Методическое пособие для студентов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования, культуры и молодежной политики

Белгородской области

ОГАПОУ «Валуйский колледж»







Учебное пособие для самостоятельной работы по стилистике
русского языка



Методическая разработка для
Студентов













Валуйки, 2016 г.



Составитель:

Иванова Е.А. - преподаватель русского языка и литературы, высшей квалификационной категории.

Рецензент:

Аркаева Л.В.- преподаватель предмета «Русский язык и культура речи», высшей категории Белгородского медицинского колледжа БелГУ


Данное пособие рекомендовано для самостоятельной работы студентов по специальностям медицинского профиля при изучении раздела русского языка «Стилистика»





СОДЕРЖАНИЕ:


Введение……………………………………стр.4


  1. Научный стиль речи ………………………стр. 5


  1. Официально - деловой стиль речи ………..стр.9


  1. Публицистический стиль речи…………….стр.15


  1. Разговорный стиль речи …………………...стр.21


  1. Рекомендуемая литература ………………...стр. 25






  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык.

Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. - М.,
1997.

  1. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее.

Будущее. - М., 1984.

  1. Розенталь д.э. А как лучше сказать? - М.: Просвещение,
    1988.

Розенталь д.э. Русский язык. Сборник упражнений для
школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. -
М.: Дрофа, 2001.

. Русова Н.Н. Как писать сочинения, изложения, диктант.
- Н. Новгород, 1994.

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? -
М., 1980.

Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык.

Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. - М.,
1997.

  1. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее.

Будущее. - М., 1984.

  1. Розенталь д.э. А как лучше сказать? - М.: Просвещение,
    1988.

Розенталь д.э. Русский язык. Сборник упражнений для
школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. -
М.: Дрофа, 2001.

. Русова Н.Н. Как писать сочинения, изложения, диктант.
- Н. Новгород, 1994.

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? -
М., 1980.

Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык.

Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. - М.,
1997.

  1. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее.

Будущее. - М., 1984.

  1. Розенталь д.э. А как лучше сказать? - М.: Просвещение,
    1988.

Розенталь д.э. Русский язык. Сборник упражнений для
школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. -
М.: Дрофа, 2001.

. Русова Н.Н. Как писать сочинения, изложения, диктант.
- Н. Новгород, 1994.

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? -
М., 1980.

Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о

культуре русской речи. - М., 1996.

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык.

Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. - М.,
1997.

  1. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее.

Будущее. - М., 1984.

  1. Розенталь д.э. А как лучше сказать? - М.: Просвещение,
    1988.

Розенталь д.э. Русский язык. Сборник упражнений для
школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. -
М.: Дрофа, 2001.

. Русова Н.Н. Как писать сочинения, изложения, диктант.
- Н. Новгород, 1994.

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? -
М., 1980.

Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о

культуре русской речи. - М., 1996.

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык.

Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. - М.,
1997.

  1. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее.

Будущее. - М., 1984.

  1. Розенталь д.э. А как лучше сказать? - М.: Просвещение,
    1988.

Розенталь д.э. Русский язык. Сборник упражнений для
школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. -
М.: Дрофа, 2001.

. Русова Н.Н. Как писать сочинения, изложения, диктант.
- Н. Новгород, 1994.

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? -
М., 1980.

Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о

культуре русской речи. - М., 1996.








Введение


Пособие содержит материал по стилистике русского языка, который поможет студентам самостоятельно систематизировать знания о тексте, изобразительно - выразительных средствах языка, стилях речи, строить свою речь в соответствии с нормами литературного языка, с целями и задачами общения. Для закрепления
теоретических знаний после каждой темы предлагаются упражнения.

В результате самостоятельного повторения и закрепления материала студенты должны знать:

  1. Условия выделения каждого функционального

  2. стиля речи.

  3. Признание стилей речи.

  4. Особенности и разновидности.

  5. Жанры.

Студенты должны уметь:

  1. Определять принадлежность текста к одному из
    стилей.

  2. Работать с текстами различных стилей.

  3. Оформлять документы, используемые в медицинской
    практике.

