Местоимение

Урок русского языка по теме "Местоимение" (7-й класс) Цели урока:Обобщать знания учащихся по теме: “Местоимение”;Совершенствовать навыки правильного употребления местоимения в речи;Развивать память, орфографическую зоркость, мышление, речь.Задачи урока:Воспитывать активность, формировать положительнуюмотивацию к обучению.Оборудование: учебник русского языка , тетради, карточки с заданиями для индивидуальной работы.Ход урока1.Организационный момент. 1.Приветствие. 2.Перекличка.2.Проверка знаний. ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок русского языка по теме "Местоимение" (7-й класс)

Цели урока:

  • Обобщать знания учащихся по теме: "Местоимение";

  • Совершенствовать навыки правильного употребления местоимения в речи;

  • Развивать память, орфографическую зоркость, мышление, речь.

Задачи урока:

  • Воспитывать активность, формировать положительную мотивацию к обучению.

Оборудование: учебник русского языка , тетради, карточки с заданиями для индивидуальной работы.

Ход урока

1.Организационный момент. 1.Приветствие. 2.Перекличка.

2.Проверка знаний. Ответить на вопросы.

3. Актуализация знаний учащихся.

  • Местоимение-это самостоятельная часть речи,которая указывает на предметы,признаки,количество,но не называет их.

  • Местоимения обычно изменяются по падежам.Есть местоимения,которые изменяются по родам и числам.Это зависит от той части речи,которую местоимения заменяет.

  • В предложении местоимения бывают подлежащими и дополнениями, как имена существительные,определениями,как имена прилагательные,обстоятельствами,как наречия.

  • Разряды местоимении.По значению и грамматическим особенностям местоимения бывают:

  • Личные (я,ты);

  • Возвратное (себя);

  • Притяжательные (мой,твой,ваш);

  • Указательные (тот,этот);

  • Вопросительные (кто,что,какой,чей);

  • Неопределённые (некто,кое-кто);

  • Отрицательные (никто,ничей);

  • Определительные (весь,сам,каждый).

2.1. Работа по учебнику.

-Упр.№596 стр.263

2.2. Беседа по вопросам:

- Как называются эти слова?
- Почему эти слова называются местоимениями?
- Почему так называется эта часть речи? Что вы знаете о местоимении?

Я заменить могу любые части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.


  • Местоимения я,ты,он,она,оно,мы,вы,они называются личными,потому что указывают на лица.

  • Личные местоимения изменяются по числам,по падежам,а в 3-м лице ед.числа-по родам.Они отвечают на вопросы имён существительных кто? что?

3. Обобщение изученного материала о личных местоимениях.

Индивидуальная работа по карточкам:

- Прочитайте предложения, которые у вас на карточках.

Лес пахнет дубом и смолой.
За лето высох он от солнца.

- Сколько предложений?
- Найдите основу каждого предложения.
- Чем выражено подлежащее? Поставьте вопросы.
- О каком сходстве с именем существительным вы можете сказать?

(Существительные и местоимения отвечают на одни и те же вопросы).

Какие местоимения 1 лица, 2 лица, 3 лица вы знаете?



Лицо

Число

Единственное

Множественное

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он, она, оно

они

- Как склоняются местоимения?

4. Практическая работа.

Просклонять местоимения я, ты, вы, он, она, оно, они (карточка с заданием у каждого ученика и на слайде). Задание выполняется письменно.



Падежи

Вопросы

я

ты

мы

вы

он

он

оно

они

И.п.

кто?

Р.п.

кого?

Д .п.

кому?

В.п.

кого?

Т.п.

кем?

П.п.

о ком?

5. Проверка выполнения задания:

- Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся отдельно).



Падежи

Вопросы

я

ты

мы

вы

он

она

оно

они

И. п.

кто?

я

ты

мы

вы

он

она

оно

они

Р.п.

кого?

меня

тебя

нас

вас

его

её

его

их

Д. п.

кому?

мне

тебе

нам

вам

ему

ей

ему

им

В.п.

кого?

меня

тебя

нас

вас

его

её

его

их

Т.п.

кем?

мной

тобой

нами

вами

им

ею

им

ими

П.п.

о ком?

обо мне

о тебе

о нас

о вас

о нём

о ней

о нём

о них

6. Работа в дифференцированных парах.

1 вариант.

Коля и Петя делали уроки. С ими был пёс тузик и кот Васька. Они решали задачу. Они играли на ковре. Все были заняты своими делами.

2 вариант.

Коля и Петя приехали в деревню. Перед ими было озеро. Оно красивое. В ём водятся карпы. Они приехали рыбачить. Ч ними были удочки и наживка. Они поймали много их.

3 вариант.

Коля и Петя рисовали. К им пришла девочка. Иё зовут Надя. У ей не было красок. Ани дали ей краски. Ани стали рисовать большую картину вместе. Картина у их вышла хорошая.

(Проверка исполнения работы в парах).

7. Работа по дифференцированным группам (для каждой группы заранее приготовлены карточки с заданиями).

1 группе.

Вписать в предложения подходящие по смыслу местоимения.

Интересная загадка.

Однажды …. шёл по лугу. Ко ….. пристала ласточка. …. кружилась около …… Ласточка задевала …… за плечо, кричала жалобно, словно ….. отнял у …. птенца, и …..просила отдать ….. обратно. ….. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, а ….посмеялся надо …..и всё объяснил.

Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет….. в траве, а …..летает около человека и ловит…. на лету.



2 группа.

Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг …. остановился. Перед….. сидела большая лягушка. ……только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ….. лапу. Лягушка сделала в сторону скачок. Мишка принял это за игру. …..тоже сделал скачок. Так …..добрались до лужи.

3 группа у доски.

Исправить ошибки в словосочетаниях:

Дать ему, дружить с им, знать её, спросить у его, зайти за ей, покормить их, сделать из его, выросли у её, брать с её, следить за ей, подкрался к им, пестрели под ими, вместе с им.

8. Словарная работа.

- Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались.

Агроном, вагон, воробей, заяц, язык.

(слова на слайде № 8). (Оно, он, ей, я, я.)

- Какое местоимение составлено из двух предлогов? (Она).

Какое местоимение одинаково читается справа налево и слева направо?(Оно).

9. Работа по развитию речи.

Задание "Редактор".

Прочитать текст, найти местоимения 1 лица. Заменить в тексте местоимения 1 лица единственного числа на местоимения 1 лица множественного числа.

10. Итог урока.

Рефлексия урока.

Какую тему мы проходили на уроке?
Какие задания были особенно интересными?
Что было трудным на уроке?


© 2010-2022