Литературное исследование на тему: Три письма русской поэзии: опыт прочтения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное исследование на тему:

«Три письма русской поэзии: опыт прочтения»

Учитель русского языка и литературы

Денисова Валентина Александровна

г. Санкт-Петербург

Тематический комплекс письма-диалога, реализуемый авторами разных литературных эпох практически не изучался в науке.

В своей работе мы проанализируем три стихотворения, которые объединены нами с точки зрения общности темы: А.С. Пушкин «Сожженное письмо» (1825), Ф.И. Тютчев «Она сидела на полу…» (1858), М.А. Волошин «Старые письма» (1904).

Однако сравнительный анализ не является основным в работе. Наша цель- рассмотрение лейтмотивного комплекса, связанного с темой письма-расставания, с точки зрения доминирующих символов, мифологем, мотивов, которые проясняют художественную картину мира.

Общая тема - переживание диалога с отсутствующим (письмо - это пространство диалога с отсутствующим) рассмотрена через ключевые образы-символы (огонь, дым, пепел, смерть, жизнь, вера и т.д.)

Художественный мир произведения, являясь иной реальностью, представляет собой систему взаимосвязанных компонентов. Поэтому для реконструкции художественной модели мира необходимо не только рассмотреть ее основные черты и особенности развития, но и выделить ту модель, которая положена в основу текста. Это позволит посмотреть на текст под новы углом зрения - как средство выражения картины мира.

В стихотворении А.С. Пушкина «Сожженное письмо» содержатся два главных философских вопроса: стихия (огонь, дым, страсть и т.д.) и принятие доли, судьбы.

Во многих стихотворениях А.С. Пушкина образ огня принадлежит к числу символов разных по происхождению. В нем сливаются самые разнообразные трактовки, религиозных и мифологических систем и литературных традиций. Таким образом, огонь превращается в символ, обладающий широким диапазоном смыслов. Заметим, что уже в заглавие вынесена тема горения, огня, таким образом подчеркивается особая значимость этого комплекса.

Как писал У.Эко «заглавие - это уже ключ к интерпретации». В анализируемом произведении заглавие заявляет лейтмотивный комплекс (любовь-огонь), реализующий корпус тем и идей. Заглавие стихотворения разворачивает ряд символов, метафор, мифологем, мотивов, которые, образуя собственный индивидуальный текст, втягивают в себя текст содержания, варьируя его. Мотивом-доминантой в заглавии является мотив кипения, мотив огня.

Обратимся к культурным смыслам данного символа.

Огонь в большинстве мифологических источников обладает очищающим и преобразующим качеством, благодаря чему часто используется в религиозных обрядах. То, что уцелело в огне, рассматривалось как некий символ бессмертия - уцелевшее ядро, не поддавшееся разрушению. Иногда огонь видится судьей, т.к. отбирает, «судит», то, что должно быть разрушено, а что достойно того, чтобы выжить.

Психологическое значение огня заключено в том, что он отвечает за интенсивность эмоциональных реакций и аффектов. Без накала страстей невозможно дальнейшее развитие и достижение более высокого уровня осознания. Таким образом, огонь даже в своем деструктивном аспекте (конфликты, ненависть, ревность и пр.) ускоряет зреющий процесс и действительно является «судьей», ибо именно он проясняет многие вещи.

В тексте Пушкина обозначается категория психического огня как некая параллель энергии. Этот духовный огонь охватывает, сжигает, воспламеняет сферу души и сердца. Таким образом, одушевление и вдохновение относится соответственно к сферам души и духа. Огонь в тексте представляет собой как содержание мечты, так и состояние напряженности, в котором находится герой.

У Пушкина символ огня амбивалентен.

С одной стороны, огонь связан с разрушительным началом, это сила губительная. Именно огонь призван сжечь, испепелить воспоминания о былых чувствах и отношениях. Но, с другой стороны, огонь выступает в роли очищения. Стихия огня вторит чувствам героя; прослеживается комплекс впечатлений, связанных с ощущением принятия боли и даже получения удовольствия от любовной агонии. В тексте варьируется мотив прощания, который и выражается с помощью мифологемы огня, горения, сгорания.

