Технологическая карта урока русского языка на тему: Корни с чередованием (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка

Авторы, разработчики

Учитель русского языка и литературы Рымша Надежда Юрьевна МБОУ СОШ № 22 г. о. Самара Советского района

Предмет

Русский язык (Рабочая программа составлена на основе ФГОС программы основного общего образования по русскому языку 5-9 кл. Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.М., «Просвещение», 2011

Класс

5 класс

Тип урока

Урок «открытия новых знаний»

Технология построения урока

Технология проблемного обучения

Тема

Буквы е-и в корнях с чередованием

Учебник

Русский язык.5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. в 2 ч. Часть 2.Авторы Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др. М., Просвещение,2012

Цель

Формирование орфографических умений и навыка по правописанию букв е-и в корнях с чередованием

Задачи

Обучающая: дать понятие об условии выбора орфограммы, запомнить корни с чередованием е-и, отработать навыки правописания на практике, закрепить изученную орфограмму при выполнении коллективных, индивидуальных и самостоятельных заданий.

Развивающая: развивать наблюдательность и внимание к слову, любознательность, умение аналитически мыслить и быстро ориентироваться при выборе правильного ответа.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину и способность к самоанализу.

Основные термины, понятия

Морфема, чередование

Планируемые результаты

Личностные УУД:

-овладение на уровне общего образования системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Регулятивные УУД:

-проговаривание последовательности действий на уроке;

-работа по схеме, осуществление самоконтроля.

Познавательные УУД:

-формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы;

-построение логической цепи рассуждений;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

-умение слушать и понимать речь других;

-формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

-умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи

Формы работы

-Индивидуальная

-в парах

-фронтальная

Ресурсы

-Учебники

-тетради

-ТСО (компьютер, интерактивная доска)

-карточки с заданиями

-ключи к заданиям

-орфографические словари

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности (орг. момент).

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

2 мин.

Учитель: здравствуйте, ребята! (обращаю внимание на стоящих у доски). Что случилось? Почему вы не на своих местах?

У вас проблема? Что-то не получается?

У доски 2 уч-ся с листом бумаги (хотят повесить объявление)

Ученики: мы хотели повесить объявление для нашего класса.

Да, у нас возникло затруднение.

Л: положительное отношение к учебной деятельности.

П: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия


5 мин.






3.Постановка учебной задачи.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.







6 мин.











4.Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания).

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.







12 мин.























5. Первичное закрепление во внешней речи.

Работа по учебнику.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

4 мин.

Цель: сменить вид деятельности.

(обращаюсь к классу)

- Ребята, вы уже знаете, что в этом месяце проходят средники и субботники, направленные на благоустройство нашего города. Ваш класс принимает активное участие в уборке школьной территории. Сегодня наша школа проводит средник, и ваши одноклассники, Артём и Данил, вызвались написать объявление, напомнить вам о предстоящем мероприятии. Но у них возникло затруднение. Посмотрите!


Попробуем помочь?

Какие у вас есть предложения?

Как нужно написать ?

собИраемся или собЕраемся?

В какой морфеме пропущена буква?

Ребята, а что вам уже знакомо о правописании безударных гласных в корне?

Как будем определять, какая гласная пишется в слове соб..раемся?

Посмотрите, сможем мы проверить написание гласной ударением?

Какой вывод сделаем?

А если гласная не проверяется ударением, что нужно сделать?

Откройте орфографические словари, найдите слово соб . раемся или однокоренное слово.

Что вы увидели?

Как называется такое явление?

В какой морфеме вы увидели чередование?

В каких случаях вы уже встречали чередование гласных в корне? Приведите примеры.

Ребята, а мы знаем, в каких случаях пишется е, а в каких - и?

Хотим это узнать?

Так какая проблема возникла у нас на уроке?


(на доске высвечивается проблема: ВЫЯСНИТЬ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ПИШЕТСЯ И, В КАКИХ - Е.)