  4. Выступать перед аудиторией

Формирование общих компетенций (ОК):

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять

методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации,

необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать

с руководством, коллегами и социальными партнерами

  • ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся,

организовывать и контролировать их работу с принятием на себя

ответственности за качество образовательного процесса.

  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  • ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

План изучения темы:

  1. Самостоятельное изучение материала

  2. Выполнение упражнений для закрепления
    теоретических сведений.

  3. Домашнее задание

Стиль речи - «это своеобразный характер речи той или
иной социальной её разновидности, соответствующей
определенной сфере общественной деятельности и
соотносительной в ней форме сознания, создаваемой
особенностями функционирования в этой сфере языковых
средств и специфической речевой организацией».
(В.В.Виноградов). Условия функционирования стилей речи
можно наглядно представить следующим образом:


  1. К кому обращаемся?

  2. В какой обстановке говорим?

  3. с какой целью говорим?

  4. Языковые средства выражения.

  5. Речевые жанры.


  1. Научный стиль речи.


  1. Обращенность ко многим.

  2. Использование в официальной обстановке.

  3. Цель: сообщение научных сведений, научного
    объяснения фактов.

  4. Терминологическая и профессиональная лексика,
    строгая логичность, объективность текста, точность,
    отвлеченность и обобщенность.

  5. Научная статья, научный доклад, монография,
    диссертация, энциклопедия, словари, справочники, учебная
    литература, лекция, выступление на научной конференции.

Языковые особенности научного стиля речи:


1. В лексике:

а) термины;

б) однозначность слова;

в) частая повторяемость ключевых слов;
г) отсутствие образных средств.

2. В морфемике:

а) интернациональные корни, приставки, суффиксы;
б) суффиксы, придающие отвлеченное значение.

3. В морфологии:

а) преобладание существительных;

б) частое использование абстрактных отглагольных

существительных;

в) неупотребительность местоимений «я», «ты» и
глаголов l-го и 2-го лица единственного числа;

г) неупотребительность восклицательных частиц и

междометий

4. В синтаксисе:

а) прямой порядок слов (предпочтителен);
б) широкое использование словосочетаний

«существительное + существительное в родительном падеже.

в) преобладание неопределенно-личных и безличных

предложений;

г) редкое использование неполных предложений;
д) обилие сложных предложений;

е) частое употребление причастных и деепричастных
оборотов.

5. Основной тип речи: рассуждение и описание.

Выполните упражнения:


1. Определите тип речи каждого текста

А) «Бассейн был у царя во дворце, восьмиугольный,
прохладный бассейн из белого мрамора. Темно-зеленые
малахитовые ступени спускались к его дну. Облицовка из
египетской яшмы, с нежно-белой с розовыми, чуть
заметными прожилками, служила ему рамою. Лучшее
черное дерево пошло на отделку стен. Четыре львиные
головы из розового сардоникса извергали тонкими струями
воду в бассейн. Восемь серебряных отполированных зеркал
отличной сидонской работы, в рост человека, были вделаны
в стены между легкими белыми колоннами ... »

А.И. Куприн. «Суламифь»

Б) В первых трех предложениях употреблены
придаточные времени, так как они обозначают действия,
которые, во-первых, следуют за действием, о котором
говорится в главном; во-вторых, одновременны со временем
действия главного предложения; в-третьих, предшествуют
действию главного предложения. Последние предложения -
с придаточным условия, которые указывают на условия, без
которых действие, обозначенное в главном предложении,
невозможно.

В) «На другой же день приступила она к исполнению
своего плана, послала купить на базаре толстого полотна,
синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила
себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю девичью, и
к вечеру все было готово. Лиза примерила обнову и
призналась перед зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась. Она повторила свою роль, на ходу низко
кланялась и несколько раз потом качала головою,
наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском
наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное
одобрение Насти ... »

А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка»

2. Определите по словарю иностранных слов или толковому словарю значение слов «монография», «диссертация», «клиника», «пролонгация».

