Методическая статья Как составить опорный конспект по литературе к комедии Ревизор Н. В. Гоголя для 8 класса

Данные материалы содержат опорный конспект по литературе к комедии "Ревизор" Гоголя и методические рекомендации по составлению и использованию на уроке литературы в 8 классе этого  опорного конспекта. Опорный конспект - это форма работы, позволяющая связать воедино все составляющие анализа художественного произведения: замысел автора-проблема-тема-сюжет и герои-жанр-композиционые приемы-идейный смысл. Мотивацией к применению такой формы работы является познавательный интерес, усвоение знаний по ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Путкова Тамара Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Каменноозерская ООШ» ГО Богданович


КАК СОСТАВИТЬ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ


Методические рекомендации к составлению и использованию опорного конспекта (ОК)

по комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя на уроке литературы в 8 классе


Понятие «опорный конспект по литературе» и краткие рекомендации по созданию и использованию такой формы работы впервые были даны мною в статье «Опорные конспекты и таблицы на уроке литературы», которую я предложила коллегам на учительском сайте.

учительский.сайт/Путкова-Тамара-Николаевна

Как приложение в статье есть опорные конспекты к комедии Грибоедова «Горе от ума» и роману Лермонтова «Герой нашего времени» для 9 класса. Никаких комментариев к составлению и использованию указанных ОК там мною не давалось.

В данной статье я хочу пояснить, как составить ОК и использовать его на уроке литературы при анализе комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя в 8 классе.

Я уже отмечала, что мотивацией к применению такой формы служит познавательный интерес к необычной форме записи, особенно у учеников среднего звена, усвоение знаний по теории литературы, восприятие художественного произведения в единстве формы и содержания, понимание авторского замысла и способов выражения представления о жизни в литературе (композиционных приемов).

Напомню, что «опорный конспект» - это шаблон, «матрица», в которую в процессе аналитического чтения текста на уроке или дома вписывается информация в виде значков, слов, фраз, предложений, схем. Структура ОК остается постоянной для каждого произведения, что позволяет запоминать понятия теории литературы и их взаимосвязь: жанр и его особенности, проблема, тема, идейный смысл, композиционные приемы, сюжет.


Как составить опорный конспект?


Планируя работу над произведением, учитель должен четко представлять себе, каких результатов он хочет добиться, поэтому обратимся сначала к рабочей программе по литературе для 8 класса (см. таблицу 2). В таблице красным цветом выделены результаты обучения - знания, умения и ценностные установки, которые получают, формируют, усваивают учащиеся при аналитическом чтении комедии «Ревизор».

При составлении тематического планирования «знания» (содержание ФК и предметно-информационной составляющей НРК) нужно отразить как тему урока. Кстати, некоторые учителя формулируют темы уроков в тематическом планировании как афоризм из текста /«И жить торопится, и чувствовать спешит»/, что не отражает всего содержания урока. Афоризм может быть, скорее всего, эпиграфом к уроку. Примерное тематическое планирование уроков по комедии дано в таблице 1.

Чтобы не терять время на уроке, учащиеся должны дома приготовить шаблон ОК (начертить в тетради), сделать все подписи; можно приготовить печатный вариант такого шаблона, в который внести часть информации, и выдать шаблон на листе формата А-4 каждому ученику..

С помощью ОК можно связать воедино все составляющие анализа художественного произведения: замысел автора - поднимаемая проблема - выбор жизненного материала, на котором рассматривается данная проблема (тема), - реализация темы через сюжет, систему образов, композицию - выбор автором жанра - композиционные приемы, с помощью которых раскрывается замысел автора, - что показал автор на этом жизненном материале (идейный смысл произведения) - литературный метод, т.е какую позицию занимает автор при отборе, оценке и отображении этих событий (хотя в 8 классе понятие о литературном методе по программе еще не дается). Совсем не обязательно при анализе придерживаться этой последовательности, главное, чтобы учащиеся понимали, почему об этом говорим на уроке.

Таблица 1

Тематическое планирование


п/п

Тема урока

К-во час.

Дата

Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор»

6+1рр+1вч

1

Н.В.Гоголь - писатель-сатирик. Идейный замысел и

1


композиция комедии «Ревизор».


2

Разоблачение нравственных и социальных пороков

1


чиновничества в комедии «Ревизор». (Анализ 1 - 2 действия)


3

Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова и

1


«хлестаковщины». (Анализ 3 действия).


4

Чиновники на приеме у Хлестакова: механизм

1


«превращения тли в коршуна» (Анализ 4 действия).


5

Письменная работа. «Как Хлестаков стал взяточником»

1рр


(Анализ 4 действия).


6

Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

1


(Анализ 5 действия).


7

Идейный смысл и общечеловеческое значение комедии «Ревизор».

