- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русской словесности 7-9 класс
Рабочая программа по русской словесности 7-9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Речкина О.В. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 9»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании НМО Зам. директора Директор
Протокол №___ от _____ _______ Ханьжина Т.О. ______ Шаманская О.И.
Руководитель НМО « » ___________ 2015 г. « » _________ 2015 г.
_______ Назарова М.К.
Рабочая программа
Учебного предмета
«Русская словесность»
для гуманитарно-юридических групп 7-9 классов
Составитель:
Речкина Ольга Витальевна,
учитель русского языка и литературы
г. Усолье - Сибирское
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Статус документа
Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности: от слова к словесности». 5-9 кл. -М.: Дрофа, 2010. На основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Изменения, внесённые в программу Р.И.Альбетковой, связаны с меньшим количеством часов, отводимых на изучение курса русской словесности (35 часов вместо предлагаемых 70 часов).
1.2. Основные развивающие и воспитательные цели
Цель изучения курса «Русская словесность»:
помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
1.3. Задачи:
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- познакомить (повторить на более глубоком уровне) учащихся с законами создания текстов разных стилей;
- научить пользоваться особым алгоритмом восприятия и понимания содержания текста;
- дать основы речевой и коммуникативной компетентности;
1.4. Формы текущего контроля и критерии оценивания знаний обучающихся
1.4. 1. Формы текущего контроля
В учебной практике используют следующие виды контроля знаний и умений школьников: текущая, промежуточная и итоговая проверки.
Текущая проверка присутствует на каждом занятии.
Традиционными методами текущей проверки являются: опрос, различные виды пересказа, ответы на вопросы, фронтальная беседа.
Промежуточная проверка проводится для контроля знаний по теме или крупному разделу, а также предусматривается в конце каждого полугодия.
Промежуточный контроль знаний учащихся по подготовке к сочинению проводится в форме анализа текста, развернутых ответов на вопрос, составления плана сочинения, минисочинений и сочинений с их анализом.
1.4.2.Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся по русской словесности соответствуют критериям оценивания по русскому языку и литературе (в зависимости от типа работы).
2.1. Общая характеристика учебного предмета
Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка.
Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова.
Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности - изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности - как явления искусства слова.
Курс словесности направлен на то, чтобы вооружить обучающихся знаниями, связанными с общими свойствами словесности, со структурой и языком художественного произведения, с жанровыми особенностями произведений, изобразительно-выразительными средствами, используемыми в них. Должно быть сформировано умение, обеспечивающее самостоятельное освоение художественных ценностей и должно быть выработано чувство эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений.
Механизм формирования ключевых компетенций на уроках словесности таков: сначала обучающиеся рассматривают ресурсы языка, которые служат материалом словесности, а затем - произведение как результат употребления языка. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком - к смыслу, идее произведения словесности.
Программа предусматривает практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе предполагается и создание учащимися собственного произведения, что позволяет совершенствовать и читательские умения, и умения чётко и ярко выражать свои мысли.
2.2 Место учебного предмета в учебном плане
Курс теории русской словесности, изложенный в учебнике, рассчитан на изучение в 7-9 классах по 1ч. в неделю в каждом классе (по 35 часов).
Курс "Русская словесность" гуманитарной группы (профильный уровень) способствует углублению теоретических знаний по литературе, учит анализу как прозаических, так и поэтических текстов.
2.3. Результаты освоения учебного предмета
Сказанное выше предполагает использование в классно-урочной системе преподавания личностно-ориентированный подход, а интеграционный характер самого предмета - использование интеграционной технологии, что соответствует цели гимназического образования. Данный предмет предполагает прийти к следующим результатам:
Личностные результаты:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты
Регулятивные:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
Коммуникационные:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Познавательные:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;
• эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Предметные результаты:
-
идейно-художественное значение средств художественной изобразительности;
-
поэтическое значение словесного выражения в произведениях древнерусской литературы и произведениях литературы XVIII и XIX вв.;
-
способы выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности;
-
произведения словесности как целостное явление, как формы эстетического освоения действительности;
-
художественное содержание, выраженное в словесной форме произведения;
-
значение художественного образа, героя произведения, художественного пространства и художественного времени;
-
понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем;
-
использование средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях; определение темы и идеи произведения, исходя из внимания к поэтическому слову;
-
умение сопоставлять документальные сведения о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова;
-
умение сопоставлять изображение реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора; воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере; создавать произведения, основанные на жизненных впечатлениях.
