Сюжетом каждого холста восславил землю, чисто, свято

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сюжетом каждого холста восславил землю, чисто, свято...

ЦЕЛИ

- познакомить учащихся с биографией А.А. Пластова, с его картинами;

- овладеть навыками подготовки к устному высказыванию, выразительного чтения лирических произведений, чтения наизусть, художественного пересказа;

- развитие творческих способностей обучающихся, вырабатывать культуру устного ответа, использовать образные средства языка в речи;

- воспитание эстетических взглядов через приобщение к прекрасному искусству (живописи, музыке, поэзии);

- формирование нравственных качеств (патриотизма, гуманизма, любви к родному краю, гордости за знаменитого художника, земляка А.А. Пластова);

- применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное приложение об А.А. Пластове с музыкальным сопровождением; выставка книг о жизни и творчестве художника, репродукции картин Пластова; свечи, карточки с индивидуальными заданиями, репродукции картин Пластова, кроссворд «Аркадий Пластов», свечи,

ХОД УРОКА.

Слово учителя. В одном из номеров краеведческого журнала «Мономах» я случайно наткнулась на шуточное стихотворение одного из читателей, послушайте, пожалуйста:

Ундоры и Сенгилей,

Прислониха, Майна -

Распрекрасные места,

А для многих - тайна!

Тайна в том, что в тех местах

Вы не все бывали,

Про величие красот

Слыхом не слыхали.

Может, слышала когда,

Вовсе ненароком,

Не догадываясь, что все это под боком.

В Турцию, Тайланд, Китай

Съездить отдохнуть мечтаем,

Про красоты родных мест просто забываем!

Ребята, а что вы знаете о Прислонихе, чем она так знаменита?

Сообщение темы урока, его целей. (СЛАЙД 1,2).

Учитель: Наступает торжественная минута: мы сейчас в память о знаменитом художнике зажжем

свечу Творчества как символ преданности творчеству:

Гори, свеча, в душе детей!

Гори, душа, среди людей!

Гори, свеча! Ты - наш маяк,

К тебе колени преклоняем!

Гори, свеча, и знает всяк,

Что Пластова мы ныне прославляем!

Знакомство с планом урока (СЛАЙД 3).

ПЛАН

  • «Здравствуй, русская Прислониха!»

  • Детство Аркаши Пластова.

  • Первый учитель - Д.И. Архангельский.

  • Янтарная мастерская.

  • Знакомство с картинами

Аркадия Александровича Пластова: «ЖАТВА», «ЛЕТОМ», «УЖИН ТРАКТОРИСТОВ»,«ВЕСНА».

  • Художник родного края.

Рассказ учителя: «Здравствуй, русская Прислониха!» ( СЛАЙДЫ 4, 5).

С незапамятных времен деды и прадеды Пластова постоянно жили в Прислонихе, что находится в 60 км от города Симбирска, а ныне Ульяновска.

ЧТЕЦ.

ВЕЧЕРЕЕТ…

В ОКРУГЕ ТИХО.

ЖДЕТ ПРИРОДА СПОКОЙНЫХ СНОВ.

ЗДРАВСТВУЙ, РУССКАЯ ПРИСЛОНИХА,

ДЕРЕВЕНЬКА СРЕДЬ ЛЕСОВ.

ЗДЕСЬ ТАК ЯРКО И ТАК ТОРЖЕСТВЕННО,

В СЕНТЯБРЕ ЗОЛОТЯТСЯ ЛЕСА,

И ПРИРОДА КАК ЮНАЯ ЖЕНЩИНА,

И СМЕЕТСЯ НЕБЕС КРАСА.

И РОДНАЯ АРКАДИЯ ПЛАСТОВА,

КАК ПЕЙЗАЖИ ЕГО КАРТИН.

СРЕДНЕВОЛЖСКАЯ ОСЕНЬ ВЛАСТВУЕТ

В ТИШИНЕ ЗОЛОТЫХ РАВНИН.

