Урок русского языка Правописание лаг и лож

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе


Учитель русского языка и литературы: Свистова Наталья Геннадьевна

Образовательное учреждение: Филиал МБОУ СОШ №2 Крюковская ООШ, Константиновского района

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тема: Чередование гласных О-А в корнях - ЛАГ- //-ЛОЖ-

Тип урока: усвоение новых знаний

Цели урока:

Образовательные: выявить условия выбора гласных О -А в корнях с чередованием; формировать навык правильного написания корней с чередованием, обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения.

Развивающие: развитие внимания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные: воспитание интереса и уважения к русскому языку; воспитание ценностного отношения к слову;

Задачи урока: сформулировать представление о способе выбора написания

О-А в корне ЛАГ-ЛОЖ; комментировать условия написания; научиться отличать корни с чередующейся гласной от омонимичных корней; выполнять самоконтроль и самооценку; учиться организовывать работу в парах для открытия и закрепления нового материала.

Личностные УУД: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; следование в поведении моральным и этическим требованиям;

Регулятивные УУД: понимать и строить планируемые действия; проговаривать вслух последовательность производимых действий.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУД: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять. Извлекать нужную информацию.

Основные понятия: орфограмма, корни с чередованием.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная,

коллективная, работа в парах, фронтальный опрос.

Оборудование: ПК, учебник «Русский язык» 5 класс автор - Т.А. Ладыженская.

Планируемые результаты для учащихся: учащиеся сформируют и закрепят на практике представление о способе выбора написания О-А в корне -ЛАГ-/-ЛОЖ-; научатся с помощью алгоритма определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания; смогут на практике применять теоретические знания.


Ход урока

1этап. Организационный момент.

Цель: Включение учащихся в эмоциональный настрой, связанный с формулировкой темы урока. Мотивирование на результат

Планируемый результат: Самостоятельная формулировка учащимися темы и целей данного урока: «Условия выбора букв А- О в корнях ЛАГ,ЛОГ»

Деятельность учителя.

(Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся, желает успехов и хорошего настроения.)

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Проверьте все ли на вашем рабочем месте готово к уроку. Прошу садиться.

Деятельность учащихся: Подготовка к работе на уроке.

УУД

Личностные: Формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

2этап. Определение цели и задач урока.

Цель: Вхождение в тему урока; формулирование целей и задач урока: «Узнать условия выбора гласных О - А в корнях; научиться правильно писать слова с данными корнями».

Планируемый результат: Создание проблемной ситуации для открытия новых знаний.

Деятельность учителя:

Ребята, вставьте пропущенные буквы в словосочетаниях и рядом запишите проверочные слова по образцу.

Образец: Освещать-свет

Л…сной воздух - ………, прибл…жаться к роще - ……,

Зап…вать песню - …….., предл…гать дружбу -……,

К…сить траву - ……..., предл…жить помощь -……..

- Все ли слова смогли проверить?

- К словам предлагать и предложить не смогли подобрать проверочные слова, что будем делать?

- Попробуем разобрать слова по составу: пред-лаг-а-ть, пред-лож-и-ть.

- В какой морфеме находится орфограмма?

- Какие гласные пишутся в корнях?

- Являются ли эти слова однокоренными?

- Почему же тогда в них пишется то буква «а», то «о»?

Что происходит в корнях этих слов? (чередование)

- Итак, о чем мы будем говорить на этом уроке?

- Верно, ребята, мы будем говорить о таком языковом явлении, как чередование гласных О-А в корне слова, которые нельзя проверить ударением

- Теперь поставим перед собой цель действия на урок: Узнать условия выбора гласных О - А в этих корнях; научиться приводить соответствующие примеры и правильно писать слова.

Деятельность учащихся: учащиеся выполняют самостоятельную работу, отвечают на поставленные вопросы и формулируют тему урока «Чередование гласных О-А в корнях ЛАГ, ЛОЖ»

УУД

Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.

3этап. Актуализация знаний.

Цель: Открытие учащимися нового знания и выявление способов решения учебной задачи.

Планируемый результат: Формулировка алгоритма написания корней с чередованием и отработка навыков правильного письма.

Деятельность учителя:

Ребята, перед вами правильно написанные слова, прочитайте их, сравните и выведите видимую закономерность в правописании. Работая в парах, попробуйте сформулировать правило, которым будем пользоваться при чередовании гласных О-А в корне слов.

