- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Урок Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Денисова В.Н. |
Дата | 20.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 1 с наличием интерната» города Сарова Нижегородской области
Учитель русского языка и литературы
Денисова Валентина Николаевна
Предмет: Русский язык.
Программа: М. Т. Баранов, Т А Ладыженская, Н. М. Шанский, Издательство: Москва: Просвещение 2006 год.
Учебник: Л. А. Тростенцова, Т А Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова, Русский язык 9. класс - М.: Просвещение;2009г.
2015 год
Тема урока: Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Тип урока: объяснение нового материала, по синтаксису и пунктуации.
Это первый урок по теме, рассчитанный на продолжение работы с этим теоретическим материалом.
Цели:
I. Обучающая:
1. Познакомить со сложноподчиненными предложениями с
несколькими придаточными.
2. Дать понятие последовательного подчинения и соподчинения
А) формировать умение определять значения, способы и
последовательность присоединения нескольких придаточных к главному предложению;
Б) формировать умение составлять сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных;
В) формировать умение видеть части сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными и ставить знаки препинания;
Г) формировать умение составлять схемы предложений с последовательным и параллельным подчинением.
II. Развивающая:
-
Содействовать развитию у детей умению общаться;
обеспечить развитие правильной грамотной речи, развивать
умение строить устное высказывание на научную тему. -
Обеспечить развитие у школьников умений анализировать
познавательный объект (определение понятия
сложноподчиненного предложения с несколькими
придаточными); содействовать развитию у школьников умений
выделять главное в познавательном объекте. -
Развивать у детей логику, мышление, творческое воображение,
собственный речевой опыт. Учить умению систематизировать
знания по теме.
III. Воспитательная:
-
Воспитывать в учащихся чувство товарищества, деликатности,
вежливости, дисциплинированности. -
Воспитывать требовательность к себе, чувство собственного
достоинства, аккуратность, добросовестность, ответственность за
учебный процесс. -
Развивать чувство долга, способность сопереживать успехам или
неудачам своих одноклассников.
Диагностическая цель: В результате ученик осознаёт необходимость новых знаний по теме «Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными»;
знает определение последовательного подчинения, соподчинения (однородного- неоднородного), умеет определять виды ССП с несколькими придаточными.
Работа по повторению: орфография ( не с глаголами, правописание предлогов, правописание окончаний глаголов, безударные гласные в корне, гласные в корнях с чередованием, правописание приставок пре-, при-, не с отрицательными наречиями, сдвоенные согласные); пунктуация (СПП, вводные слова).
Работа по развитию речи: обучение правильной, грамотной речи, развивать умение строить устное высказывание на научную тему, развитие логического мышления.
Развитие личности ученика: развивать у детей логику, мышление, творческое воображение, актуализация собственного речевого мышления.
Методы обучения и формы организации деятельности учащихся: частично-проблемный, репродуктивный (с опорой на наглядность), частично -поисковый; коллективная работа, фронтальная, индивидуальная, дифференцированное домашнее задание.
Форма организации обучения: урок.
Форма урока: ОБЪЯСНЕНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЕ.
ОБОРУДОВАНИЕ: КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЕМ, ТАБЛИЦА, ОПОРНЫЕ СХЕМЫ,
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Структура урока:
-
Организационный этап.
-
Подготовка к активной умственной
деятельности учащихся.
Ш. Объяснение нового материала.
-
Усвоение нового материала.
-
Отработка умений и навыков, закрепление
нового материала. -
Информация о домашнем задании.
-
Подведение итогов.
Исходный уровень ЗУН:
-учащиеся знают строение сложного, сложноподчиненного предложения с одним придаточным;
-учащиеся умеют определять виды сложноподчиненного предложения.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Карточка №1
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Объясните правописание орфограмм, постановку запятых.
-
Мест где (н...) ступала бы нога человека теперь пожалуй (н...)
найдеш... -
Меня до (сих) пор волну.. .т как соб.. .рает ра(с?)вет еще темные
росы. -
Когда мы пр.. .шли отец пок.. .зал мне (не) сколько крупных
окуней и плотиц которых он выудил (без) меня.
