Рабочая программа по внеурочной деятельности по теме Проектирование на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 7класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами

1 Федеральным Государственным стандартом основного общего образования(Утверждён приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1896 )

2 Программой курса внеурочных занятий по теме "Создаем проекты по русскому языку", автор Белова Л.В., 2014

Курс реализует принцип деятельностного подхода в обучении, что соответствует требованиям ФГОС. Исследовательская работа учащихся способствует формированию личностных, регyлятивных, познавательных коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, совершенствованию их практических умений и навыков.

Актуальность и перспективность курса:

1. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, а методы и приемы проектно - исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.

2. Знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно - исследовательской деятельности в школе, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах высших и средне - профессиональных учебных заведениях и позволят стать конкурентоспособным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности.

Цели программы:

- формирование у учащихся умения проектной и исследовательской работы;

- повышение мотивации к учению;

- содействие развитию личности ученика, помощь в самоопределении;

- расширение кругозора учащихся.

Задачи программы:

1. Обучающие:

• познакомить с различными методами исследования;

• научить определять цель и формулировать проблему, выбирать конкретные методы, необходимые для проведения собственного исследования;

• познакомить с различными формами организации исследовательской работы;

• научить умению работать с первоисточниками;

• грамотно и логически излагать собранный материал;

• привить навыки публичного выступления.

2. Развивающие:

• развить способности к аналитическому мышлению, сравнению, обобщению;

• развить способности и задатки ребёнка, направленные на раскрытие познавательного интереса к исследовательской работе.

3. Воспитывающие:

• интерес к исследовательской работе;

• любознательность;

• творческую активность ребёнка.

Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия.

Курс может вестись в 5-7 классах в зависимости от учебного плана школы и нацелен на развитие навыков самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности учащихся. Наряду с общетеоретическим материалом по технологии проектной деятельности, учащиеся получают практические навыки работы с литературными источниками, подготовки сообщений и рефератов, проведения исследований, а так же публичного выступления. Отдельные занятия курса проводятся в школьной и детской библиотеках. При непосредственном участии школьного библиотекаря организуется ознакомление и работа с каталогами, происходит обучение основам библиографической грамотности.

Объём часов, отпущенных на занятия.

Согласно учебному плану МБОУ «Средняя школа № 83» на 2015 - 2016 учебный год на изучение курса внеурочных занятий по теме "Создаем проекты по русскому языку" в седьмом классе отводится 35 учебных недели, 1 час в неделю, 35 часов в год.

Методика работы:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Формы работ:

-индивидуальная работа учащихся в тетрадях,

- работа учителя с классом,

-выполнение заданий у доски,

-обсуждение проблемной ситуации в микрогруппах в условиях класса,

-работа учащихся в подгруппах,

-групповое обсуждение проблемной ситуации,

-практическая работа по определению типов проблем,

-разделение на рабочие группы для решения поставленных задач.

Формы подведения итогов реализации программы.

• Мини-проект или письменный отчёт исследовательского характера, презентация по теме;

• выставка творческих работ;

• публичная защита;

• научно-практическая конференция;

• выступление на школьной конференции;

• вручение свидетельств.

Планируемые результаты освоения программы.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;

  • умение выдвигать гипотезы;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умения коллективного планирования;

  • умение взаимодействовать с любым партнёром;

  • умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;

  • навыки делового партнёрского общения;

  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

  • умение проектировать процесс;

  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;

  • умение принимать решение и прогнозировать их последствия;

  • навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

  • умение вести дискуссию;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • умение находить компромисс;

  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

7. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;

  • умение уверенно держать себя во время выступления;

  • артистические умения;

  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.

Планируемые результаты ( личностные и метапредметные )

  • Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  • Учиться составлять план и последовательность действий.

  • Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками.

  • Развитие умений выдвигать гипотезы

  • Развитие умений задавать вопросы

  • Развитие умений давать

  • определения понятиям.

  • Приемы определения понятий.

  • Классификация понятий

  • Учимся наблюдать

  • Формировать интерес к новому и к способу действия.

  • Умение читать текст изучающим чтением, умение выделить главную мысль, умение сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Структурирование знаний.

  • Способность к мобилизации сил и энергии.

