«Без доброты и сострадания нет человека»

Большое  внимание  на  уроке  уделяется  воспитанию  в  детях  таких  общечеловеческих  ценностей,  как  доброта,  порядочность,  отзывчивость,  милосердие.  Учащиеся  вспоминают  биографию  В.Г.Короленко, работают  с  текстом  повести  «Дети  подземелья»,  отвечают  на  вопросы  по  произведению,  выполняют групповые  и  индивидуальные  задания,  заполняют  таблицу,   работают  по  карточкам, делятся  своими  размышлениями,  учатся  делать  выводы;  подборка   иллюстративного материала  к  уро...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр образования «Альянс»



Литература

5 класс


Тема урока «Без доброты и сострадания нет человека»

(По повести В.Г.Короленко «Дети подземелья»)/

УМК: 5 класс «Литература», автор В.Я.Коровина и др.


Учитель русского языка и литературы:

Белова Марина Леонидовна

Стаж работы - 27 лет

Адрес: Куйтунский район

Пос. Харик ул.40 лет Победы 13 - 2

Тел.: 89501300353





Пояснительная записка.

Большое внимание на уроке уделяется воспитанию в детях таких общечеловеческих ценностей, как доброта, порядочность, отзывчивость, милосердие. Учащиеся вспоминают биографию В.Г.Короленко, работают с текстом повести «Дети подземелья», отвечают на вопросы по произведению, выполняют групповые и индивидуальные задания, заполняют таблицу, работают по карточкам, делятся своими размышлениями, учатся делать выводы; подборка иллюстративного материала к уроку помогает детям глубже осмыслить содержание рассказа, развивает речь, способность к анализу и обобщению, умение формулировать свои мысли.

Тема урока: «Без доброты и сострадания нет человека».

(По повести В.Г.Короленко «Дети подземелья»)

Цель: воспитание личности, формирование ценностного и гуманного отношения к семье, близким, окружающим людям; воспитание доброты, способности сопереживать.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

-показать знание текста произведения; умение работать с текстом;

-умение формулировать мысль; анализировать поступки героев; выбирать главное;

-формировать умение делать выводы; находить в тексте средства изобразительности языка.

Коммуникативные:

-показать умение работать в группе; умение слушать и анализировать ответ товарища; умение строить полный монологический ответ.

Регулятивные:

-вырабатывать самостоятельность в выборе нужной информации в тексте; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

-воспитание доброты, сострадания к окружающим; уважения к ближнему, к семье.

Оборудование: учебники, тетради, ручки, иллюстрации, портрет В.Г.Короленко, мультимедиа, рисунки детей.

Методы: беседа, сообщение, самостоятельная работа с текстом, работа со словарём Ожегова, работа с презентацией, групповая работа, индивидуальная работа по карточкам.



« Сердце сердцу весть подаёт,

сердце сердце чует».

Ход урока:

  1. ОРГМОМЕНТ.

2.СЛОВО УЧИТЕЛЯ,

Самый великий дар, данный человеку, - чуткое сердце, способное воспринимать состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им, разделить с ними радость или горе, быть терпимым и терпеливым. И таким бесценным даром - чутким сердцем - обладал, по воспоминаниям современников, В.Г.Короленко. Друзья называли его «совестью эпохи», «солнцем России», «светлым духом».

Именно об этом таланте Короленко - создании его бессмертного произведения и его героях мы сегодня с вами и поговорим на уроке, который называется: «Без доброты и сострадания нет человека».

3 РАССКАЗ О В.Г.КОРОЛЕНКО.

--Почему же этот писатель снискал себе такую славу?

За что его так уважали в жизни? Почему М.Горький сказал, что Короленко прошёл

«трудным путём героя»? Что он имел в виду?

(Дети рассказывают о трудном детстве писателя, его упорстве, трудолюбии; о студенческой жизни, полной лишений; о непримиримости ко всяческой несправедливости.)

4.Вопросы по теории литературы.

Одно из его произведений - повесть «В дурном обществе».