3. Проанализируйте небольшой текст из учебника «Пропедевтика внутренних болезней» под редакцией В.Х. Василенко, А.Л. Гребнева (объем 1 страница). Выявите в нем признаки научного стиля (логичность, точность, отвлеченность, объективность).

Укажите синтаксические и лексические особенности предложений.

4. Запишите 15-20 специальных слов, употребляемых в Вашей будущей профессии (используйте опыт практики), сгруппируйте эти слова темам.

5. Ознакомьтесь со структурой любого

энциклопедического словаря:

а) с вводной статьей;

б) со словарной статьей (какие данные содержатся в ней, помимо информации о значении термина)

6. Приведите nримеры родовых и видовых понятий - терминов из области медицины, запишите, правильно их произнесите.

7. Подберите два текста (по 50-60 строк) научного и художественного стилей и проведите исследования, придерживаясь следующего плана:

а) выпишите сначала из научного, затем из художественного текста словосочетания следующих типов (предлоги выписывайте вместе с существительными):

сущ. + сущ.; сущ. + сущ. + сущ.; сущ. + сущ. + сущ. + сущ.

В каком тексте встречается больше подобных словосочетаний?

б) выпишите словосочетания:

- с прямым порядком слов (те. сущ. + гл.; прилаг. + сущ.; нареч. + гл.; числ.; + сущ.);

- с обратным порядком слов;

в) найдите ключевые слова (наиболее важные для раскрытия данной темы, часто повторяющиеся; в научном стиле ими обычно бывают слова-термины) и понаблюдайте: как часто каждое из них повторяется;
заменяется ли оно синонимом или личным местоимением в каждом из текстов;

г) выпишите вводные слова, определите их значение;
д) проанализируйте, где чаще употребляются причастные и деепричастные обороты. Какова их роль в предложении, в текстах обоих стилей? Где возможна замена придаточным, а где она не желательная

е) Какие предложения по структуре (простые или сложные) употребляются в каждом из текстов?

ж) сопоставьте употребление сравнительных оборотов и сравнительных придаточных в обоих текстах. Укажите их основное назначение в каждом из стилей речu.

з) найдите в научном тексте особые средства связи между предложениями и абзацами, обычно не встречающиеся в художественном тексте;

и) сделайте выводы по каждому пункту задания.

Поnытайтесь объяснить, чем обусловлены особенности

синтаксиса научного стиля речu.

2. Официально-деловой стиль речи.


  1. обращенность ко многим;

  2. использование в официальной обстановке;

  3. с целью сообщения, информирования;

  4. официально-деловая лексика, устойчивые, стандартизированные обороты речи: точность, не допускающая иного толкования;

  5. законы, приказы, постановления, резолюции, протоколы, акты, справки, инструкции, объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт, докладная).

Языковые особенности официально-делового стиля речи:

1. В лексике:

а) широкое употребление стандартных оборотов речи;
б) специальная терминология;

в) устойчивые сочетания неэмоционального характера.

2. В морфологии:

а) глаголы несовершенного вида (в уставах, кодексах, законах), совершенного вида (в более конкретных документах - протоколах собраний, распоряжениях, актах);

б) краткие прилагательные;

в) большое количество отыменных предлогов и союзов (в соответствии, в связи, согласно, в силу того что, ввиду того что);

г) отглагольные существительные в форме родительного падежа, существительные мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии (лаборант Петрова, студент Иванова).


3. В синтаксисе:

а) осложненные простые предложения.

В официальных документах в связи с особенностью формулировок почти отсутствуют повествование и описание. Однако в некоторых (например: протокол, отчет, договор) наблюдается и повествовательная манера изложения. Все документы лишены эмоциональности, экспрессивности, поэтому в них не найдем изобразительных средств языка.

Выполните упражнения:

  1. Определите стиль речи текста. Проанализируйте
    языковые особенности данного стиля.