В «позитивном» смысле огненная стихия способствует избавлению от прошлого через боль и наслаждение одновременно.

В анализируемом тексте явно обозначен психологический комплекс любовь-боль, суть которого выражается в идее любовного страдания как психологического, так и физиологического. Показательно описание мук героя, которые вызваны прощанием с чувством. Процесс прощания трактуется двояко, в символику сжигания включаются также значения уничтожения и очищения одновременно. Процесс уничтожения любовного письма - это попытка, с одной стороны, вернуть, остановить, воссоздать уходящее переживание, но с другой - бессознательное желание порвать, расстаться с этим прошлым

Образ письма-прощания многогранен.

С одной стороны, тема любовного горения разворачивает мотивы, а с другой - разрушительные. Тема интимности продолжена в мотиве сгорания. В этом случае огонь является неким организатором свидания двух влюбленных. А пространством свидания становится письмо - диалог с отсутствующим.

Таким образом, огонь сакрализуется, наделяется сверхбытийным значением и наделяется следующими функциями: мистической, губительной, спасительной, коммуникативной.

Следует также отметить, что в пушкинском дискурсе символ огня находится в родстве с образами-символами, содержащими сему «судьбы-доли» - провиденье, судьба. Расставание с любимой, сконцентрированное в процессе сжигания письма, демонстрирует готовность героя покориться судьбе, принять провидение.

Время сжигания - это час роковой, что буквально обозначено в тексте. И этот час настал, и герой понимает необходимость расставания с прошлым. Однако чувства героя противоречивы: параллельно принятию и смирению существует страдание и тоска. Придание письма огню - это попытка сотворения нового мира, в котором нет места старым ощущениям. Огонь инициирует рождение, переход из старого мира в новый. Именно с помощью огня герой совершает ритуал прощания с любовью.

Итак, мы рассмотрели метафизику огня в стихотворении Пушкина и отметили его поливалентность и многофункциональность. Символика огня передает противоречивые чувства героя: разрушение и восстановление в новом качестве. Мифологема огня транслирует тему балансирования на границе двух миров одновременно (прошлое и настоящее).

В стихотворении Ф.И. Тютчева «Она сидела на полу…» реализуется мотивный комплекс, который связан с темой смерти, умирания, ухода. По сравнению с пушкинским текстом данный текст насыщен трагическими нотами. Важно, что дискурс, строящийся в символике смерти, является женским. Все в тексте значимо для понимания тех переживаний, что испытывает она: поза, жесты, вещи.

Лейтмотивом стихотворения является тема смерти-расставания. Во все времена танатос выступал как важнейший момент сознания. Разбор старых писем - это попытка ответить на жизненно важные вопросы. Весь текст пронизан темой терзаний и страданий.

Мифологема пепла, золы выражает смерть, горе, расставанье. Пепел в данном контексте символизирует мимолетность человеческой жизни, растрачиваемое человеческое тепло, смертность. Заметим, что пепел означает крайнее унижение, печаль и наказание. В некоторых ритуалах имеет очищающую силу то, что остается, когда все остальное пожирает огонь. По представлению многих древних культур пепел содержит в концентрированной форме все силы сожженного, но, с другой стороны, является символом бренности всех земных форм. В качестве очищенного и остывшего остатка горения пепел является символом смерти.

Семантика пепла связана в тексте с темой раскаянья: посыпать голову пеплом. Мотив раскаянья, страдания, боли пронизывает весь тютчевский текст. Заметим, что пепел - это не только символ смирения («посыпать голову пеплом»), траура и покаяния (крест из пепла на лбу верующих католиков в среду на первой неделе великого поста), но и надежды на новую жизнь: Феникс очищается огнем и омоложенным восстает из пепла. Тема воскрешения уведена в подтекст, она предполагается, но в данном тексте актуальна тема потери и раскаянья. Угасание, тяжелая утрата, самоотречение, покаяние - вот лейтмотивы текста.