--Какое ещё название есть у этого произведения? («Дети подземелья»)

--Почему это произведение мы называем повестью? Что такое повесть?

(Средняя эпическая форма, имеющая 2-3 сюжетных линии)

--Что такое сюжет? Сюжетная линия?

(События, положенные в основу произведения; сюжетная линия - ряд событий, происходящих с одним человеком)

--Назовите сюжетные линии, положенные в основу повести?

( 2 семьи - две сюжетные линии; которые переплетаются благодаря одному герою - Васе)

5. РАБОТА СО СЛОВАРЁМ ОЖЕГОВА/

В основе мироощущения Короленко лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей.

--А каково значение этих понятий? Мы поработали со словарём Ожегова и выяснили:

Сострадание - это жалость, сочувствие, возбуждаемые несчастьем другого человека.

Сочувствие - это отзывчивое отношение к чужому чувству, участие.

Альтруист - это противоположное «эгоисту» - человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами.

--К кому из героев мы можем применить эти понятия?

6. РАБОТА С ТЕКСТОМ ПОВЕСТИ.

1)Вернёмся к названию повести.

--Почему она так называется?

--Что такое подземелье? Кто может жить в подземелье?

--О чём говорит такое название?

(О чём - то страшном, жутком. Трудно соединить эти два слова - «дети» и «подземелье»).

2)Найдём описание подземелья. (Стр.31 - 32)

--Что испытал Вася, попав первый раз в подземелье?

( Страх, ужас, ему казалось, что «серый камень» давит со всех сторон)

--Могут ли люди по своей воле жить в подземелье?

3)--Как называет этих людей старый Януш?

(«дурное общество»)

--Какие высказывания принадлежат Васе, какие - Янушу?

(Дети у доски выбирают нужные высказывания старого Януша и Васи.)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

«невероятные и подозрительные фигуры»

«тёмные личности» Старый Януш

«дурное общество»

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

«несчастные тёмные личности»

«бездомные скитальцы»

«несчастные изгнанники» Вася

«толпа несчастливцев»

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

--Почему отношение к этим людям разное?

--Как эти люди попали в часовню?

(Стали жертвами обстоятельств, сначала жили в замке, но потом их оттуда выгнали; они выброшены обществом).

Учитель:

--А вы не задумывались, ребята, случайно ли Вася оказался в подземелье?

( неслучайно, он тоже «выброшен», но отцом).

7. ГРУППОВОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «СЕМЬИ ГЕРОЕВ»

--О чём Вася мечтал?

--Почему отец не замечал Васю? Разве он один страдал?

2) Рассказ о семье Тыбурция.

--Жизнь и быт семьи.

--Каково отношение Тыбурция к своим детям?

--Какими словами из текста можно это подтвердить? (Стр.37 - 38.)

(Он заботится о своих детях, принёс мясо, приготовил еду, и «…всем стало хорошо за общим столом…»).

--Кто из детей более несчастлив? Почему?

Учитель:

-- Давайте, ребята, обобщим услышанное.

Вывод:

Две семьи, два мира. В каждом мире свои законы. Но эти два мира пересекаются с помощью Васи. Именно в мире обездоленных мальчик чувствует себя нужным, необходимым. Он живёт по законам своего сердца. Он чувствует искренность, простоту, стремление к справедливости от своих новых друзей.

8 ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ.

Мы говорили, ребята, что существует несколько способов характеристики героев.

Один из них - авторская характеристика.

1)Игра «Узнай героя». ( Раздаются карточки для обучающихся).

Узнай героя

Узнай героя


Узнай героя

«Это был мальчик лет 9, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные курчавые локоны лохматились над чёрными задумчивыми глазами».

«Роста он был высокого, крупные черты лица были грубовыразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; глаза, сверкавшие из - под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно».

«Все звали его бродягой, негодным мальчишкой, часто укоряли в разных дурных наклонностях, хотя никто и никогда не был свидетелем их проявления…»

2)Характеры героев мы узнаём и через средства изобразительности языка.

Каждого героя автор сравнивает с кем - то или с чем - то.

