Конспект урока по русскому языку по теме Лексика ( 6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 5 Краснооктябрьского района г. Волгограда»




Тема урока


«Пусть наше СЛОВО сохранится»




Конспект урока по русскому языку по теме Лексика ( 6 класс)











Участник конкурса

Ситникова Татьяна Владимировна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории


Волгоград, 2016





Форма проведения: урок.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Предметная область: филология.

Тема: Систематизация и обобщение по разделу «Лексикология и фразеология».

Актуальность: Все начинается с детства. Привить человеку любовь людям, к Отечеству, навсегда сохранить потребность в душевной чистоте можно только в детстве. Первым проводником в мире общения является родной язык. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец - общечеловеческие ценности и идеалы, на которых базируется православие. Особая миссия ложится на учителя - словесника, первого открывающего для ребенка мир родного слова, родного языка.

Цель: систематизировать информацию и основные теоретические понятия по теме раздела «Лексика и фразеология».

Задачи:

  • познакомить с историческими событиями, которые легли в основу Дня славянской письменности и культуры;

  • продолжить работу над обогащением словарного запаса учащихся;

  • диагностировать умения пользоваться разными видами словарей, определять лексическое значение слов и фразеологизмов, связанных с историей появления славянской письменности.

  • Целевая аудитория: учащиеся 6 класса.

Количество участников: 25 человек.

Продолжительность: 40 минут.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Ожидаемые результаты:

  1. Личностные: осознание национально - культурной ценности родного языка, миссии славянских просветителей Кирилла и Мефодия для всех славянских народов;

  2. Метапредметные: овладение нормами речевого поведения и познавательными УУД;

  3. Предметные: уметь употреблять синонимы, антонимы, фразеологизмы в художественном тексте.

Ход урока.

1.Организационный момент урока.

Слово учителя: Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. Сообщение темы, целей и плана урока. Каждый из учащихся получает зачетную карточку - проект, на которой он работает весь урок (Приложение 1).

2.Фронтальный опрос.

Слово учителя: Работая в постоянной паре, помогите друг другу сдать теорию (вопросы учебника стр.50).

3. Выполнение заданий повторительно - обобщающего характера.

  • «Однозначные и многозначные слова»

Слово учителя: Посмотрите на предложения. Скажите, что обозначает слово земля в них.

На доске: Земля: планета, территория, родина, почва, суша.

  1. За ночь дождь сильно намочил землю.

  2. На пятый день плавания мы увидели землю.

  3. Земля вращается вокруг Солнца.

  4. Береги землю любимую, как мать родную.

  5. Мы оказались на земле, открытой Колумбом.

"Карточка-зачёт": Запишите по два примера на однозначные и многозначные слова, слова для примера найдите в азбуке Кирилла и Мефодия (Приложение 2)

  • Прямое и переносное значение.

Слово учителя: Каково значение слова язык во втором предложении? (переносное).

  1. Я больно прикусил язык.

  2. Язык до Киева доведёт.

"Карточка-зачёт": Подчеркните слова, употреблённые в переносном значении.

Слово учителя: По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла и Мефодия,

Братьев славных, равноапостольских,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

РАБОТА по ВАРИАНТАМ: Вспомните, в каких словарях и найдите значение выделенных слов.

Слово учителя: Всем, наверное, знакомо выражение «стереть в порошок». Обычно используется как угроза, означающая полное уничтожение. И рисуется жестокая картина - провинившегося каким-то образом приводят в состояние порошка. Однако, для наших предков (если верить одной из версий) это выражение значило нечто иное. Раньше, когда давали в долг, никаких расписок не писали. Сделку нередко заключали перед иконой, и выцарапывали кто кому, сколько должен на потолке полуподвального помещения (где чаще и заключались сделки) или, по другой версии, прямо на стене церкви. Должник не всегда возвращал долг. И тогда ему говорили: "Я тебя в порошок сотру". Что означало: «Долг будет прощен, надпись о твоем долге будет стерта в порошок, но теперь ты за этот долг отвечаешь не передо мной, а перед Богом». Для верующего человека эта угроза была одной из самых страшных. Долг, как правило, отдавался.

  • Фразеологизмы.

По рисункам узнайте, какие фразеологизмы на библейские темы они изображают (на доске выставка детских рисунков).

"Карточка-зачёт": Объясните, что значит фразеологизмы.

  • Синонимы.

Слово учителя: Узнайте следующий раздел, прослушав стихотворение:

Мы оставили Трезора

Без присмотра, без надзора,

И поэтому щенок

Перепортил все, что мог.

"Карточка-зачёт": Запишите слова-синонимы к слову ДОБРОТА (Приложение 3).

  • Омонимы.

