- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе для 8 класса
Рабочая программа по литературе для 8 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бекова С.С. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы по литературе (5 -11 классы, базовый уровень), авторы В. Я. Коровина, В. И. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина, под редакцией В. Я. Коровиной.
(см. - "Программы общеобразовательных учреждений. Литература, 5 - 11 классы" под редакцией В. Я. Коровиной, М., "Просвещение", 2006, с. 40 - 48).
И программой, и учебным планом предусмотрено на изучение курса 70 часов (2 часа в неделю ).
Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5 - 9 и 10 - 11 классы).
Внутри первого концентра три возрастные группы (5 - 6, 7 - 8 и 9 класс).
Вторая группа (7 - 8 классы) владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Поэтому на уроках больше внимания активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.
Главной идеей Программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе 18, 19 и 20 веков.
Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жесткость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой и жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем. В 8 классе - взаимосвязь литературы и истории.
Основные виды устных и письменных работ.
Устно:
-
правильное, беглое выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;
-
устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый ( или краткий ) от другого лица, художественный ( с использованием художественных особенностей текста ) - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;
-
развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя ( в том числе групповая, сравнительная );
отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию; -
подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев ( воображаемый, на основе прочитанного ); создание собственного текста ( сказки. частушки, рассказа, сценки и т.д. );
-
свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений ( в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и т.д. );
-
использование словарей ( орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т.д., каталогов.
Письменно:
-
письменный развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы;
-
создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев ( групповая характеристика ), двух герое ( сравнительная характеристика );
-
создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, фильм, спектакль;
создание письменного плана будущего сочинения, доклада ( простого и сложного ); -
создание письменного оригинального произведения ( сказки, частушки, рассказа );
-
свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 8 классе.
Произведения для заучивания наизусть.
-
Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор);
-
А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок);
-
М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся);
-
Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор);
-
Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор);
-
А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор);
-
О Родине и родной природе ( 2 - 3 стихотворения на выбор).
литература, 8 класс
Основные умения и навыки
1. Введение. Русская литература и история. - 1 час
-
знать о тесной связи истории и литературы,
-
видеть отражение в литературе истории русского народа.
2. Устное народное творчество - 2 часа
-
усвоить изобразительные средства народного языка; выражения в жанре патриотических и освободительных стремлений народа;
-
видеть отражение в литературе истории русского народа.
3. Житийный жанр в древнерусской литературе - 3 часа
( внеклассное чтение - "Шемякин суд")
-
видеть отражение в литературе истории русского народа;
-
знать житийный жанр, автобиографическую литературу.
4. Из литературы 18 века.
4.1. Д. И. Фонвизин - 2 часа
( + 1 на развитие речи )
-
определять тему, идею, композицию произведения; взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев: портрет, речь, авторскую характеристику; сравнительную характеристику героев;
-
уметь выделять основной конфликт;
-
знать особенности драматургического произведения;
-
уметь давать характеристику героям в сопоставлении.
5. Из литературы 19 века
5.1. И. А. Крылов
( Внеклассное чтение - И. А. Крылов "Басни" ) - 1час
-
понимать «символико-аллегорический» смысл произведения;
-
единство изобразительно-выразительных и ритмико-интонационных средств языка.
5.2. К. Ф. Рылеев - 1час
-
осваивать понятия традиции;
-
образ автора в художественном произведении;
-
уметь выразительно читать произведение наизусть;
5.3. А. С. Пушкин.
( Внеклассное чтение - А. С.Пушкин «Пиковая дама») - 8 часов
( + 1 на развитие речи )
-
понятие о языке художественных произведений;
-
определять тему, идею, композицию произведения; взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев: портрет, речь, авторскую характеристику; сравнительную характеристику героев.
5.4. М. Ю. Лермонтов - 3 часа
( + 1 на развитие речи )
-
знать особенности стихотворной речи; роль важнейших эпизодов в развитии темы произведения, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев.
5.5. Н. В. Гоголь
( Внеклассное чтение - Н. В. Гоголь «Шинель» ) - 5 часов
-
знать особенности драматургических произведений; сатиру и юмор в драматургии; характеристику главных героев комедии; групповую характеристику;
-
уметь читать произведение по ролям.
