Вий и Балор (убивающие взглядом)

В статье я сопоставляю двух мифологических героев - Вия и Балора. Первый известен школьникам по замечательной повести Гоголя,второй - герой кельтских преданий, но ребята знают его как персонажа компьютерной игры. По разным причинам многим детям оказался очень интересен Балор, жестокий Король Уродов, и они взяли это имя себе в качестве "ника". Мне хотелось бы объяснить поклонникам этого монстра, что это в первую очередь не компьютерное чудовище, обладающее суперсилой, а Балор - Злое Око, древнейш...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №3 города Дубны Московской области









Убивающие взглядом : Вий и Балор



авторская разработка

учителя русского языка и литературы

Мадигожиной Натальи Валентиновны






















г. Дубна





В мифах и сказках многих народов встречаются персонажи, «убивающие взглядом». Самые известные из них - античные Василиск и Медуза Горгона. Против страшного взгляда обычно применялись зеркало, щит или другие отражающие предметы, направляющие взгляд чудовища на него самого. Герой, которому удалось отсечь голову Медузы, становился непобедимым, так как обладал страшным оружием и мог направлять взгляд Горгоны на своих врагов.

В одном из вариантов известной русской народной сказки о Василисе, которая вынужденно жила в услужении у Бабы-яги, говорится о том, что девушка получила в подарок за труды человеческий череп, свет из глазниц которого помог найти героине дорогу домой. Положительная героиня, разумеется, не знала о страшных возможностях черепа и была уверена, что несет в дом огонь, необходимый для очага. Когда она вернулась домой , череп сжег дотла своим магическим взглядом нехорошую мачеху и родных дочерей мачехи, «одной Василисы не тронуло» (1,78).

Череп сам по себе не обладал жизнью и нельзя было лишить его способностей, используя зеркало... После смерти домочадцев Василиса закапывает череп в землю. Возможно, в этой сказке героиня не случайно носит имя Василисы, напоминающее о греческом чудовище Василиске. Даже череп, насаженный на длинную палку, в руке Василисы напоминает о мифическом царе Змей. (Предполагаемая внешность Василиска подробно описана в мифологических словарях, например: 2, 116).

Гораздо реже в сказаниях и сказках встречаются те, чей убийственный взгляд закрыт длинными веками, пушистыми ресницами или густыми бровями. С одной стороны, это уменьшает количество жертв чудовища, но, с другой стороны, справиться со страшилищем традиционным способом не представляется возможным.

Впрочем, есть сюжеты, согласно которым скрытый под огромными веками и густыми ресницами взгляд не представляет сам по себе большой опасности. Например, в русской народной сказке «Иван Быкович», также записанной А.Н. Афанасьевым, герой побеждает чудовищ, но обманом попадает в подземелье, к «старому старику»:
«Старик лежит на железной кровати, ничего не видит, длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают. Позвал он тогда двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:
- Возьмите-ка вилы железные, поднимите мои брови и ресницы чёрные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей. Богатыри подняли ему брови и ресницы вилами: старик взглянул...»(3,230)

Но ничего страшного с Иваном не произошло, взгляд оказался не убийственным. Отец погибших чудовищ даже встретил героя похвалой его доблести: «Ай да молодец Ванюша!» Оказывается, «старому старику» нужен был герой для добывания молодой красавицы. Иван - не дурак - сразу решает, что девицу он добудет для себя, и прекрасная волшебница в конце сказки делает так, что старик сваливается в яму, то есть опять же поближе к подземному царству. Заметим, что дом этого бровастого старика находился также в подземелье. Этот факт должен был напомнить читателю о принадлежности «старика» к подземным, чаще всего, темным силам, в борьбе с которыми народная сказка разрешает использовать обман и хитрость.

Вообще в славянском фольклоре гипертрофированные веки и ресницы, мешающие глядеть на белый свет, встречаются не так уж редко, но далеко не всегда они являются признаком демонического персонажа.

Мы выбрали для сопоставления двух мифологических героев: Вия - персонажа восточнославянской мифологии и Балора - героя кельтских преданий. Оба обладают смертельным взглядом, который спрятан под огромными веками, для поднятия которых требуется несколько человек и вспомогательные орудия - вилы, крючки, костяные кольца и так далее.

