Конспект урока по русскому языку на тему Частицы формообразующие, отрицательные и модальные

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Учитель: Гайкова Елена Николаевна

Предмет: русский язык

Класс: 7 «г»

Дата проведения:

Тема урока: Частицы формообразующие, отрицательные и модальные

Цель (обучения): Развитие умения определять разряды частиц: формообразующими, отрицательными и модальными и отличать частицы от других частей речи

Цель (личностного развития): Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное.

Ожидаемые результаты:

А: Учащиеся знают разряды частиц.

В: Учащиеся умеют отличать модальные частицы по значениям.

С: Учащиеся могут передать свои знания в группе. оценить свои знания и др.


Время

Этапы

урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационные формы

Оценивание

Используе-

мые модули

2мин.

























Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой на урок.





Стадия вызова


Создание благоприят-ного психологи-ческого климата.




Организация работы в группах.



Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.


Учитель предлагает детям встать в круг и повернуться друг к другу лицом, пожелать что-нибудь приятное.

Проверка дом .задания проходит до начала урока. Учащиеся получили задание на прошлом уроке составить синквейн по теме: Частица как служебная часть речи»

Работа выполнена на листах и вывешивается на магнитной доске.


Учитель делит класс на группы при помощи «Светофора». Предварительно перед уроком раскладываю кружки на столы красные для уч-ов с высокой мотивацией, желтые - со средней, зеленые - со слабой.

Уч-ся рассаживаются в группы согласно своему цвету.

- Начинаем урок с разминки. Попробуем вместе рассказать стихотворение. Части речи будем произносить дружно, хором (приложение 1) Слайд 1

- С какой частью речи из этого стихотворения мы знакомились на предыдущем уроке?
- Какие частицы встретились в стихотворении?
- Что такое частицы?

- Сегодня на уроке мы продолжаем тему частицы, будем знакомиться с разрядами частиц. Слайд 2.

- Какие разряды имеют частицы?

Разряды частиц: формообразующие, отрицательные, модальные.

- Наша цель на уроке сегодня?


- Хорошо.

- Постараемся её достичь.

Учитель объясняет уч -ся технологию «Карусель».

- Сегодня на уроке мы будем заниматься по технологии «Карусель». А это, значит, по моей команде вы будете переходить из одной группы в другую, и так три раза. Работаем в команде быстро и слаженно.

-Приступаем к работе.

Дети встают в круг и говорят друг другу слова.

Учащиеся, просматривая работы одноклассников, оценивают, сравнивают со своей работой, т.о. проходит формативное оценивание.

Создаются группы сформированные учителем.

Учащиеся хором произносят части речи

- с частицей


- не, ни
- (правило)


Уч-ся читают со слайда: формообразующие, отрицательные, модальные.

- познакомиться с разрядами частиц, научиться отличать частицы по разрядам.

Учащиеся распределяют роли для работы в группе, получают новую информацию,

Учащиеся обсуждают в своей группе.


Формативное(похвала)





















Формативное оценивание похвала(молодцы)

Правильно, молодцы.

Верно.Молодцы.

Использование новых технологий (ИКТ). Оценивание для обучения


21 мин по7 минна каждую группу

Операционн-познавательный этап






































Отработка умений распознавать частицы по разрядам.

Развивать логическое мышление, речь учащихся;















































Учитель организует работу по осмыслению содержания новой темы, через непосредственный контакт с новой информацией.

На каждом столе (в группе) лежат: листы с заданиями, оценочные листы на каждого ученика.

Уч-ся работают в парах.

Приложение 1. Формообразующие частицы.

1.Формообразующие частицы.

Работа в парах.

Задание 1. - Посмотрите внимательно на название разряда и скажите, для чего они служат?
- Какие наклонения глагола вам известны?
- Для образования, каких наклонений нам необходимы частицы?

2.Откройте учебник на стр. 198, пар. 56 , абзац формообразующие частицы.

3. Задание. Составить кластер.

Конспект урока по русскому языку на тему Частицы формообразующие, отрицательные и модальные

4.Практические задания.

Задание 1.Упр. № 455 (письменно) Спишите, раскрывая скобки.

В паре ответьте на вопросы, относящиеся к устным.

Задание 2 . В паре устно определите виды предложений по цели высказывания.

Письменно. Вставьте, где возможно, частицы давай, пусть, пускай.

Устно объясните друг другу. Как изменится значение предложений? Почему?

Ребята отправятся в поход всем классом.

Мальчики захватят с собой фотоаппарат, мячи.

Девочки позаботятся о походной аптечке.

Приложение 2.

Отрицательные частицы.

Работа в парах.

Задание 1. Сравните предложения:

Я был в школе.

Я не был в школе.

Я был не в школе.

Не бывать этому!

Какое значение вносит частица НЕ в эти предложения?



Частица НЕ может придавать предложению и утвердительный смысл

Я не мог не быть в школе. Объясните, в каком случае?

Задание 2. Откройте учебник на стр. 200, пар.57. Прочитайте внимательно правило.

Задание 3. Дополните кластер отрицательными частицами.

4.Практические задания.

1.Упр. № 460 письменно. Устно объяснить напарнику употребление частиц НЕ, НИ и приставок НЕ, НИ.

2. Творческое задание.

Закончить предложения.

1.Кто ни прочитает эту книгу, …

2.Кто не прочитает эту книгу, …

3. Когда ни придешь к подруге(другу), …

4.Когда не придешь к подруге(другу), ….

3.Приведи свои примеры. (для уч-ся с сильной мотивацией)

Приложение 3.