А) По результатам анкетирования 19 тыс. выпускников 1992 г. (72%

выпуска) и 14 тыс. выпускников 2000 г. (63,8% от выпуска),

установлено, что:

  • более 75% студентов необходима помощь в трудоустройстве. Эту помощь они хотели бы получить от:

  • учебного заведения - 36,5% и 32%,

  • органа управления здравоохранением - 23,6% и 33,3%,

  • органов службы занятости населения - 9,9% и 13,8%,

  • от родителей и знакомых - 7% и 3,5%.

Будущие молодые специалисты хотели бы работать:

  • в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения - 62,1 % и 55,1 %,

  • в медицинской коммерческой структуре - 24,8% и 48,7%,

  • заниматься частной практикой - 11,7% и 27,7%.

  • не связывали свою работу с медициной - 1,8% и 7,5%.

  • только 4,4% будущих врачей имеют желание
    работать в сельской местности.

В 1999 г. 10,6% выпускников ВУЗов и 10,5% выпускников средних образовательных медицинских учреждений сменили место работы (в том числе из-за невыполнения условий договора - соответственно 0,7% и 0,8%).

Из числа стажированных специалистов сменили место работы только 5% врачей и 5,3% работников со средним медицинским образованием.

Б) В соответствии с приказом Минздрава России от 15.10.99 г. NQ 377 тарификация старшей медицинской сестры, имеющей высшую

квалификационную категорию, производится по 12- му разряду Единой тарифной сетки. Максимальный размер надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждении здравоохранения у старшей медицинской сестры терапевтического
отделения поликлиники не может превышать 30%оклада.

2) Распределите приведённые ниже слова, словосочетания и выражения по группам:

а) именующие официально-деловую окрашенность, канцеляризмы;

б) входящие в лексику всех книжных стилей, в том числе и официально-делового;

в) не употребляющиеся в официально-деловом стиле.

1. Иметь место, нетрудоспособность, расторжение договора, обусловить, один-одинешенек, констатировать, заводище, терем, истец, командировочное удостоверение, в соответствии с приказом, заявка на участие, нижеследующее, меланхоличный, делопроизводство.

2. Торжественное открытие, короткая память, мешанина, новое назначение, регистрация брака, от имени и по поручению, текущий, юнец, безотлагательно, судить да рядить, принять к сведению, уведомление.

3. В целях, рекламация, неустойка, кассационная жалоба, принять меры, попридержать язык, чарующий, ходатайство, в плановом порядке, именуемый, наперегонки, морфема, ингаляция, поставить в известность, фразер, подсчитать свои возможности.

Составьте 6 - 7 предложений, используя канцеляризмы.

3) Дайте толкование слов:

актив, артикул, вексель, гарантия, демпинг, дилер,
квота, маркетинг, негоция, персонал, реквизиты, рента,
рэкет, ссуда, таможня, тариф, фирма.

4) Вспомните, какие виды документации вам известны из школьной практики. Вспомните общеизвестные требования к деловой документации: точность, краткость, ясность изложения, юридическая обоснованность, единая внешняя форма, общепринятое, стандартное расположение частей текста, реквизитов.


  1. Составьте и запишите несколько деловых бумаг:
    а) заявление о выдаче студенческого билета взамен утраченного;

б) заявку на посещение Выставочного зала;
в) объяснительную по поводу пропущенных занятий;

г) документ от имени дирекции вашего учебного заведения заведующему городской библиотекой с просьбой разрешить вам пользоваться фондами отдела редких книг для написания реферата по
медицине.

6) Исправьте ошибки в ниже приведённых документах. По возможности, отредактируйте их:

а) В связи с намечающимся в октябре месяце сего года ремонтом оборудования возникла потребность в обеспечении участка запасными частями и деталями, которыми убедительно просим вас удовлетворить в сроки, предшествующие ремонту (из окладной

записки).

б) Благодаря драке двух моих коров из-за стойла, я вынуждена была обратиться к ветеринару по причине поломки рогов одной из участниц, в результате я не вовремя сдала своё молоко (из
объяснительной записки) довести до вашего сведения, что в вверенном вам отделе неоднократно на протяжении этого месяца по
вечерам происходят весьма странные дела:

  • пропадает мой любимый веник, мусора нет, а на подоконниках исчезли цветы и пыль. В результате вышеизложенных фактов я по вечерам лишаюсь работы и чувствую себя выбитой из сил
    (из заявления).