Хотя оба персонажа, как мы сказали, принадлежат области мифов, но знакомство с этими героями у современных школьников происходит очень по-разному: с Вием ребята знакомятся по классической повести Н.В.Гоголя, а вот Балора знают в первую очередь как персонажа компьютерных игр и по «никам» многочисленных пользователей, которым по разным причинам приглянулся сильный и жестокий «король уродов». Поэтому особенно актуально объяснить, что Балор - Злое Око - не современный монстр, стоящий на стороне Зла, а древнейшее действующее лицо кельтской мифологии, хтоническое чудовище, борющееся с силами Света и в то же время являющееся родственником светлого бога Луга.

Гоголь писал о самом страшном чудовище своей знаменитой повести: "Вий - есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте как слышал" (цит. по 4, 164).

Напомним, как описывает Вия Гоголь в своем произведении: "И вдруг настала тишина в церкви: послышалось вдали волчье завывание, и скоро раздались тяжёлые шаги, звучавшие по церкви, взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в чёрной земле. Как жилистые крепкие корни выдавались из него засыпанные землёю руки и ноги. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки были опущены до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нём железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.

- Подымите мне веки: не вижу! - сказал подземным голосом Вий. - И всё сонмище кинулось подымать ему веки".
"Не гляди!" - шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.
- Вот он! - закричал Вий и уставил на него железный палец. И всё, сколько ни было, кинулось на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха.» (4,204).

Как видим, у Гоголя герой погибает от страха, а не от смертоносного взгляда Вия, хотя в мифах, имея огромные глаза с тяжёлыми веками, Вий обычно убивает именно своим взглядом.

Хочется напомнить еще один интересный факт. Н.Гоголь в конце повести называет некоторых виновников смерти Хомы «гномами». Гномы прослушали первый петушиный крик, из-за их оплошности чудовища завязли в окнах и дверях. Однако гномы в низшей мифологии народов Европы - это маленькие человекообразные существа. Да, они часто обитают под землей, где согласно преданиям должен был находиться и Вий. Гномы, как правило, хранят под землей драгоценные камни и металлы. (5, 157) Гоголь не зря напоминает о железном лице и пальце Вия. Гномы далеко не всегда враждебно настроены к людям и зрительно не производят на человека ужасного впечатления. Именно гномы были сопровождающими Вия, а вся та нечисть, которая летала, царапала когтями и пыталась ужалить, появилась до Вия по приказу панночки. Но эти «духи» и «бесы» искали и не могли увидеть Хому, окруженного таинственным кругом. А Вий - смог! Кто же он такой?

Существуют два предположения о происхождении имени Вия: первое - украинское слово "вії" (произносится "вийи"), что в переводе с украинского языка означает "веки" или «ресницы». Утверждают также, что имя чудовища связано со словом "виться", так как образ Вия напоминает какое-то растение: ноги его овиты корнями, и весь он покрыт засохшими кусками земли.

Согласно мифологическим словарям, Вий (Вый) - сын Чернобога и козы Седуни. Он - Владыка Пекла, царь подземного мира (Нави, Преисподней), повелитель мучений. Олицетворение тех страшных наказаний, которые ждут после смерти всех злодеев, воров, предателей, убийц и мерзавцев, иначе говоря всех тех, кто жил неправедно и нарушал законы Яви и Прави.. Всех их с нетерпением ждёт справедливый и неподкупный Судья Вий. Он зорко наблюдает за тем , чтобы не было среди людей нарушения нравственных законов, он держит в руке огненный бич, которым потчует грешников. У него тяжелые веки - их держат вилами его многочисленные слуги. Он не выносит солнечного света. (2,123).

В преданиях многих народов Боги - судьи человеческих грехов - проживают в подземном царстве, но далеко не всегда они слепы, хотя их глаза и отвыкают, конечно, от дневного света. Но как же Вий может наблюдать зорко, если большую часть времени фактически слеп? Вспоминается богиня Фемида с завязанными глазами, которая тоже вроде как должна судить по справедливости, не используя при этом зрение. Но открывают глаза Вию, как правило, представители злых сил. Если иметь в виду переносный смысл выражения «открыть на что-то глаза», то Вию открывают глаза в нужный момент обычно темные личности и манипулируют «неподкупным» Судьей Вием, используя его как оружие.

Особенно часто злые силы используют его в военное время. Если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, то ничего не сможет утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, насылает мор на вражеские войска, разрушает и обращает в пепел города и деревни.

Нельзя сказать, что Вий всегда возглавляет именно силы зла, его взгляд может быть направлен и против темных сил. Но все же чаще Вий - это хтоническое чудовище, чей взгляд открывает вход для темных сил. Оттого и нельзя смотреть Вию в глаза, ибо заберёт, утянет к себе в подземелье, в мир мёртвых.

