Рабочая программа по русской словесности 7-9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 9»



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании НМО Зам. директора Директор

Протокол №___ от _____ _______ Ханьжина Т.О. ______ Шаманская О.И.

Руководитель НМО « » ___________ 2015 г. « » _________ 2015 г.

_______ Назарова М.К.








Рабочая программа

Учебного предмета

«Русская словесность»

для гуманитарно-юридических групп 7-9 классов






Составитель:

Речкина Ольга Витальевна,

учитель русского языка и литературы














г. Усолье - Сибирское

2015 - 2016 учебный год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1. Статус документа

Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности: от слова к словесности». 5-9 кл. -М.: Дрофа, 2010. На основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Изменения, внесённые в программу Р.И.Альбетковой, связаны с меньшим количеством часов, отводимых на изучение курса русской словесности (35 часов вместо предлагаемых 70 часов).

1.2. Основные развивающие и воспитательные цели

Цель изучения курса «Русская словесность»:

помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.

1.3. Задачи:

- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

- познакомить (повторить на более глубоком уровне) учащихся с законами создания текстов разных стилей;

- научить пользоваться особым алгоритмом восприятия и понимания содержания текста;

- дать основы речевой и коммуникативной компетентности;

1.4. Формы текущего контроля и критерии оценивания знаний обучающихся

1.4. 1. Формы текущего контроля

В учебной практике используют следующие виды контроля знаний и умений школьников: текущая, промежуточная и итоговая проверки.

Текущая проверка присутствует на каждом занятии.

Традиционными методами текущей проверки являются: опрос, различные виды пересказа, ответы на вопросы, фронтальная беседа.

Промежуточная проверка проводится для контроля знаний по теме или крупному разделу, а также предусматривается в конце каждого полугодия.

Промежуточный контроль знаний учащихся по подготовке к сочинению проводится в форме анализа текста, развернутых ответов на вопрос, составления плана сочинения, минисочинений и сочинений с их анализом.

1.4.2.Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся по русской словесности соответствуют критериям оценивания по русскому языку и литературе (в зависимости от типа работы).

2.1. Общая характеристика учебного предмета

Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка.

Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова.

Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности - изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности - как явления искусства слова.

Курс словесности направлен на то, чтобы вооружить обучающихся знаниями, связанными с общими свойствами словесности, со структурой и языком художественного произведения, с жанровыми особенностями произведений, изобразительно-выразительными средствами, используемыми в них. Должно быть сформировано умение, обеспечивающее самостоятельное освоение художественных ценностей и должно быть выработано чувство эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений.

Механизм формирования ключевых компетенций на уроках словесности таков: сначала обучающиеся рассматривают ресурсы языка, которые служат материалом словесности, а затем - произведение как результат употребления языка. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком - к смыслу, идее произведения словесности.

Программа предусматривает практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе предполагается и создание учащимися собственного произведения, что позволяет совершенствовать и читательские умения, и умения чётко и ярко выражать свои мысли.

2.2 Место учебного предмета в учебном плане

Курс теории русской словесности, изложенный в учебнике, рассчитан на изучение в 7-9 классах по 1ч. в неделю в каждом классе (по 35 часов).

Курс "Русская словесность" гуманитарной группы (профильный уровень) способствует углублению теоретических знаний по литературе, учит анализу как прозаических, так и поэтических текстов.

2.3. Результаты освоения учебного предмета

Сказанное выше предполагает использование в классно-урочной системе преподавания личностно-ориентированный подход, а интеграционный характер самого предмета - использование интеграционной технологии, что соответствует цели гимназического образования. Данный предмет предполагает прийти к следующим результатам:

Личностные результаты:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты

Регулятивные:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

Коммуникационные:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Познавательные:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

• эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Предметные результаты:

  • идейно-художественное значение средств художественной изобразительности;

  • поэтическое значение словесного выражения в произведениях древнерусской литерату­ры и произведениях литературы XVIII и XIX вв.;

  • способы выражения авторской позиции в произведениях раз­ных эпох и литературных направлений, разных ро­дов и жанров словесности;

  • произведения словесности как це­лостное явление, как формы эстетического освоения действительности;

  • художественное содержание, выраженное в словесной форме произ­ведения;

  • значение художественного об­раза, героя произведения, художественного про­странства и художественного времени;

  • понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразитель­ности, в чтении произведения и в рассуждении о нем;

  • использование средства художественной изобра­зительности языка в собственных устных и письмен­ных высказываниях; определение темы и идеи произ­ведения, исходя из внимания к поэтическому слову;

  • умение сопоставлять документальные сведения о реаль­ных событиях и лицах с их изображением в художе­ственном произведении с целью понимания специ­фики искусства слова;

  • умение сопоставлять изображение реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора; воспринимать худо­жественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере; со­здавать произведения, основанные на жизненных впечатлениях.

3. Учебно-методическое обеспечение

3.1. для учителя:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. - //Официальные документы в образовании, 2004, №5.

  2. Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.: Дрофа, 2014.

  3. Альбеткова Р.И. Русская словесность. 7, 8, 9 класс. - М.: Дрофа, 2014.

