Технологическая карта урока русского языка по теме Непроизносимые согласные (2 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока (система Л.В. Занкова)

Тема раздела «Какие бывают в грамматике группы слов» (продолжение)

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет, класс

Русский язык, 2 класс

    Тема занятия/урока

    «Непроизносимые согласные в корне слова»

      Цель (цели) занятия/урока

      Создать ситуацию успеха, познакомить учащихся с непроизносимыми согласными;
      формировать умения проверять написание слов с непроизносимой согласной; различать место непроизносимого согласного.

        Задачи

        Соответствие задач и этапов урока (здесь указать, какой этап на решение каких задач работает. Тогда будет видно, насколько задачи действительно шаги по достижению цели урока, насколько этапы рабочие и необходимые)

        Обучающие -
        • учить делать самостоятельные выводы по теме;
        • обогащать письменную речь учащихся;
        • учить применять полученные знания грамотного письма;
        • уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

        Развивающие -
        • Способствовать развитию умения определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
        • формировать самоконтроль и самооценку;
        • способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

        Воспитательные -
        • воспитывать интерес к предмету; доброжелательное отношение к учителю, сверстникам



          Ожидаемый учебный результат

          Предметные результаты

          Универсальные учебные действия (Личностные и метапредметные результаты)

          Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов


          Личностные:

          формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях.

          Метапредметные

          Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия.

          Познавательные:

          пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; воспринимать смысл предъявляемого текста; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

          Коммуникативные:

          Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.


            Оборудование и материалы

            Для педагога

            Для учащихся

            Учебник, интерактивная доска, диск «Уроки Кирилла и Мефодия», рисунок с изображением острова


            Учебник, памятки «Работаем в паре», «Работаем в группе», карточки, бумажные солнышки

            Основные этапы и виды деятельности

            Этап урока

            Цель - результат

            Содержание

            (страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы)

            Деятельность учителя

            Деятельность ученика

            Оценка и контроль

            Мотивация

            (эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности, возможность сочетать с проверкой домашнего задания и т.д.)


            Формировать положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду в классе

            -Давайте улыбнемся друг другу. Думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
            - Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?


            Дети отвечают, высказывают своё мнение


            Устные ответы



            Введение в тему урока. Постановка учебной задачи на урок (создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока: использование коллизий, проблемных ситуаций, эмпирических наблюдений и т.д.)

            Проектирование вариантов работы над выявленными и возможными

            затруднениями

            Подведение детей к формированию темы и постановке задач урока.

            Составление плана урока








            Воспитание здорового образа жизни













            Физкультминутка


            - Сегодня на уроке мы совершим воображаемое путешествие на сказочном корабле к острову, где живут буквы, которые любят играть в прятки. На пути к острову вас ждут испытания, исследования, но я уверена, что вы справитесь с ними.

            - Отправляемся в путь.

            Внезапно начался шторм!

            Вот первое испытание.

            Чтобы успокоить море необходимо найти «лишнее» слово в каждом столбце.

            АРБУЗ ШУБКА

            ХЛЕБ ТРАВКА

            ВЕТЕР ВЬЮГА

            - Какое слово «лишнее» в первом столбце?

            - Во втором столбце?

            - Как проверить парную согласную?


            - С этим заданием вы справились. Вы настоящие путешественники, сообразительные и находчивые!

            Отдохнем с тобой дружок,

            Ставим руки дружно в бок,

            Наклонились влево - вправо,

            Влево-вправо, влево-вправо,

            Потянулись мы на славу,

            Сядем тихо, мой дружок,

            И продолжим наш урок.






            Обосновывают выбор

            Отвечают - ветер

            Отвечают - вьюга

            Вспоминают изученную орфограмму, называют проверочные слова (арбуз - арбузы, хлеб - хлеба, шубка - шуба, травка - трава)




            Устные ответы



            Правильные ответы на вопросы

            (оценка)




            Выполнение упражнений физкультминутки

            (контроль)

            Открытие нового (знания, способа действия)

            Привлечение уже изученного материала

            Работа по учебнику Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ.

            Обсуждение (возможно в парах, группах) Формулирование вариантов выводов. Обобщение

            Подведение детей к самостоятельно-

            му выводу

























            Проверка понимания способа действия




















            Чтение сказки











            Учебник «Русский язык»,2 часть, с.17


            Задание выполняется в группах





            - Море успокоилось, и на горизонте показался остров. (Вывешивает рисунок на доске)

            - Давайте поприветствуем остров.

            - Каким словом приветствуют при встрече?

            ( учитель крепит карточку с представленным словом на доску)

            - Какой удивительный остров! Как ярко светит над ним…(солнце). Как радостно бьётся у каждого из вас… (сердце)

            - Посмотрите на слова. Что необычного в них?

            - А теперь я произнесу эти слова, а вы послушайте и последите за их написанием.

            - Что необычного вы заметили? Все ли согласные я произнесла?

            - Какой звук не произносится в словах «здравствуйте», «солнце», «радостно», «сердце»?

            - Как бы вы назвали эти согласные, которые пишутся, но не произносятся? (на интерактивной доске появляется тема «Непроизносимые согласные в корне слова»).

