подбираем эпиграфы:

I часть. Мать. «Эх, горе ее горькое, страданье неписаное!»;

II часть. Дочь. «Эх, ты сорока!»;

III часть. Телеграмма. «За добро, плати добром, не будь пустельгой».

IV часть. Эпилог. Ведь основное действие уже закончено: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами; дочь не успела, не только увидеться с нею, но и на похороны. Но эта часть дополняет характеристику Насти и оставляет надежду на то, что холод души ее растоплен слезами боли и раскаяния. Для Насти это тоже «зарубки на сердце».

  • О чем же этот рассказ?

  • Какова главная мысль рассказа? (Спешите, не опоздайте).

  • Назовите тему рассказа.

Итак, мы определили, что основная тема рассказа - взаимоотношения родителей и детей.

  • Назовите проблемы, которые подымает автор в рассказе.

  • Назовите завязку рассказа. (Вопрос Тихона о Насте - завязка).

  • Почему же рассказ назван «Телеграмма», если речь идет о взаимоотношениях матери и взрослой дочери?

  • В этом есть какая-то загадка.

  • Заглавие звучит интригующе: хочется поскорее узнать, о какой телеграмме идет речь.

  • Возможно, название символично. Оно как предостережение.

  • Телеграмма обычно несет что-то важное: радость или беду.

III. В мастерской автора. Работа с текстом.

Теперь попробуем заглянуть в мастерскую автора.

- Подумаем, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки? (Она настраивает читателя на определенный лад, создает тональность повествования.)

- С какой целью автор описывает природу?

- Почему автор описывает осень, а не лето?

Читаем текст вслух, делимся впечатлениями.

  • Какое возникло у вас впечатление после прочтения первых строк рассказа? (Прочитав первые строки рассказа мы сразу ощущаем ритм этой прозы. Фразы короткие, и от них веет каким-то холодом и безысходностью. И только выбивается из этого ритма предложение о подсолнечнике, который «все доцветал и никак не мог доцвесть …»)

  • Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне? После совместного размышления приходим к выводу, что это слово продиктовано и чувством ритма.

  • Какие ассоциации появляются у вас, когда вы прочитали слово «подсолнечник»?

  • Появляется ассоциация: одинокое, теплое, маленькое солнышко на фоне серого, черного цвета.

  • Как этот подсолнечник, «последняя обитательница» мемориального дома.

  • Сконструируйте предложение, сравнить эти образы. (Подобно тому, как доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться одинокий подсолнечник у забора, …)

Автору важно было, как говорил И. Бунин, «найти звук», «ибо проза обладает такой же внутренней мелодией, как стихи и музыка».

IV. Сравнительный анализ тональности звучания прозы и музыки.

  • А теперь прочитаем описание природы про себя, слушая одновременно музыкальную пьесу «Октябрь. Осенняя песня» П.И. Чайковского. Сравним тональность звучания прозы и музыки. (Музыка так же грустная, но в ней больше светлых нот, светлой грусти).

  • Проследите по тексту, как меняется пейзаж и какие чувства возникают у вас с изменением пейзажа? (Происходит постепенное усиление признаков поздней осени (принцип градации), а у нас нарастает чувство тревоги, ощущение близкой трагедии).

V. Соотнесение состояния природы с душевным состоянием человека.

Как соотносит К.Паустовский состояние природы с душевным состоянием? (Философский подтекст пейзажа: в природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание, нежелание «сдаваться» на милость зимних холодов и, наконец, сон, подобный смерти. Так К.Паустовский соотносит состояние природы с душевным состоянием человека.) Забытый неухоженный сад и забытая Катерина. Природа и человек неразделимы. Автор передает состояние человека через состояние природы.

- Мы выяснили, что «Мелодия прозы» способствует созданию образа пожилой одинокой женщины.

- Каким еще образом писатель помогает нам сформулировать представление о героине? Обратим внимание на описание деталей интерьера. О чем оно свидетельствует? Какие цвета преобладают в пейзаже и в интерьере? (Желтый, серый, черный; всюду неясность, расплывчатость.)

Как это соотносится с образом главной героини?

Вывод: Катерина Петровна живет воспоминаниями о прошлом. А в настоящем у нее нет никакой радости, только боль одиночества и потому-то равнодушное ожидание смерти. Вот как пишет об этом автор в главе «Зарубки на сердце»: «… все обстоятельства, все подробности, самая обстановка деревенского дома и осени - все это было в полном соответствии с состоянием Катерины Ивановны, с той тяжелой душевной драмой, какую она переживала в последние свои дни.»

VI. Работа с текстом.

  • Последите за душевным состоянием Катерины Петровны.

(Надежда, тяжесть, разочарование, осознание одиночества, душевная боль.)

- Как передал Паустовский угасающую надежду пожилой женщины на то, что дочь приедет? (С помощью глаголов: шла - побрела).

