- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Факультативный курс Литература Урала
Факультативный курс Литература Урала
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Линке Л.А. |
Дата | 04.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Курс «Литература Урала» входит в состав единого учебного предмета «Литература» и составляет важнейшую часть общей федеральной программы по введению в школьное обучение регионального компонента.
Цель преподавания предмета «Литература Урала»- формировать у учащихся знания об истории и культуре родного края, умения ориентироваться в сложной социокультурной ситуации современного Урала.
Принципы изучения литературы Урала в школе:
1. изучение литературы родного края в контексте общероссийского литературного процесса;
2.верность эстетическим критериям при отборе произведений для анализа и оценке их идейно- эстетических достоинств.
В основе рабочей программы - программа курса для учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ « Литература Урала» ( авторы Н.Л.Лейдерман, Е.К.Созина, М.А.Литовская), изданная издательством Дом учителя г. Екатеринбург 2000г.
Изучение предмета в среднем звене (5-7 классах) продолжает развивать знания и умения, полученные в начальной школе. Начинается изучение предмета с раздела «Фольклор». В средних классах изучение сказки поднимается на качественно новый уровень при чтении сказок народов, населяющих Большой Урал. Кроме сказок, фольклор содержит интересный материал по мифологии.
В особый раздел «Уральские сказители» выведены сказы П.Бажова, сказки П.Ершова, Д.Н.Мамина- Сибиряка.
В разделе «История в лицах» изучаются произведения исторических деятелей,
а также художественные тексты , изображающие прошлое народов Урала.
Четвёртый раздел «Характеры и судьбы» предполагает изучение произведений, главным героем которых является сверстник учащихся. Здесь представлены книги И.Ликстанова, В. Крапивина, Н.Никонова, Б. Путилова, Б.Рябинина и др.
В пятом разделе «Смешное и чудесное» представлены остросюжетные произведения познавательной направленности.
По учебной программе на изучение литературы Урала отводится в 5 классе- 9 часов, в 6классе- 10, в 7 классе- 9. По учебному плану в 5-7 классах отведено по 34 часа.
Программа модернизирована : внесены не только произведения , обязательные для чтения и изучения, но произведения, которые предлагаются для чтения и обсуждения в школе, а также рекомендуемые для внеклассного чтения :
5 класс- Исторические предания Среднего Урала. О Ермаке Тимофеевиче; А.К.Матвеев.
Неройки караулят Урал (фрагменты), Л.И.Давыдычев. Лелишна из третьего подъезда;
стихи В.Телегиной, Е.Трутневой, Е.Хориненой, Л.Кузьмина.
6 класс- В.П.Крапивин. Журавлёнок и молния; И.Ликстанов. Малышок, С.Самсонов. По ту сторону; Н.Воронов. Мальчик, полюбивший слона; С. Слепынин . Мальчик, полюбивший слона.
7 класс- Т.С.Беляев. Куз-Курпяч, К.Н.Носилов. Дедушка Ногул и его внуки; В.Ф.Потанин. Подари мне сизаря; О.Коряков. Хмурый Вангур; Н.Никонов. Глагол несовершенного вида.
Для изучения произведений используются следующие приёмы:
- чтение;
- рассказ;
- беседа;
- анализ текста;
- устное словесное рисование;
- иллюстрация произведений;
- фронтальная работа;
- работа в парах, группах.
При изучении предмета «литература Урала» используются следующие технологии:
- игровая технология (авторы Амонашвили, Эльконин) : ролевые игры, инсценировки, задания игрового характера соответствуют возрасту учащихся, вызывают интерес к предмету;
- исследовательская технология: проблемные вопросы, задания развивают общеучебные умения и навыки- внимание, память, умение слушать и слышать.
С целью контроля за усвоением изученного материала используются:
-тесты на знание текста;
- письменные высказывания по изученным произведениям;
- итоговые контрольные работы;
- сочинение.
Требования к уровню подготовки учащихся средних классов:
Знать: виды устного словесного творчества народов Урала; основные факты биографии изучаемых писателей и поэтов Урала, своеобразие их творчества; основные художественные тексты; своеобразие повествовательной структуры произведений уральской литературы(понятие «сказ»);
Уметь: определять специфику фольклорных произведений Урала; выявлять проблематику изучаемых произведений; определять авторскую позицию в изучаемых произведениях;
осуществлять анализ лирических произведений уральских поэтов и сопоставлять стихотворения разных авторов, составлять устное монологическое высказывание по предложенной теме; составлять письменное высказывание по изучаемым произведениям уральских авторов.
Учебно- методический комплекс::
1 Н.Л.Лейдерман, Е.К.Созина, М.А.Литовская . Программа для учащихся 1- 11 классов общеобразовательных школ. Екатеринбург: Издательство Дом учителя, 2000;
2. Литература Урала. Очерки и портреты. Книга для учителя. Екатеринбург. Из-во Уральского госуниверситета 1998г. под ред. Н.Л.Лейдермана.