г) С целью борьбы за повышение успеваемости повысим умственный потенциал за плоды своей учебы (из объявления).

7) Прочитайте заявление Константина Печёнкина из рассказа М. Зощенко «Три документа». Можно ли его считать деловым документом. Объясните почему. Найдите в данном тексте нарушения общепринятых языковых норм:

а) в подборе слов (их уместность, точность, соответствие данному стилю);
б) в сочетании слов;

в) в образовании форм слов;
г) в построении предложений.

Заявление

Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что,
возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен
каким-то социально-опасным преступником, который, подойдя ближе, велел снять зимнее с барашковым воротником пальто.


Удивившись наглому требованию, я удивленно посмотрел, заявив, что при мне нет казенных денег, а если бы они и были, то я не отдал бы и лучше смерть.

Тогда взбешенный неудачей преступник снова велел снимать единственное пальто. Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном легоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться И тем самым манкировать в дальнейшем службой.

Сняв с меня еще и галоши государственной резиновой фабрики - и, так сказать, народное достояние, - преступник обратился в бегство.

Закричав через полчаса о помощи, я был поднят прохожим И отвезен домой.

Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью и не надеясь на бога как на религиозный предрассудок, я обращаюсь с покорнейшей просьбой о выдаче мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника.

Константин Печёнкин.

8) Заполните следующие документы:

  • медицинская карта стационарного больного (Форма NQ 0О3/н)

  • Наряд NQ _ на заключительную дезинфекцию (Форма NQ 162)

  • Температурный лист

  • Санаторно-курортная карта (Форма NQ 298)

  • Фельдшерская справка о смерти (Форма NQ 246-ф)

  • Талон на прием к врачу (Форма NQ 025-4/у)

  • Медицинское свидетельство о рождении (Форма NQ 193/у-84)

  • Рецепт (Форма NQ 148-1/у-88)

  • Справка о временной нетрудоспособности студента (Форма NQ 095/у)

  • Экстренное извещение об инфекционном заболевании (Форма NQ 058/у)

Домашнее задание.

Напишите заявление о приеме на работу, а также
автобиографию.
































  1. Публицистический стиль речи.


а) обращенность к большой аудитории;

б) использование в официальной обстановке;

в) с целью информирования и воздействия через средства массовой коммуникации;

г) общественно-политическая лексика, логичность речи и вместе с тем образность, эмоциональность, оценочность, призывность;

д) выступление в газетах и журналах, по радио и телевидению, на митингах и собраниях;

е) статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, доклад.

Языковые особенности публицистического стиля речи:
1) в лексике:

  • общественно-политическая лексика, а также лексика,
    обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии;

  • слова, обозначающие внутреннее состояние, переживания человека;

  • слова с переносным значением, эмоционально окрашенные.

2) в морфемике:

  • слова с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз-, (с)-

  • слова с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист;

  • с корнями, близкими по значению к при ставкам все-,

  • обще-, сверх-.

  1. в синтаксисе:

  • употребление существительных в родительном падеже в роли несогласованных определений (голос мира, страны ближнего зарубежья);

  • повелительного наклонения глагола, возвратных глаголов в качестве сказуемого;

  • использование осложнённых предложений (с вводными
    словами и предложениями, с однородными членами, причастным и деепричастным оборотами).

Выполните упражнения:

1) Прочитайте текст из книги Д. Гранина «Точка опоры» (статья «О милосердви»). Определите стиль речи, проанализировав языковые особенности текста.


Определите тип речи:

в прошлом году СО мной приключилась беда. Шел я по улице, поскользнулся и упал ... Упал неудачно, хуже некуда:
лицом о поребрик, сломал себе нос, все лицо разбил, рука выскочила в плече. Было это, примерно, в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся - лицо залило кровью, рука повисла плетью. Забрел в ближайший подъезд, пытался унять платком кровь. Куда там, она продолжала хлестать, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее, и надо быстро Что-то сделать. И говорить-то не могу - рот разбит. Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь; шел, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестит от крови.