Заполнение таблицы.

Пример

О ком это?

Как называется средство изобразительности языка?

« как дикое деревце в поле…»

« пугливый зверёк»

«волчонок»

«хищный коршун»

«былинка»

«туманное пятнышко»

«цветочек, выросший без солнца»

«смех звучал, как маленький полевой колокольчик»

«кругла как пышка, упруга как мячик»

Вася


Маруся

Соня

Сравнение; эпитет

Сравнение, эпитет

сравнение

эпитет

Сравнение

Сравнение

Сравнение

Сравнение

Сравнение

3)Какие параллели мы обнаружили в сюжете повести?

А) Одинаковый состав семьи, у детей нет матери.

Б) Маруся напоминает Васе мать в последнюю весну её жизни.

4) Противопоставления.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Маруся: Соня:

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Руки тонкие и прозрачные Пухленькая, кругленькая,

Шея тонкая Смеялась очень звонко,

Шатается как былинка Бегала резво

Никогда не бегала Носила красивые платья

Смеялась очень редко В косах алые ленты.

Платье старо и грязно, в волосах

нет лент.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--Но в чём - то Соня уступает Марусе. В чём? ( У Маруси были роскошные белые волосы).

5.КОНКУРС «Герои друг о друге».(Представитель 1го ряда задаёт вопрос 2му ряду и так далее.)

« О ком это? Чьи слова?

В какой ситуации сказаны?»

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. « Он не считает нужным травить старого беззубого зверя в его последней берлоге». ( Тыбурций о судье, когда Вася рассказал ему о реакции отца на сообщение старого Януша о дружбе с нищими).

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. «Уходите! Вы просто старый сплетник!» (Ответ судьи старому Янушу в саду).

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня».

(Тыбурций говорит Васе в момент их первой встречи в склепе).

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

9. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

--Какие открытия делает Вася, общаясь с Валеком и Марусей?

(Он узнаёт, что его друзья нищие и воруют).

--Зачитайте, ребята, из текста фразы, которые говорят о том, как Вася отнёсся к этому открытию?

(«…перевернулось что - то в груди»; «..заныло сердце…»;

«…острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли, захлестнула мальчика», «плакал от сострадания и жалости».

--А только ли Вася молча страдал?

( Нет, он пытался помочь: булки, яблоки).

--Оправдывает ли Вася воровство?

(Нет, но понимает, что иначе - смерть).

--Каким предстаёт перед нами Вася в истории с куклой?

10.ПЕРЕСКАЗ ЭПИЗОДА «КУКЛА»

11. БЕСЕДА:

--Что Тыбурций говорит о законе? (Стр.39)

Защищал закон человека или подчинял его себе?

Справедлив ли такой закон? Согласен ли с ним автор?

(Закон бездушен, трудно жить по закону, если ты бедняк! Все люди должны жить по «закону сердца».

--Тыбурций несколько раз называл Васю «судьёй». Как вы думаете, повторит Вася путь отца, посвятит ли свою жизнь служению «бездушному» закону?

--Чем стало для Васи знакомство с семьёй пана Тыбурция?

(Вася обрёл семью, отца. Для отца тоже стало открытием, что его сын честный, добрый, порядочный человек. Отец посмотрел на сына другими глазами. А прежде кого он видел в сыне? (Бродягу, хулигана.)

--О чём говорит тот факт, что могилка Маруси стала местом откровений и мечтаний детей судьи? И сам судья часто бывал здесь с детьми.

12.ВЫВОД:

Именно смерть Маруси, история с куклой вновь сплотили семью, помогли родным людям понять друг друга, в чём - то простить. Недолгая жизнь маленькой девочки оставила глубокий отпечаток в сердце детей, научила сочувствию, умению видеть мир глазами других людей, пробудила самые добрые чувства.

--Может ли эта повесть оставить равнодушным?

--Какие уроки получили мы, проживая с Васей встречу и дружбу с несчастными нищими?

Учитель:

--Дома вы, ребята, должны были письменно ответить на эти вопросы.