Слово учителя: Учитель демонстрирует рисунок и читает: "Нас попробуй, различи, если все мы ключи". Что имеется в виду, о каких ключах идёт речь? (слова-омонимы). Какие слова называются омонимами?

"Карточка-зачёт": Объясните, о каких омонимах идёт речь в предложениях.

  1. На каких полях не сеют и не пашут? (в тетрадях)

  • Антонимы.

"Карточка-зачёт": Опишите жителей нашего города, используя антонимы (на доске рисунки с изображением двух людей, совершенно противоположных по внешности: казаки и татары) (Приложение 4).

  • Диалектные слова.

Слово учителя: 1. Казаки по- своему называли цветы, растения и животных. Давайте проведем диалектологическую физминутку. Свои ответы покажите движениями или звуками.

  1. Какой цветок назывался - азовским цветком? (тюльпан-сирень - ландыш

2. К тем, кто не любил работать, вел распутный образ жизни они тоже дали свои определения. Как они называли лентяя и лежебоку.

- алахарь - баглай,- галмат

3. В говорах есть слово "кугарь " (с ударением на втором слоге). Что подразумевали наши предки, произнося это слово?

-варенье из черемухи или калины - казачий подросток, мальчик - казну

4. Слово "любодейка" - эмоционально-окрашенное слово, «ласковое». Кого так называли наши земляки?

- сестру милосердия - ласкового, но хитрого человека - соседку

5.В нашей области есть уникальный памятник Камышинские уши, он так называется, потому что:

-он похож своей формой на ухо - там живут ушастые жители - в древности там были караулы, где несли дозор

"Карточка-зачёт": Отгадайте значение диалектного слова, употреблённого в известных вам выражениях:

  1. Москву слезами не расквелить.

  2. Кто голдобнёй, кто молчанкой берёт.

  3. По капельке море, по волотке стог.

  4. Много знай, да мало бай.

  • Заимствованные слова.

Слово учителя: Выбери правильное: Заимствованные слова - это а) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности; б) слова, вошедшие в русский язык из других языков; в) новые слова, возникающие в языке. Выбери правильный ответ на вопрос, в каких словарях даны значения заимствованных слов:

а) словообразовательный б) толковый; в) орфографический; г) иностранных слов.

"Карточка-зачёт": Запишите слова, имеющие в своём составе заимствованные элементы: аква, био, фон.

  • Устаревшие слова.

Слово учителя: Закончи формулировку определения. Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

"Карточка-зачёт": Привести примеры устаревших слов, используя предложенный текст.

Перед смертью Кирилл говорил брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору».

  • Неологизмы.

"Карточка-зачёт": Запиши, какие новые слова, по твоему мнению, появились недавно.

  • Профессионализмы.

Слово учителя: На уроке мы с вами употребляли термины, специальные слова науки "Лингвистика", которыми пользуются лингвисты, филологи, люди, изучающие русский язык. Вспомните и назовите эти слова (лексика, омонимы, синонимы, антонимы…)

"Карточка-зачёт": Впиши профессиональные слова, используя словарь учебника.

4. Подведение итогов урока.

Оценивание работы класса и отдельных учащихся.

5.Домашнее задание.

Устное выступление « Кирилл и Мефодий - хранители родного языка»














Приложение 1

ДКонспект урока по русскому языку по теме Лексика ( 6 класс)орогие ребята!

Часто сейчас можно услышать: русский язык в опасности, чуть ли не смертельной; разговорный язык сводится к очень небольшому набору слов, загрязняется чужеземными словами. Общеизвестно, что обмен словами между языками - это вполне естественный и неизбежный процесс. Русский язык «впитывает» в себя все неологизмы, как губка, адаптирует их под себя, и уже все новые словечки живут своей русской жизнью, они уже воспринимаются как родные. Словарный запас растет. Так и хочется вспомнить слова классика: «Велик и могуч Русский язык!». Самую большую тревогу вызывает исчезновение некоторых исконно русских слов, слов с чисто русскими корнями (град, агнец, добронравие). Активно участвуя в нашем сегодняшнем уроке, вы сможете помочь сохранить богатство родного языка.

Задание

Практическая часть

Отметка

Роспись эксперта

Примечание

1.

Фронтальный опрос


10 баллов- «5»

9-8 баллов - «4»

7-5 баллов - «3»

5-0 баллов - «2»

2.

Однозначные и многозначные слова

1.Люди, слово

2.Добро, земля

4 балла- «5»

3 балла- «4»

2 балла- «3»

0-1 балл- «2»

3.

Прямое и переносное значение

По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла и Мефодия,

Братьев славных, равноапостольских.

2 балла- «5»

1 балл- «3»

0 баллов- «2»

4.