Прочитаем эпизод, начинающийся со слов: «Она задохнулась…»

  • Какой отклик рождает пейзаж в душе Катерины Петровны?

(Она сочувствует звездам, старому клену, жалеет их. Время изменило и некогда молодой сад. О нем тоже мало заботятся.)

  • Что поняла Катерина Петровна во время непосильной для нее прогулки? (Она убедилась в том, что очень слаба и дни ее, вероятно, сочтены. И тогда она написала письмо Насте.)

VI. Выразительное чтение письма Катерины Петровны.

VII. Беседа.

«Ненаглядная моя!» - всю силу материнской любви вложила Катерина Петровна в эти слова, а в ответ?

  • Дочь чувствует лишь смутное беспокойство.

«- Насте не до матери» - старушки и ее забот.

  • Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике героини? (Плохо видит, сгорбленная, маленькая). Подберите синоним к слову «маленькая». (Беззащитная)

  • Как вы считаете, у Насти были серьезные причины, чтобы не поехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь? («Она знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать …»)

  • Как относятся к Катерине Петровне окружающие? (С уважением, заботятся о ней, оказывают посильную помощь.)

  • А почувствовали вы отношение автора? Как оно передано?

(Через композицию, «мелодии прозы», пейзаж, интерьер, портрет, описание внутреннего состояния.)

Обратимся к образу Насти.

  • Что в ее внешнем облике подчеркивает автор? («Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза».

Сольвейг - в переводе означает «Солнечный путь». Но авторское определение «холодные» конкретно этому имени. Солнце не может быть холодным. )

  • Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Она, по вашему мнению, бескорыстна? И как это сочетается с холодным безразличием к матери?

И вот курьерша Даша подала Насте телеграмму. Само слово «телеграмма» должно было бы взволновать (да и после такого письма!). Как же Настя принимает ее? (Спокойно, она не поняла даже, о какой Кате речь.)

  • А как на вас подействовала телеграмма?

  • Почему Настя не открывала старому художнику правду? (Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у нее умирает мать.)

«Настя скомкала телеграмму и нахмурилась».

  • Почему? (Неприятное известие, не вовремя, это нарушило ее планы.)

  • Учитывая наши наблюдения, попытаемся создать словесный портрет Насти.

VIII. Создание словесного портрета Насти.

Вывод. Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным, по сути. Сольвейг могла «взглядом светлый праздник вызвать в чьей-либо душе», отличалась добротой, нравственной чистотой и верностью. Настя праздник устраивает, а «глаза холодные». «А говорят, что глаза - зеркало души.» Значит, и душа у нее черствая и холодная.

Выставка предоставляла возможность самой Насте выдвинуться, стать значимой, прославиться.

  • Почему Настя оказалась для окружающих «незнакомкой»?

(Ее сущности не разглядел никто, кроме Гоголя, перед которым невозможно скрыть свое истинное лицо.)

Так звучит в рассказе тема воздействия искусства на человека. Тема искусства - одна из основных в творчестве К.Г. Паустовского. Искусство заставило Настю взглянуть на себя со стороны, задумываться над тем, что происходит.

IX. Работа с текстом рассказа.

- Обратимся к тексту (от слов «Настя вздрогнула…» до «… и она ушла с твердым решением вырвать, во что бы то ни стало этого талантливого человека из безвестности».)

- Как и отец Катерины Петровны, молодой скульптор Тимофеев обладал гениальным талантом создавать правдивые образы. Кропотливая работа художника увенчалась успехом: ему удалось передать в скульптуре тончайшие оттенки облика Гоголя, так что «проступила душа». Поэтому и получился «говорящий » Гоголь. Поэтому так велико влияние его образа на зрителей.

- Многим людям свойственно желание стать значительным, прославиться. А Насте? Она к таким относится? «Эх ты, сорока!» - что вы слышите в этих словах? Почему «сорока»?

(Трещотка, легкомысленная птица). Кстати, это и подсознательная самооценка Насти.

- «Не будь пустельгой», - говорит Тихон Манюшке, но ситуация и интонация произнесения этих слов позволяет предположить, что Тихон считает таковой именно Настю.

- Чего боится Тихон? От чего предостерегает?

- Какое слово интересное «пустельга …» Узнали его значения?

- «Хищная птица семейства соколиных» и «легкомысленный, пустой человек (разг., неодобрит.)»

- К Насте употреблено это слово и в первом, и во втором значении.

- Конечно, можно было сказать: пустой человек. Но Паустовский употребляет это. Оно объединяет и пустой, и мелкий: пустельга похоже на мелюзга …

Это одна из важных деталей создания образа Насти.

Итак, Настя казалась Сольвейг (доброй, верной, нравственно чистой), а на самом деле - сорока, пустельга.

Пониманию происходящего помогло произведение искусства: в сквере, оставшись одна и вспомнив последнее письмо матери, Настя вдруг прозревает, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье».

