Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка по мировой художественной культуре для 10 класса


Данная рабочая программа разработана для 10 общеобразовательного класса, рассчитана на 34 часа (из расчета 1 час в неделю и 34 учебные недели).

Учебно-методический комплекс:

Программа: Мировая художественная культура: программа для 10 - 11 классов (базовый уровень)/ Л.Г. Емохонова, М., «Академия», 2007.

Учебник: Мировая художественная культура: учебник для 10 класса (базовый уровень) / Л.Г. Емохонова, М., «Академия», 2009.

Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, и литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию - активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию -исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного -двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

Цели

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

• воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

• освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

• овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

• использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  • владеть основными формами публичных выступлений;

  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ учащихся :

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

• основные виды и жанры искусства;

• изученные направления и стили мировой художественной культуры;

• шедевры мировой художественной культуры;

• особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

• узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

• устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

• пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

• выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

• выбора путей своего культурного развития;

• организации личного и коллективного досуга;

• выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

• самостоятельного художественного творчества.

Рабочая программа по мировой художественной культуре

10 класс


Тема урока

Дата

Тип урока

Результаты по содержанию, по способу работы

Виды контроля

Домашнее задание

Художественная культура первобытного мира (3 часа)

1/1

Миф - основа ранних представлений о мире. Древние образы.

1 неделя сентября

Изучение нового

Знать: виды мифов, понятия «мировое древо, мировая гора, дорога, иметь представление об обрядах плодородия и ритуалах, посвященных Осирису

Фронтальный опрос, пересказ

Урок 1,пересказ, стр. 18, вопр. 1-3. Индивидуальные сообщения

2/2

Славянские земледельческие обряды.

2 неделя сентября

Изучение нового

Знать: основные земледельческие праздники и обряды, о роли фольклора в отражении первичного мифа

Защита сообщений

Урок 2. стр. 23 вопр.1-2. вопр.3 творческое задание (по выбору). Подготовить термины

3/3

Зарождение искусства.

3 неделя сентября

Изучение нового

Знать: об особенностях наскальной живописи пещер Альтамира и Ласко, представление о дольмене и Стонхендже

Терминоло

гический диктант

Урок 3. пересказ. Стр. 29 вопросы. Проектная деятельность (по выбору)

Художественная культура Древнего мира (15 часов)

4/1

Месопотамия. Месопотамский зиккурат - жилище богов.

4 неделя сентября

Изучение нового

Знать: иметь представление о культуре Месопотамии, особенностях зиккурата, основных декоративных средствах- глазурованном кирпиче и ритмическом узоре.

Викторина «Да/нет»

Урок 4.пересказ, выписать термины. Стр. 37 вопросы (устно). Индивидуальное задание: подготовить презентацию по одному из параграфов

5/2

Древний Египет. Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей.

5 неделя сентября

Изучение нового

Знать: о назначении пирамид в Гизе и храме Амон- Ра в Карнаке, особенностях их возведения

Урок 5. пересказ. Стр.43 вопр.1,2 (устно), вопр.3 (письменно)

6/3

Магия. Декор гробниц. Канон изображения фигуры на плоскости.

1 неделя октября

Изучение нового

Знать: об особенностях декора гробниц Рамсеса 9 в Долине царей

Индивидуальный опрос

Урок 6. вопросы на стр. 49. Подготовить тест по параграфам 4-6.

7/4

Древняя Индия. Индуистский храм - мистический аналог тела-жертвы и священной горы.

2 неделя октября

Изучение нового

Знать: о понятии индуизма, индуистском храме и его символическом значении

тест

Урок 7. пересказ Сравнительная характеристика зиккурата , пирамиды в Египте и храма в Индии.

8/5

Буддийские культовые сооружения - символ космоса и божетвенного присутствия.

3 неделя октября

Изучение нового

Знать: об особенностях буддийской пластики и живописи, основные буддийские сооружения.

Индивидуальный опрос

Урок 8, пересказ, стр.59 вопр.1,2. По выбору сообщения

9/6

Древняя Америка. Храмовая архитектура индейцев Месамерики.

4 неделя октября

Изучение нового

Знать: об особенностях храмовой архитектуры Древней Америки.

Урок 9, вопросы на стр. 67. Подготовиться к терминологическому диктанту

10/7

Крито-микенская культура. Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа.

2 неделя ноября

Изучение нового

Знать: иметь представление о крито-микенской культуре через знакомство с основными памятниками архитектуры

Терминологический диктант, фронтальный опрос

Урок 10. подготовиться к викторине. Пересказ

11/8

Древняя Греция. Греческий храм - архитектурный образ союза людей и богов.

3 неделя ноября

Изучение нового

Знать: об особенностях возведения греческих храмов, отличительных чертах древнегреческой культуры

Викторина «Да/нет»

Урок 11, стр.79, вопр.1-3 письменно

12/9

Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики.

4 неделя ноября

Изучение нового

Знать: познакомиться с особенностями храмов Афины и Зевса.

Индивидуальный опрос

Урок 12. стр.84, вопр.1-3 (устно) краткий пересказ

13/10

Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики.

1 неделя декабря

Изучение нового

Знать: отличие архитектуры Древней Греции разных периодов от архаики до классики

Урок 13. Подготовить сравнительную характеристику

14/11

Синтез восточных и античных традиций в эллинизме.

2 неделя декабря

Изучение нового

Знать: о влиянии античных и восточных традиций на развитие скульптуры эллинизма

Защита презентаций, сообщения

Урок 14. Творческое задание. Сообщения

15/12

Древний Рим. Особенности римского градостроительства.

