Рабочая программа по литературе для 8 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы по литературе (5 -11 классы, базовый уровень), авторы В. Я. Коровина, В. И. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина, под редакцией В. Я. Коровиной.

(см. - "Программы общеобразовательных учреждений. Литература, 5 - 11 классы" под редакцией В. Я. Коровиной, М., "Просвещение", 2006, с. 40 - 48).

И программой, и учебным планом предусмотрено на изучение курса 70 часов (2 часа в неделю ).

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5 - 9 и 10 - 11 классы).

Внутри первого концентра три возрастные группы (5 - 6, 7 - 8 и 9 класс).

Вторая группа (7 - 8 классы) владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Поэтому на уроках больше внимания активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.

Главной идеей Программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе 18, 19 и 20 веков.

Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жесткость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой и жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем. В 8 классе - взаимосвязь литературы и истории.

Основные виды устных и письменных работ.

Устно:

  • правильное, беглое выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;

  • устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый ( или краткий ) от другого лица, художественный ( с использованием художественных особенностей текста ) - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;

  • развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя ( в том числе групповая, сравнительная );
    отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;

  • подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев ( воображаемый, на основе прочитанного ); создание собственного текста ( сказки. частушки, рассказа, сценки и т.д. );

  • свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений ( в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и т.д. );

  • использование словарей ( орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т.д., каталогов.

Письменно:

  • письменный развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы;

  • создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев ( групповая характеристика ), двух герое ( сравнительная характеристика );

  • создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, фильм, спектакль;
    создание письменного плана будущего сочинения, доклада ( простого и сложного );

  • создание письменного оригинального произведения ( сказки, частушки, рассказа );

  • свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 8 классе.

Произведения для заучивания наизусть.


  • Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор);

  • А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок);

  • М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся);

  • Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор);

  • Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор);

  • А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор);

  • О Родине и родной природе ( 2 - 3 стихотворения на выбор).

литература, 8 класс

Основные умения и навыки

1. Введение. Русская литература и история. - 1 час

  • знать о тесной связи истории и литературы,

  • видеть отражение в литературе истории русского народа.

2. Устное народное творчество - 2 часа

  • усвоить изобразительные средства народного языка; выражения в жанре патриотических и освободительных стремлений народа;

  • видеть отражение в литературе истории русского народа.

3. Житийный жанр в древнерусской литературе - 3 часа

( внеклассное чтение - "Шемякин суд")

  • видеть отражение в литературе истории русского народа;

  • знать житийный жанр, автобиографическую литературу.

4. Из литературы 18 века.

4.1. Д. И. Фонвизин - 2 часа

( + 1 на развитие речи )

  • определять тему, идею, композицию произведения; взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев: портрет, речь, авторскую характеристику; сравнительную характеристику героев;

  • уметь выделять основной конфликт;

  • знать особенности драматургического произведения;

  • уметь давать характеристику героям в сопоставлении.

5. Из литературы 19 века

5.1. И. А. Крылов

( Внеклассное чтение - И. А. Крылов "Басни" ) - 1час

  • понимать «символико-аллегорический» смысл произведения;

  • единство изобразительно-выразительных и ритмико-интонационных средств языка.

5.2. К. Ф. Рылеев - 1час

  • осваивать понятия традиции;

  • образ автора в художественном произведении;

  • уметь выразительно читать произведение наизусть;

5.3. А. С. Пушкин.

( Внеклассное чтение - А. С.Пушкин «Пиковая дама») - 8 часов

( + 1 на развитие речи )

  • понятие о языке художественных произведений;

  • определять тему, идею, композицию произведения; взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев: портрет, речь, авторскую характеристику; сравнительную характеристику героев.

5.4. М. Ю. Лермонтов - 3 часа

( + 1 на развитие речи )

  • знать особенности стихотворной речи; роль важнейших эпизодов в развитии темы произведения, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев.

5.5. Н. В. Гоголь

( Внеклассное чтение - Н. В. Гоголь «Шинель» ) - 5 часов

  • знать особенности драматургических произведений; сатиру и юмор в драматургии; характеристику главных героев комедии; групповую характеристику;

  • уметь читать произведение по ролям.

