Урок литературы на тему Русские поэты 19 века о Донской земле (5 класс)

Данный урок дает представление о защите проекта по литературе учащимися 5 класса на тему "Русские поэты 19 века о Донской земле". Работа над проектом велась в малых группах (3-4 человека).Цели урока. Образовательные: - создать условия для формирования представления об особенностях лирического стихотворения.Развивающие:- развивать умения анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта; - развивать коммуникативные компетенции учащихся (через обращени...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ: Донская основная общеобразовательная школа









Урок литературы

в 5 классе

на тему

«Русские поэты 19 века

о Донской земле»



Учитель русского языка и литературы

С.А.Кудымова




Цель проведения:

Обмен опытом по проблеме самообразования «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроке литературы»



6.02.2015г.

Цели урока.
Образовательные:
- создать условия для формирования представления об особенностях лирического стихотворения.
Развивающие:
- развивать умения анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта;
- развивать коммуникативные компетенции учащихся (через обращение к тексту, анализ содержания и художественных достоинствах стихотворения);-развитие умений работать в группах;

-развивать монологическую речь учащихся.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство любви к родной природе.

Тип урока: защита проектов учащимися.

Оборудование:


1. Презентация к уроку.

2. Проекты учащихся.

3. Музыкальная композиция Пелагеи «Дон».

К концу урока учащиеся должны знать:

  • Имена поэтов 19 века, писавших о Донской земле, их произведения;

  • Сведения о пребывании поэтов на Дону, библиографические данные;

  • Имена и творчество донских поэтов.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя: Ребята, какую работу вы выполнили к сегодняшнему уроку? (создали проекты по литературе). Скажите, что нам предстоит сделать сегодня? (защищать свои проекты). А как вы считаете, что мы все узнаем в конце урока? (имена тех поэтов 19 века, кто писал о Донской земле, их произведения, историю их жизни). По какому принципу были созданы группы для работы над проектом? (по желанию и интересам). Каким образом была распланирована работа в группах? (каждый член группы выполнял определенный вид работы). Давайте все вместе посмотрим на итог вашей работы. Регламент выступления для группы 8-10 минут.

  3. Выступления групп.

1 группа - «Алексей Кольцов о Донской земле».

«Скучно, грустно, бездомно», так писал о своей жизни в Воронеже Алексей Кольцов… Сейчас Воронеж - один из самых светлых, весёлых и приветливых городов России; он сразу располагает к себе, сразу к себе приближает - и хотелось бы думать, что таков он был всегда... «Бристоль», Казённая палата, Мещанская управа… Есть у города свои интимные уголки: старый каменный мост, дом Бунина, дом Никитина… А сколько церквей по-над «куликовскими» склонами! В одной из них, на Гусиновке, крестили Кольцова, в другой- Бунина.

Иной был Воронеж во времена Кольцова, и жизнь в нём была иной. Много времени и сил у Кольцова отнимала торговля скотом; ограниченный деспотической властью отца, который ничем, кроме как о собственной выгоде, не заботился, он по мере сил старался от власти этой освободиться. Но от домашних обязанностей деваться было некуда: кто стал бы продавать мясо, рубить лес, пахать землю, да решать в столицах судебные дела отца? Для поэта радости мало… Ничто его не радовало, разве что степи, в которые изредка он выезжал, да тихая, укромная усадебка в двенадцати верстах от города, недалеко от Дона.

Здесь хорошо и по сию пору… Сюда не долетает ни городской шум, ни мирный деревенский говор. Никого вокруг. Только - просторные яблоневые сады и длинные полосы липовых аллей. Если душа потребует уединения, лучшего места не найти.

ПО-НАД ДОНОМ САД ЦВЕТЕТ…

По-над Доном сад цветет,
Во саду дорожка:
На нее б я все глядел,
Сидя, из окошка…

Там с кувшином за водой
Маша проходила,
Томный взор потупив свой,
С мной говорила.

«Маша! Маша! - молвил я. -
Будь моей сестрою!
Я люблю… Любим ли я,
Милая, тобою?»

Не забыть мне никогда,
Как она глядела!
Как с улыбкою любви
Весело краснела!

Не забыть мне, как она
Сладко отвечала,
Из кувшина в забытьи
Воду проливала…

Сплю и вижу все ее
Платье голубое,
Страстный взгляд, косы кольцо,
Лентой первитое.

Сладкий миг мой, возвратись!
С Доном я прощаюсь…
Ах, нигде уж, никогда
С ней не повстречаюсь!..

2 группа - «Донской поэт Никандр Чесноков».

"А люби одну свободу и служи всему народу"

В 1928 году в станице Константиновской тихо и незаметно скончался поэт - правдоискатель Никандр Васильевич Чесноков (1843-1928), автор поэмы "Иван Чига. Повесть об Иване - казаке - донском моряке". Именно за это произведение царские власти посадили его в тюрьму.