5.6. М. Е. Салтыков-Щедрин - 1 час
( + 1 на развитие речи )
-
понимать «символико-аллегорический» смысл произведения;
-
единство изобразительно-выразительных и ритмико-интонационных средств языка;
-
знать понятия: "сатира", "юмор", "эзопов язык", "гротеск";
-
знать содержание глав романа "История одного города";
-
уметь определять социальное и общечеловеческое в произведении;
-
повторить понятие "аллегория".
5.7. Н. С. Лесков - 1 час
-
усвоить понятия "характер и судьба";
-
понимать традиции русской литературы в творчестве Н. Лескова;
-
знать содержание произведения.
5.8. Л. Н. Толстой
( Внеклассное чтение - Л.Н. Толстой «Отрочество» ) - 2 часа.
-
уметь соотносить понятия «композиция» и «сюжет» произведения;
-
распознавать антитезу как способ построения произведения;
-
обнаруживать авторское отношение к изображаемому;
-
уметь сопоставить поведение одного героя в разных обстоятельствах.
5.9. А. П. Чехов - 3 часа.
-
понимать особенности творчества писателя;
-
усвоить понятия: "произведения малого жанра", "сатира", "юмор", "роль художественной детали".
6. Из литературы 20 века.
6.1. И. А. Бунин - 1 час.
6.2. А. И. Куприн - 1 час.
( + 1 на развитие речи )
-
знать основные вехи жизни и творчества писателя;
-
знать основные мотивы его произведений; понимать нравственную проблематику творчества писателя.
6.3. А. А. Блок
( Внеклассное чтение - А. А. Блок "На поле Куликовом" ) - 1 час.
6.4. С. А. Есенин - 2 часа.
-
знать особенности стихотворной речи;
-
уметь анализировать стихотворения с позиции идейно-тематического содержания и художественных особенностей;
-
выразительно читать наизусть.
6.5. И. С. Шмелев - 1 час.
6.6. Писатели улыбаются - 3 часа
- определять тему и нравственные проблемы произведения;
- выделять эпизод и определять связь его с предыдущими и последующими событиями;
- выразительно читать изученные произведения;
- самостоятельно анализировать эпизоды художественных произведений;
-
пересказывать фрагменты произведения.
6.7. А. Т. Твардовский
( Внеклассное чтение - А. А. Платонов "Возвращение" ) - 3 часа.
-
осваивать понятия традиции;
-
образ автора в художественном произведении;
-
уметь выразительно читать произведение наизусть;
-
усвоить понятие «образа собирательного»; тему «большой» и «малой» Родины.
6.8. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов - 1 час
( + 2 на развитие речи )
-
усвоить понятие исторической памяти народа;
-
понимать проблему истинной человечности; роль воображения в художественном творчестве.
6.9. Русские поэты о Родине, родной природе - 1 час
- определять тему и нравственные проблемы произведения;
- выявлять функциональную роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно ( наизусть ) читать стихотворения;
- самостоятельно анализировать эпизоды художественных произведений.
7. Из зарубежной литературы
- Дж. Свифт "Путешествие Гулливера", В. Скотт "Айвенго") - 4 часа
У.Шекспир - 2 часа
-
уметь выделять основной конфликт;
-
знать особенности драматургического произведения;
-
уметь давать характеристику героям в сопоставлении.
Развитие речи - 7 часов
-
уметь выразительно читать художественные произведения;
-
уметь пересказывать текст или отрывок из него подробно, выборочно, сжато;
-
уметь давать устный и письменный развёрнутый ответ на вопрос
-
рассказывать о литературном герое, давать характеристику героя ( групповую, сравнительную);
-
уметь давать отзыв на прочитанное произведение, звукозапись, актёрское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;
-
уметь готовить сообщение, доклад на литературную тему;
-
уметь свободно владеть монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
-
уметь использовать словари различных типов
-
уметь писать сочинение-миниатюру, сочинение на литературную тему и свободную тему небольшого объёма.