5.6. М. Е. Салтыков-Щедрин - 1 час

( + 1 на развитие речи )

  • понимать «символико-аллегорический» смысл произведения;

  • единство изобразительно-выразительных и ритмико-интонационных средств языка;

  • знать понятия: "сатира", "юмор", "эзопов язык", "гротеск";

  • знать содержание глав романа "История одного города";

  • уметь определять социальное и общечеловеческое в произведении;

  • повторить понятие "аллегория".

5.7. Н. С. Лесков - 1 час

  • усвоить понятия "характер и судьба";

  • понимать традиции русской литературы в творчестве Н. Лескова;

  • знать содержание произведения.

5.8. Л. Н. Толстой

( Внеклассное чтение - Л.Н. Толстой «Отрочество» ) - 2 часа.

  • уметь соотносить понятия «композиция» и «сюжет» произведения;

  • распознавать антитезу как способ построения произведения;

  • обнаруживать авторское отношение к изображаемому;

  • уметь сопоставить поведение одного героя в разных обстоятельствах.

5.9. А. П. Чехов - 3 часа.

  • понимать особенности творчества писателя;

  • усвоить понятия: "произведения малого жанра", "сатира", "юмор", "роль художественной детали".

6. Из литературы 20 века.

6.1. И. А. Бунин - 1 час.

6.2. А. И. Куприн - 1 час.

( + 1 на развитие речи )

  • знать основные вехи жизни и творчества писателя;

  • знать основные мотивы его произведений; понимать нравственную проблематику творчества писателя.

6.3. А. А. Блок

( Внеклассное чтение - А. А. Блок "На поле Куликовом" ) - 1 час.

6.4. С. А. Есенин - 2 часа.

  • знать особенности стихотворной речи;

  • уметь анализировать стихотворения с позиции идейно-тематического содержания и художественных особенностей;

  • выразительно читать наизусть.

6.5. И. С. Шмелев - 1 час.

6.6. Писатели улыбаются - 3 часа

- определять тему и нравственные проблемы произведения;

- выделять эпизод и определять связь его с предыдущими и последующими событиями;

- выразительно читать изученные произведения;

- самостоятельно анализировать эпизоды художественных произведений;

  • пересказывать фрагменты произведения.

6.7. А. Т. Твардовский

( Внеклассное чтение - А. А. Платонов "Возвращение" ) - 3 часа.

  • осваивать понятия традиции;

  • образ автора в художественном произведении;

  • уметь выразительно читать произведение наизусть;

  • усвоить понятие «образа собирательного»; тему «большой» и «малой» Родины.

6.8. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов - 1 час

( + 2 на развитие речи )

  • усвоить понятие исторической памяти народа;

  • понимать проблему истинной человечности; роль воображения в художественном творчестве.

6.9. Русские поэты о Родине, родной природе - 1 час

- определять тему и нравственные проблемы произведения;

- выявлять функциональную роль изобразительно-выразительных средств;

- выразительно ( наизусть ) читать стихотворения;

- самостоятельно анализировать эпизоды художественных произведений.

7. Из зарубежной литературы

- Дж. Свифт "Путешествие Гулливера", В. Скотт "Айвенго") - 4 часа

У.Шекспир - 2 часа

  • уметь выделять основной конфликт;

  • знать особенности драматургического произведения;

  • уметь давать характеристику героям в сопоставлении.

Развитие речи - 7 часов
  • уметь выразительно читать художественные произведения;

  • уметь пересказывать текст или отрывок из него подробно, выборочно, сжато;

  • уметь давать устный и письменный развёрнутый ответ на вопрос

  • рассказывать о литературном герое, давать характеристику героя ( групповую, сравнительную);

  • уметь давать отзыв на прочитанное произведение, звукозапись, актёрское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;

  • уметь готовить сообщение, доклад на литературную тему;

  • уметь свободно владеть монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

  • уметь использовать словари различных типов

  • уметь писать сочинение-миниатюру, сочинение на литературную тему и свободную тему небольшого объёма.