- Как же передал писатель глубокую взволнованность Насти? (Внутренний монолог, состоящий из вопросов, в том числе риторических, восклицаний, повторов слов, описанию действий Насти - все показывает внутреннее потрясение и накал эмоций. Это первый кульминационный момент, связанный с дочерью.)

Билетов в кассе уже не было. Но слово «мама» действует как пароль, как пропуск.

- Ребята, а знал ли автор о жизни Насти в Ленинграде? (Нет. Эта страница - вымысел.)

Для чего же он понадобился? И почему действие переносится из Заборья в Ленинград? (Автор использует прием противопоставления, показывает разные поколения, разный темп и смысл жизни, ее восприятие)

- Назовите кульминационный момент рассказа. (Получение телеграммы) Телеграмма лаконична, кажется, на нее невозможно не откликнуться. Но этого не происходит.

Поражает психологизм этой сцены. Катерина Петровна ждала дочь или хотя бы отклик на письмо…

- Катерина Петровна поняла, что телеграмма не от Насти. Дочь выдает авторство пожилого человека, так принято было подписываться раньше.

- Как автор относится к Катерине Петровне?

(Автор сочувствует героине, преклоняется перед ее деликатностью, интеллигентностью, добротой и сдержанностью.)

- Единственная слезинка - деталь, подтверждающая ее терпеливость, сдержанность.

- Поняв, что дочь опять осталась глуха, мать перестает ждать и умирает.

Писатель показывает тонкий склад души Екатерины Петровны. Само имя «Екатерина» (греч.) означает чистая, непорочная.

- Назовите развязку рассказа. (Смерть и похороны Катерины Петровны)

- Как показан пейзаж? Почему он изменился?

(Со смертью Катерины Петровны исчезла напряженность, связанная с томительным ожиданием приезда Насти. Смерть - это избавление от страданий)

- В качестве эпиграфа урока мы выбрали слова Тихона, сказанные Манюшке. Почему они сказаны именно Манюшке?

- Это напутствие пожилого человека девочке, ведь она тоже дочь.

- Но этот совет предназначен и Насте.

- А кому еще дано это напутствие? (Читателям)

- Как вы понимаете слова: «Не будь пустельгой »? (Значит не будь пустым человеком)

- Какое напутствие дает читателям автор?

(Научись отделять главное от второстепенного).

- Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

(Открываем запись на доске: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле» (пятая заповедь Божия)).

- Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале возрождения?

- Что такое совесть?

- Признание вины за совершенный неблаговидный поступок.

- Самоконтроль человека.

- Стеснение, стыд, неловкость.

Уточним значение этого слова в толковом словаре С. И. Ожегова. (Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.)

- А зачем она дана человеку?

- Совесть может предотвратить плохой поступок.

- Совесть дана человеку для того, чтобы контролировать свои поступки, исправлять недостатки.

- Какие-то факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти все же пробудилась?

(Бросив все, она наконец-то поехала к матери; «проплакала всю ночь, уехала крадучись» (стыдно перед людьми)). И не зря ей казалось, что «никто, кроме самой Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».

- А для чего, по вашему мнению, вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Она остро почувствовала вину дочери и попыталась заменить Настю, проводила Катерину Петровну в последний путь.)

- Как вы думаете, полюбят ли новую учительницу в Заборье? За что?

- Какая черта есть у нее, и отсутствует у Насти? (Душевность, добросердечие)

Поясните, как вы понимаете эти слова.

- Кого из героев рассказа мы можем назвать сердечным, душевным?

Чувствуется симпатия и любовь автора к простым сельским людям.

Это земля, «любимая» и «родная» для тех, кто здесь родился, рос, работал. И потому она как бог разделяет их скорбь - «печальная».

Любя искусство, служа ему, Настя могла бы сделать многое для увековечивания памяти своего дедушки. Тогда связь времен и поколений не прервалась бы, Настя стала бы значимой на земле своих предков. А Катерина Петровна не терзалась бы вопросом: что будет с домом после ее смерти?

К. Паустовский, осуждая и развенчивая Настю, все же верит в ее искреннее раскаяние и исправление. Не случайно значение имени «Настя» (греч.) - воскрешающая. «Воскресить - 3. переносное, кого что. Восстановить, возродить что-нибудь утраченное, забытое».

- А каким вы видите автора этого произведения? Что он ценит в людях? Что необходимо сделать, чтобы не быть пустельгой?

X. ВЫВОД.

- Какой вывод вы сделали для себя, прочитав рассказ «Телеграмма»?

XI. Творческое задание. Защита проектов.

Дома вы нарисовали обложки к рассказу К. Паустовского «Телеграмма». А теперь настало время защитить свой проект.

XII. Устный журнал «Чью старость ты украсил?»

Расскажи, чью старость ты украсил?

XII. Домашнее задание: подготовьтесь к конкурсному художественному пересказу одного из эпизодов текста.




© 2010-2022