3. Учебно-методическое обеспечение
3.1. для учителя:
-
Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. - //Официальные документы в образовании, 2004, №5.
-
Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.: Дрофа, 2014.
-
Альбеткова Р.И. Русская словесность. 7, 8, 9 класс. - М.: Дрофа, 2014.
-
Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 9 класс». - М.: Дрофа. , 2014.
3.2. для учащихся:
1. Альбеткова Р.И. Русская словесность7, 8,9 класс. - М.: Дрофа , 2014
Информационное обеспечение
3.3. Мультимедийные пособия.
1. Экспресс-подготовка к экзамену. Литература. 9-11 класс
2. «5 баллов. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. Гуманитарные науки»
3. DVD-диски с экранизациями художественных произведений, изучаемых в 11 классе.
4. Видеофильмы по произведениям литературы 20 века.
3.4. Информационные ресурсы:
-
refrus.narod.ru/ - Интернет энциклопедия русской литературы. Большая коллекция критики по школьной программе русской литературы.
-
imho-news.ru/virshi/index.php - Библиотека журнала "ИМХО". Попытка создать цельную и профессиональную картину русской поэзии со времен ее возникновения до последней трети XX века, а также сделать ее доступной максимально широкой аудитории.
-
fplib.ru/ - Русская литература 19 и 20 столетий. Это поисково - литературный сервер, поддерживающий русский и английский языки и разработанный с учетом того, что пользователями будут не только граждане России и СНГ, но и граждане стран дальнего зарубежья.
-
litcatalog.al.ru/ - Каталог. Историко-литературное издание. Сайт посвящен истории русской литературы.
-
slovesnik.ru/ - "Словесник" Сайт для студентов-филологов, педагогов и просто любителей словесности. Учебные пособия, монографии и статьи, конспекты, художественные тексты, тесты.
-
poetry.h1.ru/ - Ковчег - Библиоека русской поэзии.
-
rg.ru/bulgakov/ - "Очерки о М.А. Булгакове" - Очерки Марины Черкашиной о Михаиле Афанасьевиче Булгакове
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ
7 класс
Слово и словесность
Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия слово.
Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, совокупность всех словесных произведений - книжных и устных народных. Словесность как совокупность наук о языке и литературе.
Русская словесность, ее происхождение и развитие.
Работа со словарями различного типа; обогащение словарного запаса; определение темы и основной мысли произведения; выразительное чтение произведений.
Разновидности употребления языка
Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.
Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили.
Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как «материал», из которого строится художественное произведение и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения словесности.
Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание Текстов официально-делового, научного и публицистического стилей. Понимание роли употребления разновидностей языка в художественном произведении.
Формы словесного выражения
Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и письменной форме.
Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности.
Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.
Выразительное чтение повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении. Рассказывание о событии с использованием диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выразительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.
Стилистическая окраска слова.
Стиль
Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений.
Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений.
Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной поэзии, иного автора, определенного жанра.
Пародия - воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.
Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической выразительности различных средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и пародии.
Произведение словесности
Роды, виды и жанры произведений словесности
Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.
Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.
Устная народная словесность, ее виды и жанры
Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.
Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности.
Лирические виды народной словесности: песня, частушка.
Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словесности.
Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.
Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.
Умение видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.
Духовная литература, ее жанры
Библия: уникальность жанра этой Книга. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.
Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.
Своеобразие стиля Библии.
Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.
Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского повествования. Умение видеть своеобразие стиля в различных библейских текстах. Умение заметить использование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.
Эпические произведения, их виды
Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.
Литературный герой в рассказе и повести.
Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев.
Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.
Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь.
Автор и рассказчик в эпическом произведении.
Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.
Лирические произведения, их виды
Виды лирики.
Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.
Лирический герой. «Ролевая лирика».
Композиция лирического стихотворения.
Образ-переживание в лирике.
Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать в выразительном чтении идейно-художественное своеобразие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.
Драматические произведения, их виды
Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.
Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.
Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматического произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специфических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.
Лиро-эпические произведения и их виды
Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.
Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.
Повести в стихах и стихотворения в прозе - соединение в них признаков лирики и эпоса.
Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.
Понимание смысла произведений лиро-эпических жанров: их героев и сюжета, созданных посредством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.
Взаимовлияние произведений словесности
Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.
Использование пословицы и загадки, героев и
сюжетов народной словесности в произведениях
русских писателей.
Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение передать это понимание в выразительном чтении произведений. Использование мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве.
8 класс
Тема 1. Средства художественной изобразительности
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя. Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении. Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности. Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы. Парадокс и алогизм, их роль в произведении. Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка. «Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.
Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
Тема 2. Жизненный факт и поэтическое слово
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. Предмет изображения, тема и идея произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой. Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
Тема 3. Историческая жизнь поэтического слова
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.
Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.
Тема 4. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.
Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.
Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
Тема 5. Произведения словесности в истории культуры
Взаимосвязь национальных культур. Развитие словесности. Новая жизнь художественных образов. Онегин, Чичиков в произведениях авторов более позднего времени.
Роль словесности в развитии общества и жизни личности. Главное значение искусства слова
Обучающиеся должны знать: видеть единство в развитии национальных культур; понимать закономерность развития словесности; роль словесности в жизни общества.
Обучающиеся должны уметь: видеть взаимосвязь национальных культур и произведений словесности; писать сочинения, посвящённые взаимосвязи произведений словесности.
Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).
9 класс
Тема 1. Средства художественной изобразительности
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя. Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении. Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности. Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы. Парадокс и алогизм, их роль в произведении. Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка. «Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.
Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
Тема 2. Жизненный факт и поэтическое слово
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. Предмет изображения, тема и идея произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой. Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
Тема 3. Историческая жизнь поэтического слова
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.
Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.
Тема 4. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.
Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.
Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
Тема 5. Произведения словесности в истории культуры
Взаимосвязь национальных культур. Развитие словесности. Новая жизнь художественных образов. Онегин, Чичиков в произведениях авторов более позднего времени.
Роль словесности в развитии общества и жизни личности. Главное значение искусства слова
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№
Тема урока
Характеристика основных видов деятельности
Планируемые результаты: личностные и метапредметные, предметные (ууд)
Вид контроля
Дата проведения
1.
Слово и словесность
Объяснение нового материала:
«Язык и слово. Что такое словесность. Русская словесность».
Беседа с обучающимися
Понимать: значимость слова в литературе;
способы выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности;
произведения словесности как целостное явление, как формы эстетического освоения действительности;
художественное содержание, выраженное в словесной форме произведения;
значение художественного образа, героя произведения, художественного пространства и художественного времени
Знать свойства разговорного языка, его особенности, разновидности разговорного языка
Видеть разговорный стиль в произведении.
Фронтальный опрос
2.
Разновидности употребления языка. Разговорный язык
Объяснение нового материала:
«Разговорный язык и его назначение. Свойства разговорного языка, его использование в художественных произведениях».
Фронтальный опрос.
Фронтальная беседа
3.
Разновидности разговорного языка
Объяснение нового материала:
««Общий» разговорный язык. Просторечие. Территориальные диалекты, профессиональные диалекты, жаргоны, арго».
Работа в парах. Фронтальный опрос.
Конспект
4.
Литературный язык и его разновидности
Объяснение нового материала:
«Признаки литературного языка. Стили литературного языка».
Составление конспекта-таблицы.
Знать стили литературного языка,
особенности данного стиля.
Уметь использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях; определять тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову
Фронтальный опрос
5.
Стили литературного языка. Научный стиль.
Объяснение нового материала:
«Особенности стиля, его назначение». Работа в парах. Фронтальный опрос. Составление конспекта-таблицы.
Конспект-таблица
6.
Стили литературного языка. Официально-деловой стиль.
Объяснение нового материала:
«Особенности стиля, его назначение». Составление конспекта-таблицы.
Знать особенности данного стиля.
Конспект-таблица
7.
Стили литературного языка. Публицистический стиль.
Объяснение нового материала:
«Особенности публицистического стиля, его назначение».
Составление конспекта-таблицы.
Фронтальный опрос.
Знать особенности данного стиля. Уметь использовать их в жизни.
Уметь использовать эти знания в жизни; сопоставлять документальные сведения о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова.
Конспект-таблица
8.
Язык художественной литературы.
Объяснение нового материала:
«Язык как материал словесности и результат творчества». Фронтальный опрос.
Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;
понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Конспект-таблица
9.
Формы словесного выражения в нехудожественной словесности
Объяснение нового материала:
«Устная и письменная формы словесного выражения. Диалог в нехудожественной словесности. Монолог в нехудожественной словесности».
Фронтальный опрос.
Знать особенности диалога и монолога. Понимать их роль и значение.
Формировать эстетическое восприятие произведений литературы; эстетический вкус.
Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Фронтальный опрос
10.
Практикум.
Закрепление изученного
Решение теста.
Создавать собственные сочинения-рассуждения.
Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Тест
11.
Формы словесного выражения в художественной словесности
Объяснение нового материала:
«Диалог в художественной словесности. Монолог в художественной словесности. Сказ. Стихи и проза, их различие. Ритм, интонация. Стих и смысл. Значение традиций в стихотворной речи».