Календарно-тематическое планирование по литературе, 8 класс

2012/2013 учебный год

№ урока

Дата

Тип урока

тема урока

требования к уроку

теория литературы, словарная работа

Дом.зад.

1. Введение - 1 час

1/1

1 неделя сентября

Рассказ учителя. Беседа

Русская литература и история.

Показать учащимся особенности тесной связи истории и литературы; вызвать интерес учащихся к изучению литературы; познакомить с учебником-хрестоматией по ред. В.Я.Коровиной

Повторить материал о жанрах устного народного творчества

2. Устное народное творчество -2 часа

2/1

1 неделя сентября

Рассказ учителя. Беседа

Русские народные песни.

Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях; раскрыть особенности художественной формы произведений УНТ.

фольклор

С. 5-9

3/2

2 неделя сентября

Рассказ учителя. Беседа

Предания "О Пугачеве", "О покорении Сибири Ермаком".

Раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий

Предание

Пересказать предание. С. 9-13

3. Из древнерусской литературы

( 3 + 1 вн.чт.)

4/1

2 неделя сентября

Рассказ учителя. Беседа

Люди Древней Руси.

Дать понятие о древнерусской литературе; помочь учащимся осмыслить закономерности ее развития и роль в становлении отечественной классической и современной литературы.

Духовная культура, канонизация (причисление к лику святых)

доклад

5/2

3 неделя сентября

Рассказ учителя. Беседа

Житийная литература как особый жанр. Житие Сергия Радонежского.

Рассмотреть идейно-художественные особенности произведений житийного жанра; раскрыть историческую основу "Жития Сергия Радонежского"

Житие.

Личность, образ, мудрый праведник, духовность.

Прочитать житие Александра Невского

6/3

3 неделя сентября

Рассказ учителя. Беседа

Житие князя Александра Невского.

Раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя, Александра Невского

Личность, образ, мудрый праведник, духовность.

Сочинение-миниатюра

7/4

4 неделя сентября

Рассказ учителя. Беседа

Внеклассное чтение №1.

"Шемякин суд" как сатирическое произведение 17 века.

Дать понятие о демократической литературе; помочь понять идейно-художественное своеобразие повести: что есть правда, справедливость в жизни.

Убогий, истец, челобитная исковая, бить челом.

Инд.задание. Биография Н.М. Карамзина

4. Из литературы 18 века

Н.М. Карамзин ( 2 + 1 р.р.)

8/1

4 неделя сентября

Рассказ учителя. Беседа

Н.М Карамзин «Наталья, боярская дочь»

Знакомство с героями, сюжетом и текстом повести.

Романтизм, сентиментализм

Чтение текста.

9/2

5 неделя сентября

Рассказ учителя. Беседа

Практикум. Анализ повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»

Развитие у школьников умений обосновывать свое мнение о произведении и его героях.

Воспитание, образование, добродетель, благонравие.

Чтение текста

10/3

5 неделя сентября

Рассказ учителя. Беседа

Р. Р. № 1. Подготовка к домашнему сочинению "Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века".

Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения.

Домашнее сочинение

5. Из литературы 19 века

5.1. И. А. Крылов ( 1 + 1 вн.чт.)

11/1

1 неделя октября

Рассказ учителя. Беседа

И. А. Крылов, Басни "Лягушки, просящие царя" и "Обоз" и их историческая основа.

Расширить имеющие знания о баснописце и его баснях; повторить знание терминов.

Аллегория, басня, мораль, иносказание, эзопов язык.

С.71.Выучить понравившуюся басню наизусть

12/2

1 неделя октября

Рассказ учителя. Беседа

Внеклассное чтение №2. И. А. Крылов - поэт и мудрец.

Расширить имеющие знания о баснописце и его баснях; повторить знание терминов.

Чтение текстов басен

5.2. К. Ф. Рылеев - 1час

13/1

2 неделя октября

Рассказ учителя. Беседа

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева.

Познакомить с личностью К. Ф. Рылеева; дать понятие о думе; раскрыть связь думы с русской историей; вызвать желание учащихся изучать историю Отечества.

Дума

С.83

5.3. А. С. Пушкин ( 8 +1р.р. + 1 вн.чт.)

