- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока русского языка по теме Непроизносимые согласные (2 класс)
Технологическая карта урока русского языка по теме Непроизносимые согласные (2 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Казакова Л.С. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока (система Л.В. Занкова)
Тема раздела «Какие бывают в грамматике группы слов» (продолжение)
№ п/п
Параметр
Описание
Учебный предмет, класс
Русский язык, 2 класс
Тема занятия/урока
«Непроизносимые согласные в корне слова»
Цель (цели) занятия/урока
Создать ситуацию успеха, познакомить учащихся с непроизносимыми согласными;
формировать умения проверять написание слов с непроизносимой согласной; различать место непроизносимого согласного.
Задачи
Соответствие задач и этапов урока (здесь указать, какой этап на решение каких задач работает. Тогда будет видно, насколько задачи действительно шаги по достижению цели урока, насколько этапы рабочие и необходимые)
Обучающие -
• учить делать самостоятельные выводы по теме;
• обогащать письменную речь учащихся;
• учить применять полученные знания грамотного письма;
• уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
Развивающие -
• Способствовать развитию умения определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
• формировать самоконтроль и самооценку;
• способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные -
• воспитывать интерес к предмету; доброжелательное отношение к учителю, сверстникам
Ожидаемый учебный результат
Предметные результаты
Универсальные учебные действия (Личностные и метапредметные результаты)
Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов
Личностные:
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях.
Метапредметные
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия.
Познавательные:
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; воспринимать смысл предъявляемого текста; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные:
Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Оборудование и материалы
Для педагога
Для учащихся
Учебник, интерактивная доска, диск «Уроки Кирилла и Мефодия», рисунок с изображением острова
Учебник, памятки «Работаем в паре», «Работаем в группе», карточки, бумажные солнышки
Основные этапы и виды деятельности
Этап урока
Цель - результат
Содержание
(страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Оценка и контроль
Мотивация
(эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности, возможность сочетать с проверкой домашнего задания и т.д.)
Формировать положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду в классе
-Давайте улыбнемся друг другу. Думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
- Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
Дети отвечают, высказывают своё мнение
Устные ответы
Введение в тему урока. Постановка учебной задачи на урок (создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока: использование коллизий, проблемных ситуаций, эмпирических наблюдений и т.д.)
Проектирование вариантов работы над выявленными и возможными
затруднениями
Подведение детей к формированию темы и постановке задач урока.
Составление плана урока
Воспитание здорового образа жизни
Физкультминутка
- Сегодня на уроке мы совершим воображаемое путешествие на сказочном корабле к острову, где живут буквы, которые любят играть в прятки. На пути к острову вас ждут испытания, исследования, но я уверена, что вы справитесь с ними.
- Отправляемся в путь.
Внезапно начался шторм!
Вот первое испытание.
Чтобы успокоить море необходимо найти «лишнее» слово в каждом столбце.
АРБУЗ ШУБКА
ХЛЕБ ТРАВКА
ВЕТЕР ВЬЮГА
- Какое слово «лишнее» в первом столбце?
- Во втором столбце?
- Как проверить парную согласную?
- С этим заданием вы справились. Вы настоящие путешественники, сообразительные и находчивые!
Отдохнем с тобой дружок,
Ставим руки дружно в бок,
Наклонились влево - вправо,
Влево-вправо, влево-вправо,
Потянулись мы на славу,
Сядем тихо, мой дружок,
И продолжим наш урок.
Обосновывают выбор
Отвечают - ветер
Отвечают - вьюга
Вспоминают изученную орфограмму, называют проверочные слова (арбуз - арбузы, хлеб - хлеба, шубка - шуба, травка - трава)
Устные ответы
Правильные ответы на вопросы
(оценка)
Выполнение упражнений физкультминутки
(контроль)
Открытие нового (знания, способа действия)
Привлечение уже изученного материала
Работа по учебнику Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ.
Обсуждение (возможно в парах, группах) Формулирование вариантов выводов. Обобщение
Подведение детей к самостоятельно-
му выводу
Проверка понимания способа действия
Чтение сказки
Учебник «Русский язык»,2 часть, с.17
Задание выполняется в группах
- Море успокоилось, и на горизонте показался остров. (Вывешивает рисунок на доске)
- Давайте поприветствуем остров.
- Каким словом приветствуют при встрече?
( учитель крепит карточку с представленным словом на доску)
- Какой удивительный остров! Как ярко светит над ним…(солнце). Как радостно бьётся у каждого из вас… (сердце)
- Посмотрите на слова. Что необычного в них?
- А теперь я произнесу эти слова, а вы послушайте и последите за их написанием.
- Что необычного вы заметили? Все ли согласные я произнесла?
- Какой звук не произносится в словах «здравствуйте», «солнце», «радостно», «сердце»?
- Как бы вы назвали эти согласные, которые пишутся, но не произносятся? (на интерактивной доске появляется тема «Непроизносимые согласные в корне слова»).