Хорошо ПОМНЮ этот путь - метров, примерно, триста. Народу на улице было много. Навстречу прошла женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, Молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне,
спросил, что со мной, не нужно ли помочь, Я запомнил лица многих людей - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи ...

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня в пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если бы и принимали за пьяного ... Они же видели, что я весь в крови, что-то случилось - упал, ударился, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не
касается» стало чувством привычным?

Раздумывая, с горечью вспоминал этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а вот потом стал вспоминать самого себя. И нечто подобное отыскивал и в своем поведении. Легко упрекать других, когда находишься в положении бедственном, но
обязательно надо вспомнить и самого себя, не могу сказать, что при мне был точно такой случай, но нечто подобное обнаруживал и в своем собственном поведении - желание отойти, уклониться, не ввязываться ... И, уличив себя, начал понимать, как привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность ... она состоит из конкретных вещей - из определенных чувств, свойств, понятий,

Одно из таких чувств - чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия. Сочли это название отжившим, переименовали улицу в улицу Текстилей.

Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности.
Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия.
Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства.

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.


  1. Составьте словосочетания ми предложения, в которых данные ниже слова-термины приобрели бы переносное значение и явились средством усиления образности речи.

Агония, аккорд, ас, балансировать, барометр, вирус, дуэт, заморозить, истерия, марафон, рецепты.

Выясните лексическое значение следующих слов:

гуманный, демократический, радикальный, реакционный, этический,

эмоциональный, гражданственность, объективность.

4) В публицистике, особенно в газетных жанрах, для большей выразительности и в целях предупреждения тавтологии, часто используются перифразы (вспомните, что это такое). Подберите перифразы к данным словам:

врачи, картофель, лес, рыба, хлопок, железнодорожники, уголь.

5) Напишите сочинение-миниатюру о значении слов; в чем их сходство и различие? (на выбор):
обязанность и долг; профессия и призвание; помощь и благотворительность; сострадание и жалость; врач и лекарь.

6) Сформулируйте 2-3 темы, актуальные для современной медицины (ми для Вас лично). Составьте план ми тезисы очерка по одной из тем.


7) Внимательно прочитайте памятку для устного выступления «Что поможет успешно выступить?» и выполните следующие задания:

а) про ведите инструктаж пациента о его поведении и действиях перед предстоящей манипуляцией (напр.: общий анализ крови, рентгеноскопия желудка, дуоденальное зондирование);

б) дайте консультацию пациенту об особенностях приема тех или иных лекарственных средств.

Что поможет успешно выступить?

1. Во-первых, к устному выступлению необходимо тщательно подготовиться. А это значит, что надо обязательно продумать содержание речи (о чем говорить, какие факты, примеры использовать, на какие источники ссылаться, как и чем аргументировать, продумать выводы и обобщения).

2. Важно хорошо знать тему выступления, разбираться в существе вопроса, понимать цели и задачи выступления: чего от слушателей надо добиться, в чем убедить их, к каким подвести выводам, на что настроить, против чего предостеречь.

3. Во-вторых, личная убежденность оратора, докладчика в том, о чем он будет говорить: надо отстаивать свое мнение, свою точку зрения, свой подход, учитывая, однако, и сложившееся общественное мнение. Это вовсе не значит, что думать и говорить надо так, как думают и
говорят все. Однако, если мнение выступающего расходится с мнением слушателей, говорить, убеждать придется уже иначе, не так, как в выступлении перед своими единомышленниками. Начинать в таком случае желательно с того, что может объединить со слушателями, а уже потом выдвигать тезис, с которым не все будут
согласны, очень основательно аргументируя его, ссылаясь на весомые для слушателей факты и авторитеты.

4. Вспомните слова А. с. Пушкина об одной из героинь своих сказок: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит». Значит, нужно поработать над своей речью. Она должна звучать плавно и ровно, без скороговорок и постоянного жестикулирования.

