Конспект урока по теме Фразеологизмы

Урок создан больше на заданиях творческого характера, оценивать учеников лучше при помощи оценочных листов или дерева успеха. Делим учеников на 3 группы (возможно при помощи приёма"Фруктовый салат"-ребята выбирают карточки с разными фруктами, в итоге в каждой группе должен оказаться один из фруктов)
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

Тема урока: Фразеологизмы

Цели урока:

1.Образовательные: закрепить понятие «фразеологизм», «лексическое значение фразеологизма»; выявить эмоционально - выразительные достоинства фразеологизмов; научить употреблять и узнавать фразеологизмы в речи.

,02.Развивающие: способствовать развитию речи учащихся, чтобы она была эмоциональной, логичной, лаконичной; создать условия для возникновения устойчивого интереса к изучению языка; развивать творческие способности и образное мышление школьников.

3.Воспитательные: способствовать становлению собственной позиции через анализ текстов; воспитание у учащихся познавательной активности, умение работать в команде, воспитывать внимательное отношение к слову.

Тип урока: изучение нового материала

Технология: проблемное обучение с приёмами критического мышления(мозговой штурм, блиц-опрос, инсерт, диамант, человечки настроения

Оборудование: слайды, маркеры, стикеры, оценочные листы, раздаточный материал

Форма работы: коллективная, индивидуальная, преобладающая групповая

Ход урока

Создание коллаборативной среды: На что похоже ваше настроение? (Мое похоже на облачко, которое путешествует в воздухе)

Мишень настроения (клеем стикеры)

1. Мотивационно-целевой

Народ - властитель тайны слова

И всех сокровищ языка,

Им выткана его основа

Для поколений на века.

У: Сегодня на уроке мы будем говорить о словах, в которых содержится какая-то тайна. О выражениях, которые являются сокровищем русского языка. И о высказываниях, которые передаются поколениями.

1) На И.Д. словосочетания, что вы видите особенного в лексическом значении? Озвучить слова. Чем отличаются? (Cлайд 2)

Выход на тему урока. Постановка цели (сравнить с моей целью) Слайд 3

Актуализация знаний Мозговой штурм

- Что такое фразеологизмы?

- Как называется наука, изучающая эти выражения?

- Для чего мы используем их в речи?

-Где мы можем посмотреть значения фразеологизмов?

У: Откуда пришли фразеологизмы в нашу речь? (Cлайд )

Использовать метод инсерт, изучить теоретический материал по теме на листах рисуют таблицу( показ таблиц 3-х учеников по таблице)

Показ слайда по теории (слайд )

Блиц-опрос -цифровой диктант (5 вопросов) Слайд

2. Операционно- познавательный:

Представление команд ( капитан, спикер, хранитель времени) Составить приветствие из фразеологизмов.

1-я команда. Девиз: Всегда быть на высоте! Приветствие

2-я команда. Девиз: Всегда быть в первых рядах! Приветствие

3-я команда: Девиз: Всегда брать верх! Приветствие

Задания: 1гр.

1.Угадайте предмет по описанию и вспомните крылатое выражение с этим словом:

Его вешают, приходя в уныние. Его задирают, задаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. (Нос)

Не цветы, а вянут. Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают. Не бельё, а развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)

Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека. Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. На него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер)

Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить. Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко. За него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться. (Язык)

Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом. Её набирают в рот, когда молчат. Из неё иногда выходят сухими нечестные люди. (Вода)

2.Составьте фразеологизмы и вспомните их значение.

От нечего …(делать)

.Ни к селу …(ни к городу)

Спустя …(рукава)

Утереть …(нос)

Пальчики …(оближешь)

Зарубить на …( носу)

С минуты …(на минуту)

Прикусить …(язык)

Яблоку негде …(упасть)

Зад.2 1. Замените фразеологизм одним словом.

Задал стрекача (удрал), делать из мухи слона (преувеличивать), выйти из себя (рассердиться), разводить тары-бары (болтать), надуть губы (обидеться), повесить нос (приуныть), на один зуб (мало), в двух шагах (близко), не разгибая спины (усердно), не покладая рук (добросовестно), курам на смех (плохо), спустя рукава (небрежно, кое - как), от чистого сердца (искренне),.

