- Преподавателю
- Русский язык и литература
- УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ ( 7 КЛАСС)
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ ( 7 КЛАСС)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | ЕСАУЛОВА О.Ю. |
Дата | 31.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
7
Урок литературы в 7-м классе.
Ермолай - Еразм
"Повесть о Петре и Февронии Муромских"
-
Есаулова Оксана Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Задача:
1) прививать культуру ведения дискуссии на уроке, умение отстаивать свою точку зрения, умение выслушать собеседника.
2) развивать умение работать с текстом(работа с карандашом);
навык работы над анализом эпизода, умение составлять план текста по основным эпизодам;
3) обучение сопоставительному и сравнительному анализу работы над текстом (работа с таблицей).
Ход урока:
Ермолай-Еразм
Повесть о Петре и Февронии Муромских
Цель урока:
-
Познакомиться с произведением древнерусской литературы.
-
Определить проблематику повести.
-
Выявить новаторство Ермолая-Еразма в создании характера героини.
-
Расширить понятие эпизода эпического произведения.
-
Развивать аналитические умения и письменную речь.
Опрос по пройденному материалу.
-
"Повесть о Петре и Февронии" - это фольклорное или литературное произведение? Почему?
-
Можно ли назвать это произведение житием?
-
Что значит "повесть", почему это произведение называется повестью?
Анализ произведения.
-
К какому роду относится "Повесть о Петре и Февронии"?
-
Что значит эпический род? Главные его признаки?
-
Какие признаки эпического рода можно выделить в "Повести о Петре и Февронии"?
-
Что значит понятие "эпизод"?
-
Выделите основные эпизоды в произведении.
Работа с текстом произведения.
(Выполнение и проверка домашнего задания)
Основные эпизоды повести:
-
Проделки дьявола
-
Отчего смерть змея приключится.
-
Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча.
-
Агриков меч найден.
-
Змей убит.
-
Мудрая девушка из села Ласково.
-
Условие Февронии и исцеление.
-
Заговор против княгини Февронии.
-
"Дайте то, что я прошу!"
-
Прозорливость Февронии.
-
Возвращение в Муром и счастливое княжение.
-
"Приспело время преставления".
-
Чудеса с телами Петра и Февронии.
Анализ эпизода эпического произведения.
1) Озаглавить эпизод.
2)Указать, какое место этот эпизод занимает в произведении (в начале, в конце, главный или незначительный).
3)Роль эпизода в раскрытии характеров или в развитии сюжета.
4) Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.
5) Есть ли в эпизоде пейзаж или описание интерьера, предметного мира; их роль.
6) Как проявляется в эпизоде стиль писателя, что для него характерно.
7) Языковые особенности эпизода - анализ средств языка, используемых автором.
НОВАЯ ТЕМА УРОКА
Классное сочинение аналитического типа на тему " Изображение человека в фольклоре и древнерусской литературе". Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного.
А. С. Дёмин
Закрепление изученного материала.
Пётр и Феврония - исторические лица. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году. Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.
Основные особенности повести.
-
Повесть похожа на житие, но содержание произведения отличается от канонического жития.
-
Найдите признаки жития в повести.
-
Что вам напоминает начало повести?
-
Найдите другие признаки волшебной сказки в произведении.
Работа в рабочей тетради.
Признаки сказки
Черты жития
-
Что необычного в доме Февронии заметил слуга Петра?
-
Как отвечает Феврония на вопросы слуги? Почему он ничего не может понять в словах дочери древолаза?
-
Найдите в тексте повести эпизоды, в которых проявляется ум Февронии, её благочестие и верность.
-
Какое качество подчёркивает автор в её характере в первую очередь?
-
К кому обращается Феврония в трудные минуты?
-
Какие черты характера героини вы находите наиболее привлекательными?
-
Почему после её смерти происходят чудеса?
Общий Воздух "Спас нерукотворный" с предстоящими вид. 1389.
-
"…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…"
-
Прочитайте финал повести.
-
Какое впечатление оно производит?
-
Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм - исторической повести, волшебной и бытовой сказки, основной же формой является житие.
-
Найдите элементы этих жанров в структуре повести.
Заполнить таблицу:
Признаки сказки
Черты жития
-
Сказочный зачин.
-
Первая часть похожа на народную сказку о змее-искусителе, вторая - на сказку о мудрой деве.
-
Есть сказочный герой змей-искуситель.
-
Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея.
-
Есть загадки, хитроумные задания-испытания.
-
Есть волшебные вещи: Агриков меч.
-
Есть постоянные эпитеты ("лукавый змей", "мудрая дева").
-
Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр - благочестивый, святой; Феврония - святая, преподобная, блаженная).
-
Есть похвальное слово святым.
-
Любовь героев к Богу, жизнь по "заповедям Божьим".
-
Чудеса, которые творит герой (Феврония исцеляет больных).
-
Необычная смерть и посмертные чудеса.
-
Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм - исторической повести, волшебной и бытовой сказки, основной же формой является житие.
Найдите элементы этих жанров в структуре повести.
-
Повесть, заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характеры, является не только образцом благочестивого жития русских князей, но и кладезем житейской мудрости.
-
Тема - история любви.
-
Идея произведения заключается в том, что любовь - это великое, всепобеждающее чувство.
Троицкий собор в Муроме, где хранятся мощи св. Петра и Февронии
8 июля православные отмечают праздник святых Петра и Февронии Муромских чудотворцев
Поездка в Муром на праздник Петра и Февронии (07.07-08.07.2006г.)
Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.
Д. С. Лихачёв.
Домашнее задание
-
Подготовить пересказ (инсценировку, киносценарий) эпизодов повести.
-
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: Какие жизненные ценности утверждаются в повести?