  4. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 9 класс». - М.: Дрофа. , 2014.


3.2. для учащихся:

1. Альбеткова Р.И. Русская словесность7, 8,9 класс. - М.: Дрофа , 2014


Информационное обеспечение

3.3. Мультимедийные пособия.

1. Экспресс-подготовка к экзамену. Литература. 9-11 класс

2. «5 баллов. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. Гуманитарные науки»

3. DVD-диски с экранизациями художественных произведений, изучаемых в 11 классе.

4. Видеофильмы по произведениям литературы 20 века.

3.4. Информационные ресурсы:

  1. refrus.narod.ru/ - Интернет энциклопедия русской литературы. Большая коллекция критики по школьной программе русской литературы.

  2. imho-news.ru/virshi/index.php - Библиотека журнала "ИМХО". Попытка создать цельную и профессиональную картину русской поэзии со времен ее возникновения до последней трети XX века, а также сделать ее доступной максимально широкой аудитории.

  3. fplib.ru/ - Русская литература 19 и 20 столетий. Это поисково - литературный сервер, поддерживающий русский и английский языки и разработанный с учетом того, что пользователями будут не только граждане России и СНГ, но и граждане стран дальнего зарубежья.

  4. litcatalog.al.ru/ - Каталог. Историко-литературное издание. Сайт посвящен истории русской литературы.

  5. slovesnik.ru/ - "Словесник" Сайт для студентов-филологов, педагогов и просто любителей словесности. Учебные пособия, монографии и статьи, конспекты, художественные тексты, тесты.

  6. poetry.h1.ru/ - Ковчег - Библиоека русской поэзии.

  7. rg.ru/bulgakov/ - "Очерки о М.А. Булгакове" - Очерки Марины Черкашиной о Михаиле Афанасьевиче Булгакове


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ


7 класс


Слово и словесность

Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия слово.

Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, совокупность всех словесных произведений - книжных и устных народных. Словесность как совокупность наук о языке и литературе.

Русская словесность, ее происхождение и развитие.

Работа со словарями различного типа; обогащение словарного запаса; определение темы и основной мысли произведения; выразительное чтение произведений.

Разновидности употребления языка

Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.

Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицисти­ческий стили.

Язык художественной литературы как особая раз­новидность употребления языка. Язык как «матери­ал», из которого строится художественное произведение и язык как результат художественного творче­ства, важнейшая сторона произведения словесности.

Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание Текстов официально-дело­вого, научного и публицистического стилей. Пони­мание роли употребления разновидностей языка в художественном произведении.

Формы словесного выражения

Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорно­го и литературного языка в устной и письменной форме.

Диалог и монолог в нехудожественных ви­дах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словес­ности.

Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.

Выразительное чтение повествования, описа­ния, рассуждения, диалога в художественном произ­ведении. Рассказывание о событии с использовани­ем диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выразитель­ное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.

Стилистическая окраска слова.

Стиль

Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и сти­листически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выра­жений.

Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений.

Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народ­ной поэзии, иного автора, определенного жанра.

Пародия - воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.

Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической выразительности различных средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и паро­дии.

Произведение словесности

Роды, виды и жанры произведений словесности

Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произве­дениях. Понятия рода, вида и жанра.

Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.

Устная народная словесность, ее виды и жанры

Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.

Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словес­ности.

Лирические виды народной словесности: песня, частушка.

Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словес­ности.

Драматические виды народной словесности: на­родная драма, театр Петрушки.

Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.

Умение видеть особенности словесного выра­жения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.

Духовная литература, ее жанры

Библия: уникальность жанра этой Книга. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.

Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, пса­лом.

Своеобразие стиля Библии.

Использование библейских жанров и стиля в рус­ской литературе.

Чтение Библии. Понимание библейских текс­тов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского по­вествования. Умение видеть своеобразие стиля в раз­личных библейских текстах. Умение заметить ис­пользование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.

Эпические произведения, их виды

Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.

Литературный герой в рассказе и повести.

Языковые средства изображения характера: опи­сание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги ге­роев.

Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.

Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизо­дов, картин, героев. Художественная деталь.

Автор и рассказчик в эпическом произведении.

Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различ­ных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.

Лирические произведения, их виды

Виды лирики.

Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.

Лирический герой. «Ролевая лирика».

Композиция лирического стихотворения.

Образ-переживание в лирике.

Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать в вы­разительном чтении идейно-художественное своеоб­разие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрываю­щее личное впечатление о стихотворении, об ис­пользовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.

Драматические произведения, их виды

Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.

Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).

Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драма­тическом произведении.

Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматиче­ского произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специ­фических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.

Лиро-эпические произведения и их виды

Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.

Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, нали­чие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.

Повести в стихах и стихотворения в прозе - со­единение в них признаков лирики и эпоса.

Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойствен­ных лирике и эпосу.

Понимание смысла произведений лиро-эпиче­ских жанров: их героев и сюжета, созданных посред­ством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.

Взаимовлияние произведений словесности

Использование чужого слова в произведении: ци­тата, эпиграф, реминисценция.

Использование пословицы и загадки, героев и
сюжетов народной словесности в произведениях
русских писателей.

Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение пере­дать это понимание в выразительном чтении произ­ведений. Использование мотивов народной словес­ности в собственном литературном творчестве.

8 класс


Тема 1. Средства художественной изобразительности

Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуаль­но-авторские особенности применения средств худо­жественной изобразительности.

Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя. Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении. Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ. Употребление в произве­дении этих средств художественной изобразитель­ности. Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произве­дениях. Значение гиперболы. Парадокс и алогизм, их роль в произведении. Гротеск и его значение в произведении. Различ­ная эмоциональная окраска гротеска.

Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка. «Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.

Этимологизация и внутренняя форма слова. Лож­ная этимология. Игра слов.

Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.

Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.

Тема 2. Жизненный факт и поэтическое слово

Прямое и поэтическое значение словесного выра­жения. Направленность высказывания на объект и субъект. Предмет изображения, тема и идея произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой. Способы выражения точки зрения автора в эпи­ческом и лирическом произведении. Художественная правда. Правдоподобное и услов­ное изображение.

Тема 3. Историческая жизнь поэтического слова

Принципы изображения действительности и поэ­тическое слово.

Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.

Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отноше­ние к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Держа­вина.

Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтиз­ма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Ро­мантический стиль А. С. Пушкина.

Изображение действительности в искусстве ре­ализма. Поэтическое слово в реалистическом произ­ведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.

Авторская индивидуальность. Проявление худо­жественной одаренности, мировоззрения, жизненно­го опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художествен­ной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

Тема 4. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения

Эстетическое освоение действительности в искус­стве слова. Эстетический идеал.

Художественный образ. Различные виды художе­ственного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетиче­ской оценки, результат творчества.

Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содер­жание.

Словесная форма выражения художественного со­держания. «Приращение смысла» слова. Отбор и ор­ганизация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.

Художественное время и художественное про­странство (хронотоп) как один из видов художест­венного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художе­ственного содержания.

Герой произведения словесности как средство вы­ражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.

Тема 5. Произведения словесности в истории культуры

Взаимосвязь национальных культур. Развитие словесности. Новая жизнь художественных образов. Онегин, Чичиков в произведениях авторов более позднего времени.

Роль словесности в развитии общества и жизни личности. Главное значение искусства слова

Обучающиеся должны знать: видеть единство в развитии национальных культур; понимать закономерность развития словесности; роль словесности в жизни общества.

Обучающиеся должны уметь: видеть взаимосвязь национальных культур и произведений словесности; писать сочинения, по­свящённые взаимосвязи произведений словесности.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).




9 класс


Тема 1. Средства художественной изобразительности

Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуаль­но-авторские особенности применения средств худо­жественной изобразительности.

Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя. Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении. Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ. Употребление в произве­дении этих средств художественной изобразитель­ности. Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произве­дениях. Значение гиперболы. Парадокс и алогизм, их роль в произведении. Гротеск и его значение в произведении. Различ­ная эмоциональная окраска гротеска.

Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка. «Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.

Этимологизация и внутренняя форма слова. Лож­ная этимология. Игра слов.

Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.

Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.

Тема 2. Жизненный факт и поэтическое слово

Прямое и поэтическое значение словесного выра­жения. Направленность высказывания на объект и субъект. Предмет изображения, тема и идея произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой. Способы выражения точки зрения автора в эпи­ческом и лирическом произведении. Художественная правда. Правдоподобное и услов­ное изображение.

Тема 3. Историческая жизнь поэтического слова

Принципы изображения действительности и поэ­тическое слово.

Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.

Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отноше­ние к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Держа­вина.

Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтиз­ма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Ро­мантический стиль А. С. Пушкина.

Изображение действительности в искусстве ре­ализма. Поэтическое слово в реалистическом произ­ведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.

Авторская индивидуальность. Проявление худо­жественной одаренности, мировоззрения, жизненно­го опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художествен­ной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

Тема 4. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения

Эстетическое освоение действительности в искус­стве слова. Эстетический идеал.

Художественный образ. Различные виды художе­ственного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетиче­ской оценки, результат творчества.

Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содер­жание.

Словесная форма выражения художественного со­держания. «Приращение смысла» слова. Отбор и ор­ганизация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.

Художественное время и художественное про­странство (хронотоп) как один из видов художест­венного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художе­ственного содержания.

Герой произведения словесности как средство вы­ражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.

Тема 5. Произведения словесности в истории культуры

Взаимосвязь национальных культур. Развитие словесности. Новая жизнь художественных образов. Онегин, Чичиков в произведениях авторов более позднего времени.

Роль словесности в развитии общества и жизни личности. Главное значение искусства слова





Календарно-тематическое планирование

7 класс

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности

Планируемые результаты: личностные и метапредметные, предметные (ууд)

Вид контроля

Дата проведения


1.

Слово и словесность

Объяснение нового материала:

«Язык и слово. Что такое словесность. Русская словесность».