1

8

Тема «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя

1вч


«Шинель»



(или: Тема духовного обнищания человека в


«Повести о том, как поссорились Иван Иванович с



Иваном Никифоровичем»)



Урок 1. Н.В.Гоголь - писатель-сатирик. Идейный замысел и композиция комедии

«Ревизор».

На первом уроке, рассказывая о замысле автора - «собрать все дурное в России…», - мы вписываем эти слова на экране (так мы называем центральную часть ОК).

Логика дальнейшего анализа может быть такова: далее можно показать, как этот замысел решил реализовать Гоголь, то есть какие недостатки (проблемы) он увидел в жизни своего общества и кто стал героями его произведения (тема), как он построил свое произведение (композиция).

Слово учителя может быть примерно таким.

« Все дурное в РоссииЧто имел в виду автор? Мы выясним это, когда прочитаем комедию. Действие происходит в уездном городе N, каких в России было много. Не случайно автор дает ему такое название. Поэтому уездный город N становится символом самодержавной России 30х годов 19 века. (Записываем фразу на экране).

Именно здесь живут герои его комедии - чиновники. А все, что случилось с ними, произошло за 2 дня. Впервые мы встречаемся с ними в доме городничего, куда он пригласил их, чтобы сообщить пренеприятное известие о приезде ревизора из Петербурга, инспектирующего состояние дел в губернии. ( на экране - дом городничего).

Что так взволновало городничего? (Дети отвечают). Да, оказывается, не все в порядке в его губернии, потому что городничий каждому из чиновников указывает на нарушения по части выполнения служебных обязанностей. Именно безответственное отношение к службе чиновников разных рангов и произвол властей так взволновали автора, что он решил показать это всему миру (записываем это как проблему), выставив напоказ всем их жизнь, нравы и мораль. А поводом послужил один случай, когда чиновники приняли «фитюльку, тряпку» Хлестакова за важного чиновника. На наших глазах происходит, по выражению Гуковского, процесс превращения «тли в коршуна» - мелкий чиновник Хлестаков становится взяточником (записываем тему).

Почему такое произошло? (Дети отвечают). Да, потому что они испугались ответственности за свои «грешки». Страх затмил им глаза. (Эту фразу потом впишем). Именно страх движет сюжет (развитие действия). Дальнейшее развитие действия строится таким образом, что городничий и его чиновники оказывают теплый прием Хлестакову, принятому за важного чиновника, порождая таким образом монстра - взяточника Хлестакова.

Взяточничество - это одно из тех «дурных» явлений, что хотел высмеять Гоголь. Ничего так не боится человек, как смеха над собой. Вот поэтому Гоголь выбрал жанр комедии. Это драматический жанр, цель ее - осмеяние пороков (записываем в особенности жанра).

Многие писатели осмеивают в своих произведениях какие-то отрицательные жизненные явления. Одни пишут о них с юмором, другие - с осуждением и критикой. Какой смех у Гоголя? Это резкая сатира на нравственные и социальные пороки чиновничества. (Можно сразу вписать или после аналитического прочтения, когда говорим об идейном смысле произв-я). Такую же неодобрительную оценку содержит и эпиграф (впишем его)

Автор сыграл с ними злую шутку: когда городничий уже строил мечты о том, как он сделает себе карьеру в Петербурге, выдав замуж за Хлестакова свою дочку, приехал настоящий ревизор. Эта неожиданная развязка - особенность композиции комедии. Городничий сражен этим известием. Мы не знаем, что произойдет дальше. Возможно, ему удастся обмануть настоящего ревизора, ведь он «мошенников над мошенниками обманывал»! Последние слова городничего, обращенные к залу: «…чему смеетесь? Над собой смеетесь…», - как бы раздвигают стены театра и выходят в реальную жизнь. Так автор хотел показать жизненность явлений, показанных в комедии».

Таким образом, на 1 уроке мы уже можем указать проблему и тему, а также особенности композиции и выбор жанра комедии. Это не первая комедия, с которой знакомятся учащиеся, поэтому другие особенности комедии (деление на части, роль авторских ремарок, диалога и монолога) они могут вписать самостоятельно, после прочтения афиши и обсуждения говорящих фамилий героев.

Конечно, ход рассуждения может быть и другим: учитель сам определит, когда он к этим понятиям подведет учащихся.

Урок 2. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор». (Анализ 1 - 2 действия)

Цель - выяснить, что автор разоблачает и как это делает (приемы).

Обсуждая содержание 1 действия, которое является экспозицией (мы узнаем о месте, времени действия, о героях и о состоянии дел в городе), отмечаем на экране, в доме городничего, имена и должности всех чиновников и их «грешки».

Так учащиеся включаются в лексическую работу: осваивается понятие о нравственных и социальных пороках чиновников (отрицательных качествах характера людей). Учащиеся составляют в тетради словарь: нравственные пороки - грубость, невежество; социальные пороки - мошенничество, взяточничество.

