- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Без доброты и сострадания нет человека»
«Без доброты и сострадания нет человека»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Белова М.Л. |
Дата | 10.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Центр образования «Альянс»
Литература
5 класс
Тема урока «Без доброты и сострадания нет человека»
(По повести В.Г.Короленко «Дети подземелья»)/
УМК: 5 класс «Литература», автор В.Я.Коровина и др.
Учитель русского языка и литературы:
Белова Марина Леонидовна
Стаж работы - 27 лет
Адрес: Куйтунский район
Пос. Харик ул.40 лет Победы 13 - 2
Тел.: 89501300353
Пояснительная записка.
Большое внимание на уроке уделяется воспитанию в детях таких общечеловеческих ценностей, как доброта, порядочность, отзывчивость, милосердие. Учащиеся вспоминают биографию В.Г.Короленко, работают с текстом повести «Дети подземелья», отвечают на вопросы по произведению, выполняют групповые и индивидуальные задания, заполняют таблицу, работают по карточкам, делятся своими размышлениями, учатся делать выводы; подборка иллюстративного материала к уроку помогает детям глубже осмыслить содержание рассказа, развивает речь, способность к анализу и обобщению, умение формулировать свои мысли.
Тема урока: «Без доброты и сострадания нет человека».
(По повести В.Г.Короленко «Дети подземелья»)
Цель: воспитание личности, формирование ценностного и гуманного отношения к семье, близким, окружающим людям; воспитание доброты, способности сопереживать.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
-показать знание текста произведения; умение работать с текстом;
-умение формулировать мысль; анализировать поступки героев; выбирать главное;
-формировать умение делать выводы; находить в тексте средства изобразительности языка.
Коммуникативные:
-показать умение работать в группе; умение слушать и анализировать ответ товарища; умение строить полный монологический ответ.
Регулятивные:
-вырабатывать самостоятельность в выборе нужной информации в тексте; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные:
-воспитание доброты, сострадания к окружающим; уважения к ближнему, к семье.
Оборудование: учебники, тетради, ручки, иллюстрации, портрет В.Г.Короленко, мультимедиа, рисунки детей.
Методы: беседа, сообщение, самостоятельная работа с текстом, работа со словарём Ожегова, работа с презентацией, групповая работа, индивидуальная работа по карточкам.
« Сердце сердцу весть подаёт,
сердце сердце чует».
Ход урока:
-
ОРГМОМЕНТ.
2.СЛОВО УЧИТЕЛЯ,
Самый великий дар, данный человеку, - чуткое сердце, способное воспринимать состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им, разделить с ними радость или горе, быть терпимым и терпеливым. И таким бесценным даром - чутким сердцем - обладал, по воспоминаниям современников, В.Г.Короленко. Друзья называли его «совестью эпохи», «солнцем России», «светлым духом».
Именно об этом таланте Короленко - создании его бессмертного произведения и его героях мы сегодня с вами и поговорим на уроке, который называется: «Без доброты и сострадания нет человека».
3 РАССКАЗ О В.Г.КОРОЛЕНКО.
--Почему же этот писатель снискал себе такую славу?
За что его так уважали в жизни? Почему М.Горький сказал, что Короленко прошёл
«трудным путём героя»? Что он имел в виду?
(Дети рассказывают о трудном детстве писателя, его упорстве, трудолюбии; о студенческой жизни, полной лишений; о непримиримости ко всяческой несправедливости.)
4.Вопросы по теории литературы.
Одно из его произведений - повесть «В дурном обществе».
--Какое ещё название есть у этого произведения? («Дети подземелья»)
--Почему это произведение мы называем повестью? Что такое повесть?
(Средняя эпическая форма, имеющая 2-3 сюжетных линии)
--Что такое сюжет? Сюжетная линия?
(События, положенные в основу произведения; сюжетная линия - ряд событий, происходящих с одним человеком)
--Назовите сюжетные линии, положенные в основу повести?
( 2 семьи - две сюжетные линии; которые переплетаются благодаря одному герою - Васе)
5. РАБОТА СО СЛОВАРЁМ ОЖЕГОВА/
В основе мироощущения Короленко лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей.
--А каково значение этих понятий? Мы поработали со словарём Ожегова и выяснили:
Сострадание - это жалость, сочувствие, возбуждаемые несчастьем другого человека.
Сочувствие - это отзывчивое отношение к чужому чувству, участие.
Альтруист - это противоположное «эгоисту» - человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами.
--К кому из героев мы можем применить эти понятия?
6. РАБОТА С ТЕКСТОМ ПОВЕСТИ.
1)Вернёмся к названию повести.
--Почему она так называется?
--Что такое подземелье? Кто может жить в подземелье?
--О чём говорит такое название?
(О чём - то страшном, жутком. Трудно соединить эти два слова - «дети» и «подземелье»).
2)Найдём описание подземелья. (Стр.31 - 32)
--Что испытал Вася, попав первый раз в подземелье?
( Страх, ужас, ему казалось, что «серый камень» давит со всех сторон)
--Могут ли люди по своей воле жить в подземелье?
3)--Как называет этих людей старый Януш?