Составление таблицы . Взаимопроверка.
Знать особенности диалога и монолога. Понимать их роль и значение.
Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;
понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Фронтальный опрос
12.
Стилистические возможности лексики и фразеологии
Объяснение нового материала:
«Стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска слова. Синонимы. Стилистическая окраска слова в художественном произведении. Стилистические возможности фразеологии». Работа с учебником.
Составление таблицы. Работа в парах. Взаимопроверка.
Фронтальный опрос
13.
Стилистические возможности грамматики
Объяснение нового материала:
«Стилистические возможности существительного и прилагательного. Стилистические возможности глагола. Стилистические возможности синтаксиса». Работа в парах. Взаимопроверка.
Уметь видеть особенности словесного выражения. Понимать их роль и значение.
Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;
понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Фронтальный опрос
14.
Стиль в художественной словесности
Объяснение нового материала:
«Стиль писателя и стиль произведения. Стиль эпохи и стиль народной поэзии».
Работа в парах. Взаимопроверка.
Уметь видеть особенности словесного выражения.
Создавать собственные сочинения-рассуждения.
Знать роды литературы: их особенности. Уметь определять род произведения.
Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Фронтальный опрос
15.
Стилизация и пародия
Объяснение нового материала:
«Стилизация в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»». Работа с учебником. Фронтальный опрос.
Выступления уч-ся
16.
Стилизация и пародия
Обобщение изученного:
«Стилизация в балладе Д. Б. Кедрина «Зодчие». Пародия». Работа с учебником. Фронтальный опрос.
Выступления уч-ся
17.
Практикум
Закрепление изученного:
анализ языка сказов Бажова.
Выступления уч-ся со своими исследованиями.
18.
Роды, виды, жанры словесности
Объяснение нового материала:
«Зачем надо различать роды словесности. Аристотель о трех родах словесности. Разделение словесности на виды. Разделение словесности на жанры». Составление конспекта- таблицы. Работа в парах. Взаимопроверка.
Конспект
19.
Устная народная словесность, ее виды и жанры
Обобщение изученного на уроках литературы
Загадка, пословицы и поговорки. Сказка, небылица, легенда, предание. Былина. Анекдот. Песни, частушки. Составление конспекта- таблицы. Работа в парах. Взаимопроверка.
Уметь видеть особенности словесного выражения.
Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Фронтальный опрос
20.
Драматические виды и жанры народной словесности
Объяснение нового материала:
«Кукольный театр. Народная драма. Раёк». Фронтальный опрос.
Уметь видеть особенности словесного выражения.
Создавать собственные сочинения-рассуждения.
Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Уметь видеть особенности словесного выражения.
Фронтальный опрос
21.
Практикум
Закрепление изученного: тест.
Тест
22.
Духовная литература, ее виды и жанры
Объяснение нового материала:
«Значение Библии для русской культуры. Содержание и стиль Библии». Работа с учебником. Фронтальный опрос.
Фронтальный опрос
23.
Темы и жанры библии в художественной литературе
Объяснение нового материала»
«Жанры Библии: повесть, притча, проповедь, послания, псалмы. Жанровое и стилистическое своеобразие Евангелия». Работа с учебником. Беседа.
Фронтальный опрос
24.
Использование библейских тем в русской литературе.
Объяснение нового материала:
«Темы и жанры Библии в произведениях русских поэтов». Работа с учебником. Взаимопроверка.
Фронтальный опрос
25.
Эпические произведения, виды и жанры
Объяснение нового материала:
«Литературные сказки, небылицы, загадки, скороговорки. Басня. Рассказ, повесть, роман. Жанры эпических произведений». Работа с учебником. Взаимопроверка.
3нать виды и жанры эпических произведений, их особенности.
Выступления уч-ся с презентациями
26.
Герой эпического произведения
Объяснение нового материала:
«Кто и как изображается в эпическом произведении. Поступки героя. Портрет. Пейзаж, интерьер. Рассуждение о герое. Диалоги и монологи героев». Работа с учебником. Составление конспекта. Взаимопроверка.
Уметь видеть особенности словесного выражения; находить художественные детали в произведении и понимать их роль.
3нать виды и жанры лирических произведений, их особенности.
Четко разделять понятия «сюжет», «фабула», «композиция».
Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Фронтальный опрос
27.
Сюжет и композиция эпического художественного произведения
Объяснение нового материала:
«Сюжет и фабула. Этапы сюжета, его назначение. Единицы композиции и их взаимосвязь. Внесюжетные элементы. Система образов». Работа с учебником. Составление конспекта. Фронтальный опрос.