Беседа с обучающимися

Понимать: значимость слова в литературе;

способы выражения авторской позиции в произведениях раз­ных эпох и литературных направлений, разных ро­дов и жанров словесности;

произведения словесности как це­лостное явление, как формы эстетического освоения действительности;

художественное содержание, выраженное в словесной форме произ­ведения;

значение художественного об­раза, героя произведения, художественного про­странства и художественного времени

Знать свойства разговорного языка, его особенности, разновидности разговорного языка

Видеть разговорный стиль в произведении.

Фронтальный опрос


2.

Разновидности употребления языка. Разговорный язык

Объяснение нового материала:

«Разговорный язык и его назначение. Свойства разговорного языка, его использование в художественных произведениях».

Фронтальный опрос.

Фронтальная беседа


3.

Разновидности разговорного языка

Объяснение нового материала:

««Общий» разговорный язык. Просторечие. Территориальные диалекты, профессиональные диалекты, жаргоны, арго».

Работа в парах. Фронтальный опрос.

Конспект


4.

Литературный язык и его разновидности

Объяснение нового материала:

«Признаки литературного языка. Стили литературного языка».

Составление конспекта-таблицы.

Знать стили литературного языка,

особенности данного стиля.

Уметь использовать средства художественной изобра­зительности языка в собственных устных и письмен­ных высказываниях; определять тему и идею произ­ведения, исходя из внимания к поэтическому слову

Фронтальный опрос


5.

Стили литературного языка. Научный стиль.

Объяснение нового материала:

«Особенности стиля, его назначение». Работа в парах. Фронтальный опрос. Составление конспекта-таблицы.

Конспект-таблица


6.

Стили литературного языка. Официально-деловой стиль.

Объяснение нового материала:

«Особенности стиля, его назначение». Составление конспекта-таблицы.

Знать особенности данного стиля.

Конспект-таблица


7.

Стили литературного языка. Публицистический стиль.

Объяснение нового материала:

«Особенности публицистического стиля, его назначение».

Составление конспекта-таблицы.

Фронтальный опрос.

Знать особенности данного стиля. Уметь использовать их в жизни.

Уметь использовать эти знания в жизни; сопоставлять документальные сведения о реаль­ных событиях и лицах с их изображением в художе­ственном произведении с целью понимания специ­фики искусства слова.

Конспект-таблица


8.

Язык художественной литературы.

Объяснение нового материала:

«Язык как материал словесности и результат творчества». Фронтальный опрос.

Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;

понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Конспект-таблица


9.

Формы словесного выражения в нехудожественной словесности

Объяснение нового материала:

«Устная и письменная формы словесного выражения. Диалог в нехудожественной словесности. Монолог в нехудожественной словесности».

Фронтальный опрос.

Знать особенности диалога и монолога. Понимать их роль и значение.

Формировать эстетическое восприятие произведений литературы; эстетический вкус.

Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Фронтальный опрос


10.

Практикум.

Закрепление изученного

Решение теста.

Создавать собственные сочинения-рассуждения.

Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Тест


11.

Формы словесного выражения в художественной словесности

Объяснение нового материала:

«Диалог в художественной словесности. Монолог в художественной словесности. Сказ. Стихи и проза, их различие. Ритм, интонация. Стих и смысл. Значение традиций в стихотворной речи».

Составление таблицы . Взаимопроверка.

Знать особенности диалога и монолога. Понимать их роль и значение.

Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;

понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Фронтальный опрос


12.

Стилистические возможности лексики и фразеологии

Объяснение нового материала:

«Стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска слова. Синонимы. Стилистическая окраска слова в художественном произведении. Стилистические возможности фразеологии». Работа с учебником.

Составление таблицы. Работа в парах. Взаимопроверка.

Фронтальный опрос


13.

Стилистические возможности грамматики

Объяснение нового материала:

«Стилистические возможности существительного и прилагательного. Стилистические возможности глагола. Стилистические возможности синтаксиса». Работа в парах. Взаимопроверка.

Уметь видеть особенности словесного выражения. Понимать их роль и значение.

Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;

понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Фронтальный опрос


14.

Стиль в художественной словесности

Объяснение нового материала:

«Стиль писателя и стиль произведения. Стиль эпохи и стиль народной поэзии».

Работа в парах. Взаимопроверка.

Уметь видеть особенности словесного выражения.

Создавать собственные сочинения-рассуждения.

Знать роды литературы: их особенности. Уметь определять род произведения.

Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Фронтальный опрос


15.

Стилизация и пародия

Объяснение нового материала:

«Стилизация в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»». Работа с учебником. Фронтальный опрос.

Выступления уч-ся


16.

Стилизация и пародия

Обобщение изученного:

«Стилизация в балладе Д. Б. Кедрина «Зодчие». Пародия». Работа с учебником. Фронтальный опрос.

Выступления уч-ся


17.

Практикум

Закрепление изученного:

анализ языка сказов Бажова.

Выступления уч-ся со своими исследованиями.


18.

Роды, виды, жанры словесности

Объяснение нового материала:

«Зачем надо различать роды словесности. Аристотель о трех родах словесности. Разделение словесности на виды. Разделение словесности на жанры». Составление конспекта- таблицы. Работа в парах. Взаимопроверка.

Конспект


19.

