Античность в лирике А. А. Фета

В творчестве А.А. Фета особое внимание привлекают антологические стихотворения поэта. Проанализировав двадцать три стихотворения, мы пришли к выводу, что античный мир занимает немаловажное место в лирике А.А. Фета. Данная работа обращена непосредственно к использованию античности в лирике А.А. Фета. В русскую литературу Афанасий Афанасьевич Фет вошел как поэт чистого искусства. Его поэзия привлекает к себе внимание своей изящностью и красотой. Но мы хотим обратить внимание на непосредственном об...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Античность в лирике А.А Фета

В творчестве А.А. Фета особое внимание привлекают антологические стихотворения поэта. Проанализировав двадцать три стихотворения, мы пришли к выводу, что античный мир занимает немаловажное место в лирике А.А. Фета. Данная работа обращена непосредственно к использованию античности в лирике А.А. Фета. В русскую литературу Афанасий Афанасьевич Фет вошел как поэт чистого искусства. Его поэзия привлекает к себе внимание своей изящностью и красотой. Но мы хотим обратить внимание на непосредственном обращении Фета к античной тематике. В творчестве А.А. Фета особое внимание привлекают антологические стихотворения поэта. Проанализировав двадцать три стихотворения, мы пришли к выводу, что античный мир занимает немаловажное место в лирике А.А. Фета. Античные образы и предметы из прекрасного мира мифов, отраженные в лирике поэта, можно подвергнуть классификации:

1. Олимпийский пантеон богов и герои античной мифологии: дети богов и простых смертных - полубоги, герои, сражающиеся с различными чудовищами и спасающие мир и невинных прекрасные девы и так далее;

2. Мифологические существа;

3. Античные исторические фигуры и известные писатели эпохи античности;

4. Предметный мир античной эпохи.

Как сказано выше в произведениях А.А. Фета встречаются античные исторические лица и писатели. Например: Сафо, или Сапфо - знаменитая греческая поэтесса из Митилен на острове Лесбос, жившая примерно около шестисот лет до Рождества Христова. Или Цезарь - великий полоководец.

Нередко в произведениях встречаются мифологические существа. В стихотворении "Золотой век" - 1856 год автор упоминает Минад. Минады в греческой мифологии - это спутницы Диониса, безумствующие вакханки и бассариды. А в "Даки" - 1856 год мы встречаем лики Химеры. Химера - это чудовище, рожденное Эхидной и Тифоном, опустошавшее по греческим преданиям страну, у нее три головы: льва, козла и змеи. Туловище: спереди - льва, сзади - змеи, а в середине - козла.

Также в стихотворениях встречаются имена известных мифологических героев или богов великого олимпийского пантеона. Например: Афродита, Амур, Амимона и многие другие. Амур и Афродита - известные всем боги любви и красоты, а Амимона, в греческой мифологии - одна из пятидесяти дочерей аргоскского царя Даная.

Часто, мы встречаем предметы быта времен античности: амбра. арфа и так далее. Или упоминания географических объектов и мест Римской империи: Арголида, Апеннины, Греция, наиболее часто упоминается Рим.

А.А. Фет является автором замечательных стихотворений в античном, антологическом духе. Как и многие его предшественники, он воспринимал мир античной мифологии как гармонии и красоты. Или относился к мифу как к вечно живому началу. Шеллинг Ф.В. в своем труде "Философия искусства" отмечал: "Мифология - есть необходимое условие и первичный материал для всякого искусства+ Она заключается в идее искусства как выявление абсолютного и самого по себе прекрасного через особые прекрасные предметы+"[1]

А.А. Фета поддерживал идеи Шеллинга. Это можно увидеть проанализировав стихотворение "Диана", или "Венера Милосская" созданные в духе античной лирики. Диана это богиня охоты, Венера в древнеримской мифологии богиня любви и красоты, покровительницей римлян. В этих произведениях перед нами предстает необычные образы "чистой" богини - Дианы и необыкновенно прекрасной и горделивой Венеры. А. А. Фет смог передать словами всю прелесть этих богинь тонких, чистых и нетронутых. Эти стихотворение представляют собой как бы небольшие яркие и красочные зарисовки. Диана и Венера благодаря поэту предстают пред нами живыми воплощениями авторской мысли, авторского сознания, пронесшего образ вечно прекрасного через время. Мы на протяжении всего стихотворения представляем перед собой вполне реальные образы прекрасных девушек.

Но поэт воспевает не реальных девушек из плоти и крови, автор описывал мраморные статуи Дианы и Венеры. Но с каким чувством и точностью смог автор передать нам всю красоту изображенных богинь. Следовательно, в этих стихотворениях античные образы предстают перед нами как символ красоты и чистоты. "Признаемся, мы не знаем ни одного произведения, где бы это эхо исчезнувшего, невозвратного языческого мира отозвалось с такою горячностью и звучностью, как в этом идеальном, воздушном образе строгой, девственной Дианы+ Это высочайший апофеоз не только ваяния, но и всего мифологического мира!" [2]

Таким образом, возможно выделение следующих наиболее ярких форм использования античных элементов в лирике А.А. Фета: античные боги, герои мифов, предметы античного обихода, исторические лица и мифологические существа. Данные образы и предметы используются поэтом как символы гармонии, чистоты и красоты, как вечно живое начало в вечно повторяющемся мире.

Литература:

1. Ф.Г. Шеллинг. Философия искусства. - Москва, 1966.

2. В.П. Боткин. Сочинения, Т.2. СПб, 1891.



© 2010-2022