14/1

2 неделя октября

Рассказ учителя. Беседа

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.

Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях; помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником?

С.89 доклад

15/2

3 неделя октября

Рассказ учителя. Беседа

Семинар. А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина.

Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях; помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником?

Принести тексты

16/3

3 неделя октября

Рассказ учителя. Беседа

А. С. Пушкин. "История Пугачева" (отрывки). "Капитанская дочка". История создания произведения.

Познакомить с творческой историей написания "Капитанской дочки".

Повесть, роман, семейные записи, хроника.

Прототип, прообраз, мятеж, восстание.

Гл.1-5

17/4

4 неделя октября

Рассказ учителя. Беседа

Гринев: жизненный путь героя.

Определить жанровые особенности произведения; проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева

Мемуары, жанр, сюжет.

Долг, честь, достоинство, ирония

Подготовить сообщение «История отношений Гринева и Маши Мироновой» Перечитать главы 6-7.

18/5

4 неделя октября

Рассказ учителя. Беседа

Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина.

Систематизировать изученный материал по образу Маши Мироновой; выяснить изменения взгляда рассказчика на жизнь; установить, какими он видит людей и события на разных этапах своего развития; понять, в чем его оценки верны, в чем ошибочны, о чем он вообще умалчивает; систематизировать

Душевное богатство, нравственная чистота, народная основа образа.

Составить план характеристики Маши Мироновой, подготовить о ней сообщение.

19/6

4 неделя октября

Рассказ учителя. Беседа

Изображение народной войны и ее вождя.

Проследить по тексту, как каждая встреча Гринева с Пугачевым позволяет повернуть характеры героев какими-то новыми сторонами; продолжить работу над художественными особенностями повести.

Благородство, великодушие, безразличие.

Составить план-характеристику «Образ Пугачева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

20/7

1 неделя ноября

Рассказ учителя. Беседа

Образ Пугачева в романе "Капитанская дочка". Отношение автора и рассказчика к народной войне.

Обобщение и систематизация материала, рассмотреть глубину и обаяние личности Пугачева.

Обреченность, противоречивость, непредсказуемость.

Подготовить сообщение «Бунтовщики- пугачевцы в изображении рассказчика»

21/8

1 неделя ноября

Рассказ учителя. Беседа

Р. Р. № 2. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка".

Развитие связной речи учащихся, умения выразить свое отношение к предложенным темам.

Дом. сочинение

22/9

2 неделя ноября

Рассказ учителя. Беседа

Литературная игра по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка" (урок обобщения и контроля).

Углубить понимание идейно-художественного богатства романа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.

Читать «Пиковая дама»

23/10

2 неделя ноября

Рассказ учителя. Беседа

Внеклассное чтение № 3.

А. С. Пушкин "Пиковая дама"

Расширение круга чтения, развитие читательских умений, развитие навыков погружения в текст.

Сочинение «Жанр и смысл заглавия повести»Прочитать «Мцыри»

5.4. М. Ю. Лермонтов (3 + 1 р.р.)

24/1

3неделя ноября

Рассказ учителя. Беседа

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба ( семинар ).

Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта; выявить сходство судьбы М. Ю. Лермонтова с судьбой А. С. Пушкина; проанализировать стихотворение "Кавказ".

Лирическое произведение, рефрен, амфибрахий

С.216. принести текст

25/2

3 неделя ноября

Рассказ учителя. Беседа

"Мцыри". История создания , тема и идея произведения.

Познакомить учащихся с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения.

Поэма, тема, идея, сюжет, композиция.

Подготовить пересказ «Жизнь мцыри в монастыре» Цитаты.

26/3

4 неделя ноября

Рассказ учителя. Беседа

Образ Мцыри в поэме. Роль описаний природы в поэме.

Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.

Образ в литературе, романтизм, романтический герой, ямб.

Антагонизм, пассивный, патетика, пафос.

С. 245 выучить отрывок наизусть

27/4

4 неделя ноября

Рассказ учителя. Беседа

Р. Р. № 3. Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри"

Подготовка к домашнему сочинению, обучение работе над композицией сочинения, развитие умения мотивировать свой ответ.