Устная народная словесность, ее виды и жанры

Обобщение изученного на уроках литературы

Загадка, пословицы и поговорки. Сказка, небылица, легенда, предание. Былина. Анекдот. Песни, частушки. Составление конспекта- таблицы. Работа в парах. Взаимопроверка.

Уметь видеть особенности словесного выражения.

Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Фронтальный опрос


20.

Драматические виды и жанры народной словесности

Объяснение нового материала:

«Кукольный театр. Народная драма. Раёк». Фронтальный опрос.

Уметь видеть особенности словесного выражения.

Создавать собственные сочинения-рассуждения.

Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Уметь видеть особенности словесного выражения.

Фронтальный опрос


21.

Практикум

Закрепление изученного: тест.

Тест


22.

Духовная литература, ее виды и жанры

Объяснение нового материала:

«Значение Библии для русской культуры. Содержание и стиль Библии». Работа с учебником. Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос


23.

Темы и жанры библии в художественной литературе

Объяснение нового материала»

«Жанры Библии: повесть, притча, проповедь, послания, псалмы. Жанровое и стилистическое своеобразие Евангелия». Работа с учебником. Беседа.

Фронтальный опрос


24.

Использование библейских тем в русской литературе.

Объяснение нового материала:

«Темы и жанры Библии в произведениях русских поэтов». Работа с учебником. Взаимопроверка.

Фронтальный опрос


25.

Эпические произведения, виды и жанры

Объяснение нового материала:

«Литературные сказки, небылицы, загадки, скороговорки. Басня. Рассказ, повесть, роман. Жанры эпических произведений». Работа с учебником. Взаимопроверка.

3нать виды и жанры эпических произведений, их особенности.

Выступления уч-ся с презентациями


26.

Герой эпического произведения

Объяснение нового материала:

«Кто и как изображается в эпическом произведении. Поступки героя. Портрет. Пейзаж, интерьер. Рассуждение о герое. Диалоги и монологи героев». Работа с учебником. Составление конспекта. Взаимопроверка.

Уметь видеть особенности словесного выражения; находить художественные детали в произведении и понимать их роль.

3нать виды и жанры лирических произведений, их особенности.

Четко разделять понятия «сюжет», «фабула», «композиция».

Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Фронтальный опрос


27.

Сюжет и композиция эпического художественного произведения

Объяснение нового материала:

«Сюжет и фабула. Этапы сюжета, его назначение. Единицы композиции и их взаимосвязь. Внесюжетные элементы. Система образов». Работа с учебником. Составление конспекта. Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос


28.

Художественная деталь

Объяснение нового материала:

«Повествовательная деталь. Описательная деталь». Составление конспекта. Взаимопроверка.

Выступления уч-ся


29.

Лирические произведения, их виды и жанры

Объяснение нового материала:

«Виды лирических произведений. Ода. Элегия. Описание картины в лирическом произведении. Выражение мысли и чувства поэта. Композиция и герой лирического произведения. Образ-переживание». Составление конспекта. Взаимопроверка.

Фронтальный опрос


30.

Драматические произведения, их виды и жанры

Объяснение нового материала:

«Виды драматических произведений: трагедия, комедия, драма. Своеобразие драматического произведения. Способы изображения героев. Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения». Работа с учебником. Составление конспекта. Взаимопроверка.

3нать виды и жанры драматических произведений, их особенности;

виды и жанры лиро-эпических произведений, их особенности.

Уметь видеть особенности словесного выражения.

Создавать собственные сочинения-рассуждения.

Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Фронтальный опрос


31.

Лиро-эпические произведения, их своеобразие, виды

Объяснение нового материала:

«Баллада. Поэма. Повести, романы, очерки в стихах. Стихотворения в прозе». Работа с учебником. Составление конспекта. Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос


32.

Взаимовлияние произведений словесности

Объяснение нового материала:

«Эпиграф. Цитата. Реминисценции. Использование фольклорных жанров». Работа с учебником. Фронтальный опрос

Выступления уч-ся по теме


33.

Промежуточная аттестация

Проверка знаний

Тест


34-35

Резерв














Календарно-тематическое планирование

русская словесность

8 класс (34 часа)


Тема урока

Характеристика основных видов деятельности

Планируемые результаты: личностные и метапредметные, предметные (ууд)

Вид контроля

Дата проведения


1.

Средства языка художественной словесности. Что такое семантика.

Изучение нового:

«Средства языка художественной словесности. Что такое семантика».

Работа с учебником. Беседа учителя.

Понимать,что такое семантика,

фонетических средств языка.

Знать и видеть в тексте семантику словообразования

Знать и видеть в тексте аллитерацию и ассонанс.

Развивать устную речь учащихся.

Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;

понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Фронтальная беседа


2.

Семантика фонетических средств языка.

Изучение нового:

«Семантика фонетических средств языка». Работа с учебником. Фронтальный опрос.

Фронтальная беседа


3.

Фонетические средства языка. Аллитерация и ассонанс.

Изучение нового:

«Фонетические средства языка. Аллитерация и ассонанс». Работа с учебником. Составление конспекта. Взаимопроверка.

Конспект


4.

Семантика словообразования.

Изучение нового:

«Семантика словообразования». Работа с учебником. Фронтальный опрос.