Фронтальный опрос
28.
Художественная деталь
Объяснение нового материала:
«Повествовательная деталь. Описательная деталь». Составление конспекта. Взаимопроверка.
Выступления уч-ся
29.
Лирические произведения, их виды и жанры
Объяснение нового материала:
«Виды лирических произведений. Ода. Элегия. Описание картины в лирическом произведении. Выражение мысли и чувства поэта. Композиция и герой лирического произведения. Образ-переживание». Составление конспекта. Взаимопроверка.
Фронтальный опрос
30.
Драматические произведения, их виды и жанры
Объяснение нового материала:
«Виды драматических произведений: трагедия, комедия, драма. Своеобразие драматического произведения. Способы изображения героев. Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения». Работа с учебником. Составление конспекта. Взаимопроверка.
3нать виды и жанры драматических произведений, их особенности;
виды и жанры лиро-эпических произведений, их особенности.
Уметь видеть особенности словесного выражения.
Создавать собственные сочинения-рассуждения.
Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Фронтальный опрос
31.
Лиро-эпические произведения, их своеобразие, виды
Объяснение нового материала:
«Баллада. Поэма. Повести, романы, очерки в стихах. Стихотворения в прозе». Работа с учебником. Составление конспекта. Фронтальный опрос.
Фронтальный опрос
32.
Взаимовлияние произведений словесности
Объяснение нового материала:
«Эпиграф. Цитата. Реминисценции. Использование фольклорных жанров». Работа с учебником. Фронтальный опрос
Выступления уч-ся по теме
33.
Промежуточная аттестация
Проверка знаний
Тест
34-35
Резерв
Календарно-тематическое планирование
русская словесность
8 класс (34 часа)
№
Тема урока
Характеристика основных видов деятельности
Планируемые результаты: личностные и метапредметные, предметные (ууд)
Вид контроля
Дата проведения
1.
Средства языка художественной словесности. Что такое семантика.
Изучение нового:
«Средства языка художественной словесности. Что такое семантика».
Работа с учебником. Беседа учителя.
Понимать,что такое семантика,
фонетических средств языка.
Знать и видеть в тексте семантику словообразования
Знать и видеть в тексте аллитерацию и ассонанс.
Развивать устную речь учащихся.
Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;
понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Фронтальная беседа
2.
Семантика фонетических средств языка.
Изучение нового:
«Семантика фонетических средств языка». Работа с учебником. Фронтальный опрос.
Фронтальная беседа
3.
Фонетические средства языка. Аллитерация и ассонанс.
Изучение нового:
«Фонетические средства языка. Аллитерация и ассонанс». Работа с учебником. Составление конспекта. Взаимопроверка.
Конспект
4.
Семантика словообразования.
Изучение нового:
«Семантика словообразования». Работа с учебником. Фронтальный опрос.
Конспект
5.
Лексические возможности языка.
Повторение темы «Лексические возможности языка». Составление конспекта-таблицы. Взаимопроверка.
Фронтальная беседа
6.
Лексические возможности языка. Тропы.
Практикум
Лексические возможности языка. Тропы.
Составление конспекта-таблицы. Взаимопроверка.
Анализ стихотворений
Знать и видеть тропы в художественном тексте
Знать законы комического,
видеть их в тексте, уметь использовать в своей речи.
Знать Языковые средства создания комического. Речь героя. «Говорящие» имена. Пословицы и афоризмы.
Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;
понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Конспект
Анализ стих-ий
7.
Семантика средств синтаксиса. Период. Инверсия. Антитеза. Оксюморон. Повтор. Умолчание. Эллипсис.
Практикум по теме «Семантика средств синтаксиса. Период. Инверсия. Антитеза. Оксюморон. Повтор. Умолчание. Эллипсис».
Составление конспекта-таблицы. Взаимопроверка.
Конспект
Анализ стих-ий
8.
Комическое как средство выражения оценки явления. Несоответствие как основа комического. Юмор и сатира.
Изучение нового:
«Комическое как средство выражения оценки явления. Несоответствие как основа комического. Юмор и сатира».
Составление конспекта-таблицы. Взаимопроверка.
Работа с текстами
9.
Языковые средства создания комического. Неожиданность. Остроумие. Каламбур. Алогизм, «перевертыш. Несоответствие…
Изучение нового»
«Языковые средства создания комического. Неожиданность. Остроумие. Каламбур. Алогизм, «перевертыш. Несоответствие».
