Конспект урока по русскому языку на тему Обращение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок русского языка в 8 классе

на тему: «Обращение»

Тип урока: Урок объяснения нового материала.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: ( объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением - знаков выделения; правила постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращение с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего.

Метапредметные : (омпоненты культурно - компетентностного опыта / приобретенная компетентность ): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт - диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том чияле на электронных носителях.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально - культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы



uroki.net festival.1 september.ru/subjects

zavuch.info som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

intergu.ru akademius.narod/vibor-rus.html

Основные понятия: Обращение

Организационная структура урока

Эпиграф урока ( запись на доске):

Я верю в неразменные слова,

Бездонные, как неба синева,

И свежие, как листья под росой,

Как на траве следы стопы босой.

Н.Рыленков



Слово учителя.

«Я к вам пишу - чего же боле?» Действительно, что же еще? Сегодня наше общение, к сожалению, свелось к электронной почте, SMS - сообщениям или контактам в чатах. Но как же называть человека, с которым ты хочешь вступить в переписку?

- О чем, по - вашему, мы будем говорить на нашем уроке?

- Об обращении.

Слово учителя.

( зачитывается эпиграф) Действительно, вокруг так много слов, что порою можно невольно ошибиться и ненароком выбрать не то, и тем самым обидеть кого-нибудь. Чтобы этого не случилось, нужно бережно и внимательно обращаться с речевым материалом.

Запишите, пожалуйста, в тетрадь следующие строки:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Выразительно прочитайте совет со всеми знаками препинания.

Какие синтаксические конструкции перед нами?

( 1 предложение - СПП; выделяются его границы, отмечается, что в одном из простых присутствует распространенное обращение, однородные члены, связанные перечислительной интонацией и бессоюзной связью).

В тетради записывается схема однородных сказуемых в последнем предложении.

Итак, заветное слово «Обращение» прозвучало. Оно первое, с которым мы приходим в этот мир. «Мама»- обращаемся к самому близкому человеку.

Что же такое обращение?

(это слово или словосочетание, указывающее на того, к кому обращаются с речью).

К кому можно обратиться с речью?

( к другому человеку, к природе, к явлению, к предмету).

Когда мы обращаемся к природе или предметам, то наделяем их способностью чувствовать, думать, страдать, т.е. относимся к ним как живым существам.

Как называется прием, состоящий в перенесении свойств человека (лица) на неодушевленные предметы, явления природы или животных?

( олицетворение).

Сегодня на уроке мы обязательно должны сказать об обращениях- олицетворениях.

Давайте, обратимся к слову «олицетворение» и разберем его по составу. Два слова слились воедино - лицо и творение. В своих корточках найдите, пожалуйста, примеры такого творчества.

Карточка № 1.

Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.

Карточка № 2.

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Карточка № 3.

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что - разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Карточка № 4.

Прощай, родная пуща,

Прости, златой родник.

Плывут и рвутся тучи

О солнечный сошник.

Карточка № 5.

Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся, неуемный ветер!

Блажен, - кто радостью отметил

Твою пастушескую грусть.

Звени, звени, златая Русь.

Карточка № 6.

Песни, песни, о чем вы кричите?

Иль вам нечего больше дать?

Голубого покоя нити

Я учусь в мои кудри вплетать.

Карточка № 7.

Здравствуй, златое затишье,

С тенью березы в воде!

Галочья стая на крыше

Служит вечерню звезде.

Чем часто у Есенина сопровождаются обращения - олицетворения?

( эпитетами)

Обращение- вещь тонкая, связанная с нашей общей культурой, воспитанием, образованием, и характеризует оно не столько того, к кому мы обращаемся, сколько нас самих.

Поэт дал нам совет « подумать, не спешить», обращаясь к кому - нибудь. Я же его дополню: всегда помните, что обращение - это слово, произнесенное с учетом возраста, степени близости с адресатом и его положения.