Конспект


5.

Лексические возможности языка.

Повторение темы «Лексические возможности языка». Составление конспекта-таблицы. Взаимопроверка.

Фронтальная беседа


6.

Лексические возможности языка. Тропы.

Практикум

Лексические возможности языка. Тропы.

Составление конспекта-таблицы. Взаимопроверка.

Анализ стихотворений

Знать и видеть тропы в художественном тексте

Знать законы комического,

видеть их в тексте, уметь использовать в своей речи.

Знать Языковые средства создания комического. Речь героя. «Говорящие» имена. Пословицы и афоризмы.

Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;

понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Конспект

Анализ стих-ий


7.

Семантика средств синтаксиса. Период. Инверсия. Антитеза. Оксюморон. Повтор. Умолчание. Эллипсис.

Практикум по теме «Семантика средств синтаксиса. Период. Инверсия. Антитеза. Оксюморон. Повтор. Умолчание. Эллипсис».

Составление конспекта-таблицы. Взаимопроверка.

Конспект

Анализ стих-ий


8.

Комическое как средство выражения оценки явления. Несоответствие как основа комического. Юмор и сатира.

Изучение нового:

«Комическое как средство выражения оценки явления. Несоответствие как основа комического. Юмор и сатира».

Составление конспекта-таблицы. Взаимопроверка.

Работа с текстами


9.

Языковые средства создания комического. Неожиданность. Остроумие. Каламбур. Алогизм, «перевертыш. Несоответствие…

Изучение нового»

«Языковые средства создания комического. Неожиданность. Остроумие. Каламбур. Алогизм, «перевертыш. Несоответствие».

Работа с учебником. Составление конспекта-таблицы. Работа с текстами.

Фронтальный опрос.


10.

Языковые средства создания комического. Гипербола. Фантастика. Ирония. Эпиграмма.

Работа с учебником. Составление конспекта-таблицы. Работа с текстами.

Работа с текстами


11.

Языковые средства создания комического. Речь героя. «Говорящие» имена. Пословицы и афоризмы.

Работа с учебником. Составление конспекта-таблицы. Работа с текстами.

Фронтальный опрос


12.

Качества текста и художественность произведения словесности. Текст и его признаки. Содержание, тема и идея текста.

Работа с учебником. Составление конспекта-таблицы. Работа с текстами. Работа в парах.

Знать основные признаки текста.

Знать основные требования к тексту.

Понимать роль слова в художественном произведении. Развивать устную речь учащихся.

Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;

понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Работа с текстами


13.

Основные требования к тексту.

Работа с учебником. Составление конспекта-таблицы. Работа с текстами.

Конспект


14.

Художественность произведения.

Работа с учебником. Работа с текстами. Фронтальная беседа.

Фронтальная беседа


15.

Произведение словесности. Слово в эпическом произведении.

Фронтальная беседа


16.

Тест за I полугодие


17.

Литературный герой, характер, образ.

Повторение и обобщение по теме

«Литературный герой, характер, образ». Работа с учебником. Работа с текстами. Фронтальная беседа.

Развивать устную речь учащихся.

Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста.

Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Фронтальная беседа


18.

Сюжет и композиция как средство выражения идеи.

Изучение нового:

«Сюжет и композиция как средство выражения идеи». Работа с учебником. Работа с текстами. Фронтальная беседа.

Знать, что такое сюжет и композиция в худ. произведении. Развивать устную речь учащихся

Работа с текстами


19.

Рассказчик и автор в эпическом произведении.

Изучение нового:

«Рассказчик и автор в эпическом произведении». Работа с учебником. Работа с текстами. Фронтальная беседа.

Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста.

Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Фронтальная беседа


20.

Лирика. Слово в лирическом произведении.

Повторение и обобщение по теме:

«Лирика. Слово в лирическом произведении». Работа с учебником. Работа с текстами. Фронтальная беседа.

Понимать значимость поэтического слова, уметь находить выразит. средства.

Знать, уметь определять размеры стиха

Видеть и понимать звукопись

Уметь самим составлять тексты.

Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;

понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Работа с текстом


21.

Ритм как способ выражения мысли и чувства автора.

Изучение нового:

«Ритм как способ выражения мысли и чувства автора». Работа с учебником. Работа с текстами. Фронтальная беседа.

Работа с текстом


22.

Звуковая организация стихотворной речи.

Изучение нового:

«Звуковая организация стихотворной речи». Работа с учебником. Работа с текстами. Работа в парах. Взаимопроверка.

Работа с текстом


23.

Стихотворные забавы.

Изучение нового:

«Стихотворные забавы.». Работа с учебником. Конспект. Творческая работа.

Творческая работа


24.

Драма. Слово в драматическом произведении.

Изучение нового:

«Драма. Слово в драматическом произведении». Работа с учебником. Работа с текстами. Фронтальная беседа.

Понимать смысловую нагрузку слова в драме.

Развивать умение высказывать свою точку зрения об авторской позиции

Уметь видеть выражение авторской позиции в драмати- ческом произведении через сюжет, конф -ликт и композицию.

Работа с текстом


25.