Работа с учебником. Составление конспекта-таблицы. Работа с текстами.
Фронтальный опрос.
10.
Языковые средства создания комического. Гипербола. Фантастика. Ирония. Эпиграмма.
Работа с учебником. Составление конспекта-таблицы. Работа с текстами.
Работа с текстами
11.
Языковые средства создания комического. Речь героя. «Говорящие» имена. Пословицы и афоризмы.
Работа с учебником. Составление конспекта-таблицы. Работа с текстами.
Фронтальный опрос
12.
Качества текста и художественность произведения словесности. Текст и его признаки. Содержание, тема и идея текста.
Работа с учебником. Составление конспекта-таблицы. Работа с текстами. Работа в парах.
Знать основные признаки текста.
Знать основные требования к тексту.
Понимать роль слова в художественном произведении. Развивать устную речь учащихся.
Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;
понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Работа с текстами
13.
Основные требования к тексту.
Работа с учебником. Составление конспекта-таблицы. Работа с текстами.
Конспект
14.
Художественность произведения.
Работа с учебником. Работа с текстами. Фронтальная беседа.
Фронтальная беседа
15.
Произведение словесности. Слово в эпическом произведении.
Фронтальная беседа
16.
Тест за I полугодие
17.
Литературный герой, характер, образ.
Повторение и обобщение по теме
«Литературный герой, характер, образ». Работа с учебником. Работа с текстами. Фронтальная беседа.
Развивать устную речь учащихся.
Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста.
Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Фронтальная беседа
18.
Сюжет и композиция как средство выражения идеи.
Изучение нового:
«Сюжет и композиция как средство выражения идеи». Работа с учебником. Работа с текстами. Фронтальная беседа.
Знать, что такое сюжет и композиция в худ. произведении. Развивать устную речь учащихся
Работа с текстами
19.
Рассказчик и автор в эпическом произведении.
Изучение нового:
«Рассказчик и автор в эпическом произведении». Работа с учебником. Работа с текстами. Фронтальная беседа.
Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста.
Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Фронтальная беседа
20.
Лирика. Слово в лирическом произведении.
Повторение и обобщение по теме:
«Лирика. Слово в лирическом произведении». Работа с учебником. Работа с текстами. Фронтальная беседа.
Понимать значимость поэтического слова, уметь находить выразит. средства.
Знать, уметь определять размеры стиха
Видеть и понимать звукопись
Уметь самим составлять тексты.
Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;
понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Работа с текстом
21.
Ритм как способ выражения мысли и чувства автора.
Изучение нового:
«Ритм как способ выражения мысли и чувства автора». Работа с учебником. Работа с текстами. Фронтальная беседа.
Работа с текстом
22.
Звуковая организация стихотворной речи.
Изучение нового:
«Звуковая организация стихотворной речи». Работа с учебником. Работа с текстами. Работа в парах. Взаимопроверка.
Работа с текстом
23.
Стихотворные забавы.
Изучение нового:
«Стихотворные забавы.». Работа с учебником. Конспект. Творческая работа.
Творческая работа
24.
Драма. Слово в драматическом произведении.
Изучение нового:
«Драма. Слово в драматическом произведении». Работа с учебником. Работа с текстами. Фронтальная беседа.
Понимать смысловую нагрузку слова в драме.
Развивать умение высказывать свою точку зрения об авторской позиции
Уметь видеть выражение авторской позиции в драмати- ческом произведении через сюжет, конф -ликт и композицию.
Работа с текстом
25.
Вид и жанр как средство выражения авторской точки зрения в драме.
Работа с учебником. Работа с текстами. Фронтальная беседа.
Работа с текстом
26.
Изображение характеров как способ выражения авторской позиции.
Работа с учебником. Работа с текстами. Фронтальная беседа.
Работа с текстом
27.
Сюжет, конфликт и композиция как способ выражения авторской позиции в драматическом произведении.
Работа с учебником. Работа с текстами. Анализ текста.
Анализ текста
28.
Взаимосвязи произведений словесности. Воздействие Библии на русскую литературу.
Работа с учебником. Работа с текстами. Фронтальная беседа.
Уметь видеть связь произведений словесности, развивать устную речь.
Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;
понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Фронтальная беседа
29.
Мифологические образы в русской литературе.
Работа с учебником. Работа с текстами. Фронтальная беседа.
Фронтальная беседа
30.
Влияние народной словесности на литературу.
Влияние народной словесности на литературу.
Работа с учебником. Работа с текстами. Работа в парах.
Фронтальный опрос
31.