5. Выделите наиболее важные слова и словосочетания, обороты речи, продумайте, какие выразительные средства языка можно использовать в своем выступлении (сравнения, эпитеты, метафоры и т. д.).

6. Вся речь, особенно ее начало, должна быть построена так, чтобы сразу заинтересовать слушателя развитием своей главной мысли, аргументацией, завладеть его вниманием, а потом все время держать его в эмоциональном напряжении, сделать своим
единомышленником.

7. Чтобы слушатели поверили, «пошли» за Вашими мыслями, старайтесь воздействовать не только логикой, рассуждениями, но и своей волей, эмоциями, посредством интонации, выразительных пауз в нужном месте, логических ударений, в отдельных случаях - посредством жестов, скупых, но выразительных.

8. Чтобы не потерять нить выступления, имейте перед собою краткий его план, в котором должны быть: начало, первые фразы; основные положения, краткие тезисы и обороты, с помощью которых Вы будете переходить от одной мысли к другой; выводы, заключение.


9. Постарайтесь по этому плану предварительно
продумать все свое выступление, а затем наедине или перед
кем-либо из товарищей произнесите его вслух. Так Вы
сможете понаблюдать за своей дикцией, тембром голоса,
темпом речи, паузами, проверить себя в правильности
произношения отдельных слов.Заранее прорепетировав свое Выступление, ВЫ наметите себе, в каких местах речи надо усилить голос, где сделать паузы, где потребуются жесты, вопросы к слушателям, как Вы будете вести себя, если возникнет ШУМ в зале или смех или раздадутся реплики, вопросы. Во время Выступления старайтесь смотреть на слушателей.



Домашнее задание.Подготовьте доклады для аудитории «О вреде куренuя», «О вреде алкоголизма», «О вреде наркомании)), используя материалы, опубликованные в журнале «Здоровье)) за последние 3 года.







  1. Разговорный стиль речи.


  1. обращенность к одному человеку;

  2. использование в сфере бытовых отношений, в непринужденной, неофициальной обстановке;

  3. с целью поделиться с окружающими нас людьми чувствами, обменяться информацией по бытовым вопросам;

  4. разговорная и просторечная лексика, эмоциональность, образность, конкретность, простота речи, неподготовленность речи, ее автоматизм, преобладающая устная форма общения;

5) дружеская беседа, частный разговор, записки, частные письма.

Языковые особенности разговорного стиля речи:
1) в лексике:

  • слова, имеющие разговорную окраску, в том числе бытового содержания; конкретная лексика;

  • много слов и фразеологизмов с экспрессивно-эмоциональной окраской (фамильярных, ласкательных, неодобрительных, иронических);

2) в морфемике:

  • слова с суффиксами субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности, с окраской разговорности: -к - (ночевка, свечка), -яга - (работяга), -ятина -
    (дохлятина), -ша - (докторша), удвоение слов (большой-пребольшой, белым-бело).

3) в морфологии:

  • преобладание глаголов, личных местоимений, много частиц, притяжательные прилагательные, редкие причастия, деепричастия, краткие прилагательные

  • более употребимы формы родительного падежа имен
    существительных с окончанием -у (в отпуску, из дому, чашку чаю);

  • широко используются глагольные междометия (прыг, скок, бух);

4) в синтаксисе:

  • неполные предложения, вопросительные и побудительные предложения, отсутствие осложненных предложений;

  • порядок слов в предложении свободный, много безличных предложений.

Выполните упражнения:

1) Выберите правильные варианты ответов.

Для того, чтобы эффективно общаться с пациентом, медсестра должна обладать следующими качествами:

А) высокий уровень культуры и интеллекта
Б) целеустремленность и настойчивость

В) общительность, доброжелательность, чуткость
Г) нежелание принимать на себя чужие проблемы
Д) напористость

Е) эмоциональная стабильность
Ж) коммуникативные способности

2) Выберите правильные варианты ответов.