(«дурное общество»)
--Какие высказывания принадлежат Васе, какие - Янушу?
(Дети у доски выбирают нужные высказывания старого Януша и Васи.)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
«невероятные и подозрительные фигуры»
«тёмные личности» Старый Януш
«дурное общество»
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
«несчастные тёмные личности»
«бездомные скитальцы»
«несчастные изгнанники» Вася
«толпа несчастливцев»
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
--Почему отношение к этим людям разное?
--Как эти люди попали в часовню?
(Стали жертвами обстоятельств, сначала жили в замке, но потом их оттуда выгнали; они выброшены обществом).
Учитель:
--А вы не задумывались, ребята, случайно ли Вася оказался в подземелье?
( неслучайно, он тоже «выброшен», но отцом).
7. ГРУППОВОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «СЕМЬИ ГЕРОЕВ»
--О чём Вася мечтал?
--Почему отец не замечал Васю? Разве он один страдал?
2) Рассказ о семье Тыбурция.
--Жизнь и быт семьи.
--Каково отношение Тыбурция к своим детям?
--Какими словами из текста можно это подтвердить? (Стр.37 - 38.)
(Он заботится о своих детях, принёс мясо, приготовил еду, и «…всем стало хорошо за общим столом…»).
--Кто из детей более несчастлив? Почему?
Учитель:
-- Давайте, ребята, обобщим услышанное.
Вывод:
Две семьи, два мира. В каждом мире свои законы. Но эти два мира пересекаются с помощью Васи. Именно в мире обездоленных мальчик чувствует себя нужным, необходимым. Он живёт по законам своего сердца. Он чувствует искренность, простоту, стремление к справедливости от своих новых друзей.
8 ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ.
Мы говорили, ребята, что существует несколько способов характеристики героев.
Один из них - авторская характеристика.
1)Игра «Узнай героя». ( Раздаются карточки для обучающихся).
Узнай героя
Узнай героя
Узнай героя
«Это был мальчик лет 9, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные курчавые локоны лохматились над чёрными задумчивыми глазами».
«Роста он был высокого, крупные черты лица были грубовыразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; глаза, сверкавшие из - под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно».
«Все звали его бродягой, негодным мальчишкой, часто укоряли в разных дурных наклонностях, хотя никто и никогда не был свидетелем их проявления…»
2)Характеры героев мы узнаём и через средства изобразительности языка.
Каждого героя автор сравнивает с кем - то или с чем - то.
Заполнение таблицы.
Пример
О ком это?
Как называется средство изобразительности языка?
« как дикое деревце в поле…»
« пугливый зверёк»
«волчонок»
«хищный коршун»
«былинка»
«туманное пятнышко»
«цветочек, выросший без солнца»
«смех звучал, как маленький полевой колокольчик»
«кругла как пышка, упруга как мячик»
Вася
Маруся
Соня
Сравнение; эпитет
Сравнение, эпитет
сравнение
эпитет
Сравнение
Сравнение
Сравнение
Сравнение
Сравнение
3)Какие параллели мы обнаружили в сюжете повести?
А) Одинаковый состав семьи, у детей нет матери.
Б) Маруся напоминает Васе мать в последнюю весну её жизни.
4) Противопоставления.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Маруся: Соня:
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Руки тонкие и прозрачные Пухленькая, кругленькая,
Шея тонкая Смеялась очень звонко,
Шатается как былинка Бегала резво
Никогда не бегала Носила красивые платья
Смеялась очень редко В косах алые ленты.
Платье старо и грязно, в волосах
нет лент.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--Но в чём - то Соня уступает Марусе. В чём? ( У Маруси были роскошные белые волосы).
5.КОНКУРС «Герои друг о друге».(Представитель 1го ряда задаёт вопрос 2му ряду и так далее.)
« О ком это? Чьи слова?
В какой ситуации сказаны?»
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. « Он не считает нужным травить старого беззубого зверя в его последней берлоге». ( Тыбурций о судье, когда Вася рассказал ему о реакции отца на сообщение старого Януша о дружбе с нищими).
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. «Уходите! Вы просто старый сплетник!» (Ответ судьи старому Янушу в саду).
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня».
(Тыбурций говорит Васе в момент их первой встречи в склепе).
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
9. РАБОТА С ТЕКСТОМ.
--Какие открытия делает Вася, общаясь с Валеком и Марусей?
(Он узнаёт, что его друзья нищие и воруют).
--Зачитайте, ребята, из текста фразы, которые говорят о том, как Вася отнёсся к этому открытию?
(«…перевернулось что - то в груди»; «..заныло сердце…»;
«…острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли, захлестнула мальчика», «плакал от сострадания и жалости».
--А только ли Вася молча страдал?
( Нет, он пытался помочь: булки, яблоки).
--Оправдывает ли Вася воровство?
(Нет, но понимает, что иначе - смерть).
--Каким предстаёт перед нами Вася в истории с куклой?
10.ПЕРЕСКАЗ ЭПИЗОДА «КУКЛА»
11. БЕСЕДА:
--Что Тыбурций говорит о законе? (Стр.39)
Защищал закон человека или подчинял его себе?