Родился Никандр Чесноков в 1843 году в станице Старочеркасской. Его отец, донской казак, имел свою барку, закупал в верховье Дона хлеб, возил и продавал его в Ростове и Таганроге иностранным купцам. С десятилетнего возраста Никандр помогал отцу в его поездках. За 8 лет таких вояжей он много повидал, как губка впитывая в себя впечатления о жизни Донского края второй половины 19 века. "Звук гитар, песни и людской говор волнами накатывали на меня со всех сторон. Чудно! Хорошо!" - писал он впоследствии в своем дневнике.

В 18 лет отец отдает его в обучение в магазин знакомого купца в Ставрополь. Но карьера приказчика в магазине Никандра не устраивала. Жажда знаний, желание познать мир приводили его в публичную библиотеку, где все свободное время он отдавался чтению книг.

И тут произошло событие в его жизни, которое стало первым ударом в его судьбе. Попав на станции между двумя грохочущими поездами, с большой скоростью пролетающими мимо него во встречных направлениях, Никандр пережил настолько сильное нервное потрясение, что потерял слух, который и впоследствии не удалось восстановить.

Что делать дальше? В магазине работать теперь было нельзя, и по совету друзей он ушел в бурлаки. "Теперь я птица вольная… Лечу вперед на крыльях своей розовой фантазии к зеленым берегам моего родного тихого Дона" - напишет он потом в своем дневнике.

Вместе с другими бурлаками Никандр тянул лямку лодок и барж, таскал тяжелые чувалы и мешки. То под лямкой бурлацкой, то под парусом он познавал жизнь, осмысливая действительность и восхищаясь одновременно красотой донской земли.

В станице Константиновской

Однажды барка, которую тащили бурлаки, остановилась в станице Золотовской. Они стали разводить костер, чтобы приготовить нехитрую пищу, а молодой бурлак Никандр отправился побродить по станице. И здесь он увидел девушку, настолько запавшую в душу Никандра, что дальнейшая жизнь без нее для него уже не имела смысла. Марианна, так звали девушку, была сестрой приходского местного учителя, и ей тоже приглянулся молодой бурлак, несмотря на его глухоту.

Свадьбы у молодых не было. А вскоре молодая семья Чесноковых переехала жить в станицу Константиновскую, где Никандр стал работать бродячим фотографом. Он ходил по хуторам, собирал заказы, изготавливал портреты, попутно рисовал по просьбе жителей иконы. От такой работы удавалось только сводить концы с концами.

"Из глубины народной жизни вышел мой Иван - моряк"

Увлечение Никандра еще с молодости стихосложением нашло реальное воплощение в созданной им поэме "Иван Чига". Повесть об Иване - казаке - донском моряке". Вместе с Е.П. Савельевым они решили выпускать "Донской литературный сборник". В 1912 году вышел первый и единственный его выпуск, который был конфискован полицией, а Савельев и Чесноков - арестованы и посажены в тюрьму. Отсидели авторы и издатели этого "Донского литературного сборника" в тюрьме один год.

Предположительно, где-то в 1913-1914 годах поэма Н. Чеснокова вышла отдельной книжкой.

Что же такое написал Никандр Чесноков в своей поэме?

В поэме рассказывается о странствиях вольного донского казака Ивана Чиги. "Из глубин народной жизни вышел мой Иван - моряк", - говорится в поэме автором и рассказывается об истории донского казачества в стихах. Сравнивая с давним временем, Иван Чига восклицает: "Не то уж на Дону, как бывало в старину", напоминая читателю о былых вольностях донского казачества. "Чуть не в пугало ворон превратили Тихий Дон", - и делает упрек казакам: - "Вы ж, природные донцы, все молчите… Молодцы!". Бродит Иван Чига по свету, ищет правду, все не унимается и не может ее найти.

Да, для того времени смело и сильно было сказано, за что и поплатился автор, так открыто ратуя за возрождение былых казачьих вольностей.

Его герой Иван Чига призывает, обращаясь к читателю: "А люби одну свободу и служи всему народу!". Сто лет прошло, а как современно…


Иван Чига (отрывок из поэмы)

В нашей старой колыбели,
Войска славного купели,
В Старом-Городе, казак
Был рожден Иван-моряк.
Лишь на свет он появился,
Моряком тотчас крестился,
Деду на руки был сдан,
Тот сказал ему: "Иван!
Будь, как я, донцом свободным,
Гражданином благородным.
...А люби одну свободу
И служи всему народу,
Как служил твой старый дед,-
Вот каков тебе завет".