Календарно-тематическое планирование по литературе, 8 класс
2012/2013 учебный год
№ урока
Дата
Тип урока
тема урока
требования к уроку
теория литературы, словарная работа
Дом.зад.
1. Введение - 1 час
1/1
1 неделя сентября
Рассказ учителя. Беседа
Русская литература и история.
Показать учащимся особенности тесной связи истории и литературы; вызвать интерес учащихся к изучению литературы; познакомить с учебником-хрестоматией по ред. В.Я.Коровиной
Повторить материал о жанрах устного народного творчества
2. Устное народное творчество -2 часа
2/1
1 неделя сентября
Рассказ учителя. Беседа
Русские народные песни.
Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях; раскрыть особенности художественной формы произведений УНТ.
фольклор
С. 5-9
3/2
2 неделя сентября
Рассказ учителя. Беседа
Предания "О Пугачеве", "О покорении Сибири Ермаком".
Раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий
Предание
Пересказать предание. С. 9-13
3. Из древнерусской литературы
( 3 + 1 вн.чт.)
4/1
2 неделя сентября
Рассказ учителя. Беседа
Люди Древней Руси.
Дать понятие о древнерусской литературе; помочь учащимся осмыслить закономерности ее развития и роль в становлении отечественной классической и современной литературы.
Духовная культура, канонизация (причисление к лику святых)
доклад
5/2
3 неделя сентября
Рассказ учителя. Беседа
Житийная литература как особый жанр. Житие Сергия Радонежского.
Рассмотреть идейно-художественные особенности произведений житийного жанра; раскрыть историческую основу "Жития Сергия Радонежского"
Житие.
Личность, образ, мудрый праведник, духовность.
Прочитать житие Александра Невского
6/3
3 неделя сентября
Рассказ учителя. Беседа
Житие князя Александра Невского.
Раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя, Александра Невского
Личность, образ, мудрый праведник, духовность.
Сочинение-миниатюра
7/4
4 неделя сентября
Рассказ учителя. Беседа
Внеклассное чтение №1.
"Шемякин суд" как сатирическое произведение 17 века.
Дать понятие о демократической литературе; помочь понять идейно-художественное своеобразие повести: что есть правда, справедливость в жизни.
Убогий, истец, челобитная исковая, бить челом.
Инд.задание. Биография Н.М. Карамзина
4. Из литературы 18 века
Н.М. Карамзин ( 2 + 1 р.р.)
8/1
4 неделя сентября
Рассказ учителя. Беседа
Н.М Карамзин «Наталья, боярская дочь»
Знакомство с героями, сюжетом и текстом повести.
Романтизм, сентиментализм
Чтение текста.
9/2
5 неделя сентября
Рассказ учителя. Беседа
Практикум. Анализ повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»
Развитие у школьников умений обосновывать свое мнение о произведении и его героях.
Воспитание, образование, добродетель, благонравие.
Чтение текста
10/3
5 неделя сентября
Рассказ учителя. Беседа
Р. Р. № 1. Подготовка к домашнему сочинению "Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века".
Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения.
Домашнее сочинение
5. Из литературы 19 века
5.1. И. А. Крылов ( 1 + 1 вн.чт.)
11/1
1 неделя октября
Рассказ учителя. Беседа
И. А. Крылов, Басни "Лягушки, просящие царя" и "Обоз" и их историческая основа.
Расширить имеющие знания о баснописце и его баснях; повторить знание терминов.
Аллегория, басня, мораль, иносказание, эзопов язык.
С.71.Выучить понравившуюся басню наизусть
12/2
1 неделя октября
Рассказ учителя. Беседа
Внеклассное чтение №2. И. А. Крылов - поэт и мудрец.
Расширить имеющие знания о баснописце и его баснях; повторить знание терминов.
Чтение текстов басен
5.2. К. Ф. Рылеев - 1час
13/1
2 неделя октября
Рассказ учителя. Беседа
К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева.
Познакомить с личностью К. Ф. Рылеева; дать понятие о думе; раскрыть связь думы с русской историей; вызвать желание учащихся изучать историю Отечества.
Дума
С.83
5.3. А. С. Пушкин ( 8 +1р.р. + 1 вн.чт.)