В анализируемом тексте сема «письмо» и «зола» связаны отношениями психологического параллелизма. Через символику праха, пепла, золы демонстрируется тема любви-расставанья.

Мир дан в самом начале своего творения, что выражается мотивом смерти/воскрешения. Героиня находится на пороге жизни-смерти. Значима ее поза - она сидит на полу, что демонстрирует внутреннее состояние: боль, страдание. Подобная боль необходима для восстановления гармонии и порядка. Согласно современным представлениям архаический ритуал, призванный восстановить мировой порядок, был приурочен именно к экстремальным моментам («когда угрозы безопасности жизни и миру максимальны, этому состоянию соответствует предельное возрастание негативных эмоций - беспокойство, тревога, угнетенность, печаль, тоска, отчаяние, страх, ужас»).

Важной составляющей мотивного комплекса, связанного с темой смерти выступает символ тени. Отнятие тени у человека в культурной традиции означает его смерть. Именно тень «используется как маска живого на мертвом. Похищение или торговля тенью по условиям договора с нечистой силой приравнены к купле-продаже души. Душа есть светлая тень бессмертия; тень телесная есть неотъемлемая память о смерти. Христианство персонифицирует эти векторы судьбы: ангел белый и ангел черный». Заметим, что тень как самостоятельное существо наделена в мифологии амбивалентными свойствами: она, с одной стороны, знак души, а с другой - символ смерти. Общим местом стали сравнения быстротечности человеческой жизни с мельканием тени у Тютчева.

Письма сравниваются с покинутым телом, которая оставила душа. Лексема остывшую эксплицирует тему угасания чувств, необратимость жизни, уход любви. Зола, как и пепел, выражает смерть.

В стихотворении М.А. Волошина «Старые письма» мы реконструируем вегетативный код, потому что он является семантической структурой миромоделирования и имеет принципиальное значение для целостного анализа творческого наследия поэта.

Уходя своими корнями в глубокую древность, вегетативная символика становится символом-доминантой многих мифологических систем, религиозных, философских, оккультно-митических учений, являясь воплощением верховного божества, духовного центра мира, источника жизни, света и мудрости. В стихотворении Волошина отношение с прошлым выражается вегетативной символикой. Связь между прошлым и настоящим, которая прежде казалась условно-поэтической, теперь получает возможность быть понятной. Данная связь осуществляется с помощью архетипических символов, таких, как Мировое Древо. Как оно возрастает из сердца земли, так развертывается и жизнь, образуя корень, ствол и крону. На кроне обитают птицы, в корнях же скрывается земная змея, противопоставляемая птицам.

В стихотворении - дерево - это символ жизни и модель мироздания. У Волошина символика дерева служит средством описания мира. Согласно Волошину, дерево жизни посажено в центре земного рая - любви. Для Волошина Древо познания является одним из символов плодородия и жизненной энергии. Оно служит как бы символом растительного сознания.

Итак, вегетативная семантика символизирует победу жизни над смертью, дар бессмертия. Дерево врывается корнями в плоть жизни и поглощает эту жизнь, даря новую. В стихотворении Древо познания не только представляет космический архетип, но и непрерывно его вербализует. Оно вещает о собственной сущности: с его листьев течет тот самый шепот, что перелагает тайну природы на пророческий язык. Древо Жизни выражает формы нахождения во взаимосвязях человека - как части натурального космоса. В библии предвечное древо транслируется в двух формах как Древо Жизни и как Древо познания добра и зла. Древо Жизни и Древо Смерти - два райских дерева, находящихся в отношениях оппозиции. Древо познания амбивалентный образ, функционирующий в столкновении знания, как добра, так и зла. Главным настроением героя является настроение смелого постижения бытия. Это жизнь со всеми ее красотами символизирует внутреннее состояние героя. Актуален и мотив бесконечной повторяемости мировых событий, тема хождения по кругу, являющаяся в позитивном значении в данном контексте, реализует тему круга, которая выражается в вегетативной символике. Пространство приобретает универсальные черты, а понятие «круга» становится синонимом жизненного пути, или бесконечного повторения.