Карточка №2
-
Он думал что труд его, кажется, не пропал даром что ему
удалось передать читателям частицу любви к родной стране. -
Когда я вижу эти далекие, суровые, неприступные горы мне
хочется взобраться и посмотреть какой мир откроется перед
моими глазами за горами. -
Где гнутся над омутом лозы где летнее солнце печет летают и
пляшут стрекозы, веселый ведут хоровод. -
Когда тусклый рассвет осветил наконец море нам показалось
что буря уже стихает. -
Светлым солнечным утром когда еще вовсю распевали птицы
когда еще на просохла роса на тенистых полянах парка весь
лагерь пришел провожать Альку.
Карточка №3
-
Кто не бывал в тайге Уссурийского края, тот не может себе
пред ставить, какие это заросли, чащи. -
Осенью, когда пруд был покрыт падающими листьями, когда
камыши застилало туманом, дед Репьев исчез. -
Корабль проплывал мимо маяка, на котором в ночное время
зажигается огонь, чтобы указывать путь морякам. -
Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь
вошло что-то живое, говорящее, чудесное. -
Каждый раз, приезжая сюда, я видел, как разрастается сад,
который когда-то посадила старая хозяйка. -
Для того чтобы написать популярную книгу, надо
исключительно хорошо знать, о чем пишешь. -
Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что
долгое время проза казалась мне неестественной, что читать ее
было неловко. -
Я более всего весну люблю, люблю разлив стремительным
потоком, где каждой щепке, словно кораблю, такой простор, что
не окинешь оком.
Карточка №4.
Опираясь на схему, из трех простых предложений составьте и запишите одно сложноподчиненное с двумя придаточными. Укажите вид придаточных.
1. Хлынул дождь. Мы бросились в сарая. Сарай стоял на краю деревни.
(Когда ...), [ ], (который ...).
2. Нельзя передать словами. Видят глаза. Стоишь у речки.
[... все], (что ...), (когда ...).
3. Прогремел гром. Не следует бояться молнии. Опасность ее удара уже миновала.
(Когда ...), [то ...], (потому что ...).
4. Он встал рано утром. Солнце еще палило. С моря веяло бодрой свежестью.
[ ], (когда ...), (когда ...).
-
Ясказал. Розы будут цвести все лето. Дети были в восторге.
(Когда ...), (что ...),[ ].
6. В жизни каждого человека бывают случаи. Они никогда не забываются. Случай на долго определяет его поведение.
[ ], (которые ...), (которые ...).
7. Все знали. Приехала барыня. Капитон пустил ее повидаться с сыном.
[ ], (что ...), (которую ...).
8. Мы знаем скорость распространения звука. Вполне возможно
определить. Далеко проходит гроза.
■
(Если ...),[ ], (как...).
Карточка №5 «Третье лишнее»
Из трех предложений укажите одно лишнее. По какому признаку вы его выбирали.
I 1. Внимательно прочитав все написанное Пришвиным,
убеждаешься, что он не успел рассказать и сотой доли того, что
превосходно видел и знал.
-
В Пензенской области есть место, где родился великий русский
поэт, где провел свое детство. -
Когда Мария увидела ребят, сердце ее зашлось от жалости к ним,
потому что они были в грязных лохмотьях.
II 1. Синцов долго не мог ни у кого узнать, когда же пойдет тот поезд
на Минск, с которым ему предстояло отправиться.
-
Хотя горы состоят из твердых каменных пород, они все-таки
постепенно разрушаются, так что теперь на месте прежних высоких
гор нередко находят низкие холмы и равнины. -
Я ни о чем другом кроме ужения не мог ни думать, ни говорить,
так что мать сказала, что не будет меня пускать на рыбалку.
III 1. Мы в песнях для потомства сбережем названья тех сгоревших
деревень, где за последним горьким рубежом кончалась ночь, где
начинался день.
-
Покуда русский я душою, забуду ль о счастливом дне, когда
приятельской рукою пожал Давыдов руку мне. -
Слышно было как над поле пел жаворонок, как в дали куковала
кукушка.
Этап, время | Содержание
| Обоснование | |
Учитель | Ученик | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
I Организацион-ный момент (1 -2 минуты).
| Традиционный. Учитель здоровается с классом, говорит, что рад видеть всех ребят и хочет начать работу с ними. | Учащиеся стоя приветствуют учителя и настраиваются на хорошую работу•в классе. | Цель: Настроить на работу, обеспечить нормальную, обстановку на занятии.
|
II Подготовка к активной умственной деятельности учащихся (8-9 минут) 1.