Откройте тетради, запишите число ( вспоминаем, как пишется двадцать, четвертое-сможем проверить написание безударной гласной в корне?)

Какая тема нашего урока?

Запишите тему урока.

Как будем решать проблему?

Какие учебные задачи поставим?

Какие действия будем выполнять?

Ребята, таких слов с чередованием гласных в корне очень много. На каждой парте лежат карточки. Возьмите белую карточку, посмотрите внимательно, прочитаем вместе со мной.

Что вы видите?

(на карточках записаны корни с чередованием гласных:

-бир -бер-

-дир- -дер-

-тир- -тер-

-мир- -мер-

-стил- -стел-

-жиг- -жег-

-блист- -блест-

Переверните карточки. Что на обороте?

Собираемся - соберу

Задирать - задеру

Стираю - стереть

Замирать - замереть

Постилать - постелю

Поджигать - выжег

Блистать - блестеть)

Выделите эту морфему.

Ребята, подумайте, какую работу нам нужно провести, чтобы выяснить, в каких случаях в корне пишется и, а в каких - Е?

Да, правильно, будем наблюдать, находить сходство и различие данных слов.


Что вы заметили в словах 1-го столбика?

Понаблюдайте за словами 2-го столбика.

(если возникнет затруднение у детей, обращаю их внимание на другие морфемы, кроме корня).

Спрашиваю у каждой пары:

Какой вывод вы можете сделать, исходя из ваших наблюдений?

Кто не согласен? Есть другие мнения?

Подумайте, как можно в виде схемы показать данное правило?

Схемы примерно одинаковы, запишите их в рабочие тетради.

Откройте учебники на странице 112. Может, мы с вами что-то забыли, упустили из виду? Сверим наш вывод с правилом в учебнике.

Мы что-то упустили?

Ребята, значит, если вам встретится такое слово, вы будете пользоваться словарем?

А подбирать проверочное слово?

Мы сделали открытие. Вы молодцы!

Повторим еще раз?

Посмотрите упр.646 на стр.113.Разберем его устно, комментируя выбор гласной по образцу

ФИЗМИНУТКА

Немного отдохнем?

Я буду называть слова с чередующимися гласными в корне. Если в корне пишется и - вы хлопаете в ладоши, если е - присядьте.

(набирать! замереть! протереть! постелить! запирать! блистать! блестеть!)

Отдохнули? Теперь еще раз повторим, какое открытие мы сделали.

Скажите, а поможет ли правило решить проблему с объявлением. Сможем сами написать?

В каких же случаях пишется и, в каких - е?





Учащиеся читают объявление.

(Внимание! Сегодня, 24 апреля, проводится средник! В 14.00 соб е/и раемся у школы для получения инвентаря)

Да!

Высказывают предположения

В корне

Правописание безударных гласных в корне можно проверить

Уч-ся рассуждают, высказывают свое мнение, выслушивают друг друга.

Предлагают подобрать проверочное слово.

Нет.

Данная гласная непроверяемая.

Нужно проверить написание по словарю.


Уч-ся находят в словаре слова собирать, берет

Однокоренные слова, но в корне может быть и буква и, и буква е.

Чередование

В корне слова

-раст- -рос-, -лаг- -лож-, -кос- -кас-.

Нет.

Хотим.

Выяснить, в каких случаях в корнях с чередованием пишется и, в каких - е





Да(чЕтверо)

Чередование гласных и-е в корне.

Будем наблюдать, анализировать, находить сходство и различия, сделаем вывод


Уч-ся читают, слушают друг друга. Работают в парах.


Корни с чередованием е-и.




Слова с чередованием в корне.



Выделяют корень


Нам нужно понаблюдать за этими словами.



Суффикс -а- во всех словах.

Наблюдают, замечают, что во 2-м столбике суффикс не -а-.


Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишется буква и, если нет суффикса -а-, то пишется е.

Согласны.