Балор в ирландской мифологии - тоже бог, предводитель уродливых демонов-фоморов, правивших Ирландией до Племен богини Дану. Фоморы все как один были уродливые и увечные, «кто без руки, кто без ноги» (6, 223) «Балор Злой Глаз жил на Острове Стеклянной Башни. Корабли редко проплывали мимо этого острова, потому что фоморы никого не отпускали живым» (6, 230) Фоморы - «нижние демоны» с островного потустороннего мира - «острова со стеклянной башней» (2, 575). Балор известен был тем, что поражал врагов смертоносным взглядом. Во время битвы веко бога приподнимали четверо слуг. По одной из версий они это делали с помощью костяного кольца (6, 230).

Балору было суждено погибнуть от руки внука, и, чтобы избежать смерти, он заточил свою единственную дочь Этлин в башню на острове Тори у северо-западного побережья Ирландии. Долгое время Этлин не видела никого из мужчин. Но Киан, сын бога-врачевателя Диан Кехта, сумел проникнуть к Этлин, и она полюбила его и родила Луга, бога солнца, который случайно спасся от ярости Балора: новорожденного приказали утопить, но булавка на мешке, в котором его несли, расстегнулась, младенец упал в реку, и его выловили и спасли представители «светлых сил».

Согласно большинству источников, у Балора было два глаза, но один из них всегда был закрыт, ибо он был настолько ядовитым, что убивал всякого, на кого падал его взгляд. Это губительное свойство его глаза было не врожденным, а возникло вследствие одного происшествия. Движимый любопытством, Балор как-то раз заглянул в окно дома, где друиды готовили колдовское снадобье, и ядовитый дым от этого варева попал ему прямо в глаз, вследствие чего тот настолько пропитался ядом, что его взгляд стал поистине смертоносным для окружающих (6,230). От взгляда этого глаза не было спасения ни богам, ни гигантам, и поэтому боги сохранили Балору жизнь лишь при условии, что его смертоносный глаз всегда будет закрыт. Однако в дни решающих битв Балор становился напротив врагов, ему поднимали веко на страшном глазе, и монстр беспощадно истреблял все, на что устремлялся его взор. В Ирландии до сих пор жива память о Балоре и его ужасном глазе; выражение «глаз Балора», бытующее в ирландском фольклоре, равно выражению «дьявольский глаз».
Роковая встреча уже взрослого внука Луга и деда Балора состоялась во время второй битвы при Мойтуре, последнем сражении между фоморами (силы Тьмы) и Племенами богини Дану (силы Света). Об этом событии повествует миф «Великая битва в Маг Туиред».
Никто не мог выдержать смертоносного взгляда Балора, даже Нуаду, предводитель Племен богини Дану, обладатель чудесного, разящего без промаха меча. Племена богини Дану уже были близки к поражению, когда Луг заметил, что глаз Балора закрывается от усталости. Чтобы нанести решающий удар, Лугу пришлось пробраться через боевые порядки неприятеля на одной ноге, с зажмуренным глазом, подражая одноногим фоморам и одноглазому Балору. Впрочем, временное западание одного глаза у входящего в воинственный раж героя, встречается в кельтских мифах неоднократно даже у самых светлых героев, например, у одного из самых положительных персонажей кельтской мифологии - Кухулина.

В решающей битве Бог Луг с волшебной пращой подкрался к родственнику - «циклопу» и метнул камень с такой силой, что глаз Балора вылетел с другой стороны его же головы. Теперь уже фоморы стали испытывать на себе разрушительную силу этого взгляда. Балор погиб, а племенам богини Дану удалось разгромить фоморов и изгнать их из Ирландии. По другой версии, Луг довел до ярости Балора своими «поношениями», и Балор потребовал, чтобы ему срочно подняли веко. А Луг только этого и ждал, он «метнул в него свое красное копье и попал в глаз, так что тот оказался на затылке и поразил трижды девять фоморов» (6, 256).