Дом. соч. № 2 Инд.задание:

подготовить сообщение о постановке «Ревизора» в Москве.

5.5. Н. В. Гоголь (5 + 1 вн. чт.)

28/1

4 неделя ноября

Рассказ учителя. Беседа

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Идейный замысел и особенности композиции комедии "Ревизор".

Повторить известные сведения о Н. В. Гоголе; дать понятие о драматическом произведении; раскрыть идейный замысел комедии.

Драматическое произведение. комедия.

Афиша, акты (действия), явления (сцены), монологи, диалоги, реплики, ремарки.

С.250

29/2

1 неделя декабря

Рассказ учителя. Беседа

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии "Ревизор".

Раскрыть жизненную основу комедии; понять обстоятельства, привлекшие чиновников к роковой ошибке.

Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Страх, инкогнито, произвол, казнокрадство, мошенничество.

тетрадь

30/3

1 неделя декабря

Рассказ учителя. Беседа

Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление.

Получить представление о характере Хлестакова; понять, что такое Хлестаковщина.

композиция

31/4

2 неделя декабря

Рассказ учителя. Беседа

Чиновники на приеме у "Ревизора". Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

Страх перед ревизором как основа комедийного действия; работа над художественными особенностями пьесы; систематизация и обобщение знаний о героях комедии; раскрыть роль финала, смысла эпиграфа комедии.

Тетрадь, принести текст

32/5

2 неделя декабря

Рассказ учителя. Беседа

5.6 И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Ася»

Раскрыть смысл произведения «Ася».

Чтение «Ася». Пересказ. Принести «Шинель»

33/6

3 неделя декабря

Рассказ учителя. Беседа

Внеклассное чтение № 4.

Н. В. Гоголь "Шинель"

Расширение круга чтения, развитие читательских умений, развитие навыков погружения в текст.

Инд.задание. Биография Салтыкова -Щедрина

5.7. М. Е. Салтыков-Щедрин (1 + 1 р.р.)

34/1

3 неделя декабря

Рассказ учителя. Беседа

М. Е. Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. "История одного города" (отрывок).

В доступной форме познакомить с отрывком из главы "О корени происхождения глуповцев".

Аллегория, гипербола, фантастика, гротеск.

С.3-5

35/2

4 неделя декабря

Рассказ учителя. Беседа

Р. Р. № 4. Обучение анализу эпизода из романа "История одного города".

Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения.

сочинение

5.8. Н. С. Лесков - 1 час

36/1

4неделя декабря

Рассказ учителя. Беседа

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Старый гений".

Познакомить с биографическими сведениями о Н. С. Лескове; показать своеобразие рассказа, изображение психологического состояния человека.

Рассказ, художественная деталь

С.15-16

5.9. Л. Н. Толстой (2 часа)

37/1

2 неделя января

Рассказ учителя. Беседа

Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя. Социально-нравственные проблемы в рассказе "После бала".

Познакомить с основными биографическими сведениями писателя; историей создания рассказа "После бала".

Литератор, жанр рассказа.

Миросозерцание, проблемы бытия, нравственное обновление, мораль.

Пересказ текста, биографии писателя

38/2

2 неделя января

Рассказ учителя. Беседа

Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа. Моральная ответственность человека за все происходящее.

Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел; понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за все, что совершается в жизни.

Антитеза, портрет, пейзаж.

Дом. соч. № 3

6.0 Поэзия родной природы. (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Майков) ( 2 часа)

39/1

3 неделя января

Рассказ учителя. Беседа

А.С. Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю. Лермонтов «Осень».

Развивать навыки выразительного чтения и анализа лирического текста

Пейзажная лирика

Наизусть на выбор стихотворение

40/2

3 неделя января

Рассказ учителя. Беседа

Поэзия родной природы в творчестве Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова

Развивать умения объяснять состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике, определять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идеи произведения

6.1. А. П. Чехов - 3 часа

41/1

4 неделя января

Рассказ учителя. Беседа

А. П. Чехов. Слово о писателе. "Человек в футляре". "Футляр" страха перед жизнью и перед свободой выбора.