1
1
1
2. Объявление темы и цели урока.
1 | Педагог говорит о том, что на уроке состоится знакомство с новой темой. Но пока он не сообщает ее название, так как в ходе работы учащиеся должны сформулировать ее сами. Преподаватель предупреждает, что эта тема связана с той, которую учащиеся изучали ранее (Сложноподчиненное предложение и его виды). Учитель раздает карточки и предлагает заняться повторением орфографии и пунктуации (см. Приложение № 1). Форма работы: коллективная. 2
Учитель просит вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, объяснить правописание орфограмм. Учитель предлагает классу расставить знаки препинания, а одному из учеников объяснить их постановку с места. Учитель внимательно следит за ходом работы и корректирует с классом обнаруженные недостатки. Если задание выполнено правильно, хвалит ученика за хорошую работу. Учитель предлагает самостоятельно учащимся определить виды сложноподчиненных предложений.
Тогда учитель просит найти главную часть 2 Далее учитель просит найти придаточные части и определить, сколько их, назвать их виды Учитель говорит, что это предложение относится к новой теме и просит сформулировать её. Учителем даются цели, которые должны быть выполнены: -знакомство со сложноподчиненными предложениями с несколькими придаточными; - формирование навыков различения предложений с разными видами подчинительной связи; -формирование умений составлять схемы, подобных предложений и составлять данные предложения по схемам. 2 | 1 Ученик объясняет правописание орфограмм: 1. Не ступала, не найдешь-не с глаголами пишется раздельно. 2. Найдешь - в окончании глагола 2 лица ед. числа настоящего времени пишется ь. З.До сих пор - предлог, местоимение и существительное пишем в три слова. 4. Собирает - в корне с чередованием пишется буква - и, если за корнем есть суффикс -а. 5. В слове рассвет пишется две буквы с, потому что одна входит в корень, а другая в приставку. 6. Пришли - в приставке при-, обозначающей приближение пишется буква и-. 3 7. Показал - в корне пишется буква -а, проверочное слово показ. 8. Несколько - не с отрицательными наречиями пишется слитно. Весь класс внимательно слушает объяснение, в случае неправильного ответа делают исправления. Ученик объясняет постановку знаков препинания, а его товарищи внимательно слушают и в случае затруднения помогают: 1. Мест, где не ступала бы нога человека, теперь, пожалуй, не найдешь. (где не ступала бы нога человека - придаточная часть сложноподчиненного предложения; пожалуй -вводное слово). 2.Меня до сих пор волнует, как собирает рассвет еще темные росы. (Предложение сложное, состоит из двух частей). 3 3.Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня. (Предложение сложное, состоит из трех частей, грамматические основы мы пришли, отец показал, он выудил). Ученики один за другим называют виды предложений: Первое - сложноподчиненное предложение с придаточным определительным; второе - сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Форма работы -коллективная. При разборе третьего предложения у учащихся возникают затруднения с определением вида придаточного предложения. Ученики называют главную часть сложноподчиненного предложения (отец показал мне несколько крупных окуней плотиц). 3 Ученики находят две придаточные части: первая придаточная -обстоятельственная (времени), вторая -определительная. Ученики сами формулируют тему урока: Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Учащиеся внимательно слушают учителя и запоминают цели, над которыми предстоит работать на уроке.
3 | Цель: Обеспечить мотивацию учения школьников, обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению темы урока; развивать умение слушать учителя и своих товарищей, вспомнить, правописание орфограмм и постановку пунктуационных знаков препинания 4
4
Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность; развивать умение обобщать и систематизировать уже имеющиеся знания..
4
Цель: развивать умение слушать учителя.