Итак, два мифологических персонажа похожи тем, что оба убивают окружающих своим взглядом, но взгляд этот обычно скрыт огромными веками и пушистыми ресницами. У Вия «заблокированы» оба глаза. Причины возникновения у чудовища такой особенности не объясняются в дошедших до нас сказаниях. Вий проживает под землей, поэтому, возможно, его глаза стали бояться дневного света, а так как Вию приходилось периодически выходить из-под земли, то глаза его закрылись защитной оболочкой, которая в то же время сделала его оружием в руках темных сил. Хотя первоначально предполагалось, что он справедливый Бог - судья, который карает исключительно грешников, но в сказаниях Вий своим взглядом убивает и правых, и виноватых. В мирное время живет в Пекле, считается королем гномов, которые охраняют подземные сокровища. Вий может насылать живым грешникам кошмары, а тем, кто уже попал в преисподнюю, назначать суровое, но справедливое наказание.

В повести Н.Гоголя Вий, возможно, и не собирался убивать Хому, он только указал на местонахождение героя, которого «нечистая сила», вероятно, обвинила в смерти «панночки», в пьянстве во время богослужения и других грехах. Хома Брут умирает от страха, так как пересечение взглядов с Вием открыло ход в потусторонний мир, и нечисть получила возможность зайти в магический круг, очерченный героем. Вий не имеет личных врагов , и неизвестно ни одного сказания, где бы кто-нибудь с ним сражался или пытался погубить.

Балор почти во всех кельтских сказаниях - представитель темных сил, король фоморов. Только один его глаз является «ядовитым» В одном из мифов («Луг в Таре») подробно сообщается, как и почему Балор получил такую магическую способность. Сначала он был не рад своему увечью, но потом осознал, какие у него открываются новые возможности - и стал во главе инвалидов фоморов, которые были озлоблены на весь мир из-за своей одноногости и однорукости - и своим вождем готовы были признать только еще большего урода. Фоморы жили на разных островах, пока не завоевали Ирландию. Балор Злой Глаз по преданию жил на Острове Стеклянной Башни (6,330) и не боялся сражений и смерти, так как погибнуть мог только от руки своего внука. Таким образом, Балор не прятался в подземном мире, свет был опасен для него только в иносказательном смысле. Бог Луг, от руки которого Балору предсказано было погибнуть, - это Бог Солнца. Когда Луг первый раз появляется у фоморов с запада, то они поразились тому, почему солнце взошло не на востоке. Луг говорит сначала с фоморами как друг, потому что его «половина принадлежит Балору», но великодушные жесты светлого бога не находят понимания, и битва внука с Балором оказывается неизбежной. Тут уже, как мы отмечали выше, Луг прибегает к хитрости и даже использует страшный глаз деда, выбив его и повернув против фоморов, иначе бы «глаз в одно мгновение сжег всю Ирландию» (6, 256) Таким образом Балор в сказании о «Великой битве...» оказывается уничтоженным. Луг отрубает злодею голову, и потом сам долгое время правит Ирландией.

В более поздних произведениях функции Вия и Балора расходятся еще сильнее. Религиозный символ бога Вия - Всевидящее Око, в том значении, что ничто не скроется от взгляда сурового и справедливого судьи. Известный фольклорист А.Н. Афанасьев видит в Вие отражение древнего и могучего божества славян - Перуна, бога - громовника. В православии, по мнению ряда исследователей, этот образ трансформировался в святого Касьяна, который «на что ни взглянет - все вянет»! Но в наши цели не входит прослеживать столь далекое развитие этого персонажа славянской мифологии.

Балор, в отличие от Вия, не Всевидящее, но исключительно Злое Око, в его облике слились черты двух классических персонажей - Циклопа и Медузы. Этот монстр стоял во главе злобных уродов фоморов, которые в большинстве сказаний рассматриваются как демонические существа. Напомним, что выражение «глаз Балора» до сих пор бытует в ирландском фольклоре в значении «дьявольский глаз».

Таким образом, хотя, на первый взгляд, эти два персонажа имеют явные и характерные основания для сопоставления, необходимо заметить, что их роли в мифологии существенно различаются.







Использованная литература:



  1. Народные русские сказки из сб. А.Н. Афанасьева, Москва, Художественная литература, 1979, с.70-80.

  2. Мифологический словарь под ред. Е.М. Мелетинского, Москва, 1992.

  3. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева в 3-х тт, Москва, Наука, 1984, 1 том, с.225 - 232.

  4. Гоголь Н.В. Миргород. Харьков, 1975. серия «Школьная библиотека», с.164 - 205.

  5. Роллестон Томас. Мифы, легенды и предания кельтов, Москва, Центрполиграф, 2004.

  6. Кельтские мифы. Екатеринбург, 2005. Ирландские сказания.С.219 -281.



© 2010-2022