Для того, чтобы между медсестрой и пациентом возникло взаимопонимание важны:

А) место беседы
Б) время беседы

В) личные проблемы медсестры

Г) внешняя обстановка

Д) жесты и мимика медсестры

Е) использование «закрытых» вопросов
Ж) тембр, темп, сила голоса медсестры
З) юмор

И) внешний вид медсестры
К) почерк медсестры

Л) зона общения

М) умение слушать

3) Выберите правильные варианты ответов
«Открытый» вопрос начинается со следующих слов:

А) Вы можете ?

Б) Вам нужно ?

В) Скажите мне ?

Г) Покажите мне ?

Д) ВЫ хотите ... ?

Е) Что …?

Ж) Где …?

И) у Вас есть ... ?

К) Когда …?

Л) Почему … ?

М) Как ... ?

Н) Вы меня поняли ... ?

О) Вы расстроены потому, что ... ?
П) Вы думаете, что ... ?

4) Выберите наиболее уместный вариант ответа в следующих ситуациях:

у больного печеночная колика, сопровождающаяся при ступами рвоты. у него подозрение на

поделился опасениями с фельдшером. Тот отвечает:

А) Да, Вы правы. Надо обязательно снять ЭКГ, а до тех пор надо соблюдать строгий постельный режим!

Б) Я думаю, Вы тревожитесь напрасно. Сердце у Вас хорошее, живот также не внушает опасений, рвота вызвана печеночной коликой. На всякий случай ЭКГ мы сделаем, но я уверен, что она окажется нормальной. Пока побудьте дома, полежите, но инфарктный режим я Вам не назначаю.

В) Фельдшер выписывает пациенту таблетки:
«Принимайте по одной таблетке три раза в день». - «А как долго?».

А) Да недели две или три. До свидания.

Б) Две недели, после чего обязательно покажитесь мне. До встречи через две недели.

Больной приходит на прием. У него страшные боли, он стонет, ему тяжело. Фельдшер:

А) Сейчас, голубчик, я постараюсь Вам помочь, только сначала мне надо Вас осмотреть и задать несколько вопросов. Так что потерпите
немного.

Б) Фамилия, имя? На что жалуетесь?

При расспросе о симптомах заболевания фельдшер
задает вопрос:

А) Есть ли у Вас одышка при ходьбе?

Б) Если Вы опаздываете, можете ли Вы подбежать к остановке или быстро перейти улицу? - Нет? Что же Вам мешает: Вы устаете, ноги болят или одышка появляется или сердце начинает сильно
биться?

Пациент на приеме: Я к Вам пришла по поводу своей ишемической болезни. Фельдшер:

А) Направляю Вас на ЭКГ, назначаю ...

Б) Подождите, сейчас нам Важно выяснить, что Вас беспокоит, что мешает Вам жить, а уж потом Вы расскажете нам про свои диагнозы.

Фельдшер ставит заключительный диагноз, на вопрос пациента: «У меня астма?», отвечает:

А) Да, астма.

Б) Нет, у Вас бронхит с астмоидным компонентом.

Домашнее задание. Упражнение выполняется письменно парами.

Составьте диалог «медсестра - пациент», используя следующие синтаксические конструкции:

Я полагаю, Вы почувствовали ...

Что Вы заметили в своем поведении, когда жало вались на ...

Не могли бы Вы попытаться рассказать (вспомнить) о ...

Несмотря ни на что, мы будем регулярно наблюдать Вас

Что бы ни случилось, мы не оставим Вас Я вижу, что Вы расстроены, но давайте ...

Давайте выясним, как можно помочь Вам и Вашей семье ...

Что Вас так расстроило?

Ничего, поплачьте, не смущайтесь.
Похоже, Вы чувствуете

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык.

  2. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. - М.,
    1997.

  3. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. - М., 1984.

  4. Розенталь д.э. А как лучше сказать? - М.: Просвещение, 1988.

  5. Розенталь д.э. Русский язык. Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 2001.

  6. Русова Н.Н. Как писать сочинения, изложения, диктант. - Н. Новгород, 1994.

  7. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? - М., 1980.

  8. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996.

СЛОВАРИ


  1. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов. - М., 1994.

  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского
    языка. - М., 1992.

  3. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. - М.-Л., 1973.




















© 2010-2022