Фразеологизмы


Древо познания добра и зла_____________________

Отойди от зла и сотвори благо___________________

Чти отца твоего и матерь твою___________________

За каждое правильное значение и толкование до 2 баллов. Максимум - 6 баллов.

5.

Синонимы

За каждый синоним- 1балл.

6.

Омонимы

На каких полях не сеют и не пашут?

Максимум- 2 балла

7.

Антонимы

За каждый антоним- 1балл.

8.

Диалектные слова

Москву слезами не расквелить.

Кто голдобнёй, кто молчанкой берёт.

По капельке море, по волотке стог.

Много знай, да мало бай.

4 балла- «5»

3 балла- «4»

2 балла- «3»

0-1 балл- «2»

9.

Заимствованные слова

За каждое слово- 1балл.

10.

Устаревшие слова

Перед смертью Кирилл говорил брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору».

За каждое слово- 1балл.

11.

Неологизмы

За каждое слово- 1балл.

12.

Профессионализмы

За каждое слово- 1балл.








Приложение 2



Конспект урока по русскому языку по теме Лексика ( 6 класс)



































Приложение 3

Синонимы к слову «доброта». Всего 23 синонима.

Синоним

В исходной форме

Частота

Морфологическая информация

Ласка (15)

ласка

2 695

Существительное ЖР, ЕД, ИМ, ОД

Мягкость (48)

мягкость

653

Существительное ЖР, ЕД, ВН, НО

Добродушие (20)

-

489

Существительное СР, ЕД, ВН, НО

Кротость (31)

кротость

413

Существительное ЖР, ЕД, ВН, НО

Гуманность (13)

гуманность

302

Существительное ЖР, ЕД, ВН, НО

Благодушие (20)

-

284

Существительное СР, ЕД, ВН, НО

Человеколюбие (12)

-

272

Существительное СР, ЕД, ВН, НО

Человечность (9)

человечность

262

Существительное ЖР, ЕД, ВН, НО

Сердечность (20)

сердечность

155

Существительное ЖР, ЕД, ВН, НО

Ласковость (16)

ласковость

124

Существительное ЖР, ЕД, ВН, НО

Благость (10)

благость

121

Существительное ЖР, ЕД, ВН, НО

Отзывчивость (21)

отзывчивость

74

Существительное ЖР, ЕД, ВН, НО

Добросердечие (15)

-

42

Существительное СР, ЕД, ВН, НО

Мягкосердечие (15)

-

33

Существительное СР, ЕД, ВН, НО

Добротность (11)

добротность

32

Существительное ЖР, ЕД, ВН, НО

Душевность (18)

душевность

28

Существительное ЖР, ЕД, ВН, НО

Участливость (16)

участливость

10

Существительное ЖР, ЕД, ВН, НО

Добротолюбие (5)

-

4

Существительное СР, ЕД, ВН, НО

Беззлобие (17)

-

3

Существительное СР, ЕД, ВН, НО

Добросердечность (13)

добросердечность

2

Существительное ЖР, ЕД, ВН, НО

Мягкосердечность (15)

мягкосердечность

2

Существительное ЖР, ЕД, ВН, НО

Добродушность (10)

добродушность

1

Существительное ЖР, ЕД, ВН, НО

Благодушность (11)

благодушность

-

Существительное ЖР, ЕД, ВН, НО

4





























Приложение 4


Конспект урока по русскому языку по теме Лексика ( 6 класс)
















Казаки


Татары

Конспект урока по русскому языку по теме Лексика ( 6 класс)


















Приложение 5

УМК, дополнительная литература, используемая при реализации данного урока:

  • Г.А. Богданова. Опрос на уроках русского языка: Книга для учителя: из опыта работы. м.: Просвещение.2008.- 144с.

  • Т.В. Раман. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 6 класс» / Т.В. Раман.- М.: Экзамен, 2009.- 222с.

  • Т.Ю. Угроватова. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 6 классе: Универс. Рабочая тетр. С богатым теорет., а так же практ. Материалом, подгот. Для детей и их родителей, преподавателей - словесников. В двух тетрадях. Тетрадь 1.М.: «ВЛАДОС». 2009г. 160с.- (1-ое полугодие).

  • Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 6 классе: Универс. Рабочая тетр. С богатым теорет., а так же практ. Материалом, подгот. Для детей и их родителей, преподавателей - словесников. В двух тетрадях. Тетрадь 1.М.: «ВЛАДОС». 2009г. 160с.- (2-ое полугодие).

  • Г.Н. Владимирская. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя.- М.: ТЦ Сфера, 2008г. 280с. (Серия « Поурочное планирование»).

17

© 2010-2022