Послушаем ваши ответы.

--Повесть учит ставить себя на место других, видеть мир их глазами, понимать его так же, как они;

--Короленко учит нас терпимости;

--Надо не унижать людей, ценить их, ведь в каждом человеке есть что - то хорошее;

--Надо любить людей, стремиться понять их.

13.АНАЛИЗ НАЗВАНИЯ И ЭПИГРАФА,

Учитель:

Обратимся к названию и эпиграфу нашего урока и сделаем вывод:

Нужно внимательно посмотреть вокруг, может кто - то нуждается в нашей помощи, поддержке, сочувствии, потому что «без доброты и сострадания нет человека», а «сердце сердцу весть подаёт, сердце сердце чует!» И пусть это станет одним из девизов вашей жизни!

14. ПРОСМОТР СЛАЙДОВ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Тема нищих, обездоленных людей всегда волновала людей: и писателей, и художников. В нашей презентации мы собрали картины на эту тему многих художников.

Просмотр и комментарии презентации.

1) «Тёмные личности из «дурного общества» (Слайды 5 - 12).

Иллюстрации русских художников:

В.Перов «Спящие дети» - 6 слайд;

Ф.Журавлёв «Дети - нищие» - 7 слайд;

В.Якоби «Осень» - 8 слайд;

П.Чистяков «Нищие дети» - 9 слайд;

В.Перов «Савояр» - 10 слайд;

Н.Невреев «Дед Василий» - 11 слайд;

Ф.Бронников «Старик - нищий» - 12 слайд;

2) Работа в группах (Слайды 14 - 17).

Задание 1 группе:

Опираясь на описание старого замка и часовни, нарисуйте словесные иллюстрации и сравните их с иллюстрациями В.Глуздова и В.Костицына - 15 слайд.

Задание 2 группе:

Какие чувства вызывали замок и часовня у Васи? - 16 слайд.

Задание 3 группе:

А) Рассмотрите иллюстрацию В.Глуздова «Тыбурций с детьми».

Б) Что в центре иллюстрации?

В) Какими художник изобразил Валека и Марусю?

Г) Почему художник изобразил Васю отвернувшимся от «пиршества» и с опущенной головой? - 17 слайд.

3) Ребята, я просила вас сделать подборку иллюстраций с изображением нищих и обездоленных детей.

--Как вы справились с заданием?

Учащиеся демонстрируют иллюстрации. (Смотри приложение)

Я.П.Турлыгин «Бедность»

В.Г.Перов «Мальчик, готовящийся к драке»

А.Г.Венецианов «Мальчик с собакой»

А.Г.Венецианов «Захарка»

В.Маковский «Устала»

Учитель:

--Что сближает полотна художников и произведение В.Г.Короленко?

(Тёмный фон, мрачность, грустные, печальные глаза героев, какая - то беспросветность, безнадёжность)

15.РЕФЛЕКСИЯ (Слайд 18)

-Доволен ли ты, как прошёл урок?

-Сумел ли ты получить новые знания?

-Ты был активен на уроке?

-Ты сумел показать свои знания?

16.ОЦЕНКИ.

17.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1) Рассказ старых стен часовни - 1 ряд

2) Рассказ старых стен замка - 2 ряд

3) Рассказ старого замка - 3 ряд.

Литература:

1.Сборник «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Москва «Первое сентября» 2008 год, 2010год.

2.Универсальные методические разработки «Литература 5 класс».

Авторы И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова. Москва «ВАКО» 2010г.

3.Поурочное планирование по литературе в 5 классе под редакцией О.А.Ерёминой.

Издательство «Экзамен» 2008 год.

4. Литература. Уроки - исследования. 5 - 11 классы.

Автор - составитель И.Д.Бережная. Издательство «Учитель» 2008 год.











Приложение

«Без доброты и сострадания нет человека»

А.Г.Венецианов «Захарка».

«Без доброты и сострадания нет человека»

«Без доброты и сострадания нет человека»

«Без доброты и сострадания нет человека»


© 2010-2022