Назвать фразеологизмы, характеризующие человека с положительной и отрицательной стороны. Составить 3 предложения

2.Составьте фразеологизмы и вспомните их значение.

.Бросать деньги …(на ветер)

В час по …(чайной ложке)

Ни жив …(ни мёртв)

Ни в зуб …(ногой) Бить …(баклуши)

С горем …(пополам)

Как снег …(на голову)

Писать с красной …(строки)

Выйти сухим …(из воды)

Зад.3гр 1. Подберите фразеологизмы - синонимы. Работа со словарем.

Во все лопатки -

Поминай как звали -

Как угорелый, хоть пруд пруди, сломя голову, и след простыл, яблоку негде упасть, ни то ни се, гонять лодыря, бабушка надвое сказала, поджилки трясутся, с глазу на глаз, от корки до корки, ни за что на свете.ни рыба ни мясо -

шагу негде ступить -

валять дурака -

вилами на воде писано -

ни за какие блага -

душа ушла в пятки

один на один -

от доски до доски -

высунув язык -

куры не клюют -

Составьте фразеологизмы и вспомните их значение

2. .Концы …(в воду)

В голове …(ветер)

Не успел глазом …(моргнуть)

Развесить …(уши)

Как сквозь …(землю провалился)

Язык без …(костей)

Задрать …(нос)

Набрать в рот …(воды)

Конкурс капитанов: дополните высказывания, вспомнив характерные признаки некоторых животных.

3зад всем группам Угадай фразеологизм по рисунку.

Рефлексивно-оценочный этап: Что на уроке узнали, в чём испытывали затруднения?

Найди фразеологизмы в тексте и подчеркни их. (Индивидуально)

Сравни ответы: 10 фразеологизмов. Оцени себя сам. Сигнальные карточки

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим - пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: "Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего "приятеля" дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.

- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.

- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

Каково самочувствие в конце урока

Человечки настроения раскрасить своего человечка

  • Задание на дом: А) упражнение в учебнике;

  • Б) выписать

  • В) написать фантастическую историю, используя фразеологизмы





















Задания: 1гр.

1.Угадайте предмет по описанию и вспомните крылатое выражение с этим словом:

Его вешают, приходя в уныние. Его задирают, задаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. Не цветы, а вянут. Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают. Не бельё, а развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека. Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. На него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить. Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко. За него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться.

Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом. Её набирают в рот, когда молчат. Из неё иногда выходят сухими нечестные люди.

2.Составьте фразеологизмы и вспомните их значение.

От нечего …

.Ни к селу …

Спустя …

Утереть …

Пальчики …

Зарубить на …

С минуты …

Прикусить …

Яблоку негде …

Зад.2 1. Замените фразеологизм одним словом.

Задал стрекача , делать из мухи слона , выйти из себя , надуть губы , повесить нос , на один зуб , в двух шагах , не разгибая спины, не покладая рук , курам на смех , спустя рукава , от чистого сердца.

Назвать фразеологизмы, характеризующие человека с положительной и отрицательной стороны. Составить 3 предложения

2.Составьте фразеологизмы и вспомните их значение.

.Бросать деньги …

В час по …

Ни жив …

Ни в зуб … Бить …

С горем …

Как снег …

Писать с красной …

Выйти сухим …

Зад.3гр 1. Подберите фразеологизмы - синонимы.

Во все лопатки -

Поминай как звали -

Как угорелый, хоть пруд пруди, сломя голову, и след простыл, яблоку негде упасть, ни то ни се, гонять лодыря, бабушка надвое сказала, поджилки трясутся, с глазу на глаз, от корки до корки, ни за что на свете.ни рыба ни мясо -

шагу негде ступить -

валять дурака -

вилами на воде писано -

ни за какие блага -

душа ушла в пятки

один на один -

от доски до доски -

высунув язык -

куры не клюют -

Составьте фразеологизмы и вспомните их значение

2. .Концы …

В голове …

Не успел глазом …

Развесить …

Как сквозь …

Язык без …

Задрать …

Набрать в рот …(воды)

© 2010-2022