Вид и жанр как средство выражения авторской точки зрения в драме.

Работа с учебником. Работа с текстами. Фронтальная беседа.

Работа с текстом


26.

Изображение характеров как способ выражения авторской позиции.

Работа с учебником. Работа с текстами. Фронтальная беседа.

Работа с текстом


27.

Сюжет, конфликт и композиция как способ выражения авторской позиции в драматическом произведении.

Работа с учебником. Работа с текстами. Анализ текста.

Анализ текста


28.

Взаимосвязи произведений словесности. Воздействие Библии на русскую литературу.

Работа с учебником. Работа с текстами. Фронтальная беседа.

Уметь видеть связь произведений словесности, развивать устную речь.

Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;

понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Фронтальная беседа


29.

Мифологические образы в русской литературе.

Работа с учебником. Работа с текстами. Фронтальная беседа.

Фронтальная беседа


30.

Влияние народной словесности на литературу.

Влияние народной словесности на литературу.

Работа с учебником. Работа с текстами. Работа в парах.

Фронтальный опрос


31.

Промежуточная аттестация

Урок-зачет

Тест


32

Повторение изученного

Повторение изученного.

Анализ текстов

Анализ текстов


33-34

Резервные уроки







Календарно-тематическое планирование

русская словесность

9 класс (34 часа)

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности

Планируемые результаты: личностные и метапредметные, предметные (ууд)

Вид контроля

Дата проведения


1

Средства художественной изобразительности. Эпитет, сравнение, параллелизм, олицетворение

Работа с учебником. Работа с текстом. Фронтальная беседа.

Знать тропы: эпитет, сравнение, параллелизм, олицетворение, видеть их в тексте, использовать в своей речи.

Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;

понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Знать данные выразительные средства, уметь видеть их в тексте, понимать их роль.

Фронтальный опрос, работа с текстами

2

Аллегория и символ

Изучение нового материала (работа с учебником, фронтальная беседа)

Знакомство с новыми понятиями: аллегория и символ, закрепление на примерах из литературы.

Фронтальная беседа

3

Гипербола и фантастика

Изучение нового с помощью учебника

Рассмотреть новые понятия: гипербола и фантастика. Работа с литературными текстами.

Тест

4

Парадокс и алогизм

Изучение нового

Рассмотреть новые понятия: парадокс и алогизм.

Работа с учебником. Работа с текстом. Фронтальная беседа.

Фронтальный опрос

5

Гротеск. Бурлеск. «Макаронический» стиль

Изучение нового

Рассмотреть новые понятия. Работа с учебником. Работа с текстом. Фронтальная беседа.

Тест

6

Этимологизация

Изучение нового

Этимологизация слова, внутренняя форма слова. Этимологизация в произведениях словесности. Народная этимология. Игра со словом, основанная на этимологизации.

Уметь работать со словом, видеть три стороныв слове: внешнюю форму, содержание и внутреннюю форму ((ближайшее этимологическое значение слова),

Уметь видеть ассоциации и реминисценции в литературе, развивать читательский вкус, умение интерпретировать произведение

Развивать читательский вкус, умение интерпретировать произведение.

Словарный диктант(литературоведческие термины)

7

Ассоциативность в словесности

Изучение нового

Ассоциативность языковых средств, ассоциативность сюжетов, образов, тем. Познакомить с новым понятием «реминисценции». Работа с учебником. Работа с текстом. Фронтальная беседа.

Фронтальная беседа

8

Квипрокво как изобразительное средство языка

Работа с учебником. Работа с текстом. Работа в парах. Фронтальная беседа.

Работа с текстом «Ревизор»

9

Практическое занятие по теме «Средства художественной выразительности»

Практикум

Анализ стихотворения и прозы. Упр №1-13

Уметь находить в тексте изобразительные средства и понимать их роль

Видеть объективное и субъективное начало слова. Развивать навыки устной речи.

Уметь определять тему и идею произведения

Уметь определять тему и идею произведения. Анализ текстов по этим параметрам.

Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;

понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Знать данные выразительные средства, уметь видеть их в тексте, понимать их роль.

Анализ стихотворения и прозы Работа в группах

10

Поэтическое слово

Фронтальная беседа:

Прямое и поэтическое значения. Направленность слова на объект и субъект.

11

Объект изображения, тема и идея произведения

Фронтальная беседа:

Объект изображения, тема и идея произведения. Анализ произведений на предмет изучения.

Фронтальный опрос

12

Способы выражения идеи

Практикум

Тема и идея произведения. Практическое занятие.

Фронтальный опрос (работа с произведениями, йзученны-ми на уроках литературы.

13

Художественная правда

Изучение нового

Художественная правда

Уметь отличать художественную правду от реальности.

Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;

понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Знать данные выразительные средства, уметь видеть их в тексте, понимать их роль.

Фронтальная беседа

14

Художественная правда

Практикум

Работа с текстом.

Работа в группах с текстами упр.1-3

Работа в группах с текстами упр.1-3

15

Практическое занятие по теме «Жизненный факт и поэтическое слово»

Контрольная работа в зимнюю сессию

Практикум.