14/1
2 неделя октября
Рассказ учителя. Беседа
А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.
Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях; помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником?
С.89 доклад
15/2
3 неделя октября
Рассказ учителя. Беседа
Семинар. А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина.
Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях; помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником?
Принести тексты
16/3
3 неделя октября
Рассказ учителя. Беседа
А. С. Пушкин. "История Пугачева" (отрывки). "Капитанская дочка". История создания произведения.
Познакомить с творческой историей написания "Капитанской дочки".
Повесть, роман, семейные записи, хроника.
Прототип, прообраз, мятеж, восстание.
Гл.1-5
17/4
4 неделя октября
Рассказ учителя. Беседа
Гринев: жизненный путь героя.
Определить жанровые особенности произведения; проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева
Мемуары, жанр, сюжет.
Долг, честь, достоинство, ирония
Подготовить сообщение «История отношений Гринева и Маши Мироновой» Перечитать главы 6-7.
18/5
4 неделя октября
Рассказ учителя. Беседа
Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина.
Систематизировать изученный материал по образу Маши Мироновой; выяснить изменения взгляда рассказчика на жизнь; установить, какими он видит людей и события на разных этапах своего развития; понять, в чем его оценки верны, в чем ошибочны, о чем он вообще умалчивает; систематизировать
Душевное богатство, нравственная чистота, народная основа образа.
Составить план характеристики Маши Мироновой, подготовить о ней сообщение.
19/6
4 неделя октября
Рассказ учителя. Беседа
Изображение народной войны и ее вождя.
Проследить по тексту, как каждая встреча Гринева с Пугачевым позволяет повернуть характеры героев какими-то новыми сторонами; продолжить работу над художественными особенностями повести.
Благородство, великодушие, безразличие.
Составить план-характеристику «Образ Пугачева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
20/7
1 неделя ноября
Рассказ учителя. Беседа
Образ Пугачева в романе "Капитанская дочка". Отношение автора и рассказчика к народной войне.
Обобщение и систематизация материала, рассмотреть глубину и обаяние личности Пугачева.
Обреченность, противоречивость, непредсказуемость.
Подготовить сообщение «Бунтовщики- пугачевцы в изображении рассказчика»
21/8
1 неделя ноября
Рассказ учителя. Беседа
Р. Р. № 2. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка".
Развитие связной речи учащихся, умения выразить свое отношение к предложенным темам.
Дом. сочинение
22/9
2 неделя ноября
Рассказ учителя. Беседа
Литературная игра по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка" (урок обобщения и контроля).
Углубить понимание идейно-художественного богатства романа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.
Читать «Пиковая дама»
23/10
2 неделя ноября
Рассказ учителя. Беседа
Внеклассное чтение № 3.
А. С. Пушкин "Пиковая дама"
Расширение круга чтения, развитие читательских умений, развитие навыков погружения в текст.
Сочинение «Жанр и смысл заглавия повести»Прочитать «Мцыри»
5.4. М. Ю. Лермонтов (3 + 1 р.р.)
24/1
3неделя ноября
Рассказ учителя. Беседа
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба ( семинар ).
Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта; выявить сходство судьбы М. Ю. Лермонтова с судьбой А. С. Пушкина; проанализировать стихотворение "Кавказ".
Лирическое произведение, рефрен, амфибрахий
С.216. принести текст
25/2
3 неделя ноября
Рассказ учителя. Беседа
"Мцыри". История создания , тема и идея произведения.
Познакомить учащихся с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения.
Поэма, тема, идея, сюжет, композиция.
Подготовить пересказ «Жизнь мцыри в монастыре» Цитаты.
26/3
4 неделя ноября
Рассказ учителя. Беседа
Образ Мцыри в поэме. Роль описаний природы в поэме.
Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.
Образ в литературе, романтизм, романтический герой, ямб.
Антагонизм, пассивный, патетика, пафос.
С. 245 выучить отрывок наизусть
27/4
4 неделя ноября
Рассказ учителя. Беседа
Р. Р. № 3. Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри"
Подготовка к домашнему сочинению, обучение работе над композицией сочинения, развитие умения мотивировать свой ответ.