Интимное-мистическое существование героя Волошина изображается здесь посредством «цветочного» кода, причем одну из центральных ролей здесь играет мистическое выражение «рассвета», как пробуждения. Как правило, эти цветы осмысляются героем как образ любимой женщины, которая олицетворяет собой саму жизнь. Как мир видений и снов обретает свой образ в цветах, так и поэзия - на языке цветов выражает интимное начало, смысл которого в воссоединении лирического героя мужчины, с природой женщиной.

В этом смысле мифопоэтика Волошина - продолжающая традицию мистической аллегории, она плетет поэзию-жизнь по принципу орнаментального соединения цветков-мотивов.

Итак, вегетативный мир в стихотворении Волошина символизирует победу жизни над смертью, дар бессмертия. Дерево врывается корнями в плоть жизни и поглощает эту жизнь, даря новую. Чтение старых писем - это попытка осмысления и постижения тайны Бытия.

Так, в стихотворении Волошина тема любви-воспоминания выражается в метафоре Мирового Дерева. Линия любви осмысляется через сему вегетативную и выражает идею мирового порядка. Человек - часть космической мистерии, которая устроена по законам гармонии и любви.

Исследование трех текстов позволяет сделать следующие выводы:

- в стихотворении А.С. Пушкина «Сожженное письмо мотив любви - расставания, рассмотренный через мифологему огня, выражает идею стихийности чувств. Предание огню письма - это попытка сотворения нового мира, в котором нет места старым ощущениям. Огонь инициирует рождение, переход из старого мира в новый. Именно с помощью огня герой совершает ритуал прощания с любовью;

- в стихотворении Ф.И. Тютчева разбор старых писем - это попытка ответить на жизненно важные вопросы. Весь текст пронизан темой терзаний и страданий. Мифологема пепла, золы выражает концептуально значимые смыслы: смерть, горе, расставание. Пепел в данном контексте символизирует мимолетность человеческой жизни, растрачиваемое человеческое тепло, смертность;

- волошинский текст является «позитивным» по сравнению с вышеуказанными. В тексте Волошина обозначился мотив гармонизации действительности. Символом первотворения выступает Древо познания. Вегетативная семантика символизирует победу жизни над смертью, дар бессмертия.

Литература:

1. Бидерман Г. Энциклопедия символов. - М., 1994

2. Волошин М.А. Стихотворения. - М., 1991

3. Пушкин А.С. Стихотворения. - М., 1981

4. Трессидер Дж. Словарь символов. - М.,1999

5. Тютчев Ф.И. Стихотворения. - М., 1999

6. Эко.У. Заметки на полях «Имени розы» // Эко. У. Имя розы. - Спб., 1997

7. Элиадэ М. Профанное и сакральное. - М., 1995

Приложение 1

А.С. Пушкин

Сожженное письмо

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…

1825 год




Приложение 2

Ф.И. Тютчев

Она сидела на полу
И груду писем разбирала -
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала -

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела -
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо-пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, -
И страшно-грустно стало мне,
Как от присущей милой тени

1858 год

Приложение 3

М. А. Волошин


Старые письма

Я люблю усталый шелест
Старых писем, дальних слов…
В них есть запах, в них есть прелесть
Умирающих цветов.

Я люблю узорный почерк -
В нём есть шорох трав сухих.
Быстрых букв знакомый очерк
Тихо шепчет грустный стих.

Мне так близко обаянье
Их усталой красоты…
Это дерева Познанья
Облетевшие цветы.

1904 год







© 2010-2022