предЛАГАть___________________предЛОЖить

изЛАГАть______________________изЛОЖить

возЛАГАть_____________________поЛОЖение

Деятельность учеников: Работа в парах, формулирование правила написания корней.

1. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ пишется перед Г - А, перед Ж - О.

2. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишется А, если после корня суффикс А; О, если суффикса нет.

А теперь сравните свои выводы с тем, что предлагает учебник (стр.33)

Слово учителя. Запомните! Корни -лож- и -лаг- являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные: О - в корне -лож-, А в корне -лаг-

УУД

Метапредметные:

Умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации;

Познавательные:

Строить высказывания в устной форме

Личностные: Формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению.

4 этап. Первичное закрепление полученных знаний.

Цель: Отработка на письме алгоритма написания слов с корнями ЛАГ, ЛОЖ.

Планируемый результат: Выполнение практических заданий.

Деятельность учителя.

Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче было запомнить правило (дети проговаривают шаги алгоритма).

1. Записать слово;

2. Поставить ударение;

3. Выделить корень;

4. Выделить суффикс (если есть суффикс -А-, то пишем в корне «А»).

- Выполним упражнение на новое правило из учебника - упр. 447 (ученики работают в парах, проговаривая условия написания корней ЛАГ- ЛОЖ, взаимопроверка по эталону

Деятельность учащихся: работа в парах, выполнение упражнения, проверка и взаимопроверка.

УУД

Регулятивные: Умение самостоятельно принимать решение в выборе правильного написания корней.

Коммуникативные: Умение слушать мнение других учащихся, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавтельные: Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

5 этап. Закрепление нового материала и первичный контроль усвоения знаний.

Цель: Закрепление умений по определению чередующихся гласных в корне слова; самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе.

Предполагаемые результаты. Выполнение заданий для достижения целей урока.

Деятельность учителя

Ребята,сейчас мы выполним задание, в котором нужно исправить допущенные ошибки в написание корней.

Положить ручку, располажение домов, излагать мысли, изложить решение ,предлажить бутерброд , первое слогаемое, разложить на множители, возлогать цветы.

В каких словах были допущены ошибки: Расположение домов, предложить бутерброд, первое слагаемое, возлагать цветы.

Ребята, сейчас мы напишем буквенный диктант. Я читаю слово, а вы записываете только гласную «А» или «О» из корня этого слова.

1. Изложить, положить, изложение.

2. Выложить, излагать, заложить.

3. Приложить, прилагательное, отложить.

4. Сложение, положение, предложение.

Соедините прямыми линиями буквы «О» у вас в тетради. Если вы правильно написали все буквы, то у вас получится (демонстрация ответа)

Деятельность учащихся: Выполнение практических заданий, участие в диалоге, оценка своей деятельности.

УУД

Регулятивные: Выражение собственной точки зрения, преодоление затруднений в выборе правописания корня.

Коммуникативные: Умение сотрудничать с товарищами, умение полно и ясно выражать свои мысли.

Познавательные: Обобщение и анализ

6 этап. Рефлексия

Цель: Сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Планируемые результаты: Самооценка деятельности по достижению поставленных задач

Деятельность учителя:

- Урок заканчивается, а значит надо подвести итог.

- Какую цель мы ставили на уроке?

-Достигли ее? Докажите (доводы учеников).

Деятельность учащихся: Самооценка и взаимооценка учащихся.

УУД

Коммуникативные: Умение оценивать свою работу и работу товарищей.

Познавательные: Рефлексия, контроль и оценка результатов деятельности


7 этап. Домашнее задание

Цель: Контроль усвоения знаний на уроке о правописании корней.

Планируемые результаты: Самостоятельное выполнение заданий применение полученных знаний.

Деятельность учителя: Предлагает выполнить задания по выбору.

Задание на выбор:

  1. Упражнение 449; найдите в словаре Ожегова значение слова полог, выделите в нем корень.

  2. Приготовьте карточку для письма под диктовку.

  3. Придумай те сказку о корнях ЛОГ ЛОЖ

Деятельность учащихся: Самостоятельно выбирают задания для выполнения.

УУД

Познавательные: Выбор наиболее эффективных способов решения

Регулятивные: Контроль, самооценка.



© 2010-2022