- Вот на этом прекрасном острове мы продолжим выполнять различные задания и упражнения.
- Запишите в столбик слова с непроверяемыми согласными.
- Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Что надо для этого сделать, как вы думаете?
- Вот как на этот вопрос ответили герои сказки
-Так как же найти звук, который не произносится, но пишется?
- Как будем проверять слова с непроизносимыми согласными?
-Прочитаем правило
Поработаем в группе.
(Каждой группе даются свои слова.)
- Ваша задача подобрать к ним синонимы с непроизносимыми согласными.
- Запишите попарно эти слова.
- Каждая группа оценит свой ответ и ответ другой группы.
- Сделайте вывод, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
Здравствуйте!
Выбирают подходящие карточки
Отвечают
Внимательно смотрят на карточки и прочитывают слова
Проговаривают и отвечают
Отвечают: «в», «л», «т», «д»
Обосновывают выбор: непроизносимые согласные.
Высказывают своё мнение
Записывают слова,
осуществляют самооценку
Высказывают своё мнение
Один из учеников читает сказку, другие слушают.
Чтение сказки учеником.
Согласные звуки затеяли играть в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться!
Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже почти все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звёздный, праздник, здравствуй!» Опять тишина.
Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти.
Вдруг один звук и говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.
Обосновывают выбор и отвечают
Отвечают: надо изменить слово так, чтобы непроизносимая согласная четко слышалась. Непроизносимый согласный звук будет четко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной
Читают и запоминают правило
Вспоминают правила работы в группе
Выполняют задание
печальный - грустный
весёлый - радостный
здешний - местный
всадник - наездник
огромный - гигантский
знаменитый - известный
правдивый - честный
гневный - яростный
хмурая - ненастная
Аргументируют правильность своих ответов и оценивают ответы других групп
Устные ответы
(оценка)
Умение слушать, понимать прочитанное
(контроль)
Поиск информации
(контроль)
Ответы на вопросы
(оценка)
Работа с материалом учебника
(контроль)
Правила работы в парах
(контроль и оценка)
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным
Работа по учебнику, рабочим тетрадям, медиаресурсам
Самостоятельная работа. Работа в парах, группах. Дифференцированные задания.
Творческие задания Диагностические задания на осознание и понимание нового
Включение будущего нового материала
Развитие мелкой моторики
Проверка понимания способа действия
Пальчиковая гимнастика
Учебник, с.17, упр.240
Словарная работа
Выполнение заданий с диска «Уроки Кирилла и Мефодия»
Работа в парах
(Учебник, стр.18 по условному знаку)
Наши пальчики сцепились,
И тянулись, и крутились,
Каждый хочет победить,
И награду получить.
-Выпишите слова с непроизносимыми согласными. Рядом напишите проверочные слова.
- Непроизносимые согласные любят загадывать загадки. Они приготовили для вас
-
Как называется ряд ступенек, идущих вверх или вниз?
- Есть ли в этом слове непроизносимая согласная? Как мы проверим? Если слово нельзя проверить, а написать надо правильно, что надо сделать?
-
Скоро Новый год. Это весёлый …
- Как проверить непроизносимую согласную?
-Поработаем в парах
Исследуют, при любом ли сочетании согласных один из них не произносится.
Выписывают слова с непроизносимыми согласными и рядом пишут проверочные слова
Обосновывают выбор ответа (лестница)
Отвечают, делают выводы
Обосновывают выбор ответа (праздник)
Повторяют правило.
На слух определяют слова с изучаемой орфограммой
Закрепляют новый материал
Вспоминают правила работы в парах.
Объясняют написание слов чудесный, прекрасный.
Формулируют свои предположения в паре.
Осуществляют взаимопроверку
Самостоятельная работа
(оценка)
Устные ответы
Правила работы в парах
(контроль и оценка)
Подведение итогов.
Личностные приращения, оперирование метапредметными способами действий, предметные результаты, самоанализ и самооценка (ученика)
Итоговая рефлексия учебной деятельности.
Задание на дом.
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей
Работа с бумажными солнышками
Учебник, стр.17
- С какими согласными мы познакомились?
- Почему их так назвали?
- Как проверить слово с непроизносимой согласной?
- У каждого на парте - бумажное солнышко. Чего не хватает у него?
- Если вы поняли, как проверить непроизносимые согласные и у вас радостное настроение, нарисуйте улыбку солнышку. А если что-то не поняли, нарисуйте просто ротик.
- А теперь покажите ваши солнышки.
Учитель даёт комментарий к домашнему заданию
- Составить предложения со словарными словами (чувство, лестница, праздник)
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили
Слушают учителя и определяют, чего не хватает
Формулируют конечный результат своей работы
Рисуют улыбку или ротик - по настроению.
Поднимают рисунки вверх и показывают
Планируют выполнение домашнего задания
Устные ответы
(оценка)
Усвоение нового материала
(контроль)
Запись домашнего задания
(контроль)
12