ЗДЕСЬ ХВАТАЛО СЧАСТЬЯ,И ЛИХА,

ЗДЕСЬ НЕ НУЖНО ПУСТЯШНЫХ СЛОВ.

ЗДРАВСТВУЙ, РУССКАЯ ПРИСЛОНИХА,

ДЕРЕВЕНЬКА СРЕДИ ЛЕСОВ.

( Анатолий Чесноков)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ. В центре села - старая деревянная церковь, которую расписывали когда-то дед и отец Аркадия Пластова. По семейным преданиям Пластовых, первым в роду овладел искусством живописи прадед Гаврила Степанович Пластов, который учился в Арзамаской школе живописи

А.В. Ступина.

Чтец. (СЛАЙД 6)

У ДОРОГИ
(ТРОИЦА)
ШУМЯТ ЛЕСА В ХОЛМАХ НАД ПРИСЛОНИХОЙ…
МАШИНЫ МИМО ПРОЛЕТАЮТ ЛИХО,
А ЦЕРКОВЬ ЖДЕТ - ПРИВЕТЛИВО - ЧИСТА…
ВОЙДИ, ВОЙДИ ПОД БЕЛЫ СВОДЫ ТИХО,
И ЯГОДЫ НЕЗРЕЛОЙ ЗЕМЛЯНИКИ
ВНЕСИ С СОБОЙ КО МАТЕРИ ХРИСТА,
БЕРЕЗЫ ВЕТКУ И ЕЩЁ ДУШИЦУ:
ХОТЬ И НЕ ВРЕМЯ ЕЙ СЕЙЧАС ЦВЕТИТЬСЯ,
И БЛЕДНО-ПУРПУРНЫЕ СПЯТ ЦВЕТЫ.
НО БОГОРОДИЦЫ ЛИК ЗАСВЕТИЛСЯ!
И СЛОВНО ТЫ ДУШОЮ ВОЗРОДИЛСЯ,
И ПОЛУЧИЛ ПОДДЕРЖКУ, ПУТНИК, ТЫ!

( Татьяна ЭЙХМАН)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Прислониха - русская красавица. Она карабкается по отлогим склонам. Весною здесь непременно журчат ручьи, а осенью бывает изумительно красива в золотом кольце лесов, подступающих к самой околице. Беззаботно прислонилась к горам, к покатым холмам, старательно расставила деревянные домики, пасет коров и удивленно смотрит на пашни.

ДЕТСТВО АРКАШИ ПЛАСТОВА.

18 (31) января 1893 года в семье Пластовых родился третий сын Аркадий.

Детство, озорное и безмятежное, провел он в родном селе. Любил гулять с ребятишками, кататься с горы, любил слушать былины и сказки няньки Степановны про Илью Муромца, про Егория Храброго, про Аленушку и бел-горюч камень. Знала она их так много, что никогда ничего не повторяла, за исключением любимой нами Аленушки и братца Иванушки.


Чтение наизусть отрывка о детстве художника из книги Е.В. Мурашовой.

С детства родители и мальчики с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосый, озорной, смешливый, храбрый. В общем, обычный мальчишка.

Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет, к примеру, в поле, раскинет руки и кричит чего-то.

- Кому это ты, Аркашка? - спрашивают мальчишки.

- Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает? - говорит Аркаша. Прислушиваются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы под ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.

Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестренка ему обед принесет, спрашивает:

- С кем это ты разговариваешь?

- Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить, и муравейник восстанавливать. Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы дает.

«Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и все в ней свой голос имеет?» - думает Аркаша.

Думал Аркаша, думал, но так ничего и не придумал.

Еще любил Аркаша смотреть, как работают богомазы. Потрясающий неведомый восторг сжимал сердце мальчика, и просил он отца купить ему красных, синих, огненных красок, чтобы быть живописцем и более никем. Но, отец мечтал, чтобы сын его вышел в архиереи, поэтому отдал его в Симбирское духовное училище. Позже Пластов с грустью вспоминал об этом периоде своей жизни. Единственной отдушиной было рисование. Детская мечта стать живописцем продолжали жить в душе мальчика.

ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ - ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ АРХАНГЕЛЬСКИЙ (СЛАЙД 7).

Пятнадцатилетним пареньком пришел Аркадий Пластов в мастерскую к своему первому учителю Дмитрию Ивановичу Архангельскому. Учитель был не намного старше своего ученика - ему исполнилось только23 года. Но в Симбирске он был уже довольно известной личностью. По первым же акварелям Архангельский угадал огромный талант своего ученика. Ученик и учитель удивительно понимали друг друга. Как-то посреди ночи разбудил Аркадий учителя:

- Что случилось?

- Гроза! Вставайте скорее, смотреть пойдем!

Вышли на крыльцо. Ночь темная, жуткая! Молнии прорезывают небо огненными стрелами, озаряют землю яркими вспышками. А учитель и ученик, художники, на это зрелище прекрасное смотрят, любуются, чтобы позже передать красоту эту в своих полотнах.

Отношения Архангельского и Пластова скоро переросли в искреннюю дружбу. Её, как самую большую драгоценность, пронесли через всю свою жизнь. Аркадий Александрович Пластов всегда дорожил мнением учителя, часто присылал ему письма и сверял по нему, как по совести, свою судьбу...

СЛОВО УЧИТЕЛЯ (СЛАЙД 8). Заветная мечта Пластова сбылась: после окончания четырех классов духовной семинарии Аркадий Пластов уехал в Москву. Вместо тихого Симбирска, вместо деревянной резной Прислонихи, где бесконечно по проезжему тракту скрипят возы и отмахиваются от мух лошаденки, теперь вокруг юноши сияла, сновала, орала и суетилась каменная Москва. (СЛАЙД 9). Подготовившись, Аркадий сдал экзамены в Училище живописи, ваяния и зодчества. В этот период Пластов видит мир ярко, сочно, торжественно и весело. «Сам не свой брожу я по Москве, - писал впоследствии художник.- Башни, соборы Кремля, Китай-город с кустиках на седых стенах, Василий Блаженный, Красная площадь и, наконец, Третьяковская галерея… Невозможно описать эти переживания. Я задыхался, еле стоял на ногах. Никогда я не чувствовал столько сил для любой победы на избранном пути, как тогда». Пролетели дни учебы. Вернулся Пластов в родную Прислониху, и распахнулось сердце его навстречу родным просторам, открылось для бескрайней любви.

ЧТКЦ (СЛАЙДА 10).

Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ,

ПРИСЛОНИХА РОДНАЯ,

И КУДА Б НЕ ЗАСЛАЛА СУДЬБА,

СНЯТСЯ, СНЯТСЯ ПОЛЯ ЗОЛОТЫЕ,

В ИЗУМРУДАХ ЛЕСОВ БЕРЕГА.

КЛОНИТ ВЕТЕР РОСИСТЫЕ ТРАВЫ,

ВДАЛЬ ПЛЫВУТ ОБЛАКА НАДО МНОЙ.

ДЕРЕВЕНЬКА СРЕДЬ

РОССИЙСКОЙ ДЕРЖАВЫ

НА ДВОИХ У НАС СЕРДЦЕ ОДНО

ЯНТАРНАЯ МАСТЕРСКАЯ (СЛАЙДЫ 11, 12, 13).

Травы, корни, лосиные рога заполняют просторную мастерскую Пластова. Мастерская - янтарная, срубленная из крупных бревен, к двери вместо ручки прибит рог лося-однолетки, и в мастерской наряду с картинами живут маленькие сказочные существа - ведьмы, русалки, кентавры и лешие, найденные художником в корнях бересклета и только чуть-чуть подправленные бережным резцом рукой мастера.

А.А. Пластов на этюдах (СЛАЙДЫ 14,15,16, 17, 18).

ЧТЕЦ (СЛАЙД 19).

