- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе Жизнь и смерть чиновника Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя Шинель)
Конспект урока по литературе Жизнь и смерть чиновника Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя Шинель)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Портнова М.В. |
Дата | 28.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок с использованием технологии критического мышления в 8 классе
Тема: Жизнь и смерть чиновника Башмачкина.
(по повести Н.В.Гоголя «Шинель»)
Цели:
-
Пробудить в учащихся чувство сострадания к главному герою и научить задумываться над своими поступками;
-
продолжить работу по развитию навыков анализа текста, нахождения языковых средств;
-
развитие навыков монологической речи.
Материалы и оборудование: портрет Н.В.Гоголя; фрагменты из к/ф «Шинель», иллюстрации учащихся
Эпиграф к уроку:
… надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека
стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком,
что есть несчастные…
А.П.Чехов «Крыжовник»
Оформление доски:
Акакий (от греч.) - незлобивый
Жаба - устаревшее название ангины
Десть - единица счета писчей бумаги 24 листа; в современной метрической системе 50 листов
Эспаньолка - короткая остроконечная бородка
Ход урока
1 фаза - вызов интереса
- все мы любим мечтать. И нет, наверное, такого человека, который бы ни о чём не мечтал. Почему мы мечтаем? Какая бывает мечта? Есть у вас заветная мечта? Давайте подберем прилагательные и глаголы к этому слову.
-
Составление кластера
Заветная придаёт силы
Реальная вдохновляет
Несбыточная Мечта помогает жить
Удивительная радует
Заманчивая окрыляет
Вывод: так вот для чего человеку необходимо мечтать. Ведь без мира фантазии и мечты наша жизнь была бы скучной и однообразной.
2 фаза - осмысление текста
-
Беседа:
-А какая мечта была у героя повести Н.В.Гоголя «Шинель»?
- Как зовут нашего героя?
- Случайно ли подобрад Гоголь такое имя своему нерою? Что означает имя Акакий в переводе с греческого?
- Что хотел сказать автор, дважды повторив это слово в имени героя?
- Прочитайте портретную характеристику Акакия Акакиевича. О чём она нам говорит? (суффиксы -оват-/ -еват- в прилагательных говорят о бедности внешности героя)
- Только ли о материальной бедности идёт речь? (нет, и о духовной бедности)
- Как эта духовная бедность проявляется в жизни и речи?
(просмотр фрагментов из к/ф «Шинель»)
- Как мечта о новой шинели изменила Акакия Акакиевича?
- На чём решил сэкономить Акакий Акакиевич, чтобы набрать нужную сумму?
- И вот наступил долгожданный день…
(просмотр фрагмента из к/ф «Шинель» и чтение отрывка)
-
Экскурс в историю:
«…вынул шинель из носового платка…» - в 18-19 вв носовые платки бывали значительных размеров, величиною с наволочку.
- Какие изобразительно-выразительные средства помогают нам понять состояние героя в этот день? (работа с текстом)
-
Составление двойного дневника
-
Средства выразительности
Моё толкование
-
Проверка двойного дневника
- Акакий Акакиевич словно очнулся от сна. Новая шинель вернула его к жизни (чтение отрывков)
- Как случилось, что Акакий Акакиевич лишился новой шинели?
(просмотр фрагментов из к/ф «Шинель»).
- При рассказе выразите свое отношение к этому трагическому для героя событию. Пользуйтесь цитатами из произведения.
- Какие чувства вы испытывали, читая о злоключениях нашего героя в кабинете «значительного лица»? Кому сочувствует автор, излагая эту сцену? Какими художественными средствами выявляется это сочувствие?
-
Рассказ ученика о смерти Акакия Акакиевича.
- Как воспринимается нами смерть Акакия Акакиевича - неожиданной или как естественный результат постигшего его несчастья?
- Каким образом передаёт автор своё отношение к герою в описании последних дней его «горемычной жизни»?
-
Рассказ ученика об истории создания произведения
- Почему Гоголь изменил конец истории и завершил повесть смертью Акакия Акакиевича?
- Какую тему продолжает Гоголь в своём произведении? (тему «маленького человека»). Раскройте смысл этого понятия.
- Расскажите, кто из русских писателей раскрывал эту тему в своих произведениях?
- В чём сходство в изображении «маленького человека» А.С.Пушкиным и Н.В.Гоголем? В чём различие?
3 фаза - рефлексия. Составление синквэйнов.
- Наша жестокость, наше бездушие и необдуманное поведение могут ранить и даже убить человека. Надо быть добрее. Ко всем и к таким, как Акакий Акакиевич. Давайте подумаем и составим синквэйн, что есть по-вашему добро.
Добро.
Искреннее. Человеческое.
Спасает, защищает, помогает.
Надо стараться творить добро.
Спасение.
-
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по высказыванию А.П.Чехова «…Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…»