Модальные частицы.

Работа в парах.

1.Задание. Прочитайте текст, найдите частицы, подчеркните в тексте.

«Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты».

- Угадай, кто я? Ем жуков и муравьёв и живу на ёлке.

- Неужели дятел?

- Нет, вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей.

- Так ты птица осоед

- Как же, осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.

- Как раз гусениц и личинок любят дрозды.

- Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.

- Ну, тогда ты, наверно, лесная мышь.

- Вот ещё - мышь! Бывает, я сама ем мышей.

- Хорошо! Тогда ты, конечно, кошка.

- Куда уж - кошка! Иногда я ем ящериц. Изредка рыбу.

- Ладно, ты - цапля.

- Где уж - цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

- Точно, куница!

- Вот именно не куница. Куница - мой старый враг. А я ем ещё почки, орехи,

семена ёлок, ягоды, грибы.

- Скорее всего, ты свинья, раз лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая

сглупу забралась на ёлку!

- Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей. Чайки ловят не только рыбу. Мухоловки глотают не только мух, а белки грызут не только орешки.

(По Н.И. Сладкову).

2.Задание. Откройте учебник на стр. 207, пар. 59. Прочтите правило. Обратитесь к тексту задания №1и укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям,

При необходимости обращайтесь к правилу.

Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.

3.Задание. Дополните кластер модельными частицами.

Практическое задание.

Задание 1.Упр. № 479 (письменно).



Дополнительное задание.

Определите значение ТО в следующих предложениях:

1.Какая - то рота продолжала обороняться.

2.Задача - то легкая!

3.Я спрятался за то дерево.

4.Он много занимался, зато хорошо сдал экзамен.

Для учащихся с сильной мотивацией.


Учитель сообщает, что работа в группах закончена.

Следующий этап урока общение.

- Формообразующая частица почему она так называется?

- Какие частицы относятся к формообразующим?Отрицательная частица почему она так называется?

- Чем схожи НЕ и НИ?

- А чем отличаются частицы отрицательные частицы?

Модальная почему она так называется?

- Какие частицы относятся к модальным?

- В каких стилях речи употребляются частицы?

- Какие существуют группы модальных частиц? Приведите примеры.

Ученики организуют индивидуальный поиск и обмен идеями через диалог с одноклассниками.

Учащиеся обсуждают в своей группе.

Уч- ся в паре отечают на вопрсы:

- для образования наклонения глаголов
- изъявительные, условные, повелительные
- условные, повелительные

Учащиеся группой составляют кластер.







Уч- ся отвечают на вопросы.

Глаголы с помощью указанных частиц приобретают форму повелительного наклонения, а предложения по цели высказывания становятся побудительными.

Анализируя предложения, уч-ся делают вывод о том, что частица НЕ может придавать отрицательное значение как отдельным словам, таки всему предложению.

Уч- ся объясняют друг другу.

Когда одна из частиц стоит перед глаголом мочь, а другая - перед неопределенной формой глагола.


Уч- ся списывают упражнение раскрывают скобки, определяют слитное и раздельное написание НЕ,НИ.




Уч- ся в паре читают текст, подчеркивают частицы.










Уч- ся читают правило и возвращаются к первому заданию, определяют разряды частиц.

Определяют стиль текста разговорный, обосновывают тем, что диалог.

Составляют кластер.

Находят все частицы, определяют их разряды и значение. Друг другу в паре объясняют постановку знака препинания при причастном обороте.

В первом предложении ТО является суффиксом в местоимении какая - то, во втором - частицей, выражает значение усиления, в третьем ТО является указательным местоимением, в последнем предложении входит в состав союза зато = то.
















Групповое, фронтальное, индивидуальное обучение

















Формативное оценивание

(взаимооцен-ка, аплодис-менты, самооценка)





























.















Диалоговое обучение (исследовательская, кумулятивная беседа).

Использование новых технологий (ИКТ). Обучение талантливых и одарённых

Оценивание для обучения










Рефлексия

Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информацииОбсуждение результатов работы групп

Учащимся предлагается заполнить рефлективные листы отметить:

-Комфортно ли вам было сегодня на уроке? Почему? Какие задания были наиболее интересными, трудными, почему?




Учащиеся в письменной форме высказывают своё мнение

Индивидуальное обучение

Формативное оценивание (рефлективные листы)

Критическое мышление (рефлективные листы).

Оценивание для обучения.

Саморегуляция.

Дом.задание

Подготовиться к защите кластера.

Выучить теоретический материал пар 56

Дети записывают домашнее задание в дневники.

Индивидуальное обучение

Обучение талантливых и одарённых.

Использование новых технологий (ИКТ).

Критическое мышление

















Стратегия развития критического мышления - стадии и методические приемы

Технологичекие

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы и методы

I стадия (фаза)

Вызов (evocation):

-актуализация имеющихся знаний;

-пробуждение интереса к получению новой информации;

-постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, «открытые» и «закрытые» вопросы и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия

Осмысление содержания (realization of meaning):

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

«инсерт»;

«Fishbone»;

«идеал»;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента - индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия (reflection):

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Приложение.

Лист самооценки.

Оценивание производится по трех балльной шкале:

«3» - отлично

«2» - хорошо

«1» - я могу лучше

Рассказывал домашнее задание

Работа в группе, предлагал новые идеи и направления

Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения

Анализировал, обобщал точку зрения, делал выводы

Выступал от группы

Средний балл




15



© 2010-2022