Дом. соч. № 2 Инд.задание:
подготовить сообщение о постановке «Ревизора» в Москве.
5.5. Н. В. Гоголь (5 + 1 вн. чт.)
28/1
4 неделя ноября
Рассказ учителя. Беседа
Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Идейный замысел и особенности композиции комедии "Ревизор".
Повторить известные сведения о Н. В. Гоголе; дать понятие о драматическом произведении; раскрыть идейный замысел комедии.
Драматическое произведение. комедия.
Афиша, акты (действия), явления (сцены), монологи, диалоги, реплики, ремарки.
С.250
29/2
1 неделя декабря
Рассказ учителя. Беседа
Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии "Ревизор".
Раскрыть жизненную основу комедии; понять обстоятельства, привлекшие чиновников к роковой ошибке.
Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Страх, инкогнито, произвол, казнокрадство, мошенничество.
тетрадь
30/3
1 неделя декабря
Рассказ учителя. Беседа
Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление.
Получить представление о характере Хлестакова; понять, что такое Хлестаковщина.
композиция
31/4
2 неделя декабря
Рассказ учителя. Беседа
Чиновники на приеме у "Ревизора". Финал комедии, его идейно-композиционное значение.
Страх перед ревизором как основа комедийного действия; работа над художественными особенностями пьесы; систематизация и обобщение знаний о героях комедии; раскрыть роль финала, смысла эпиграфа комедии.
Тетрадь, принести текст
32/5
2 неделя декабря
Рассказ учителя. Беседа
5.6 И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Ася»
Раскрыть смысл произведения «Ася».
Чтение «Ася». Пересказ. Принести «Шинель»
33/6
3 неделя декабря
Рассказ учителя. Беседа
Внеклассное чтение № 4.
Н. В. Гоголь "Шинель"
Расширение круга чтения, развитие читательских умений, развитие навыков погружения в текст.
Инд.задание. Биография Салтыкова -Щедрина
5.7. М. Е. Салтыков-Щедрин (1 + 1 р.р.)
34/1
3 неделя декабря
Рассказ учителя. Беседа
М. Е. Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. "История одного города" (отрывок).
В доступной форме познакомить с отрывком из главы "О корени происхождения глуповцев".
Аллегория, гипербола, фантастика, гротеск.
С.3-5
35/2
4 неделя декабря
Рассказ учителя. Беседа
Р. Р. № 4. Обучение анализу эпизода из романа "История одного города".
Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения.
сочинение
5.8. Н. С. Лесков - 1 час
36/1
4неделя декабря
Рассказ учителя. Беседа
Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Старый гений".
Познакомить с биографическими сведениями о Н. С. Лескове; показать своеобразие рассказа, изображение психологического состояния человека.
Рассказ, художественная деталь
С.15-16
5.9. Л. Н. Толстой (2 часа)
37/1
2 неделя января
Рассказ учителя. Беседа
Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя. Социально-нравственные проблемы в рассказе "После бала".
Познакомить с основными биографическими сведениями писателя; историей создания рассказа "После бала".
Литератор, жанр рассказа.
Миросозерцание, проблемы бытия, нравственное обновление, мораль.
Пересказ текста, биографии писателя
38/2
2 неделя января
Рассказ учителя. Беседа
Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа. Моральная ответственность человека за все происходящее.
Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел; понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за все, что совершается в жизни.
Антитеза, портрет, пейзаж.
Дом. соч. № 3
6.0 Поэзия родной природы. (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Майков) ( 2 часа)
39/1
3 неделя января
Рассказ учителя. Беседа
А.С. Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю. Лермонтов «Осень».
Развивать навыки выразительного чтения и анализа лирического текста
Пейзажная лирика
Наизусть на выбор стихотворение
40/2
3 неделя января
Рассказ учителя. Беседа
Поэзия родной природы в творчестве Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова
Развивать умения объяснять состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике, определять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идеи произведения
6.1. А. П. Чехов - 3 часа
41/1
4 неделя января
Рассказ учителя. Беседа
А. П. Чехов. Слово о писателе. "Человек в футляре". "Футляр" страха перед жизнью и перед свободой выбора.