Уч-ся предлагают варианты схем. Работают в парах.

Например, …и… а

…е… (не а)

Записывают, проговаривают вывод по схеме.

Один ученик читает правило вслух (образец рассуждения тоже)


Нет.

Нет.

Нет.

Кто-то из уч-ся еще раз проговаривает правило.

Каждый ученик объясняет по 2 слова


Уч-ся хлопают в ладоши и приседают.



Проговаривают правило

Сможем!

Сначала пробуют те, кто писал объявление.

Повторяют

Л: мотивация, смыслообразование;

П: построение логической цепи рассуждений;

Р: коррекция

К: планирование сотрудничества с учителем и классом








П: формулирование проблемы

Р: целеполагание

К: умение выражать свои мысли, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решение и делать выбор


П: анализ, выбор, построение логической цепи рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Р: контроль, коррекция

К: умение устанавливать контакт с собеседником, вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника










П: анализ, наблюдение, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Р: планирование, прогнозирование

К: умение точно выражать свои мысли, умение сравнивать разные точки зрения, аргументация своего мнения.









П: выведение следствий, умение структурировать знания

Р: коррекция

К: умение правильно строить высказывание, аргументация своего мнения







Р: контроль,коррекция

К: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками

П: анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений












К: умение правильно строить высказывание, аргументация своего мнения.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.



3 мин.

Кто желает выполнить попытаться выполнить задание самостоятельно?

Теперь посмотрите на парты, вы видите розовые карточки. Выполните задания, которые вы видите на карточках.

Рассуждаем про себя.

(у сильных уч-ся по 10 слов, у слабых - по 5)

САМОПРОВЕРКА

Переверните карточки. Проверьте, справились ли вы с заданием.

Кто собой доволен?

(на обороте карточек даны ключи)

Какие есть вопросы?

У кого возникли затруднения?

Все!


Ученики работают самостоятельно


Проверяют работу с помощью ключей, записывают полученные баллы

Р: осуществление самоконтроля; проговаривание про себя последовательности действий

П: анализ информации в соответствии с поставленной задачей

Л: самоопределение

7.Включение в систему знаний и повторение.

7 мин.


Ребята, следующее задание посложнее. Вам понадобятся учебники и рабочие тетради. Обратите внимание на зеленые карточки, которые лежат перед вами. На карточках записано задание. Выполните его самостоятельно, а потом проведем взаимопроверку.

(у слабых уч-ся - упр. 647 (часть 1), у сильных - упр. 648)

ВЗАИМОПРОВЕРКА

Закончили работу? А теперь поменяйтесь карточками с соседом (соседкой) по парте.

На обороте карточек вы увидите ключи, с помощью которых вы сможете оценить работу ваших товарищей. Оценки вы можете поставить карандашом на полях


Самостоятельно работают в тетрадях




Меняются карточками, проверяют работы друг друга, оценивают с помощью ключей

Л: учебно-познавательный интерес

К: учет разных мнений, планирование работы учебного сотрудничества



8.Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.







3 мин.

Ребята, мы с вами сегодня много поработали. Какую проблему мы решали?

Мы решили эту проблему?

Запишите домашнее задание: правило на стр.112,а письменное задание выполните по выбору: упр.647(ч.2), или упр.649(оно более сложное), или творческое задание (мини-сочинение о том, как вы поработали, с использованием слов с чередованием е-и в корне).

Как вы сами оцениваете свою работу на уроке? Возьмите желтые карточки и оцените себя.

Оценили? Кто доволен собой?

Вложите свои карточки в рабочие тетради и сдайте мне, я их проверю. Буду рада, если наши оценки совпадут

Спасибо за урок!

Выясняли, какие гласные пишутся в корнях с чередованием.

Да.

Приводят свои примеры.

Записывают в дневники домашнее задание



Оценивают.


Сдают карточки.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание успеха/неуспеха в учебной деятельности;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения

Р: оценка





© 2010-2022