Материал для подготовки к сочинению (часть С)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алгоритм написания части С

Создание собственного текста

Опираясь на записи в черновике, создаем текст

(8 абзацев)

1)

Написать вступление

(2-3 предложения)

- приглашение к разговору;
- определение темы ( о чем?) текста;
- переход к части, в которой будет сформулирована проблема, связь с ней вступления.

Уместно использовать некоторые стилистические фигуры, например именительный представления, риторические восклицания, риторические вопросы, вопросно-ответную форму изложения и т. д.
Родная природа... Что она значит для нас? Для кого-то - святыня, которую надо сохранить и передать следующему поколению, а для кого-то - только источник обогащения.

2)

Сформулировать

одну из проблем

(лучше в виде проблемного

вопроса)

Помните: у автора нет проблем; следует говорить о проблеме, над которой размышляет автор текста.

Автор размышляет над проблемой (чего? Р.П.) гуманизма (затрагивает, касается, рассматривает...)

Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального в жизни человека? Этой сложной проблеме посвящает свой текст … (назвать автора).

Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор текста.

Публицистический стиль текста

Художественный стиль

3)

Дать комментарий к выбранной проблеме с опорой на данный текст

Помните:

-нужно комментировать только ту проблему, которая отражена в тексте и названа вами;

- не являются комментариями неоправданный пересказ и сплошное цитирование

Объяснение текста с опорой на вопросы:

Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

На чём заостряет внимание?

Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

Как выражено авторское отношение к изображаемому?

Какие эмоции автора выражены в тексте?

Показать, как автор приводит читателя к пониманию его позиции. Автор раскрывает проблему на примере…

В центре внимания автора…

Автор говорит о том, что…

Автор обращает внимание на …

Автор доказывает (убеждает, осуждает, иронизирует, одобряет, поддерживает, негодует, восхищается, удивляется)…

Автора волнует (тревожит)…

Одним-двумя предложениями сказать о сюжете; о том, что представляет собой герой, от имени которого ведется повествование, какова его речь; поразмышлять, совпадает ли позиция рассказчика и авторская позиция, из чего это следует.

На первый взгляд тема (проблема) кажется странной (банальной, узкой, частной, старой, незначительной)...
В жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор текста...
Почему мы не всегда обращаем внимание на…

4)

Определить авторскую позицию

Помните: позиция автора - ответ на проблемный вопрос

Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?

Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

Какие слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение, дают оценку описываемым фактам?

Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами.

Позиция автора такова…

Автор считает, что… Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

Автор убеждает нас в том, что…

В тексте доказывается мысль о том, что…

Основная мысль текста заключается в том, что…

По мнению автора, ...

Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что …

Читая рассказ, можно сначала подумать, что автор на стороне своего героя, что он говорит его устами …, но вскоре становится ясно, что это не так.

Вдумчивый читатель понимает, что писатель не разделяет точку зрения героя…

Так автор подводит нас к выводу о том, что…

5)

Выразить согласие или несогласие с позицией автора.

Без «прописанности» позиции аргументы не считаются.

Я согласен / не согласен с автором, потому что… и считаю…

Можно согласиться с автором...
В целом я согласен с автором текста, однако...
Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что...
Я с интересом прочитал статью, но не могу согласиться...
Не во всем можно согласиться с автором текста...

6)

Привести 1 аргумент

Помните:

- ваш аргумент - это ответ на вопрос: почему, с вашей точки зрения, автор прав или неправ?

- аргумент не должен повторять авторскую позицию

Аргумент подкрепляется выводом.

Без вывода это просто пример, который не засчитывается.

Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы. Во-первых, ...

7)

Привести 2 аргумент

из художественной литературы

Аргумент не должен быть только ссылкой на автора и его произведение

Во-вторых, ....

В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие аргументы ...
Доказательством этой мысли может служить пример из романа… (тот факт, что…)

Аргумент также подкрепляется выводом

8)

Написать заключение

а) концовка-вывод (сжатый, в несколько строк итог всего сочинения), например:
Проанализировав содержание текста, можно сделать вывод о том, что …

б) концовка-ответ (краткий ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения),
в) концовка-афоризм (краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод и ставящее в сочинении, некую смысловую точку), например:
Прочитав этот текст, понимаешь, что … Недаром говорят: …

г) концовка-цитата (яркое изречение, высказывание какого-либо выдающегося человека, соответствующее основной идее сочинения и подтверждающее справедливость мнения его автора), например:
«…», - писал известный русский поэт и писатель … Именно так оно и есть: …

2

© 2010-2022