Урок развития речи. Описание картины В. М. Васнецова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи по русской литературе в 5

классе




Описание картины В.М.Васнецова

«Царевна-лягушка»








Урок развития речи. Описание картины В.М. Васнецова






Учитель: Турабаева Надия Рахматулловна

СШ №16 города Актау.


Урок развития речи по русской литературе в 5 классе.

Описание картины В.М.Васнецова «Царевна-лягушка»

Цель: а)сопоставление литературы и живописи как видов искусства, раскрытие отличия литературы от живописи

б)знакомство с В.М.Васнецовым и его картиной «Царевна-лягушка

в)обучение описания картины

Ход урока:


1.Беседа. Как читать картину?

Что раскрывает основное содержание картины?

Ответ: Основное содержание картин раскрывает, когда и где происходят события, как изображены персонажи, каковы их лица, поза, жесты, одежда.

Как художник передает её содержание?

Ответ: Он изображает только одно мгновение, один момент, самый выразительный, самый важный в развитии связанных с ним событий. И, глядя на картину, мы можем догадаться, что было до момента, изображенного художником, что будет после него.

Что ещё важно для раскрытия картины?

Ответ: Важна композиция картины: как расположены фигуры и предметы на полотне, кто прежде всего привлекает наше внимание, какую роль играет пейзаж.

2.Чтение картин В.М.Васнецова

Краткие биографические сведения о художнике.( заранее подготовленный ученик) Родился Виктор Михайлович Васнецов в 1848 году в одно из заброшенных сёл Вятской губернии.

Сказка, песня, былина и красочное народное искусство были самыми яркими впечатлениями детства. Талант будущего художника раскрылся рано. Первые его рисунки-76 рисунков-иллюстраций к русским пословицам.

Учился Васнецов в Петербургской Академии художеств. На своих холстах он изображал сцены из народной жизни и сказочно-былинные сюжеты, передавал дух народных сказок.

В 1885 году Васнецов с семьёй переехал в Киев, где проработал свыше 10 лет. Умер художник в 1926 году.

Наиболее известны картины художника: «Богатыри», «Алёнушка», « Витязь на распутье» и другие.

Работа над картиной «Царевна-лягушка»

Рассмотрите внимательно картину и скажите, какой момент сказки изображён художником на картине?

Ответ: На картине художник изобразил тот момент, когда Василиса прекрасная приехав на пир, танцует

Кто находится на переднем плане, как изображена Василиса?

Ответ: На переднем плане изображена Василиса. Она в красивом голубом платье с широкими рукавами. Лицо у неё доброе, красивое, улыбающееся. Глаза сияют от радости. Она похожа на лебедушку, которая вот-вот взлетит в небо. Движения рук красивые, плавные. Она просто восхитительна.

Кто ещё нарисован на картине?

Ответ: Музыканты, которые не спускают глаз с Василисы, им не сидится на месте, они притоптывают, готовы пуститься в пляс вместе с Василисой.

Где происходят события, изображенные на картине Васнецова?

Ответ: События происходят в царских палатах, куда царь пригласил своих сыновей вместе с жёнами на пир.

Каково общее впечатление от картины? Что общего в ней с одноименной народной сказкой?

Ответ: Впечатление от картины великолепное. В картине очень много тёплых тонов, которые уносят нас в пленительный мир сказки: краски полотна подчёркивают очарование Василисы премудрой, воплощающей добро и красоту.

3.Составление и запись плана сочинения.

Примерный план:

1)Художник Васнецов и его картина.

2)Что изображено на картине?

3)Как Василиса попала на пир?

4)Как она танцует?

5)Каково впечатление от картины?

Сбор материала на картине.

Ребята, на что вы должны обратить особое внимание при собирании

материалов?

Ответ: Картина написана по мотивам народной сказки, поэтому следует использовать языковые средства и слова, характер и ум устного народного творчества.

1.Сюжет картины навеян русской народной сказкой.

2.Композиция картины (как расположены фигуры и предметы на полотне)

3.Колорий картины- яркий: зелёные, синие, золотистые тона подчёркивают добро, царящее в сказочном мире.

Найдите и выпишите из сказки сравнения, относящиеся к Василисе.

Ответ: Вышла из кареты Василиса Премудрая - сама как солнце ясное светится; обернулась красной девицей, русская красавица с длинной косой и большими голубыми глазами, обернулась белой лебедью.

Как она танцует?

Ответ: Она лёгкая, воздушная, танцует, словно белая лебедь плывёт.

Движения плавные, красивые. Руки как два лебединых крыла.

Каково впечатление от картины?

Ответ: Очень хорошее впечатление, на сердце становится радостно, кажется, что сам находишься в пленительном мире сказки. Василиса Премудрая как небесный ангел, очень красивый и добрый.

5.Что общего в сказке «Царевна-лягушка» и в картине Васнецова?

Ответ: И картина, и сказка создают хорошее настроение. Художник сумел передать на полотне красоту и доброту Василисы Премудрой. Чувствуется, что он покорён героиней, она дорога ему, потому что на полотне выглядит как живая.

6. Домашнее задание: написать сочинение по картине.


© 2010-2022