КАК ПРОСТОРНО

НАД ГУЛКОЙ ЗЕМЛЕЙ НЕБЕСАМ!

СПЯТ РОССИЙСКИЕ ПАЖИТИ ТИХО,

ПРИСЛОНИЛАСЬ К ГОРАМ,

ПРИСЛОНИЛАСЬ К ЛЕСАМ

ПОСЛЕ ТРУДНОЙ СТРАДЫ

ПРИСЛОНИХА.

СЛОВНО ЖЕЛТАЯ КРАСКА

СТЕКАЕТ С БЕРЕЗ

ЧЕРЕЗ ТОНКУЮ СЕТЬ ПАУТИНЫ.

ОТЗВЕНЕЛ ЗА РЕКОЮ

ХМЕЛЬНОЙ СЕНОКОС,

И ГОРЧИТ МОЛОДАЯ РЯБИНА…

Учитель:

- Ребята, а название какой картины упоминается в этом стихотворении? ( «СЕНОКОС» СЛАЙД 20).

Эта одна из первых работ Пластова, за которую художник был удостоен Государственной премии.

Картина была не одна, а какие ещё вы можете назвать художественные полотна

А.А. Пластова, которые художник написал в 1945 году?

.

ЗНАКОМСТВО С КАРТИНАМИ ПЛАСТОВА:

  • «ЖАТВА»;

  • «ЛЕТОМ»;

  • «УЖИН ТРАКТОРИСТОВ»;

  • «ВЕСНА»

СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Теперь перейдем к проверке домашнего задания. Напомните, пожалуйста, что нужно было подготовить к уроку. (Подготовить устное выступление по картинам Пластова).

Ребята, при подготовке домашнего задания, какая памятка из учебного пособия «Русская речь» Е.И. Никитиной вам помогла при выполнении домашнего задания? А чем?

Давайте откроем учебники и ещё раз прочитаем памятку № 7.

Послушаем ваши выступления. Вы должны нам рассказать о картинах так, чтобы заинтересовать гостей, нашу уважаемую администрацию, родителей, чтобы они нам организовали поездку в Прислониху, в музей Аркадия Пластова, чтобы мы могли своими глазами увидеть работы нашего знаменитого художника родного края.

УСТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО КАРТИНЕ «ЖАТВА» (СЛАЙД 21).

В картине «Жатва», безусловно, царствует один цвет - рыжий, ржаной, цвет хлебного поля. Во время уборки хлеба, кажется - весь мир заполнен желтизной немножко порыжевших, немножко пожухлых, тоненьких соломинок.

Вдали люди старательно складывают скирды ржи, похожие на огромные первобытные хижины, а на переднем плане, около только что поставленной бабки снопов обедает старый дед, окруженный внучатами: хохломская ложка отражается в остывшем супе, а старая мозолистая, натруженная рука радуется её легкости, благодатной после тяжелой ручки, мгновенно срезающей колосья косы.

Так о чем же это художественное полотно? Оно о мужестве раннего детства и поздней старости.

Как богатырь, сидит на рыжем ржавом поле сивый дед. Его заскорузлая рука бережно держит краюху хлеба - хлебушка, который достается трудно. Нет следов оживления у малых детей. Уставшие от непосильного труда, они степенно, как взрослые, обедают. Девочки медленно едят суп или тюрю из миски, а мальчик из кринки пьет молоко. Рядом с людьми сидит собачка. Она знает, что её обязательно угостят, поэтому внимательно следит за руками обедающих.

Картина «Жатва» стала не изображением случайно увиденной сцены, это величественное повествование о мужестве, с которым народ переносил горькую военную страду.

Между этим мужественным детством и мужественной старостью незримо стоит вся сильная, зрелая, ведущая освободительную войну наша могучая страна.

«Упрямая, несгибаемая Русь» торжественно встает перед нами из тусклого золота этой картины.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА КАРТИНЕ «ЛЕТОМ» (СЛАЙД 22).