Промежуточная аттестация
Урок-зачет
Тест
32
Повторение изученного
Повторение изученного.
Анализ текстов
Анализ текстов
33-34
Резервные уроки
Календарно-тематическое планирование
русская словесность
9 класс (34 часа)
№
Тема урока
Характеристика основных видов деятельности
Планируемые результаты: личностные и метапредметные, предметные (ууд)
Вид контроля
Дата проведения
1
Средства художественной изобразительности. Эпитет, сравнение, параллелизм, олицетворение
Работа с учебником. Работа с текстом. Фронтальная беседа.
Знать тропы: эпитет, сравнение, параллелизм, олицетворение, видеть их в тексте, использовать в своей речи.
Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;
понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Знать данные выразительные средства, уметь видеть их в тексте, понимать их роль.
Фронтальный опрос, работа с текстами
2
Аллегория и символ
Изучение нового материала (работа с учебником, фронтальная беседа)
Знакомство с новыми понятиями: аллегория и символ, закрепление на примерах из литературы.
Фронтальная беседа
3
Гипербола и фантастика
Изучение нового с помощью учебника
Рассмотреть новые понятия: гипербола и фантастика. Работа с литературными текстами.
Тест
4
Парадокс и алогизм
Изучение нового
Рассмотреть новые понятия: парадокс и алогизм.
Работа с учебником. Работа с текстом. Фронтальная беседа.
Фронтальный опрос
5
Гротеск. Бурлеск. «Макаронический» стиль
Изучение нового
Рассмотреть новые понятия. Работа с учебником. Работа с текстом. Фронтальная беседа.
Тест
6
Этимологизация
Изучение нового
Этимологизация слова, внутренняя форма слова. Этимологизация в произведениях словесности. Народная этимология. Игра со словом, основанная на этимологизации.
Уметь работать со словом, видеть три стороныв слове: внешнюю форму, содержание и внутреннюю форму ((ближайшее этимологическое значение слова),
Уметь видеть ассоциации и реминисценции в литературе, развивать читательский вкус, умение интерпретировать произведение
Развивать читательский вкус, умение интерпретировать произведение.
Словарный диктант(литературоведческие термины)
7
Ассоциативность в словесности
Изучение нового
Ассоциативность языковых средств, ассоциативность сюжетов, образов, тем. Познакомить с новым понятием «реминисценции». Работа с учебником. Работа с текстом. Фронтальная беседа.
Фронтальная беседа
8
Квипрокво как изобразительное средство языка
Работа с учебником. Работа с текстом. Работа в парах. Фронтальная беседа.
Работа с текстом «Ревизор»
9
Практическое занятие по теме «Средства художественной выразительности»
Практикум
Анализ стихотворения и прозы. Упр №1-13
Уметь находить в тексте изобразительные средства и понимать их роль
Видеть объективное и субъективное начало слова. Развивать навыки устной речи.
Уметь определять тему и идею произведения
Уметь определять тему и идею произведения. Анализ текстов по этим параметрам.
Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;
понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Знать данные выразительные средства, уметь видеть их в тексте, понимать их роль.
Анализ стихотворения и прозы Работа в группах
10
Поэтическое слово
Фронтальная беседа:
Прямое и поэтическое значения. Направленность слова на объект и субъект.
11
Объект изображения, тема и идея произведения
Фронтальная беседа:
Объект изображения, тема и идея произведения. Анализ произведений на предмет изучения.
Фронтальный опрос
12
Способы выражения идеи
Практикум
Тема и идея произведения. Практическое занятие.
Фронтальный опрос (работа с произведениями, йзученны-ми на уроках литературы.
13
Художественная правда
Изучение нового
Художественная правда
Уметь отличать художественную правду от реальности.
Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;
понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Знать данные выразительные средства, уметь видеть их в тексте, понимать их роль.
Фронтальная беседа
14
Художественная правда
Практикум
Работа с текстом.
Работа в группах с текстами упр.1-3
Работа в группах с текстами упр.1-3
15
Практическое занятие по теме «Жизненный факт и поэтическое слово»
Контрольная работа в зимнюю сессию
Практикум.
Художественная правда и действительность.
Работа с текстом. Работа в группах с текстами упр. 7-9
Работа в группах с текстами упр. 7-9
16
Язык древнерусской словесности
Изучение нового.
Старославянский, древнерусский и церковно-славянский языки. Средства художественной изобразительности языка древнерусской словесности. Составление конспекта.
Знать особенности древнерусской словесности.
