Конспект урока по литературе Жизнь и смерть чиновника Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя Шинель)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок с использованием технологии критического мышления в 8 классе

Тема: Жизнь и смерть чиновника Башмачкина.

(по повести Н.В.Гоголя «Шинель»)

Цели:

  1. Пробудить в учащихся чувство сострадания к главному герою и научить задумываться над своими поступками;

  2. продолжить работу по развитию навыков анализа текста, нахождения языковых средств;



  1. развитие навыков монологической речи.

Материалы и оборудование: портрет Н.В.Гоголя; фрагменты из к/ф «Шинель», иллюстрации учащихся

Эпиграф к уроку:

… надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека
стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком,
что есть несчастные…

А.П.Чехов «Крыжовник»

Оформление доски:

Акакий (от греч.) - незлобивый

Жаба - устаревшее название ангины

Десть - единица счета писчей бумаги 24 листа; в современной метрической системе 50 листов

Эспаньолка - короткая остроконечная бородка

Ход урока

1 фаза - вызов интереса

- все мы любим мечтать. И нет, наверное, такого человека, который бы ни о чём не мечтал. Почему мы мечтаем? Какая бывает мечта? Есть у вас заветная мечта? Давайте подберем прилагательные и глаголы к этому слову.

  • Составление кластера

Заветная придаёт силы

Реальная вдохновляет

Несбыточная Мечта помогает жить

Удивительная радует

Заманчивая окрыляет

Вывод: так вот для чего человеку необходимо мечтать. Ведь без мира фантазии и мечты наша жизнь была бы скучной и однообразной.

2 фаза - осмысление текста

  • Беседа:

-А какая мечта была у героя повести Н.В.Гоголя «Шинель»?

- Как зовут нашего героя?

- Случайно ли подобрад Гоголь такое имя своему нерою? Что означает имя Акакий в переводе с греческого?

- Что хотел сказать автор, дважды повторив это слово в имени героя?

- Прочитайте портретную характеристику Акакия Акакиевича. О чём она нам говорит? (суффиксы -оват-/ -еват- в прилагательных говорят о бедности внешности героя)

- Только ли о материальной бедности идёт речь? (нет, и о духовной бедности)

- Как эта духовная бедность проявляется в жизни и речи?

(просмотр фрагментов из к/ф «Шинель»)

- Как мечта о новой шинели изменила Акакия Акакиевича?

- На чём решил сэкономить Акакий Акакиевич, чтобы набрать нужную сумму?

- И вот наступил долгожданный день…

(просмотр фрагмента из к/ф «Шинель» и чтение отрывка)

  • Экскурс в историю:

«…вынул шинель из носового платка…» - в 18-19 вв носовые платки бывали значительных размеров, величиною с наволочку.

- Какие изобразительно-выразительные средства помогают нам понять состояние героя в этот день? (работа с текстом)

  • Составление двойного дневника



Средства выразительности

Моё толкование





  • Проверка двойного дневника

- Акакий Акакиевич словно очнулся от сна. Новая шинель вернула его к жизни (чтение отрывков)

- Как случилось, что Акакий Акакиевич лишился новой шинели?

(просмотр фрагментов из к/ф «Шинель»).

- При рассказе выразите свое отношение к этому трагическому для героя событию. Пользуйтесь цитатами из произведения.

- Какие чувства вы испытывали, читая о злоключениях нашего героя в кабинете «значительного лица»? Кому сочувствует автор, излагая эту сцену? Какими художественными средствами выявляется это сочувствие?



  • Рассказ ученика о смерти Акакия Акакиевича.

- Как воспринимается нами смерть Акакия Акакиевича - неожиданной или как естественный результат постигшего его несчастья?

- Каким образом передаёт автор своё отношение к герою в описании последних дней его «горемычной жизни»?

  • Рассказ ученика об истории создания произведения

- Почему Гоголь изменил конец истории и завершил повесть смертью Акакия Акакиевича?

- Какую тему продолжает Гоголь в своём произведении? (тему «маленького человека»). Раскройте смысл этого понятия.

- Расскажите, кто из русских писателей раскрывал эту тему в своих произведениях?

- В чём сходство в изображении «маленького человека» А.С.Пушкиным и Н.В.Гоголем? В чём различие?

3 фаза - рефлексия. Составление синквэйнов.

- Наша жестокость, наше бездушие и необдуманное поведение могут ранить и даже убить человека. Надо быть добрее. Ко всем и к таким, как Акакий Акакиевич. Давайте подумаем и составим синквэйн, что есть по-вашему добро.

Добро.

Искреннее. Человеческое.

Спасает, защищает, помогает.

Надо стараться творить добро.

Спасение.



  • Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по высказыванию А.П.Чехова «…Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…»



© 2010-2022