Знойный летний полдень. Жарко. В густой прохладной тени кудрявых белоствольных берез расположились на отдых усталые грибники. Они очень устали, так как собрали полные корзины грибов. Здесь и хрупкие белянки, и рыжие лисички, и стройные подберезовики, и крепкие толстые боровики, и фиолетовые и желтые сыроежки. В большом глиняном кувшине краснеют ягоды спелой душистой малины.

Герои картины - бабушка с внучкой и беленький, с черными пятнышками, песик Барсик. Женщина прилегла на высокую мягкую траву и сразу уснула. Девочка занята важной работой: она обрывает сладкие сочные ягоды малины с кустика, который сорвала по дороге и кладет в кружку. Рядом дремлет лохматый пес.

Машенька одета в беленькое платье, а на голове ярко-красный платок. На шее у девочки разноцветные бусы. Бабушку Пластов изобразил во всем синем.

Мастер кисти написал своих друзей на зеленой полянке, где цветут белые ромашки, синеют нежные колокольчики, желтеет пижма.

Летний воздух дышит солнцем, чудесным ароматом молодых трав, полевых цветов.

СЛОВО УЧИТЕЯ.. Находятся картины Пластова в различных музеях, но они и там работают. Уже не один десяток лет толпится перед ними народ. Те мысли, те чувства, которые охватили зрителей от созерцания художественных полотен - это результат труда мыслей и чувств художника.

Давайте потихоньку подойдем к посетителям музея и послушаем их разговор.

СЦЕНКА « В МУЗЕЕ»

( у картины Аркадия Александровича Пластова «Ужин трактористов» стоят зрители и тихо между собой разговаривают).

1. - Как называется-то?

2. - «Ужин трактористов». Пластов из Прислонихи написал.

3. - Ишь ты, сколько за день вспахали: пашня до неба тянется…

4. - А тракторист - то, видать с сынишкой работает

1.- Почему ты решил, что с сынишкой?

4. - А как же! Чубы точь-в-точь одинаковые, да и нос похож.

2. - Да-а! Ребята нынче пошли - рано к технике привыкают.

3. - А хотите, я вам сейчас смешную историю про трактор расскажу.

Все:

- Хотим.

3. - Когда моя бабушка маленькой была, с ее братом вот какой случай произошел. Оставил сосед-тракторист у дома работающий трактор, а Васятка влез в трактор, включил скорость и поехал, а как остановить, забыл. Ездит он по улице и поворачивает. Ездит и поворачивает…

Люди ему кричат: «Хватит кататься, слезай!»

А он в слезы: « Я забыл, как машину останавливать надо».

1.- Забыл?

3. - Ну да, забыл. А машина все ездит да поворачивает, ездит и поворачивает…

А мать, как увидела Васятку в кабине трактора, на улицу выбежала, перепугалась, плакать стала, голосить: « Заездит, говорит, парнишку до смерти машина проклятая!..»

2. - Скажи, пожалуйста, случай какой!.. А дальше что было?

3. - Ну, тракторист, конечное дело, пообедал и пришел. Смеётся. С ходу в трактор запрыгнул, что там нужно дернул и - остановил.

4. - Парнишка небось потом к машине и подойти-то боялся!

3. - А вот и нет: научился трактором управлять!

2. - Ну, случаев таких в России, может быть, миллион было… Техника - она привычки требует.

1.- А глядите: вокруг трактора - облачко. Не выключил его тракторист, что ли?

4.- Ну, почему не выключил? Мотор - то за день нагрелся, а сейчас, к вечеру, пар от него и идет…

1.- А как тракторист - то буханку держит: к груди прижал!..

2. - В деревне всегда так ломоть срезают - горизонтально, чтобы ни крошки на пол не ссыпалось. Хлеб-то он дорог!..

3.- Да, работа у тракториста какая: поле под хлеб вспахал и сиди себе с чистой совестью хлеб ешь… Благородная работа…

4. - А чего девчонка молоко в миску льет? Из бидона пить удобнее.