Познакомить учащихся с личностью А. П. Чехова, подготовка учащихся к восприятию философской тематики произведения.

Философия, психологизм

С. 47

42/2

4 неделя января

Рассказ учителя. Беседа

"Крыжовник". "Футляр" примитивного благополучия.

Выявить философский смысл рассказа, обучение навыкам групповой работы.

С. 45

43/3

1 неделя февраля

Рассказ учителя. Беседа

Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье.

Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на разные жизненные ситуации; обучение аналитическому пересказу.

Подготовить биографию писателя

6. Из литературы 20 века

6.2. И. А. Бунин - 1 час

44/1

1 неделя февраля

Рассказ учителя. Беседа

И. А. Бунин. Слово о писателе. "Кавказ". Тема любви в рассказе.

Познакомить учащихся с жизнью и судьбой Бунина, определить особенности его творческой индивидуальности; разобраться в нравственной окраске поступков каждого из героев рассказа, выявить своеобразие бунинского подхода к теме любви.

Беллетристика, новелла, историзм

Подготовить биографию писателя, чтение текста

6.2. А. И. Куприн ( 1 + 1 р.р.)

45/1

2 неделя февраля

Рассказ учителя. Беседа

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени".

Познакомить учащихся с фактами жизни и творчества А. И. Куприна, вызвать интерес к его произведениям, выявить нравственные проблемы рассказа "Куст сирени"

Сюжет, фабула

Нравственность

Чтение текста

46/1

2 неделя февраля

Рассказ учителя. Беседа

6.5 М.Горький «Челкаш»

Расширить представления о писателе. Познакомить с произведением «Челкаш»

Художественная правда и вымысел

сочинение

6.3. А. А. Блок ( 1 + 1 вн. чт.)

47/1

3 неделя февраля

Рассказ учителя. Беседа

А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «На поле Куликовом»

Краткое знакомство с жизнью поэта; выделение в его творчестве исторической темы

История и литература

Пересказ биографии, текста

48/1

3 неделя февраля

Рассказ учителя. Беседа

Внеклассное чтение № 5.

А. А. Блок. "На поле Куликовом"

Раскрыть вопрос о соотношении в цикле "исторического" и "современного", об ответственности каждого перед родной страной

Инд. задание. Биография С.А. Есенина

6.4. С. А. Есенин - 2 часа

49/1

4 неделя февраля

Рассказ учителя. Беседа

С. .А. Есенин. Слово о поэте. "Пугачев" - поэма на историческую тему.

Познакомить (кратко) с жизнью и творчеством поэта, историей создания поэмы "Пугачев", выявить, каким Пугачев предстает у Есенина и А. С. Пушкина в "Капитанской дочке"

Драматическая поэма

С.138

50/2

4 неделя февраля

Рассказ учителя. Беседа

Урок - конференция "Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина".

Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения.

Инд.задание. Биография писателя

6.5. И. С. Шмелев - 1 час

51/1

1 неделя марта

Рассказ учителя. Беседа

И. С. Шмелев. Слово о писателе. "Как я стал писателем" - воспоминание о пути к творчеству.

Познакомить с биографией писателя; задуматься над тем, какой сложный путь должен пройти писатель до создания настоящего художественного произведения

Подготовить информацию о журнале «Сатирикон№»

6.6. Писатели улыбаются - 3 часа

52/1

1 неделя марта

Рассказ учителя. Беседа

Журнал "Сатирикон". Сатирическое изображение исторических событий.

Познакомить учащихся с произведениями Тэффи, Аверченко; приобщить к восприятию сатиры и юмора; выявить средства создания автором сатирического или юмористического произведения.

Юмор, сатира, гипербола, гротеск

Доклад о журнале «Сатирикон». Чтение текста

53/2

1 неделя марта

Рассказ учителя. Беседа

Сатира и юмор в рассказах Тэффи "Жизнь и воротник", М. Зощенко "История болезни".

Помочь понять, как создается юмористическое произведение, и научиться понимать юмор и сатиру в художественном произведении.

Биография М.Осоргина. Чтение текста

54/3

2 неделя марта

Рассказ учителя. Беседа

М. А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе "Пенсне".

