Доклад. Моя тема самообразования «Современный урок русского языка»

Доклад содержит основные требования к урокам русского языка, главная задача которых состоит в том, чтобы процесс освоения современного русского литературного языка органично сочетался с интенсивным развитием речевых, интеллектуальных и творческих способностей, духовно- нравственных и эстетических качеств личности школьников.   В докладе подчёркивается необходимость развивающего характера обучения русскому языку. В современной лингвистике утверждён триединый взгляд на языковое явление: анализ зна...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОЯ ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА»

1 Требования к современному уроку русского языка. Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы процесс освоения основных норм современного русского литературного языка органично сочетался с интенсивным развитием речевых, интеллектуальных и творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьников.

2 В связи с этим необходимо обеспечить в преподавании познание окружающего мира через родной язык.

3 Необходимо также обеспечить развивающий характер обучения русскому языку. В современной лингвистике утверждён триединый взгляд на языковое явление: анализ значения, формы и функции (семантика языка).

4 Такой триединый взгляд помогает по-новому подойти к решению очень важной методической проблемы, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, в стремлении анализировать каждое языковое явление во всём многообразии его связей с другими языковыми явлениями.

5 На каждом уроке должно происходить развитие связной речи, какой бы теме он ни был посвящён. При использовании связных текстов происходит поэтапное овладение всеми видами речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо.

6 Пристальное внимание следует уделять правилам употребления в речи языковых единиц, соблюдению правил речевого поведения, развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.

7 Коммуникативная направленность курса требует более глубокого внимания кт проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Решению этой задачи способствует систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет совершенствовать важнейшие речевые умения, а также сформировать элементарные навыки лингвистического анализа.

8 Очень важно на уроках русского языка уделять внимание вопросам истории развития русского языка, целенаправленному знакомству с этимологией, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи. Следовательно, необходимо чаще работать с этимологическим словарём.

9 В настоящее время очень важен на уроках русского языка культурологический аспект. Это должно проявляться в использовании сведений по истории русского языка, материалов о русских учёных-лингвистах. Такая работа формирует представление о родном языке как национальном достоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры.

10 Изучение русского языка в старших классах согласуется с необходимой задачей-задачей подготовки школьников к экзаменам. Старшеклассники должны овладеть всеми видами речевой деятельности, информационными умениями, основными нормами русского литературного языка: коммуникативными, интеллектуальными, информационными, организационными.

11 В настоящее время с этой целью рекомендуется широко использовать не только учебники русского языка, но и другие учебно-методические пособия: рабочие тетради, справочники, словари, формирующие навыки самопроверки, самооценки, развивающие интерес к изучению родного языка.

12 В настоящее время в практике преподавания русского языка сложилась система нетрадиционных уроков. Я опробовала многие предлагаемые методики: «Грамматический бой» ; «Лингвистическое исследование» ; «Лингвистический КВН» ; защита проекта, защита реферата; конкурс на лучшее сочинение, изложение; «Устный журнал»; урок-презентация; урок творчества; урок-конференция ; урок-олимпиада; урок-викторина; урок-практикум.

ВЫВОД: если курс русского языка будет направлен на всестороннее развитие личности учащихся, то наши школьники будут испытывать потребности в речевом самосовершенствовании, в творчестве.

ПРИЛОЖЕНИЕ. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 7 А КЛАССА ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЛИРИКА А.С.ПУШКИНА»

ВСТРЕЧА

Какое тяжкое изгнанье

Великий Пушкин пережил!

Какое горькое страданье

В душе измученной носил!

В лесной глуши,

уединенье

Он жил как узник и сгорал…

И это тяжкое гоненье

Как мог, один переживал…

Однажды утром на рассвете,

Заслышав звоны бубенца,

Глазам не веря, друга встретил,

И Пущин обнял молодца!

Лицейской дружбы лучик ясный

Согрел озябшие сердца…

Так встретились в сей миг прекрасный

Два друга, брата и борца!

Галкина Анастасия 7А

МОЙ ПЕРВЫЙ ДРУГ

Мой первый друг,

Мой друг бесценный!

Великий Пушкин!

Навсегда твои поэмы вдохновенны

Мои украсили года!

Я вижу дуб у Лукоморья,

Где сказки тайны стерегут

И где со злом на ранних зорях

Богатыри на бой идут…

Я помню Мёртвую царевну

И бой Руслана с Головой,

И рать святую, вдохновенну,

И Карла с белой бородой…

И снова русским духом пахнет,

И сердце эту Русь хранит,

И нет нигде земли прекрасней!

Мне это Пушкин говорит!

Карапетян Тигран 7А


НА ЧЁРНОЙ РЕЧКЕ

Чёрной речки заснеженный берег

И февральский неласковый день…

Пушкин прибыл на место дуэли

Защитить честь супруги своей.

Кто, скажите, злой черни дал право,

Чтоб травили его без конца?

Почему наш Поэт, наша Слава

Погибает от рук подлеца?

В тихий дом, что на Мойке 12,

Постучалась большая беда…

И народ о здоровье справляться

Ручейками стекался сюда.

Скинув шапки, у двери толпились,

Скорбно головы молча склонив,

И тихонько беззвучно молились,

Чтоб Господь пожалел, сохранил…

Но по капельке жизнь вытекала,

Стиснув зубы, он молча страдал,

Вместе с ним вся Россия страдала,

Для которой Он жил и писал…

Кто убил его?! Светский повеса!

Клеветник, ловелас, злобный ферт!

И История судит Дантеса

Сто ..и двести…и …тысячу лет!

Чуйко Егор 7А

© 2010-2022