1. - А может, в миске у них холодная каша лежит…гречневая… Или ягоды…

2. - А тишина какая! Тишина… Так тишиной от картины и веет…

3.- Хорошую картину художник написал… Как его фамилия?2. - Пластов, я тебе сказала! Пластов из Прислонихи!

3. - Ну, ничего не скажешь: молодец! Пусть все знают, что Пластов родился на нашей земле - Симбирско-Ульновском крае.

ЧТЕЦ (СЛАЙД 23).

ТУТ, ОЗЯБШИЙ ПОД ВЕЧЕР,

БРЕДЕТ ВЕТЕРОК,

СОГРЕВАЯСЬ В ОГНЕ ПЕРЕЛЕСКА,

И КАК ПЛАСТОВСКИЙ -

ЩЕДРЫЙ И СОЧНЫЙ МАЗОК -

ЗАПОЗДАЛОЙ ЗАРИ ЗАНАВЕСКА.

ТЕПЛЫЙ ВЕЧЕР РАЗГЛАДИТ

МОРЩИНЫ ПРУДА,

ПЫЛЬ ОСЯДЕТ. И В ВОЗДУХЕ ЧИСТО.

ТОЛЬКО В ПОЛЕ

ДАЛЕКИЙ КОСТЕР, КАК ЗВЕЗДА…

ЭТО УЖИН НОЧНОЙ ТРАКТОРИСТА.

( ЛЕВ БУРДИН)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подготовить творческую работу по картине «Весна».

Примерный вариант выполнения домашнего задания, а в классе читается стихотворение Виктора Исаева « Аркадию Пластову…».

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА по картине А.А. Пластова «Весна».

Подходя к картине «Весна», мы словно погружаемся во влажный, прохладный, бодрящий воздух ранней русской весны. Перед нами русский предбанник - без крыши. В данный момент с неба на золотистую солому, на одежду девочки, на сияющее розовое тело женщины, обнаженной вышедшей из бани медленно падают крупные слипшиеся снежинки.

Женщина вымыла девочку и одела ее, вскоре она отправит ее домой, а сама пойдет домываться в баню.

Девчушка, сидящая на скамейке, растопырив ручки, одетая в шубку, старательно вытягивает подбородок далеко вперед и поджимает аккуратно губку, боясь, как бы ей в кожу не воткнулась английская булавка, которой сейчас мать прочно заколет накинутый на дочку большой теплый платок.

Мать не спешит. Она одевает девочку любовно и бережно. Только тот, кто сам мылся в русской бане, кто знает удовольствие неоднократно облиться в предбаннике перемешанной со снегом ледяной водой или даже пробежаться к проруби, отдирая ото льда почти примерзающие пятки, понимает, что женщине после жаркой бани не холодно. Она не торопится уйти из-под падающих снежинок, радуясь их обжигающим прикосновениям, бессознательно наслаждаясь ощущением своей молодости, здоровья, силы. И нас невольно радует красота этой обыкновенной русской женщины - ее простое милое лицо, её крепкое сильное тело, красивый контраст розовой кожи и золотистой соломы с цветом серых, старых, поседевших от времени бревен и предбанника.

Как всегда у Пластова, полна выразительности каждая деталь.

Очень смешно своей пухлой ручкой, по-детски перегнутой так, как рука взрослого уже не гнется, девочка с силой прижимает к скамейке маленькую зеленую варежку, не замечая, что другая варежка свалилась на пол и зеленеет на желтой соломе, как свежий весенний лист. Даже старые калоши с

традиционной красной подкладкой кажутся на фоне золотой соломы необыкновенно красивыми и нарядными.

И над стеною сруба предбанника мы видим весенний пейзаж. Еще снег лежит на полях, но окрашен он весенней лирической голубизной. Ещё нет листвы на деревьях. Но сами веточки налились соком и из серых, бесцветных стали мгновенно живыми, цветными - лиловатыми, зеленоватыми, розоватыми. Кто долго жил на природе, знает это весеннее чудо.