  • Формировать умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать.

  • Формировать основы гражданской идентичности личности.

  • Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками.

  • Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с трудолюбием.









Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Дата

план

факт

1.

Введение. Проект? Проект!

2



2

Учимся выбирать дополните

льную литературу.

2



3.

Подготовка проекта «Моё имя»

2



4.

Методиче

ская консульта

ция.

1



5.

Защита проекта «Тайна имени»

1



6.

Подготовка проекта «Что я знаю о фамилии?»

2



7.

Методиче

ская консульта

ция.

1



8.

Презентация проекта «Что я знаю о фамилии?»

2



9.

Подготовка проекта «Улицы моего города»

2



10.

Методиче

ская консульта

ция.

1



11.

Защита проекта «Улицы моего города»

2



12.

Участие в школьной научно-практиче

ской конференции

1



13.

Подготовка игрового проекта «Знаешь ли ты свой город?»

1



14.

Проведение классного часа ««Знаешь ли ты свой город?»

1



15.

Подготовка и реализация проекта «Страна Лексика»

2



16.

Подготовка и реализация проектов

« Мир синонимов» , «Мир антонимов»

2



17.

Подготовка проекта и реализация «Всё о художествен

ных средствах»

2



18.

Подготовка проекта по фразеологии

2



19.

Практиче-

ская работа по созданию презентаций

2



20.

Защита презентаций

2



21.

Резервный урок

1



Содержание занятий

Введение (2 ч.)

Предмет, задачи, структура курса. Условия успешности проектной деятельности. Правила и принципы успешности работы над проектом.

Знакомство с историей метода проектов, с проектной технологией (основные требования, структура, классификация, методы работы), терминологией, со способами оформления проектной деятельности.

Основные теоретические сведения

Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Структура проекта. Типология проектов. Основные требования, предъявляемые к выполнению и оформлению учебных, творческих проектов. Критерии оценивания проекта.

Работа с источниками информации (2 ч.)

Система научной информации и ее поиск. Способы чтения. Отбор литературы у книжной полки, по предисловию и послесловию, каталогу. Аннотация на книгу. Эссе. Работа с текстом книги. Способы фиксирования информации. Библиографическое описание книги, статьи из книги, статьи из журнала.

Этапы проектной деятельности (9 ч.)

Планирование работы и сбор информации. Оформление проекта.

Выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.); постановка задач, выдвижение гипотезы; определение количества участников проекта, состава группы; определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления результатов):

-отчёт (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов);

-издание сборника, фильма, макета и т.д.;

установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов;

распределение обязанностей среди членов команды.

Основные теоретические сведения

Понятие творческого, учебного проектов, их особенности. Основные этапы выполнения проекта. Подбор информации для реализации проекта. Проработка структуры совместной деятельности участников творческого проекта.

Исследовательская деятельность (11 ч.)

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Основные формы работы:

Интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, организация экскурсий, экспериментов.

Основные теоретические сведения

Способы поиска информации, передачи идей, выбор лучшей идеи. Игра «Мозговой штурм». Исследование объекта проектирования, конспекти-рование. Художественное моделирование: выполнение набросков, эскизное проектирование, изготовление наглядных рисунков, чертежей.

Обработка результатов (10 ч.)

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата

Анализ и синтез лучших идей. Представление разнообразных форм результата работы; самооценка и оценка со стороны. Оформление списка литературы и приложений.


Учебно-тематический план


№п/п

раздел

кол-во часов

лекция

практика

1

Введение

2

1

1

2

Работа с источниками информации

2

-

2

3

Этапы проектной деятельности

9

4

5

4

Исследовательская деятельность

11

3

8

5

Обработка результатов

10

2

8


Формы контроля.

• Мини-проект или письменный отчёт исследовательского характера, презентация по теме;

• выставка творческих работ;

• публичная защита;

• научно-практическая конференция;

• выступление на школьной конференции


Информационно-методическое обеспечение и материально-техническое обеспечение.

Библиографический список для учителей.

  1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - Москва: Педагогика, 1989.

  2. Бобиенко, О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/

  3. Вахрушева, Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка [Текст]/ Л.М.Вахрушева //Русский язык. - 2007. - №14. - С. 35-36.