Казачеству

Мы ведь кровные, родные,
Все одной семьи сыны,
Древней матери России,
Мы на славу рождены!
Голос с Дона к вам несется,
Хоть пока и одинок,
Но лишь с вашими сольется, -
Станет мощен и глубок!
Без кривлянья и без шума
Скажем: "нам-ли умирать?"
Станем в круге думать думу,
К свету выхода искать!

3 группа - «Пребывание А.С.Пушкина на Дону»

Как известно, Пушкин на Дону был трижды. Впервые поэт побывал на Дону в 1820 г., вскоре после того, как разгневанный свободолюбивыми стихами и эпиграммами Пушкина Александр I решил выслать его по этапу на поселение в Сибирь или в Соловецкий монастырь, и лишь благодаря заступничеству друзей изменил место ссылки на юг России.
Генерал НИ. Раевский, прославленный герой Отечественной войны 1812 г., разыскал поэта где-то на окраине города, в бедной хате, больного, в лихорадочном бреду. Уговорив Инзорова разрешить его новому подопечному, больному Пушкину, отпуск, Раевский в начале июня вместе с поэтом отправились на Кавказ. Пушкин был рад этой поездке. Она обещала приятную новизну впечатлений. Однако ехать было тяжело: трясла лихорадка.
Почтовый тракт, которым ехали Раевский и Пушкин, шел через Мариуполь. Проехав Мариуполь, Таганрог, Ростов, Раевский и Пушкин прибыли в станицу Аксайскую, одно время оспаривавшую право у основанного в 1805 году г. Новочеркасска стать столицей области войска Донского.
Раевский писал: «Станица Аксайская, вверх по которой в 35 верстах перенесена столица донских казаков и названа Новым Черкасском. В Аксаях должен был я переправляться через Дон».
7 июня Раевский и Пушкин отправились в Новочеркасск в гости к донскому атаману Андриану Карловичу Денисову. «Новый Черкасск,- писал Раевский, - город весьма обширный, регулярный, но еще мало населенный».
Пушкин и Раевский возвратились в станицу Аксайскую водным путем. Ехали вдоль берега «с разнообразными долинами, холмами, виноградными садами, все были восхищены «этим видом степного уголка земного шара». На другой день после визита в Новочеркасск путешественники в шлюпке совершили поездку в старый центр войска Донского - Старый Черкасс. Они обошли всю станицу, осмотрели ее достопримечательные места и памятники казачьей старины, на следующий день продолжили свое путешествие.
Второй раз поэт проезжал через донские степи и остановился в Новочеркасске в мае 1829 г.
Заинтересовавшись оригинальностью казачьей одежды, А.С. Пушкин в Новочеркасске купил кубелек (женское старинное платье), вышитый колпак и донскую шубу, которую с удовольствием носил.
Пребывание на Дону не прошло бесследно. В своих творениях поэт неоднократно обращался к Дону. Использовал донской казачий фольклор, мотивы донского казачьего народного творчества.


ДОН

Блеща средь полей широких,
Вон он льется!.. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привез тебе поклон.

Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю.

Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.

«Казак»

Раз, полунощной порою,
Сквозь туман и мрак,
Ехал тихо над рекою
Удалой казак.

Черна шапка набекрени,
Весь жупан в пыли.
Пистолеты при колене,
Сабля до земли.

Верный конь, узды не чуя,
Шагом выступал;
Гриву долгую волнуя,
Углублялся вдаль.

Вот пред ним две-три избушки,
Выломан забор;
Здесь - дорога к деревушке,
Там - дремучий бор.

"Не найду в лесу девицы,-
Думал хват Денис,-
Уже красавицы в светлицы
На ночь убрались".

Шевельнул донец уздою,
Шпорой прикольнул,
И помчался конь стрелою,
К избам завернул.

В облаках луна сребрила
Дальни небеса;
Под окном сидит уныла
Девица-краса.

Храбрый видит красну деву;
Сердце бьется в нем,
Конь тихонько к леву, к леву -
Вот уж под окном.

"Ночь становится темнее,
Скрылася луна.
Выдь, коханочка, скорее,
Напои коня".

"Нет! к мужчине молодому
Страшно подойти,
Страшно выйти мне из дому
Коню дать воды".

"Ах! небось, девица красна,
С милым подружись!"
"Ночь красавицам опасна".
Радость! не страшись!

Верь, коханочка, пустое;
Ложный страх отбрось!
Тратишь время золотое;
Милая, небось!

Сядь на борзого, с тобою
В дальний еду край;
Будешь счастлива со мною:
С другом всюду рай".

Что же девица? Склонилась,
Победила страх,
Робко ехать согласилась.
Счастлив был казак.

Поскакали, полетели.
Дружку друг любил;
Был ей верен две недели,
В третью изменил.

4 группа - «М.Ю.Лермонтов на Донской земле».

Новочеркасск. Город областного подчинения в Ростовской области, основанный в 1805 году как административный центр области Войска Донского.