Познакомить учащихся с личностью А. П. Чехова, подготовка учащихся к восприятию философской тематики произведения.
Философия, психологизм
С. 47
42/2
4 неделя января
Рассказ учителя. Беседа
"Крыжовник". "Футляр" примитивного благополучия.
Выявить философский смысл рассказа, обучение навыкам групповой работы.
С. 45
43/3
1 неделя февраля
Рассказ учителя. Беседа
Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье.
Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на разные жизненные ситуации; обучение аналитическому пересказу.
Подготовить биографию писателя
6. Из литературы 20 века
6.2. И. А. Бунин - 1 час
44/1
1 неделя февраля
Рассказ учителя. Беседа
И. А. Бунин. Слово о писателе. "Кавказ". Тема любви в рассказе.
Познакомить учащихся с жизнью и судьбой Бунина, определить особенности его творческой индивидуальности; разобраться в нравственной окраске поступков каждого из героев рассказа, выявить своеобразие бунинского подхода к теме любви.
Беллетристика, новелла, историзм
Подготовить биографию писателя, чтение текста
6.2. А. И. Куприн ( 1 + 1 р.р.)
45/1
2 неделя февраля
Рассказ учителя. Беседа
А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени".
Познакомить учащихся с фактами жизни и творчества А. И. Куприна, вызвать интерес к его произведениям, выявить нравственные проблемы рассказа "Куст сирени"
Сюжет, фабула
Нравственность
Чтение текста
46/1
2 неделя февраля
Рассказ учителя. Беседа
6.5 М.Горький «Челкаш»
Расширить представления о писателе. Познакомить с произведением «Челкаш»
Художественная правда и вымысел
сочинение
6.3. А. А. Блок ( 1 + 1 вн. чт.)
47/1
3 неделя февраля
Рассказ учителя. Беседа
А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «На поле Куликовом»
Краткое знакомство с жизнью поэта; выделение в его творчестве исторической темы
История и литература
Пересказ биографии, текста
48/1
3 неделя февраля
Рассказ учителя. Беседа
Внеклассное чтение № 5.
А. А. Блок. "На поле Куликовом"
Раскрыть вопрос о соотношении в цикле "исторического" и "современного", об ответственности каждого перед родной страной
Инд. задание. Биография С.А. Есенина
6.4. С. А. Есенин - 2 часа
49/1
4 неделя февраля
Рассказ учителя. Беседа
С. .А. Есенин. Слово о поэте. "Пугачев" - поэма на историческую тему.
Познакомить (кратко) с жизнью и творчеством поэта, историей создания поэмы "Пугачев", выявить, каким Пугачев предстает у Есенина и А. С. Пушкина в "Капитанской дочке"
Драматическая поэма
С.138
50/2
4 неделя февраля
Рассказ учителя. Беседа
Урок - конференция "Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина".
Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения.
Инд.задание. Биография писателя
6.5. И. С. Шмелев - 1 час
51/1
1 неделя марта
Рассказ учителя. Беседа
И. С. Шмелев. Слово о писателе. "Как я стал писателем" - воспоминание о пути к творчеству.
Познакомить с биографией писателя; задуматься над тем, какой сложный путь должен пройти писатель до создания настоящего художественного произведения
Подготовить информацию о журнале «Сатирикон№»
6.6. Писатели улыбаются - 3 часа
52/1
1 неделя марта
Рассказ учителя. Беседа
Журнал "Сатирикон". Сатирическое изображение исторических событий.
Познакомить учащихся с произведениями Тэффи, Аверченко; приобщить к восприятию сатиры и юмора; выявить средства создания автором сатирического или юмористического произведения.
Юмор, сатира, гипербола, гротеск
Доклад о журнале «Сатирикон». Чтение текста
53/2
1 неделя марта
Рассказ учителя. Беседа
Сатира и юмор в рассказах Тэффи "Жизнь и воротник", М. Зощенко "История болезни".
Помочь понять, как создается юмористическое произведение, и научиться понимать юмор и сатиру в художественном произведении.
Биография М.Осоргина. Чтение текста
54/3
2 неделя марта
Рассказ учителя. Беседа
М. А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе "Пенсне".