Книга о культуре поведения во времена Петра 1 называлась « Юности честное зерцало». Вот наказ юношам: « Вежливому быть на словах, а шляпу держать в руке убыточно, а похвалы достойно, и лучше, когда кто про кого говорит: «Он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец», нежели про кого скажут: «ОН есть спесивый болван».



Пунктуационный разбор предложения

Разнообразие обращений к друзьям, знакомым, соседям - показатель не только нашей вежливости, но и богатства чувств и изобретательности.

( простое предложение, тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существ., в Им. п., а также с однородными дополнениями)

Действительно, сколько тепла, любви, искрометного юмора и изобретательности вкладывает человек в обращение

Самостоятельная работа учащихся.

(Во фрагментах писем А.С.Пушкина найти обращения, выделить запятыми, определить, какими частями речи они выражены).

  1. Помнишь ли ты, житель свободной Англии, что есть на свете Псковская губерния, твой ленивец, которого ты, верно, помнишь…

  2. Если б ты был у меня под рукой, моя прелесть, то я бы тебе уши выдрал.

  3. Благоразумный, Левинька! Благодарю за письмо.

  4. Здравствуй, Вульф, приятель мой!

Приезжай сюда зимой…

5.Ангел мой Вяземский или пряник мой Вяземский, получил я твое письмо.

6. Друг мой, женка, на прошедшей почте…

Сколько смысла в старинных словах!

Сколько с ними забыто напрасно.

Я скажу тебе: «Свет ты мой ясный!»-

Как свечу в темноте засвечу…

Итак, обращение может быть выражено существительным нарицательным и собственным в Им.п. сущ., + прил., в Им.п., местоимением + сущ.,

Запомните! Личное местоимение не является обращением. Обращение - служебное слово, не является членом предложения.

Перед нами примеры эпистолярного жанра.

А что такое письмо?

(письменное обращение к кому - либо)

Какие бывают письма?

(деловые, дружеские, поздравительные)

Писать письма - особое искусство. Своим обращением вы должны не обидеть адресата, а содержание не должно его утомлять и казаться скучным и однообразным. А чтобы вы поняли, что писать письма очень интересно, я прочитаю вам «творения» двух собачек - Фидель и Меджи _ из повести Н.В.Гоголя. О чем могут писать две собаки? О том же, о чем пишут люди. Гоголь в письмах собачек пародирует вкусы, интересы, образ жизни людей. Меджи к Фидель: Милая Фидель, я все не могу привыкнуть к твоему мещанскому имени. Как будто бы уже не могли дать тебе лучшего? Фидель, Роза - какой пошлыйтон1 <...> Я очень рада, что мы вздумали писать друг к другу. Мне кажется, что разделять мысли, чувства и впечатления с другим есть одно из первых благ на свете.

Фидель к Меджи: Ах, милая! как ощутительно приближение весны. Сердце мое бьется, как будто все чего-то ожидает... А какой страшный дог останавливается перед моим окном! ...Этот болван, должно быть, наглец преужасный... Но неужели ты думаешь, моя дорогая, что сердце мое равнодушно ко всем исканиям, - ах нет...

7. А теперь, насладившись юмором Гоголя, попробуем сочинить начало своего письма к... (2-4 предложения). Тему выбирает сам ученик из четырех предложенных учителем.

1. Письмо к России.

2. Письмо к другу, о котором я мечтаю.

3. Письмо в Простоквашино к его обитателям.

4. Письмо к юному жителю Америки.

Работе отводим 5 минут. Читаем. Учитель рецензирует. Желательны развернутые обращения, вежливые слова, легкость начала, юмор, лиризм.

ПОДЫТОЖИМ УРОК.

Вы теперь убедились сами, что общение нуждается в обращении! Долой общение без обращений!

Домашнее задание: соответствующий теме параграф; закончить полностью письмо, начатое в классе (на оценку). Грамматическое задание - использовать больше вежливых обращений.



© 2010-2022