От Павловска Воронежской губернии больших городов на пути не было - все деревни, селения, станицы. Леса отступили, потянулась бескрайняя степь.

Южнорусские степи произвели на Лермонтова неизгладимое впечатление еще во время его детских поездок на юг.

Степь, синея, расстилалась
Близ азовских берегов.
Запад гас, и ночь спускалась:
Вихрь скользил между холмов.

Так начинается одно из его стихотворений 1829 года. А еще через два года шестнадцатилетний поэт описывает степь:

Люблю я ветер меж нагих холмов,
И коршуна в небесной вышине,
И на равнине тени облаков.
Ярма не знает резвый здесь табун,
И кровожадный тешится летун
Под синевой, и облако степей
Свободней как-то мчится и светлей.
И мысль о вечности, как великан,
Ум человека поражает вдруг,
Когда степей безбрежный океан
Синеет пред глазами.

Новочеркасск был заложен по царскому указу в урочище Бирючий Кум, в 20 верстах от Дона, у слияния рек Аксай и Тузлов. Вскоре выяснилось, что место выбрано неудачно: Аксай и Тузлов - реки несудоходные, с питьевой водой было плохо, климат оказался нездоровым.

По отзывам современников, Новочеркасск в те годы напоминал скорее умирающий город, чем строящийся. Один царский сановник, побывав здесь, писал: «Город пустой, унылый, дороговизна большая, и ничего нельзя найти порядочного».

Можно представить себе, какое впечатление производил неблагоустроенный Новочеркасск на поэта, проехавшего через столько красивых русских городов. Однако Лермонтов гостил здесь три дня в июне 1840 года у М. Г. Хомутова - бывший командир лейб-гвардии Гусарского полка стал наказным атаманом Войска Донского и жил в Новочеркасске. Сначала Лермонтов, вероятно, подъехал к зданию почтовой станции. Дом этот - деревянный, каменный подвал почти врос в землю - сохранился. Находится он на нынешней Советской улице, теперь здесь детская спортивная школа.

В Новочеркасске поэт мог любоваться Вознесенским собором, который стоит на самом высоком месте. Он был заложен при основании города, затем перестраивался.

Во время пребывания в этом городе Лермонтов каждый вечер ходил в театр.

Стихотворение «Казачья колыбельная песня» было написано в 1838 году. Существует несколько преданий о его возникновении. Наиболее распространенная версия - написано на Тереке в станице Червленой под впечатлением пения казачки, убаюкивающей ребенка.

«Казачья колыбельная песня»

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью...
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду -
Ты махнешь рукой...
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю...
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да готовясь в бой опасный,
Помни мать свою...
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.

«Два сокола»

Степь синея расстилалась
Близ Азовских берегов;
Запад гас, и ночь спускалась;
Вихрь скользил между холмов.
И, тряхнувшись, в поле диком
Серый сокол тихо сел;
И к нему с ответным криком
Брат стрелою прилетел.
«Братец, братец, что ты видел?
Расскажи мне поскорей».
- Ах! я свет возненавидел
И безжалостных людей.
«Что ж ты видел там худого?»
- Кучу каменных сердец:
Деве смех тоска милого,
Для детей тиран отец.
Девы мукой слез правдивых
Веселятся, как игрой;
И у ног самолюбивых
Гибнут юноши толпой!..
Братец, братец! ты что ж видел?
Расскажи мне поскорей!
«Свет и я возненавидел
И изменчивых людей.
Ношею обманов скрытых
Юность там удручена;
Вспоминаний ядовитых
Старость мрачная полна.
Гордость, верь ты мне, прекрасной
Забывается порой;
Но измена девы страстной
Нож для сердца вековой!..»

Юношеское стихотворение Лермонтова, написанное в 1829 году, является одним из первых его обращений к фольклорной форме. Внимание поэта сосредоточено на горестных размышлениях по поводу безнравственности современного общества.



  1. Рефлексия.

Слово учителя: Давайте подведем итог нашего урока. Обратимся к задачам, поставленным в начале урока. Удалось ли нам их решить?



  1. Оценки за урок.

А теперь я попрошу руководителей групп оценить работу всех членов группы.

Группа Назли

Группа Ильи

Группа Дианы

Группа Ани

  1. Зуфаров Халил «__»

  2. Ниязов Мурат «__»

  1. Синицын Даниил «__»

  2. Капитанов Рамазан «__»

  3. Сулейманов Аслан «__»

  1. Которова Женя «__»

  2. Ахмедова Альбина «__»

  3. Мамедова Сульбия «__»

  1. Ризаева Сафина «__»

  2. Овчинников Сережа «__»

  3. Ильясов Ильяс «__»

6. Домашнее задание.





© 2010-2022