Познакомить учеников с жизнью М. А. Осоргина, вызвать интерес к его творчеству; выявить своеобразие рассказа "Пенсне"
Метафора, олицетворение
Биография А.Твардовского. Доклад. Чтение текста
6.7. А. Т. Твардовский ( 2 часа)
55/1
2 неделя марта
Рассказ учителя. Беседа
А. Т. Твардовский - поэт-гражданин. История создания поэмы "Василий Теркин".
Познакомить учащихся с фактами биографии
А. Т. Твардовского, с творческим замыслом "Василия Теркина"
Публицистика
Биография писателя, читать текст
56/2
3 неделя марта
Рассказ учителя. Беседа
Героика и юмор в поэме "Василий Теркин". Характеристика Теркина.
Проследить, как в поэме сочетается героика и юмор; выявить определяющие качества Василия Теркина, анализ глав произведения; контроль знаний учащихся.
Героика, юмор
Отрывок наизусть
57/1
3
Неделя
марта
Рассказ учителя. Беседа
М.М. Зощенко «История болезни»
Познакомить учащихся с рассказом Зощенко.
Героическое, рефрен
С.203
58/1
4 неделя марта
Рассказ учителя. Беседа
А.П. Платонов "Возвращение"
Познакомить учащихся с биографией А. Платонова; выявить нравственную позицию писателя и способы ее выражения.
С.227
6.8. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов ( 1 + 2 р.р.)
59/1
4 неделя марта
Рассказ учителя. Беседа
Р. Р. № 5. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
Познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души людей; совершенствование навыков выразительного чтения
сочинение
60/2
1 неделя апреля
Рассказ учителя. Беседа
В. П. Астафьев. Отражение довоенного времени в рассказе "Фотография, на которой меня нет".
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, вызвать интерес к его произведениям; проанализировать содержание рассказа, выявить его своеобразие; работать над образами бабушки и учителя.
Герой-повествователь
С. 239
61/3
1 неделя
апреля
Рассказ учителя. Беседа
Р. Р. № 6. Сочинение "Великая Отечественная война в произведениях писателей 20 века"
Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения.
Гуманизм, пафос
Сочинение
6.9. Русские поэты о Родине, родной природе - 1 час
62/1
3 неделя апреля
Рассказ учителя. Беседа
Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.
Познакомить учащихся с гражданской поэзией русских поэтов и поэтов Русского зарубежья; помочь осмыслить прочитанное
Лирика, иммиграция.
С.258-268. Наизусть.
63\2
3 неделя апреля
Рассказ учителя. Беседа.
Мотивы грусти, воспоминаний, надежды в творчестве поэтов Русского зарубежья
Наизусть . подготовить сообщение о Шекспире.
7. Из зарубежной литературы ( 9.)
64/1
1неделя мая
Рассказ учителя. Беседа
У. Шекспир. Писатель и его время.
Дать представление об эпохе Возрождения, в доступной форме дать представление о Шекспире как о человеке, писателе.
Сонет, трагедия.
Гуманность, условность
65/2-66 /3
2 неделя мая
Рассказ учителя. Беседа
Трагедия "Ромео и Джульетта". Конфликт живого чувства и семейной вражды.
Раскрыть пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность.
Белый стих, ямб, метафора.
Конфликт, трагический герой, ненависть, вражда, любовь.
С.277
67/4-68/5
3неделя мая
Рассказ учителя. Беседа
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
Познакомить учащихся с творческой биографией Свифта; смысл и образы.
С.289
69/6-70/7
4 неделя мая
Рассказ учителя. Беседа
В. Скотт «Айвенго»
Познакомить с жизнью и творчеством В. Скотта, выявить своеобразие "Айвенго" как исторического романа, сопоставить его с романом А. С. Пушкина "Капитанская дочка"; помочь детям разобраться в том, с какой точки зрения писатель рассматривает историю, как сплетаются в романе история и вымысел
Исторический роман
Принести Мольера
71-72
1 неделя июня
Рассказ учителя. Беседа
Литература и история (урок-зачет).
Проверить знания учеников, развитие внимания, интереса к литературе.