Художественная правда и действительность.

Работа с текстом. Работа в группах с текстами упр. 7-9

Работа в группах с текстами упр. 7-9

16

Язык древнерусской словесности

Изучение нового.

Старославянский, древнерусский и церковно-славянский языки. Средства художественной изобразительности языка древнерусской словесности. Составление конспекта.

Знать особенности древнерусской словесности.

Составление конспекта

II полугодие

17

Язык словесности 18 века

Повторение и обобщение изученного на литературе, обогащение знаний по теме

«Повести петровского времени. Система жанров и особенности языка произведений классицизма. Теория трех штилей Ломоносова. Ломоносов и Державин».

Работа с учебником. Фронтальная беседа.

Составление конспекта.

Знать особенности классицизма

Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;

понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Знать данные выразительные средства, уметь видеть их в тексте, понимать их роль.

Фронтальный опрос

18

Язык произведений сентиментализма и романтизма

Повторение и обобщение изученного на литературе, обогащение знаний по теме

«Язык произведений сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского». Работа с учебником в группах.

Составление конспекта.

Знать особенности сентиментализма и романтизма.

Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Знать данные выразительные средства, уметь видеть их в тексте, понимать их роль.

Конспект по сентимента-

лизму.

19

Язык произведений реализма

Повторение и обобщение изученного на литературе, обогащение знаний по теме

«Язык произведений реализма. Субъект речи в реалистическом произведении. Полифония». Работа с учебником в группах.

Составление конспекта.

Знать особенности реализма как направления литературы.

Уметь видеть индивидуальность писателя в произведениях.

Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;

понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Уметь выражать грамотно свои мысли.

Тест

20

Индивидуальный стиль писателя

Изучение нового:

Авторская индивидуальность.Индивидуальный стиль писателя. Работа с учебником. Фронтальная беседа.

Работа в группах

21

Историческая жизнь поэтического слова

Практикум

Практическое занятие по теме «Историческая жизнь поэтического слова»

22

Произведение словесности, его законы.

Изучение нового:

Произведение словесности как явление искусства. Эстетический идеал. Работа с учебником. Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос

23

Художественный образ и художественная действительность

Изучение нового:

Художественный образ и художественная действительность. Составление конспекта.

Конспект

24

Художественный образ и художественная действительность

Практикум

Анализ художественных отрывков в рамках изученного.

Уметь выражать грамотно свои мысли.

Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;

понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Творческая работа

25

Словесная форма выражения художественного содержания

Изучение нового:

«Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка и произведения. Эстетическая функция языка. Работа с учебником. Фронтальный опрос.

Уметь работать со статьей учебника и обобщать изученное.

Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;

понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Знать данные выразительные средства, уметь видеть их в тексте, понимать их роль.

Фронт. беседа

26

Художественное время и художественное пространство

Изучение нового:

«Время и пространство как художественные образы. Хронотоп. Хронотоп в сказке. Хронотоп в эпическом произведении, в лирическом и драматическом пр-нии». Фронтальный опрос.

Фронталь-ная беседа

27

Герой произведения как способ выражения художественного содержания

Изучение нового

Идеализация и реальность в изображении человека. Герой эпического произведения как средство выражения художественного содержания, лирического и драматического пр-ний. Изучение темы с опорой на прочитанные литературные произведения.

Фронталь-ная беседа

28

Практическое занятие по теме «Произведения искусства слова как единство содержания и словесного выражения»

Практикум

Практическое занятие по теме «Произведения искусства слова как единство содержания и словесного выражения». Анализ произведения.

Уметь видеть особенности словесного выражения содержания текста;

понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Знать данные выразительные средства, уметь видеть их в тексте, понимать их роль.

Уметь анализировать художественные и публицистические тексты.

Упр. 1-5 работа в парах

29

Практическое занятие по теме «Произведения искусства слова как единство содержания и словесного выражения»

Практикум

Практическое занятие по теме «Произведения искусства слова как единство содержания и словесного выражения». Индивидуальная работа.

Анализ отрывков произведений.

Понимать русское слово в его эстетической функции; роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Знать данные выразительные средства, уметь видеть их в тексте, понимать их роль.

Уметь анализировать художественные и публицистические тексты.

Видеть индивидуальность переводчика.

Видеть традиции и новое в литературе

Уметь доказывать свою точку зрения

Видеть традиции и новое в литературе

Упр. 6-8 индивидуальная работа

30

Взаимосвязь национальных литератур

Обобщение изученного:

Значение перевода на другой язык. Индивидуальность переводчика. Работа с учебником. Фронтальная беседа.

Фронтальная беседа

31

Развитие словесности

Традиции и новаторство

Работа с учебником. Беседа по теме.

Фронтальный опрос

32

Новая жизнь художественных образов

Работа с учебником. Беседа по теме

«Вечные образы»

33

Практическое занятие по теме «Произведения словесности в истории культуры»

Практикум

Онегин в XX веке. Чичиков в нэпманской Москве. Работа с учебником. Фронтальная беседа.

$ 77-78

34

Промежуточная аттестация

Тест


35

Резерв.





© 2010-2022