3. Литература Урала. Книга для чтения в 5-8 классах . Общеобразовательная школа. Составитель М.А.Литовская. Екатеринбург «Урал», 1997.
Календарно- тематическое планирование. 6 класс.
№
ТЕМА УРОКА
Кол.
Час.
дата
контроль
Коррекц.
1
Вводный урок.
1
2
Творческий путь П. Бажова.
1
3
П. Бажов « Медной горы хозяйка».
1
4
П. Бажов « Малахитовая шкатулка».
1
5
П. Бажов « Каменный цветок».
1
6
П. Бажов « Горный мастер».
1
7
Проверочная работа по сказам П. Бажова.
1
Пров. раб.
8
Творческий путь В. Крапивина.
1
9
Повесть В.Крапивина «Журавлёнок и молния».
1
10
Сложность взаимоотношений взрослых и детей в повести.
1
11
Проблема «подросток-друзья- семья « в повести.
1
12
Сочинение по повести В. Крапивина «Журавлёнок и молния».
1
Сочин.
13
И.И.Ликстанов « Малышок». Тема военного детства в повести.
1
14
Дети и взрослые в повести «Малышок».
1
15
Образ Малышка: характеристика героя через его действия и поступки.
1
16
Контрольная работа за 1 полугодие
1
Контрол.раб.
17
С.Самсонов «По ту сторону».
1
18
С. Самсонов «По ту сторону».
1
19
Образ Урала в поэзии
1
20
Образ Урала в поэзии.
1
21
. Стихи Л. К. Татьяничевой. Не для себя деревья плодоносят
1
22
Стихи Л.К.Татьяничевой. Время сгущается. К названьям рек
1
23
Б.А. Ручьёв. Стихи об Урале.
1
24
Б.А.Ручьёв. Сказка о синем самолёте.
1
25
А.Л.Решетов. Память. Небо. Сны.
1
26
Стихи А.И. Чечулина.
1
27
Стихи асбестовских поэтов.
1
28
Николай Воронов. Мальчик, полюбивший слона.
2
29
Сергей Слепынин. Мальчик из саванны.
3
30
Контрольная работа за 2 полугодие.
1
Контрол.
31
Итоговое занятие.
1
итого: 34 часа.
Календарно- тематическое планирование. 7 класс.
№
Тема урока
№ урока
дата
Контр. коррек.
1
Повторение изученного в 5-6 классе.
1
2
Повесть Т.Беляева «Куз- Курпяч» -оригинальное авторское произведение, созданное по мотивам башкирского сказочного эпоса.
2
3
Связь сюжета повести со структурой волшебной сказки.
3
тест
4
Отражение истории и образа жизни башкирского народа в произведении.
4
5
Психологизм Беляева в описании переживаний и чувств героев.
5
6
Жанровое и стилевое своеобразие повести.
6
7
К.Д.Носилов. Дедушка Ногул и его внуки.
Жизнь северного народа манси в изображении русского путешественника и писателя К. Носилова.
7
8
Сюжет рассказа и его герои.
8
9
Позиция автора- рассказчика , его отношение к вогулам.
9
10
К. Носилов. За саранками.
10
11
К.Носилов. Юдик. Таня Логай.
11
12
К.Носилов. Яхурбет.
12
13
Из литературы 20 века.
13
14
Муса Джалиль. Стихи из «Маобитской тетради». Биография. История создания и обнаружения «Маобитской тетради».
14
15
Тема мужества в произведениях поэта..
Лирический герой книги: отец, муж, солдат, патриот.
15, 16
16
Контрольная работа за 1 полугодие.
17
Контр.
17
Б.А.Путилов. Сокрушение Лёхи Быкова. Сюжет.
18
18
Изображение военного детства в произведении Путилова.
19
19
Образы подростков и учителей в повести.
20
20
Тема злого владычества Витя Кукушкина в повести и избавление от него героя-рассказчика.
21
21
Нравственные ценности героя и автора.
22
22
В.Ф.Потанин. Подари мне сизаря. сюжет рассказа.
23
23
Образ детства в рассказе В.Потанина.
24
24
Сложность отношений детей и взрослых.
25, 26
25
Роль рассказчика в произведении.
27
26
Стихи Бориса РУЧЬЁВА.
28, 29
27
Олег Коряков. Хмурый Вангур.
30, 31
28
Н.Г.Никонов. Глагол несовершенного вида. Воспоминания о детстве как одна из ведущих тем мировой литературы.
32.
29
Образ автобиографического героя.
Трудности взросления: обретения и потери.
33
30
Контрольная работа за 2 полугодие.
34
Контр.