Обязательно взгляните на задний план картины. Там художник изобразил деревья, окрашенные весною в нежнейшие цвета.

Очень скоро девочка побежит домой, женщина вернется в баню и, может быть, эти медленно падающие с неба снежинки тотчас растают в теплеющем воздухе и из последнего снега зимы во что бы то ни стало превратятся в первый весенний дождь.

ЧТЕЦ СЛАЙД 24)

АРКАДИЮ ПЛАСТОВУ…

А ОН СПЕШИЛ ПИСАТЬ ВЕСНУ

В ЕЕ ЗАДОРНОСТИ БЕСПЕЧНОЙ,

ДОВЕРИВ ЕЙ СВОЮ МЕЧТУ,

В НЕЙ ВИДЕЛ СИМВОЛ ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ.

В ЕЁ КРЕСТЬЯНСКОЙ ПРОСТОТЕ

ЯВЛЯЛИСЬ ОБРАЗЫ ЖИВЫЕ -

ОНИ, КАК БУДТО РОДНИКИ,

ПИТАЛИ КОРНИ РОДОВЫЕ.

И КИСТЬ ЕГО, КАК БОЖИЙ ПЕРСТ,

ВАЯЛА В КРАСКАХ НЕУСТАННО -

И ОЖИВИЛО ВСЕ ОКРЕСТ

И СНОВА К ЖИЗНИ ПРИЗЫВАЛО.

А СЕРДЦЕ БОЛЬЮ ГРУСТЬ СОЖМЕТ

ОТ МЫСЛИ, ЧТО С ДЕРЕВНЕЙ СТАЛО:

КАК БУДТО ОСКУДЕЛ НАРОД

И ПОТЕРЯЛ СВОЕ НАЧАЛО.

А ОН СПЕШИЛ ПИСАТЬ ВЕСНУ,

СПЕШИЛ, РАССВЕТЫ ОБГОНЯЯ.

КАК БУДТО ОН ПИСАЛ СУДЬБУ,

ЗЕМЛЕ НА ВЕРНОСТЬ ПРИСЯГАЯ.

(ВИКТОР ИСАЕВ)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ (СЛАЙДЫ 25-30):

Как вы уже успели заметить, Пластов любил каждую травинку, каждый незаметный, прильнувший к земле цветок. Любил закаты и восходы над селом. Любил деревья, от крохотных, едва расправляющих свои неуклюжие «детские» листья, до столетних гигантов, которые, застонав, падают под топором лесоруба. Любил избы, обжитые народом тысячелетиями, с привычными цветами около них. Любил людей. В деревне не было ничего, что было бы скучно писать Пластову. Сердцем писал картины художник - сердцем их надо читать, ребята.

ЧТЕЦ:

КАК ПАХАРЬ, РАНЕХОНЬКО ОН ПРОСЫПАЛСЯ

С ТОСКОЮ ПО КРАСКАМ, С РАЗДУМЬЕМ О ДЕЛЕ.

ОН ЭТОЙ БЕГУЧЕЙ ВОДОЙ УМЫВАЛСЯ

И СЛУШАЛ, КАК ВЕДРА МОРОЗНО ЗВЕНЕЛИ,

И ВИДЕЛ, КАК ВЬЮГОЮ ЛИЦА ИМ СТУДИТ -

ГЕРОЯМ ЭТЮДОВ ЕГО И ПОЛОТЕН.

ГЕРОИ? ОБЫЧНЫЕ РУССКИЕ ЛЮДИ.

ОТКРЫВШИЕ ДЕНЬ В БЕСКОНЕЧНОЙ ЗАБОТЕ

О ДЕТЯХ, О ХЛЕБЕ, О ПОЛЕ, О СЕНЕ,

О ЖИЗНИ, О МИРЕ, О ДРЕВЕ, О ДАЛИ.