4 |
III. Объяснение нового материала ( 7 - 9 минут).
1
1
| Учитель объясняет, что в СПП предложениях с несколькими придаточными возможны разные виды подчиненной связи: - последовательное подчинение, - соподчинение, - сочетание соподчинения и последовательного подчинения (этот вид связи будет изучаться на следующем уроке). Учитель предлагает вернуться к карточке и начертить схему третьего предложения. При возникновении затруднения учитель задает наводящие вопросы: -Где находится главная часть? -Где находятся 1придаточные части? -При помощи каких союзов или союзных слов присоединяются придаточные части к главной? Педагог объясняет, что это предложение с соподчинительной связью. Учитель просит, опираясь 2 на эту схему, сделать вывод, какой способ связи называется соподчинением? Наводящий вопрос: -Придаточные относятся к одной и той же части сложного предложения или к разным частям? -Одного или разного вида придаточные в рассматриваемом предложении? Учитель объясняет, что соподчинение имеет две разновидности: однородное и неоднородное - и сообщает, что подобный вид связи называется неоднородным соподчинением. Учитель напоминает, что СПП можно изобразить не только в виде линейной схемы, но и при помощи вертикальной, и демонстрирует опорные схемы в виде прямоугольника, изображающего главную часть в СПП, и 2 кружков со стрелками, изображающих придаточные части. 2 Он еще раз указывает на главную часть, на придаточные, и показывает при помощи стрелок, что они разного вида и относятся к разным словам в главной части и просит проговорить еще раз определение неоднородного соподчинения одного из слабых учащихся. | Ученики запоминают теоретический материал
Ученики определяют, что главная часть находится в середине предложения, а придаточные в начале или самом конце предложения, присоединяются к главной: 1-ая при помощи союза КОГДА, 2-ая придаточная часть при помощи союзного слова КОТОРЫЙ. Учащиеся чертят схему предложения: (Когда ... ), [гл. сущ.], (с.сл которых). 3 Учащиеся делают вывод, что при соподчинении придаточные части относятся к одной и той же главной части. Вывод делает ребенок со средним уровнем развития. Ребенок со слабым уровнем развития проговаривает определение еще раз. Ученики приходят к выводу, что это придаточные разного вида, раз одна из них обстоятельственная времени, а другая -определительная, отвечают на разные вопросы и поясняют слова в предложении. когда которых
(см.приложение). 3
Ребенок со слабым уровнем развития еще раз повторяет определение.
когда когда
|
Цель: Дать учащимся активное представление об изучаемой теме, о СПП с несколькими придаточными; обучить умению рассуждать и пояснять свои действия (анализ и синтез); добиться активного представления о соподчинении (однородном и неоднородном). 4
4
|
| Далее педагог предлагает учащимся сделать вывод, какое соподчинение будет называться однородным, исходя из того, что они уже знают о неоднородном подчинении. Учитель совмещает стрелочки на схеме и показывает, что придаточные относятся к одному и тому же слову. | Учащиеся делают вывод, что при однородном соподчинении придаточные одного вида и относятся к одному и тому же слову.
|
|
1 | 2 | 3 | 4 |
| Учитель предлагает записать пример СПП с однородным соподчинением, назвать главную и придаточную части, определить вид придаточных, указать, какое слово поясняется в главной части и начертить схему предложения: Мы возвращались из леса, когда вечерняя заря догорала, когда над рекой начал стелиться молочный туман. | Ученики записывают предложение, называют главную («мы возвращались из леса») и придаточные части (две остальных) времени, поясняющие в главном предложении слово: возвращались. |
|
IV. 1. Усвоение нового материала (соподчинение: однородное и неоднородное). Формирование ЗУН. (5-7 мин)
| Учитель предлагает ребятам приступить к закреплению полученных знаний (работа по карточке №2 (см. в приложении)) (знаки препинания не расставлены). Задание: прочитайте предложение, расставьте знаки препинания в карточке. Нарисуйте схемы. Определите однородное или неоднородное соподчинение.
| Первое предложение разбирается совместно, затем работа выполняется самостоятельно, а два ученика с обратной стороны доски пишут предложения со знаками препинания и чертят схемы: 1.[ ], (что ...), (что.. .) (однородное) 2.(когда.. .),[ ],(какой...), (неоднородное) 3. (где ...), (где.. .), [ ]. (однородное) 4.(когда...),[ ], (что ...) (неоднородное) 5.[ ],(когда.. .),(когда...) (однородное). | Цель: первичное закрепление полученных знаний формирование умений обосновать свой выбор, установить, УСВОИЛИ учащиеся новую тему, Или нет, устранить обнаруженные проблемы, закрепить те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
|
1 | 2 | 3 | 4 |
| Учитель оценивает работу учеников (просит поднять руки тех, кто выполнил все правильно, затем тех, кто допустил 1-2 ошибки). Учитель подводит итог. Например, мы с вами сейчас выяснили, в чем проявляется отличие придаточных предложений с однородным соподчинением от придаточных предложений с неоднородным соподчинением. Учитель предлагает рассмотреть следующий вид связи: последовательное подчинение. | Затем проверяют по записям на доске, правильно ли выполнили задание.
|
|
III. 2. Объяснение нового материала (последовательное подчинение) (5-7 мин.) 1 | Работа над предложением, записанным на доске: Легко работать, когда знаешь, что твой труд ценится.