3 неделя декабря

Изучение нового

Знать: об особенностях римского градостроительства: римский форум, Пантеон, Колизей

Защита презентаций

Урок 15. Пересказ, вопр.1-2 на стр. 99

16/13

Планировка римского дома. Фреска и мозаика - основные средства декора.

4 неделя декабря

Изучение нового

Знать: иметь представление о планировке римского дома, об основных средствах декора - фреске и мозаике

Защита презентаций

Урок 16. стр. 105, вопросы 1-2. Повторить темы 8 - 16, подготовиться к тесту

17/14

Раннехристианское искусство. Типы христианских храмов: ротонда и базилика.

5 неделя декабря

Изучение нового

Знать: о видах христианских храмов, особенностях их отделки.

тест

Урок 17. Пересказ, стр. 111 вопр. 1-3

Художественная культура Средних веков (14 часов)

18/1

Византия и Древняя Русь. Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле.

3 неделя января

Изучение нового

Знать: об особенностях декорации крестово-купольного храма, собора Св. Софии в Константинополе

Индивидуальный опрос

Урок 18. Персказ, стр.118 вопр.1-2 письменно

19/2

Топографическая и временная символика храма.

4 неделя января

Изучение нового

Знать: о значении топографической и временной символики храма, о многообразии стилей крестово-купольных храмов

Фронтальный опрос

Урок 19, пересказ. Стр. 123 вопросы (устно)

20/3

Византийский стиль в мозаичном декоре.

1 неделя февраля

Изучение нового

Знать: об особенностях византийского стиля в мозаичном декоре

Индивидуальный опрос

Урок 20, стр. 126, вопр.1-2. индивидуальные сообщения

21/4

Византийский стиль в иконописи.

2 неделя февраля

Изучение нового

Знать: о влиянии византийского стиля на иконопись

Защита индивидуальных сообщений

Урок 21. Пересказ. Стр. 131 вопросы 1-3. задание в рабочей тетради

22/5

Формирование московской школы иконописи.

3 неделя февраля

Изучение нового

Знать: об особенностях творчества А.Рублева, этапах формирования московской школы иконописи

Фронтальный опрос

Урок 22. Пересказ. Вопросы на стр.134 - 135

23/6

Московская архитектурная школа.

4 неделя февраля

Изучение нового

Знать: о становлении московской архитектурной школы

Индивидуальный опрос

Урок 23. пересказ. Индивидуальные сообщения

24/7

Фресковые росписи на тему Величания Богородицы.

1 неделя марта

Изучение нового

Знать: об особенностях фресковых росписей , фресковом цикле церкви Рождества Богородицы


Подготовка к тесту по культуре Древней Руси. Урок 24

25/8

Западная Европа. Дороманская культура.

2 неделя марта

Изучение нового

Знать: о культуре Западной Европы, об особенностях развития дороманской культуры, мозаичном и фресковом декоре

Тест

Урок 25. Пересказ. Термины. Стр.152 вопр. 1-3

26/9

Романская культура.

3 неделя марта

Изучение нового

Знать: об архитектуре монастырских базилик, барельефах, фресках, витражах.

Урок 26. пересказ. Таблица в тетради

27/10

Готика. Готический храм - образ мира.

4 неделя марта

Изучение нового

Знать: о символическом значении готического храма, особенности декора

Урок 27. Рассказ по иллюстрациям. Стр.164. вопр.1-2.

28/11

Основные этапы развития готического стиля.

1 неделя апреля

Изучение нового

Знать: об отличиях готического стиля в регионах, основные этапы развития готики

Терминологический диктант

Урок 28. Пересказ, стр. 170, вопр. 1-3

29/12

Новое искусство - Арс нова. Проторенессанс в Италии.

2 неделя апреля

Изучение нового

Знать: о развитии Проторенессанса в Италии, об античном принципе в живописи

Урок 29. Вопросы на стр. 178. Пересказ. Индивидуальные сообщения

30/13

Аллегорические циклы Арс нова.

3 неделя апреля

Изучение нового

Знать: о появлении аллегорических циклов Арс нова, музыкальных течениях

Защита сообщений

Урок 30. Рассказ по иллюстрациям. Стр.184, вопр.1-2

31/14

Специфика Арс нова на Севере.

4 неделя апреля

Изучение нового

Знать: о творчестве Яна Ван Эйка.

Индивидуальный опрос

Урок 31. Пересказ. Подготовка к тесту

Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века

(4 часа)

32/1

Китай. Взаимодействие инь и ян - основа китайской культуры.

1 неделя мая

Изучение нового

Знать: об основах китайкой культуры, о мифологических и религиозно-нравственных представлениях Древнего Китая

Тест по разделу «Художественная культура Средних веков»

Урок 32. Пересказ Подготовить презентацию.

33/2

Япония. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.

2 неделя мая

Изучение нового

Знать: иметь представление о японских садах, основах японской культуры

Защита презентаций

Урок 33. Пересказ, стр. 209, вопр.1-2

34/3

Ближний Восток. Образ рая в архитектуре мечетей.

3 неделя мая

Изучение нового

Знать: об архитектуре мечетей

Урок 34. рассказ по иллюстрациям

35/4

Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов.

4 неделя мая

Изучение нового

Знать: об особенностях архитектуры дворца Альгамбра в Гранаде

Индивидуальный опрос

Урок 35. Подготовка к итоговому зачету

36

Итоговый зачетный урок.

5 неделя мая

Урок контроля

Знать: основные

Зачет


© 2010-2022