Справедлив ли такой закон? Согласен ли с ним автор?
(Закон бездушен, трудно жить по закону, если ты бедняк! Все люди должны жить по «закону сердца».
--Тыбурций несколько раз называл Васю «судьёй». Как вы думаете, повторит Вася путь отца, посвятит ли свою жизнь служению «бездушному» закону?
--Чем стало для Васи знакомство с семьёй пана Тыбурция?
(Вася обрёл семью, отца. Для отца тоже стало открытием, что его сын честный, добрый, порядочный человек. Отец посмотрел на сына другими глазами. А прежде кого он видел в сыне? (Бродягу, хулигана.)
--О чём говорит тот факт, что могилка Маруси стала местом откровений и мечтаний детей судьи? И сам судья часто бывал здесь с детьми.
12.ВЫВОД:
Именно смерть Маруси, история с куклой вновь сплотили семью, помогли родным людям понять друг друга, в чём - то простить. Недолгая жизнь маленькой девочки оставила глубокий отпечаток в сердце детей, научила сочувствию, умению видеть мир глазами других людей, пробудила самые добрые чувства.
--Может ли эта повесть оставить равнодушным?
--Какие уроки получили мы, проживая с Васей встречу и дружбу с несчастными нищими?
Учитель:
--Дома вы, ребята, должны были письменно ответить на эти вопросы.
Послушаем ваши ответы.
--Повесть учит ставить себя на место других, видеть мир их глазами, понимать его так же, как они;
--Короленко учит нас терпимости;
--Надо не унижать людей, ценить их, ведь в каждом человеке есть что - то хорошее;
--Надо любить людей, стремиться понять их.
13.АНАЛИЗ НАЗВАНИЯ И ЭПИГРАФА,
Учитель:
Обратимся к названию и эпиграфу нашего урока и сделаем вывод:
Нужно внимательно посмотреть вокруг, может кто - то нуждается в нашей помощи, поддержке, сочувствии, потому что «без доброты и сострадания нет человека», а «сердце сердцу весть подаёт, сердце сердце чует!» И пусть это станет одним из девизов вашей жизни!
14. ПРОСМОТР СЛАЙДОВ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Тема нищих, обездоленных людей всегда волновала людей: и писателей, и художников. В нашей презентации мы собрали картины на эту тему многих художников.
Просмотр и комментарии презентации.
1) «Тёмные личности из «дурного общества» (Слайды 5 - 12).
Иллюстрации русских художников:
В.Перов «Спящие дети» - 6 слайд;
Ф.Журавлёв «Дети - нищие» - 7 слайд;
В.Якоби «Осень» - 8 слайд;
П.Чистяков «Нищие дети» - 9 слайд;
В.Перов «Савояр» - 10 слайд;
Н.Невреев «Дед Василий» - 11 слайд;
Ф.Бронников «Старик - нищий» - 12 слайд;
2) Работа в группах (Слайды 14 - 17).
Задание 1 группе:
Опираясь на описание старого замка и часовни, нарисуйте словесные иллюстрации и сравните их с иллюстрациями В.Глуздова и В.Костицына - 15 слайд.
Задание 2 группе:
Какие чувства вызывали замок и часовня у Васи? - 16 слайд.
Задание 3 группе:
А) Рассмотрите иллюстрацию В.Глуздова «Тыбурций с детьми».
Б) Что в центре иллюстрации?
В) Какими художник изобразил Валека и Марусю?
Г) Почему художник изобразил Васю отвернувшимся от «пиршества» и с опущенной головой? - 17 слайд.
3) Ребята, я просила вас сделать подборку иллюстраций с изображением нищих и обездоленных детей.
--Как вы справились с заданием?
Учащиеся демонстрируют иллюстрации. (Смотри приложение)
Я.П.Турлыгин «Бедность»
В.Г.Перов «Мальчик, готовящийся к драке»
А.Г.Венецианов «Мальчик с собакой»
А.Г.Венецианов «Захарка»
В.Маковский «Устала»
Учитель:
--Что сближает полотна художников и произведение В.Г.Короленко?
(Тёмный фон, мрачность, грустные, печальные глаза героев, какая - то беспросветность, безнадёжность)
15.РЕФЛЕКСИЯ (Слайд 18)
-Доволен ли ты, как прошёл урок?
-Сумел ли ты получить новые знания?
-Ты был активен на уроке?
-Ты сумел показать свои знания?
16.ОЦЕНКИ.
17.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1) Рассказ старых стен часовни - 1 ряд
2) Рассказ старых стен замка - 2 ряд
3) Рассказ старого замка - 3 ряд.
Литература:
1.Сборник «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Москва «Первое сентября» 2008 год, 2010год.
2.Универсальные методические разработки «Литература 5 класс».
Авторы И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова. Москва «ВАКО» 2010г.
3.Поурочное планирование по литературе в 5 классе под редакцией О.А.Ерёминой.
Издательство «Экзамен» 2008 год.
4. Литература. Уроки - исследования. 5 - 11 классы.
Автор - составитель И.Д.Бережная. Издательство «Учитель» 2008 год.
Приложение
А.Г.Венецианов «Захарка».