  4. Горбунова, Н.В., Кочкина ,Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.

  5. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательных технологий.- М.: Народное образование, 2001.

  6. Добрецова, Н.В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом образовании // Экологическое образование в школе.- 1999, -№ 9, -с.57

  7. Нарушевич,А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты! 5-11 классы.Учебно-методическое пособие/Под редакциейН.А. Сениной.-Ростов -на -Дону:Легион,2003.-78с.-(Мастер-класс)

  8. Нефедова ,Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61

  9. Пахомова ,Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003

  10. Пахомова ,Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. - schools.keldysh.ru/labmro

  11. Полат, Е. С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 1.

  12. Полат, Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям

// Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2001. - с.123.

  1. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное посо¬бие. - Москва: Народное образование, 1998.

  2. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4.

  3. Ступницкая, М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. - Ярославль: Академия развития, 2008. С. 7- 197.

  4. Чечель, И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998. 144 с.

  5. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - Москва: Сентябрь, 1996

Библиографический список для учащихся.

1. Барашков, В.Ф. Знакомые с детства названия.- М.: Просвещение, 1983.

2. Вартаньян, Э.Д. Путешествие в слово-3-е изд.,испр.-М.: Просвещение, 1987.-208 с.

3. Брагина, А.А. Неологизмы в русском языке.- М., 1986.

4. Земская, Е.А. Как делаются слова.- М.: Просвещение, 1963.

5. Казанский, Б.В, В мире слов.- Л., 1958.-219 с.

6. Крысин, Л.П. Жизнь слова .-М.: Просвещение,1980.

7. Маковский ,М.М. Удивительный мир слов и значений.- М.: Высшая школа, 1989.

8.Нарушевич,А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты! 5-11 классы.Учебно-методическое пособие/Под редакциейН.А. Сениной.-Ростов -на -Дону:Легион,2003.-78с.-(Мастер-класс)

9. Подгаецкая, И.М., Постникова И.И. Необъятный мир слова. - М.: Просвещение, 1995.

10. Шанский ,Н.М. В мире слов.-3-е изд. испр. И доп.-М.: Просвещение, 1985.

11. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Русский язык /Под ред. Хинн О.Г.-М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ"", 1998.

Словари для учителя и учащихся.

1. Ашукин, Н.С., Ашукина М. Г. Крылатые слова.-М.,1966.

2. Жуков, В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 1980.

3. Новое в русской лексике. Словарные материалы- 1985 /Под ред. Котеловой Н.З., Денисенко Ю. Ф.- СПб.: Дмитрий Буланин,1996.

4. Новое в русской лексике. Словарные материалы- 1986 /Под ред. Котеловой Н.З., Алаторцевой С.И. и Буцевич Т.Н.- СПб.: Дмитрий Буланин,1996.

5. Новое в русской лексике. Словарные материалы- 1987 /Под ред. Котеловой Н.З., Денисенко Т.Ф.- СПб.: Дмитрий Буланин,1996.

6. Новое в русской лексике. Словарные материалы- 1988 /Под ред. Левашова Е.Н.- СПб.: Дмитрий Буланин,1996.

7. Одинцова, В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. Иванова В.В.- М., 1983.

8. Ожегов, С.И. Словарь Русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой.- М., 2000.

9. Ожегов, С.И. , Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и выражений / Российская Академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.- 4-е изд., дополн.- М.: Азбуковник, 1999.- 944 с.

Ресурсы Интернет

proektoriya.siteedit.su/page63

managment.

ru.wikipedia.org

shkola.net.

proektsosgim.ucoz.ru

managment.aaanet.ru/economics/gipoteza.php

gumer.info/bibliotek_Buks/Science/guseihan/02.php

aleks-umniki.narod.ru/p73aa1.html

google.ru/intl/ru/landing/internetsovety/

Техническое обеспечение образовательного процесса

• Материальное обеспечение кабинетов:

• Мультимедийный компьютер;

• Проектор;

• Экран;

• Интернет;

• Программное обеспечение

• Операционная система Windows 98/Me(2000/XP)

• Текстовый редактор MS Word

• Графический редактор Paint

• Программа MS Power Point


© 2010-2022