Кружок русского языка для учащихся с ОВЗ В мире слов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 19" города Чебоксары Чувашской Республики
















Кружок русского языка

для учащихся специальных(коррекционных) классов VII вида


«В мире слов»










Составитель:

учитель русского языка и литературы

Миронова Светлана Борисовна










Первый год обучения.


Тема занятия

Содержание, формы работы

Задачи занятий

Кол-во часов

Дата

I раздел. Словарное богатство языка.

1

Вводное занятие. «Словарное богатство языка»

Беседа

Прививать уважительное отношение к слову

1


2

«О самых дорогих словах».

Стихи о Родине, мире, труде. Словесное рисование.

Способствовать развитию воображения. Привитие чувства патриотизма.

1


3

«Сколько слов вы знаете?»

Загадки, пословицы о словах. Рассказ Л.Успенского «Близнецы», М.Исаковского «О словах».

Способствовать развитию мышления.

Формировать понятие устного народного творчества.

1


4

«Превращение слов»

Чтение рассказа А. Шибаева «Одна буква». Игры «Замените одну букву», «Два колодца», «Какое слово задумано», метаграммы рассказ - задача Н. Гернет «Что получилось?», стихи Н.Матвеева «Путаница»

Способствовать развитию мышления.

Формировать бережное отношение к слову.

2


5

Слово - звук

Беседа «Что вы слышите в слове?». Игра «Угадай, чей голосок». Игра «Зашифрованная песня». Стихотворение Китахара Хакусю «Лунной ночью», И. Бунина «Восход луны».

Способствовать развитию воображения, чувствовать слово. Обогащение словарного запаса.

1


6

Каламбуры.

Стихотворения Я.Козловского «Вопрос», «Такса», «Говорили тиграм львы»

Научить слышать слово. Формировать умение делать логические выводы.

1


7

Слово - цвет

Работа по карточкам:

1) соотнесение темы с названием цвета: «Животные», «Птицы», «Цветы», «Плоды», «Минералы», «Металлы»;

2) подбор цветовых терминов.

Игра «Цветные названия».

Формировать образное мышление.

Расширить цветовое восприятие.

Расширить знания об окружающем мире.

Формировать умение концентрировать внимание.

1


1


9

Слово - образ

Игра «Автобиография» (представить себя предметом, вещью, явлением и от его имени вести рассказ),

«Если бы, да кабы» (продолжить предложения)

Способствовать развитию умения логически завершать предложения.

Учить умению вставать на точку зрения другого.

1


10

Слово - ассоциация.

Рисунки - ассоциации.

Стихотворение В.Лунина «Когда я взрослым стану» (составление рис. опору для заучивания).

Игра «Слово на слово».

Развитие ассоциативного и образного мышления.

Способствовать развитию памяти, внимания.

Прививать усидчивость и сосредоточенность.

1


11

Слово веселит, слово огорчает, слово утешает.

Стихотворение В.Берестова «Петрушка».

Отрывок из сказки А.Толстого «Приключение Буратино или Золотой ключик», отрывок из сказки П.Ершова «Конёк Горбунок»,

отрывок из сказки А.Лингрен «Карлсон, который живёт на крыше».

Способствовать умению подбирать нужные слова в определённой ситуации.

Прививать сострадание, соучастие в различных ситуациях.

1


12

Тематические группы слов.

Игра «Продолжи ряд».

Стихотворения П.Башмакова, Л.Дружининой.

Загадки по темам.

Кроссворды определённой тематики.

Занимательные рассказы Д.Хармса.

Стихотворение И.Токмаковой «Букваринск» (определение значений профессий).

Стихотворение Е.Гуженцева «Сказка про краски».

Е. Трутневой «Четверо художников».

Расширять знания об окружающем мире.

Способствовать формированию ассоциативного мышления.

Способствовать развитию устной речи.

3


13

«Бывают ли у слов родственники».

Игра «Пригласи всех родственников».

Игра «Третий лишний».

Дать понятие родственных слов.

Способствовать расширению активного словарного запаса.

1


14

Трудные слова.

Орфографические задачки.

Упражнения на карточках.

Игра «Вставь буквы».

Повышение орфографической зоркости.

3


15

Выпуск стенной газеты «В мире слов».

Учить подбирать материал для стенной газеты.

Развивать творческие способности детей.

2



II раздел. Речевая этика.


Тема занятия

Содержание, формы работы

Задачи занятий

Количество часов

Дата

1

«Волшебные слова».

Стихотворения В.Берества, А.Кондратьева.

Стихотворение В.Масс и М.Червинского «Как его зовут?».

Рассказ учителя об истории «волшеб- ных слов».

Формировать понятие речевой этики.

Прививать навыки уважительного общения между сверстниками и с взрослыми.

1

2

Речевые этикетные формулы.

Работа по таблице «Речевые этикетные формулы».

Тематическая игра «Мудрое слово о речевом этикете».

Закрепить знания о речевых этикетных формулах.

Прививать умение употреблять их в различных ситуациях.

2

3

Практическое занятие «Как я умею приветствовать, прощаться».

Ролевые игры.

Рассказ В.Драгунского «Где это видано».

Способствовать закреплению умений на практике пользоваться речевыми этикетными формулами.

Прививать уважительное отношение к окружающим людям.

2

4

«Мы - собеседники».

Беседа.

Разработка памятки «Правила беседы».

Формировать понятие собеседника.

Прививать опыт этикетного поведения.

1

5

Практическое занятие

Ролевые игры:

«В аптеке»,

«В магазине»,

«В кинотеатре»,

«В автобусе» и т.д.

Способствовать освоению социальных ролей.

Прививать опыт этикетного поведения.

1

6

Игра «Найди своего собеседника».

Карточки с ситуациями, репликами сказочных героев.

Способствовать развитию умения ориентироваться в данной ситуации.

Прививать культуру поведения.

1

7

Этикетные речевые ошибки.

Конкурс.

Формировать умение находить этикетные речевые ошибки в различных ситуациях.

Способствовать развитию внимания, мышления.

1

8

Учимся говорить чисто.

Упражнения на произношения звуков, слогов.

Знакомство со скороговорками.

Развивать чистоту произношения, чёткость речи.

Формировать коммуникативное качество речи.

1

9

Конкурс скороговорок.

Учить преодолевать дикционные трудности.

Формировать коммуникативное качество речи.

1

10

«Учимся говорить выразительно».

Работа с пословицами.

Учить правильно, интонировать.

Формировать понятие смысловой интонации.

1

11

Праздник «В мире слов».




Литература.

1. Л.Г. Антонов «Развитие речи. Уроки риторики» Ярославль, Академия развития, 1997 г.

2. Л.Т. Григорян «Язык мой - друг мой» Москва, Просвещение, 1998 г.

3. Н.О. Крамаренко «Нетрадиционные уроки по русскому языку»Волгоград, 2003 г.

4. С.Я. Маршак «Про всё на свете» Москва, 2002 г.

5. Е.М. Мордес «Искать, пробовать, обучать…» Волгоград, 2002 г.

6. Е.П. Преображенская «Кружок русского языка в школе» Москва, Просвещение, 2006 г

7. Е.Синицина «Умные слова» Москва, ЛИСТ, 2008 г.

8. Г.И. Сорокина, И.В. Сафонова, Н.В. Ладыжинская «Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах» Москва, Просвещение, 1995г.

9. Н.Н. Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе»

Москва, 1998 г.

10. Н.М. Шанский «В мире слов» Москва, 1999 г.


6


© 2010-2022