Разработка урока по русскому языку по теме: Предложения с однородными членами и пунктуация при них

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс- 5

Дата проведения - ……………..

УРОК № ……

Тема. Предложения с однородными членами и пунктуация при них

Цель:

путём самообразовательной деятельности получить представление об однородных членах предложения и знаках препинания при них

Задачи:

углубить полученные ранее знания об однородных членах предложения; закрепить умение находить однородные члены в предложении, определять, каким членом предложения являются однородные члены;

учить расставлять знаки препинания при однородных членах предложения;

развивать речь учащихся путём использования предложений с однородными членами;

воспитывать любовь к родному языку, к природе.

Оборудование:

учебник, раздаточный материал для самообразовательной деятельности, опорная схема

Тип урока:

комбинированный урок

Ход урока

I.

Организационный момент

II.

Объявление темы и целей урока

Жили-были и сейчас живут на свете слова. Дружно живут, без устали работают вместе с людьми. У каждого слова своя специальность, а, бывает, что не одна. Слова работают в предложении, помогают людям общаться друг с другом, дело налаживать. Недаром говорят, что у хороших людей слова с делом не расходятся.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительной стране Синтаксису в гости к однородным членам предложения.

Погостив у них, вы узнаете, что такое однородные члены предложения, какие знаки препинания ставятся в предложениях с однородными членами; научитесь работать с текстом, находить в предложениях однородные члены, расставлять знаки препинания в предложениях однородными членами; поймёте разницу между предложениями, осложненными однородными членами и неосложненными предложениями, особенности использования предложений с однородными членами.

III.

Актуализация опорных знаний учащихся

Материал для наблюдений

Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. Однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строчки…(Выразительное чтение стихотворения учителем)

Ветер
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых.
И расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.

Разработка урока по русскому языку по теме: Предложения с однородными членами и пунктуация при них

М.Исаковский

Беседа по вопросам

1.

Какая часть речи помогает поэту создать образ веселого, подвижного, радостного ветра? Какие это члены предложения?

2.

Как называются такие глаголы-сказуемые?

IY.

Работа по теме урока

1.

Блок контрольно-рефлексивных заданий

Понятие об однородных членах предложения

(Продолжение работы со стихотворением)

-

Давайте выпишем все сказуемые к подлежащему ВЕТЕР. (Один учащийся работает у доски)

-

На какой вопрос отвечают все эти глаголы?

-

Какое слово поясняют все эти глаголы-сказуемые?

-

Можно ли сказать, что все глаголы стоят в одной форме? Какой?

-

Прочитайте выписанное предложение выразительно. Какие слова связаны перечислительной интонацией? А союзом и?

Учитель. Глаголы, которые использует поэт в стихотворении, не мешают друг другу и «работают» как одно целое, они живут в дружбе, равенстве, потому что среди них нет главных и зависимых, а поясняют они одно и тоже слово. И такие члены предложения, живущие в добром соседстве, как мы уже выяснили, называются однородными.

-

Если вы были внимательны, то можете назвать три признака однородных членов…

Учитель. Приготовьте свои конспекты для записи выводов, к которым мы пришли.

Учащиеся. Называют 3 признака однородных членов предложения:

1- отвечают на один вопрос;

2- относятся к одному слову;

3- чаще всего выражены одной частью речи в одинаковой форме.

Примечание. Если учащиеся испытывают затруднения, то обращаемся к учебнику с. 49

2.

Работа над интонацией при чтении предложений с однородными членами. Конкурс на лучшего чтеца (опережающее д/з: выучить стихотворение О.Григорьева «Какой дождь», упр.81)

Учитель. Обратите внимание не только на интонацию перечисления при однородных членах, но и разное интонирование самих однородных.

3.

Знаки препинания при однородных членах предложения

Учитель. Ребята, давайте сейчас научимся с уважением относиться к нашим новым друзьям - однородным членам предложения. Как они правильно произносятся

( с перечислительной интонацией) мы уже знаем. Но ведь они наши помощники и друзья, когда мы пишем тоже.

Обратимся к опорным схемам в учебнике с. 51. Анализ схем.

Y.

Закрепление изученного материала

1.

Работа в группах

Составьте предложения к любым четырём схемам, запишите их. Ваши предложения должны быть о красоте осенней природы.

Схема 1. О и О.

Схема 2. О, О, О.

Схема 3. О, а(но) О.

Схема 4. О и О, О и О.

Схема 5. и О, и О, и О.

Схема 6. О или О, О или О.

Примечание: работы собираются, анализ работы в группах мы проведем на следующем уроке.

2.

Диктант-взаимопроверка.

Золотой дождь.

Шумит в лесу золотой дождь. Всё лето листочки подставляли солнцу свои ладошки, щёчки, спинки. Они пропитались солнцем и стали золотистыми. Летят, скучают, плывут листья. Позолотили они дорожки и тропинки. Елки жёлтыми и бордовыми листочками украсились. Грибы под листиками спрятались.

Пришла осень. Зашумел в лесу золотой дождь. Полетели листочки иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам, понеслись куницами по земле.

Весело и быстро кружит ветер яркое и пёстрое лесное золото.

Задание.

- Найдите и подчеркните в предложениях условными линиями с однородные члены.

- Составьте схему ко второму предложению.

YI.

Подведение итогов урока

«Да-нетка». (Выскажите своё согласие/несогласие с данными утверждениями):

Утверждение

Да

Нет

1.

Однородными могут быть только второстепенные члены предложения

2.

Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос

3.

Между однородными членами ставится запятая, если они не соединены союзами

4.

Если однородные члены связаны противительными союзами (а, но, однако), то запятая не ставится

5.

Однородные члены могут связываться интонационно и с помощью союзов

6.

Однородные члены выступают в роли одного и того же члена предложения

7.

Если союз и повторяется в предложении с однородными членами, то надо поставить запятую

8.

В предложении: «Из кучи зелени выполз толстый и аппетитный червяк» есть однородные члены предложения

9.

Предложение «Пушистый снег лежит на полях, на кустах, на деревьях» осложнено однородными членами

10.

В предложении «Листья осины могут быть багряными, алыми, лиловыми» однородные члены являются дополнениями

11.

В предложении «Шёл дождь и два студента» являются ли однородными членами подчёркнутые слова?

12.

Запятая ставится, если союзы и, или при однородных членах не повторяются


YII.

Домашнее задание

Всем учащимся: выучить теорию по учебнику с.49,51; словарные слова (24 слова).

Средний уровень: выполнить упр. 82 (1,2 задания).

Высокий и достаточный уровни: найти в художественной литературе и записать 5-6 примеров предложений с однородными членами, указав источник.


© 2010-2022