2
| 3 | Цель: развивать умение обобщать и систематизировать.
4 |
1 | Педагог дает задание:
Учитель дополняет вывод сведениями о том, что I придаточная часть (та, которая зависит от главной) называется придаточной I степени, а II придаточная часть -придаточной II степени. Далее при помощи того же наглядного пособия преподаватель показывает последовательность подчинения, присоединяя к предложения еще несколько придаточных частей, объясняя, что при последовательном подчинении могут присоединяться и придаточные III, IV степени и т.д.
2 | Учащиеся приходят к выводу, что при последовательном подчинении I придаточная часть зависит от главной части, II от первой и т.д.
когда
что
Ученики запоминают теоретический материал.
3 |
4 |
IV. 2. Усвоение (однородное и неоднородное). (5-7 мин.)
| Учитель раздает карточки и приступает к закреплению полученных знаний (предложения записаны на карточке со знаками препинания). Задание: начертить схему каждого предложения на доске, указать виды подчинения и разновидности соподчинения. (См. приложение).
| Работа выполняется по цепочке: по одному человеку подходят к доске, чертят схемы, указывают вид подчинения, садятся и записывают схемы в тетрадь:
7. [ ],(что.. ),(что… ). (однородное соподчинение) 8. [ ],(где.. ),(что… ). (последовательное) Работают все учащиеся, присутствующие на уроке. | Цель: первичное закрепление полученных знаний формирование умений обосновывать свой выбор, установить, УСВОИЛИ ИЛи нет учащиеся новую тему устранить обнаруженные проблемы.
|
1 | 2 | 3 | 4 |
V. Отработка умений и навыков, закрепление нового материала. (3-5 мин.) | Учитель предлагает выполнить следующее задание: из трех предложений укажите одно лишнее. По какому признаку вы его отбирали? (см. приложение)
| Учащиеся выполняют работу самостоятельно (устно), затем комментируют свой выбор: В I группе предложений лишним является 1 -ое (с последовательным подчинением), 2-е и 3-е предложение с соподчинением. Во II группе является лишним 2-ое предложение (с соподчинением) 1-ое и 3-е предложение с последовательным подчинением. В III группе предложений -лишнее 2-ое предложение (с неоднородным соподчинением), 1-ое, 3-е предложения с однородным подчинением. | Цель: установить, усвоили или нет учащиеся новую тему развитие познавательной деятельности, мышления, умение слушать учителя, делать правильные выбор, опираясь на теоретические знания. |
VI.Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. (2 - 3 мин.) 1 | Учитель знакомит с домашним заданием. § в учебнике §28, с. 119 -121. В д/з, опираясь на схему, из 3-х простых предложений составить и записать одно 2 | Дети записывают д/з в дневник и запоминают, как следует его выполнять.
3 | Цель: сообщить о д/з, разъяснить методику его выполнения. 4 |
| сложноподчиненное с двумя придаточными; указать вид придаточных (см. приложение). Первое предложение учитель объясняет, устно дает образец. Учащимся нужны не вызубренные, а осознанные правила. |
|
|
VII.Подведение итогов. (2-3 мин.)
| Учитель просит ребят ответить на следующие вопросы, тем самым подводит итог работы на уроке:
Какие затруднения возникли при изучении темы. Педагог благодарит за работу на уроке, называет учеников, которые поработали очень хорошо, отмечает, что на следующем уроке работа по данной теме продолжится.
| Отвечают 2-3 человека, дают полный монологический ответ.
| Цель: Развитие умения делать выводы, подводить итоги работы, обобщать и систематизировать полученные знания. Организация самоанализа собственной деятельности учащихся. Создание ситуации успеха и обстановки, вызывающей положительные эмоции
|