            - Вот на этом прекрасном острове мы продолжим выполнять различные задания и упражнения.

            - Запишите в столбик слова с непроверяемыми согласными.

            - Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Что надо для этого сделать, как вы думаете?

            - Вот как на этот вопрос ответили герои сказки








            -Так как же найти звук, который не произносится, но пишется?

            - Как будем проверять слова с непроизносимыми согласными?


            -Прочитаем правило



            Поработаем в группе.
            (Каждой группе даются свои слова.)

            - Ваша задача подобрать к ним синонимы с непроизносимыми согласными.
            - Запишите попарно эти слова.
            - Каждая группа оценит свой ответ и ответ другой группы.
            - Сделайте вывод, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова.


            Здравствуйте!


            Выбирают подходящие карточки


            Отвечают

            Внимательно смотрят на карточки и прочитывают слова

            Проговаривают и отвечают

            Отвечают: «в», «л», «т», «д»

            Обосновывают выбор: непроизносимые согласные.

            Высказывают своё мнение



            Записывают слова,

            осуществляют самооценку


            Высказывают своё мнение

            Один из учеников читает сказку, другие слушают.

            Чтение сказки учеником.

            Согласные звуки затеяли играть в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться!

            Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже почти все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звёздный, праздник, здравствуй!» Опять тишина.

            Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти.

            Вдруг один звук и говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.

            Обосновывают выбор и отвечают

            Отвечают: надо изменить слово так, чтобы непроизносимая согласная четко слышалась. Непроизносимый согласный звук будет четко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной

            Читают и запоминают правило


            Вспоминают правила работы в группе

            Выполняют задание


            печальный - грустный
            весёлый - радостный
            здешний - местный
            всадник - наездник
            огромный - гигантский
            знаменитый - известный
            правдивый - честный
            гневный - яростный
            хмурая - ненастная

            Аргументируют правильность своих ответов и оценивают ответы других групп





            Устные ответы

            (оценка)








            Умение слушать, понимать прочитанное

            (контроль)








            Поиск информации

            (контроль)

            Ответы на вопросы

            (оценка)


            Работа с материалом учебника

            (контроль)


            Правила работы в парах

            (контроль и оценка)

            Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

            Работа по учебнику, рабочим тетрадям, медиаресурсам

            Самостоятельная работа. Работа в парах, группах. Дифференцированные задания.

            Творческие задания Диагностические задания на осознание и понимание нового

            Включение будущего нового материала

            Развитие мелкой моторики


            Проверка понимания способа действия

            Пальчиковая гимнастика


            Учебник, с.17, упр.240

            Словарная работа





            Выполнение заданий с диска «Уроки Кирилла и Мефодия»

            Работа в парах

            (Учебник, стр.18 по условному знаку)

            Наши пальчики сцепились,

            И тянулись, и крутились,

            Каждый хочет победить,

            И награду получить.

            -Выпишите слова с непроизносимыми согласными. Рядом напишите проверочные слова.

            - Непроизносимые согласные любят загадывать загадки. Они приготовили для вас

            • Как называется ряд ступенек, идущих вверх или вниз?

            - Есть ли в этом слове непроизносимая согласная? Как мы проверим? Если слово нельзя проверить, а написать надо правильно, что надо сделать?

            • Скоро Новый год. Это весёлый …

            - Как проверить непроизносимую согласную?

            -Поработаем в парах


            Исследуют, при любом ли сочетании согласных один из них не произносится.

            Выписывают слова с непроизносимыми согласными и рядом пишут проверочные слова

            Обосновывают выбор ответа (лестница)

            Отвечают, делают выводы


            Обосновывают выбор ответа (праздник)

            Повторяют правило.

            На слух определяют слова с изучаемой орфограммой

            Закрепляют новый материал

            Вспоминают правила работы в парах.

            Объясняют написание слов чудесный, прекрасный.

            Формулируют свои предположения в паре.

            Осуществляют взаимопроверку


            Самостоятельная работа

            (оценка)


            Устные ответы






            Правила работы в парах

            (контроль и оценка)

            Подведение итогов.

            Личностные приращения, оперирование метапредметными способами действий, предметные результаты, самоанализ и самооценка (ученика)


            Итоговая рефлексия учебной деятельности.




            Задание на дом.

            Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей




            Работа с бумажными солнышками




            Учебник, стр.17

            - С какими согласными мы познакомились?

            - Почему их так назвали?

            - Как проверить слово с непроизносимой согласной?


            - У каждого на парте - бумажное солнышко. Чего не хватает у него?

            - Если вы поняли, как проверить непроизносимые согласные и у вас радостное настроение, нарисуйте улыбку солнышку. А если что-то не поняли, нарисуйте просто ротик.

            - А теперь покажите ваши солнышки.

            Учитель даёт комментарий к домашнему заданию

            - Составить предложения со словарными словами (чувство, лестница, праздник)

            Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили




            Слушают учителя и определяют, чего не хватает

            Формулируют конечный результат своей работы

            Рисуют улыбку или ротик - по настроению.

            Поднимают рисунки вверх и показывают

            Планируют выполнение домашнего задания

            Устные ответы

            (оценка)




            Усвоение нового материала

            (контроль)




            Запись домашнего задания

            (контроль)

            12


            © 2010-2022