Составление конспекта
II полугодие
17
Язык словесности 18 века
Повторение и обобщение изученного на литературе, обогащение знаний по теме
«Повести петровского времени. Система жанров и особенности языка произведений классицизма. Теория трех штилей Ломоносова. Ломоносов и Державин».
Работа с учебником. Фронтальная беседа.
Составление конспекта.
Знать особенности классицизма
Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;
понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Знать данные выразительные средства, уметь видеть их в тексте, понимать их роль.
Фронтальный опрос
18
Язык произведений сентиментализма и романтизма
Повторение и обобщение изученного на литературе, обогащение знаний по теме
«Язык произведений сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского». Работа с учебником в группах.
Составление конспекта.
Знать особенности сентиментализма и романтизма.
Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Знать данные выразительные средства, уметь видеть их в тексте, понимать их роль.
Конспект по сентимента-
лизму.
19
Язык произведений реализма
Повторение и обобщение изученного на литературе, обогащение знаний по теме
«Язык произведений реализма. Субъект речи в реалистическом произведении. Полифония». Работа с учебником в группах.
Составление конспекта.
Знать особенности реализма как направления литературы.
Уметь видеть индивидуальность писателя в произведениях.
Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;
понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Уметь выражать грамотно свои мысли.
Тест
20
Индивидуальный стиль писателя
Изучение нового:
Авторская индивидуальность.Индивидуальный стиль писателя. Работа с учебником. Фронтальная беседа.
Работа в группах
21
Историческая жизнь поэтического слова
Практикум
Практическое занятие по теме «Историческая жизнь поэтического слова»
22
Произведение словесности, его законы.
Изучение нового:
Произведение словесности как явление искусства. Эстетический идеал. Работа с учебником. Фронтальный опрос.
Фронтальный опрос
23
Художественный образ и художественная действительность
Изучение нового:
Художественный образ и художественная действительность. Составление конспекта.
Конспект
24
Художественный образ и художественная действительность
Практикум
Анализ художественных отрывков в рамках изученного.
Уметь выражать грамотно свои мысли.
Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;
понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Творческая работа
25
Словесная форма выражения художественного содержания
Изучение нового:
«Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка и произведения. Эстетическая функция языка. Работа с учебником. Фронтальный опрос.
Уметь работать со статьей учебника и обобщать изученное.
Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;
понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Знать данные выразительные средства, уметь видеть их в тексте, понимать их роль.
Фронт. беседа
26
Художественное время и художественное пространство
Изучение нового:
«Время и пространство как художественные образы. Хронотоп. Хронотоп в сказке. Хронотоп в эпическом произведении, в лирическом и драматическом пр-нии». Фронтальный опрос.
Фронталь-ная беседа
27
Герой произведения как способ выражения художественного содержания
Изучение нового
Идеализация и реальность в изображении человека. Герой эпического произведения как средство выражения художественного содержания, лирического и драматического пр-ний. Изучение темы с опорой на прочитанные литературные произведения.
Фронталь-ная беседа
28
Практическое занятие по теме «Произведения искусства слова как единство содержания и словесного выражения»
Практикум
Практическое занятие по теме «Произведения искусства слова как единство содержания и словесного выражения». Анализ произведения.
Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;
понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Знать данные выразительные средства, уметь видеть их в тексте, понимать их роль.
Уметь анализировать художественные и публицистические тексты.
Упр. 1-5 работа в парах
29
Практическое занятие по теме «Произведения искусства слова как единство содержания и словесного выражения»
Практикум
Практическое занятие по теме «Произведения искусства слова как единство содержания и словесного выражения». Индивидуальная работа.
Анализ отрывков произведений.
Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Знать данные выразительные средства, уметь видеть их в тексте, понимать их роль.
Уметь анализировать художественные и публицистические тексты.
Видеть индивидуальность переводчика.
Видеть традиции и новое в литературе
Уметь доказывать свою точку зрения
Видеть традиции и новое в литературе
Упр. 6-8 индивидуальная работа
30
Взаимосвязь национальных литератур
Обобщение изученного:
Значение перевода на другой язык. Индивидуальность переводчика. Работа с учебником. Фронтальная беседа.
Фронтальная беседа
31
Развитие словесности
Традиции и новаторство
Работа с учебником. Беседа по теме.
Фронтальный опрос
32
Новая жизнь художественных образов
Работа с учебником. Беседа по теме
«Вечные образы»
33
Практическое занятие по теме «Произведения словесности в истории культуры»
Практикум
Онегин в XX веке. Чичиков в нэпманской Москве. Работа с учебником. Фронтальная беседа.
$ 77-78
34
Промежуточная аттестация
Тест
35
Резерв.