ОН ПЕЛ СВОЕЙ КИСТЬЮ ТАКОЕ РОДНОЕ,

ЧТО ИСКРЕННИМ БЫЛО ДЕРЕВНИ ПРИЗНАНЬЕ,

НАРОДА, НАРОДОВ И ЦЕЛОЙ ПЛАНЕТЫ…

(В. ПЫРКОВ)

ИТОГОВАЯ БЕСЕДА:

- Ребята, так что же ценил Пластов в человеке? Почему у него так много картин, где люди трудятся? (Трудолюбие, каждый человек должен любит свою родную землю)

- Каким же человеком был А.А. Пластов? Какие черты характера, на ваш взгляд, присущи художнику? (Простой, отзывчивый, щедрый, трудолюбивый, настойчивый, необыкновенный, талантливый, добрый и т.д).

(СЛАЙДЫ 30- 38)Всмотритесь в полотна Пластова, и вы услышите песнь любви к России, природе, материнству, детству, красоте. В бесконечном количестве граней предстала перед нами на картинах Пластова Родина - Россия - земля, которую народ издавна называл «светло светлой и украсно украшенной».

Каждую былинку этой земли воспевал Пластов, старого старика и малого ребенка, вскормленных этой землею, он прославил богатырский труд русских людей в полном цветении сил - людей, чистым духом и сильных телом. Сам богатырь, он прорубил широкое окно в здании искусства и показал нам величавую сельскую Россию.

ЧТЕЦ (СЛАЙД 41, 42, 43):

ОТЕЦ - СЫН - ВНУК

Как в «Юности», без края поле,

И облаками в вышине,

Слова молитв о русской доле,

В сомненье, в радости и в боли,

Читаю я на полотне:

Писались яростно и звонко

Ручьи, детишки, тополя…

И родниковой струйкой тонкой,

И веточкой березы ломкой

Гордилась русская Земля!

Картиной Пластова любуясь,

Вдыхаю запах спелой ржи…

Упала кисть, но кисть другую

Ты отдал сыну, а другую

Взял внучек в руку… Удержи!

Сердечный свой огонь не прятал!

Сюжетом каждого холста

Восславил Землю чисто, свято!

…Над Прислонихой в час заката

Сияет белая звезда.

( Т.А. Эйхман, 2005)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: КРОССВОРД «АРКАДИЙ ПЛАСТОВ» (СЛАЙДЫ 39-40).


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Блохинцев А.Н. И жизни след оставили своей…/ А. Н.Блохинцев .- Саратов : Приволж. Кн. Изд-во (Ульяновское отд.), 1980.- 223.

  2. Дворянсков В.Н. Крылатые целители / Дворянсков В.Н. -Ульяновск : Дом печати, 1997.-287с.

  3. Край прелестный - это ты…: учебная хрестоматия по литературному краеведению для 5-9 кл. школ Ульяновской области / сост. В.Н. Янушевский.- Ульяновск : УИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000.-256с.

  4. Козлов, Ю. Жизнь и судьба Аркадия Пластова /Ю. Козлов, А. Авдовин.- Ульяновск; Симбирская книга, 1992

  5. Родное слово (фольклор, язык, литература): учебное пособие для 5-9кл. общеобразовательных учреждений / под ред. В.Н. Янушевского. - Ульяновск : УИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2001.- 224с.

  6. Тихонова А.Ю., Волкова П.И. Занимательное краеведение : учебно-методическое пособие. В 2 частях / А.Ю.Тихонова, П.И.Волкова. - Ульяновск : УИПКПРО, 2009.- 108 с.

  7. Фольклор народов Среднего Поволжья: хрестоматия / авт.-сост. А.Ю.Тихонова. - Ульяновск : УИПКПРО, 2003.- 96 с.

  8. Эйхман Т.А. Николай Аркадьевич Пластов. Краски чистые, памятные / Т.А. Эйхман - Ульяновск : «Корпорация технологий продвижения», 2006.- 48с.


  1. Филологическое краеведение: методические материалы. - Ульяновск : УИКПРО.1998




© 2010-2022