Познакомить учеников с жизнью М. А. Осоргина, вызвать интерес к его творчеству; выявить своеобразие рассказа "Пенсне"

Метафора, олицетворение

Биография А.Твардовского. Доклад. Чтение текста

6.7. А. Т. Твардовский ( 2 часа)

55/1

2 неделя марта

Рассказ учителя. Беседа

А. Т. Твардовский - поэт-гражданин. История создания поэмы "Василий Теркин".

Познакомить учащихся с фактами биографии

А. Т. Твардовского, с творческим замыслом "Василия Теркина"

Публицистика

Биография писателя, читать текст

56/2

3 неделя марта

Рассказ учителя. Беседа

Героика и юмор в поэме "Василий Теркин". Характеристика Теркина.

Проследить, как в поэме сочетается героика и юмор; выявить определяющие качества Василия Теркина, анализ глав произведения; контроль знаний учащихся.

Героика, юмор

Отрывок наизусть

57/1

3

Неделя

марта

Рассказ учителя. Беседа

М.М. Зощенко «История болезни»

Познакомить учащихся с рассказом Зощенко.

Героическое, рефрен

С.203

58/1

4 неделя марта

Рассказ учителя. Беседа

А.П. Платонов "Возвращение"

Познакомить учащихся с биографией А. Платонова; выявить нравственную позицию писателя и способы ее выражения.

С.227

6.8. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов ( 1 + 2 р.р.)

59/1

4 неделя марта

Рассказ учителя. Беседа

Р. Р. № 5. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души людей; совершенствование навыков выразительного чтения

сочинение

60/2

1 неделя апреля

Рассказ учителя. Беседа

В. П. Астафьев. Отражение довоенного времени в рассказе "Фотография, на которой меня нет".

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, вызвать интерес к его произведениям; проанализировать содержание рассказа, выявить его своеобразие; работать над образами бабушки и учителя.

Герой-повествователь

С. 239

61/3

1 неделя

апреля

Рассказ учителя. Беседа

Р. Р. № 6. Сочинение "Великая Отечественная война в произведениях писателей 20 века"

Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения.

Гуманизм, пафос

Сочинение

6.9. Русские поэты о Родине, родной природе - 1 час

62/1

3 неделя апреля

Рассказ учителя. Беседа

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

Познакомить учащихся с гражданской поэзией русских поэтов и поэтов Русского зарубежья; помочь осмыслить прочитанное

Лирика, иммиграция.

С.258-268. Наизусть.

63\2

3 неделя апреля

Рассказ учителя. Беседа.

Мотивы грусти, воспоминаний, надежды в творчестве поэтов Русского зарубежья

Наизусть . подготовить сообщение о Шекспире.

7. Из зарубежной литературы ( 9.)

64/1

1неделя мая

Рассказ учителя. Беседа

У. Шекспир. Писатель и его время.

Дать представление об эпохе Возрождения, в доступной форме дать представление о Шекспире как о человеке, писателе.

Сонет, трагедия.

Гуманность, условность

65/2-66 /3

2 неделя мая

Рассказ учителя. Беседа

Трагедия "Ромео и Джульетта". Конфликт живого чувства и семейной вражды.

Раскрыть пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность.

Белый стих, ямб, метафора.

Конфликт, трагический герой, ненависть, вражда, любовь.

С.277

67/4-68/5

3неделя мая

Рассказ учителя. Беседа

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

Познакомить учащихся с творческой биографией Свифта; смысл и образы.

С.289

69/6-70/7

4 неделя мая

Рассказ учителя. Беседа

В. Скотт «Айвенго»

Познакомить с жизнью и творчеством В. Скотта, выявить своеобразие "Айвенго" как исторического романа, сопоставить его с романом А. С. Пушкина "Капитанская дочка"; помочь детям разобраться в том, с какой точки зрения писатель рассматривает историю, как сплетаются в романе история и вымысел

Исторический роман

Принести Мольера

71-72

1 неделя июня

Рассказ учителя. Беседа

Литература и история (урок-зачет).

Проверить знания учеников, развитие внимания, интереса к литературе.






© 2010-2022