Этот список по мере анализа 2 - 5 действий дополняется новыми словами (легкомысленность, тщеславие, подхалимство, карьеризм, чинопочитание, телесные наказания). Многие из этих понятий незнакомы учащимся и требуют пояснений. Так формируется представление о том «дурном в России», что хотел высмеять Гоголь в комедии. В конце анализа комедии, когда формулируется идейный смысл, мы включаем эти слова в наши выводы.

Во 2 действии мы получаем первое представление о Хлестакове, чиновнике 14 класса. Через диалоги и монологи Хлестакова и его слуги Осипа мы узнаем, что Хлестаков - легкомысленный, ветреный человек, он любит «пустить пыль в глаза».

Заканчивая анализ, отмечаем приемы, с помощью которых происходит разоблачение пороков всех героев комедии: диалоги, монологи, речь-разоблачение, отзывы друг о друге (записываем в композиционные приемы).

Урок 3. Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова и «хлестаковщины». (Анализ 3 действия).

Основное содержание этого действия - Хлестаков в доме городничего после посещения заведений города - углубляет представление о Хлестакове и «хлестаковщине» как распространенном явлении. Отмечаем, что мастерство автора в создании образа проявляется не только в использовании таких приемов, как диалоги и монологи героев, отзывы героев друг о друге. но и через речь-саморазоблачение героя, ремарки автора. Это ярко проявляется в сцене вранья Хлестакова, которая является кульминацией в сюжете (явление 6). Только страх перед важным чиновником и чинопочитание не позволили всем увидеть в Хл-ве «фитюльку, тряпку». (Все названные понятия после анализа сцен вносим в ОК),

Обращаем внимание на то, что слова пьяненького Хлес-ва: «Я везде, везде…» - надо воспринимать не только в прямом смысле, но и в переносном: везде есть такие ветреные пустомели, которые пускают пыль в глаза всем, чтобы казаться значительными личностями. Это тоже порок, которой есть и у городничего (вспомним сцену, как городничий аттестует себя перед Хлестаковым во втором дей-и, или мечты городничего в пятом дей-и о карьере в Петербурге). Эти слова выносим за пределы дома городничего Именно они наводят на мысль о «хлестаковщине» - бахвальстве, не подкрепленном делами,-распространенном явлении реальной жизни.

Урок 4. Чиновники на приеме у Хлестакова: механизм «превращения тли в коршуна» (Анализ 4 действия).

Анализ этого действия позволяет проследить, как Хлестаков стал взяточником. Аналитическое чтение начинается в классе и заканчивается домашней письменной работой - составлением таблицы, которая позволит увидеть в Хлестакове «хищника», аппетит которого разгорается при каждой новой встрече. И это не только смешно, но и страшно.

Таблица 3

Как Хлестаков стал взяточником


Действие, явление

Кто приходит к Хлестакову

Как ведет себя гость

Как ведет себя Хлестаков

О чем говорят, кто ведет разговор

Как берется взятка, сколько денег

Какое мнение сложилось о госте у Хлестакова

Д.2-явл.8

Городничий

Сквозник-Дмухановский






Д.4-явл.3

Судья Ляпкин-Тяпкин






Д.4-явл.4

Почтмейстер Шпекин






Д.4-явл.5

Смотритель училищ Хлопов






Д.4-явл.6

Попечитель … Земляника






Д.4-явл.7

Помещики Бобчинский, Добчинский






Д.4-явл.10

Купцы








При заполнении таблицы обращаем внимание не только на речь героев, но и на их поведение (см.авторские ремарки).

Выводы: 1. Порядок посещения - по старшинству должностей и положения (последними идут малообеспеченные помещики). 2. Чем дальше, тем больше наглеет Хл-в: в конце он уже не подводит разговора к теме взятки, а просит с порога, выпроваживая помещиков, и размер взятки увеличивается.

Урок 5. Письменная работа. «Как и почему Хлестаков стал взяточником» (Анализ 4 действия).

Результаты аналитического прочтения текста и заполнения таблицы требуют обобщения при ответе на письменный вопрос «Как и почему Хлестаков стал взяточником».

Урок 6. Финал комедии, его идейно-композиционное значение. (Анализ 5 действия).

Урок 7. Идейный смыл и общечеловеческое значение комедии «Ревизор».

Выводы об идейном смысле кратко записываются в ОК, Единственное положительное лицо, по словам Гоголя, - смех. Даем понятие о критическом реализме (авторская позиция: отбор, оценка и отображение событий).

_________________________________________________________________________________

ОТ АВТОРА Как можно использовать ОК в дальнейшей работе:

*для повторения всего произведения * при подготовке к тесту или контрольной работе

* для закрепления понятий теории литературы

Прошу присылать Ваши отзывы о технологии ОК.

В ближайшее время будут подготовлены ОК к рассказу «После бала» Л.Н.Толстого.

В будущем - к другим произведениям курса литературы 8 и 9 классов.

С уважением Путкова Т.Н.

© 2010-2022