Факультативный курс Литература Урала

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Курс «Литература Урала» входит в состав единого учебного предмета «Литература» и составляет важнейшую часть общей федеральной программы по введению в школьное обучение регионального компонента.

Цель преподавания предмета «Литература Урала»- формировать у учащихся знания об истории и культуре родного края, умения ориентироваться в сложной социокультурной ситуации современного Урала.

Принципы изучения литературы Урала в школе:

1. изучение литературы родного края в контексте общероссийского литературного процесса;

2.верность эстетическим критериям при отборе произведений для анализа и оценке их идейно- эстетических достоинств.

В основе рабочей программы - программа курса для учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ « Литература Урала» ( авторы Н.Л.Лейдерман, Е.К.Созина, М.А.Литовская), изданная издательством Дом учителя г. Екатеринбург 2000г.

Изучение предмета в среднем звене (5-7 классах) продолжает развивать знания и умения, полученные в начальной школе. Начинается изучение предмета с раздела «Фольклор». В средних классах изучение сказки поднимается на качественно новый уровень при чтении сказок народов, населяющих Большой Урал. Кроме сказок, фольклор содержит интересный материал по мифологии.

В особый раздел «Уральские сказители» выведены сказы П.Бажова, сказки П.Ершова, Д.Н.Мамина- Сибиряка.

В разделе «История в лицах» изучаются произведения исторических деятелей,

а также художественные тексты , изображающие прошлое народов Урала.

Четвёртый раздел «Характеры и судьбы» предполагает изучение произведений, главным героем которых является сверстник учащихся. Здесь представлены книги И.Ликстанова, В. Крапивина, Н.Никонова, Б. Путилова, Б.Рябинина и др.

В пятом разделе «Смешное и чудесное» представлены остросюжетные произведения познавательной направленности.

По учебной программе на изучение литературы Урала отводится в 5 классе- 9 часов, в 6классе- 10, в 7 классе- 9. По учебному плану в 5-7 классах отведено по 34 часа.

Программа модернизирована : внесены не только произведения , обязательные для чтения и изучения, но произведения, которые предлагаются для чтения и обсуждения в школе, а также рекомендуемые для внеклассного чтения :

5 класс- Исторические предания Среднего Урала. О Ермаке Тимофеевиче; А.К.Матвеев.

Неройки караулят Урал (фрагменты), Л.И.Давыдычев. Лелишна из третьего подъезда;

стихи В.Телегиной, Е.Трутневой, Е.Хориненой, Л.Кузьмина.

6 класс- В.П.Крапивин. Журавлёнок и молния; И.Ликстанов. Малышок, С.Самсонов. По ту сторону; Н.Воронов. Мальчик, полюбивший слона; С. Слепынин . Мальчик, полюбивший слона.

7 класс- Т.С.Беляев. Куз-Курпяч, К.Н.Носилов. Дедушка Ногул и его внуки; В.Ф.Потанин. Подари мне сизаря; О.Коряков. Хмурый Вангур; Н.Никонов. Глагол несовершенного вида.

Для изучения произведений используются следующие приёмы:

- чтение;

- рассказ;

- беседа;

- анализ текста;

- устное словесное рисование;

- иллюстрация произведений;

- фронтальная работа;

- работа в парах, группах.

При изучении предмета «литература Урала» используются следующие технологии:

- игровая технология (авторы Амонашвили, Эльконин) : ролевые игры, инсценировки, задания игрового характера соответствуют возрасту учащихся, вызывают интерес к предмету;

- исследовательская технология: проблемные вопросы, задания развивают общеучебные умения и навыки- внимание, память, умение слушать и слышать.

С целью контроля за усвоением изученного материала используются:

-тесты на знание текста;

- письменные высказывания по изученным произведениям;

- итоговые контрольные работы;

- сочинение.

Требования к уровню подготовки учащихся средних классов:

Знать: виды устного словесного творчества народов Урала; основные факты биографии изучаемых писателей и поэтов Урала, своеобразие их творчества; основные художественные тексты; своеобразие повествовательной структуры произведений уральской литературы(понятие «сказ»);

Уметь: определять специфику фольклорных произведений Урала; выявлять проблематику изучаемых произведений; определять авторскую позицию в изучаемых произведениях;

осуществлять анализ лирических произведений уральских поэтов и сопоставлять стихотворения разных авторов, составлять устное монологическое высказывание по предложенной теме; составлять письменное высказывание по изучаемым произведениям уральских авторов.

Учебно- методический комплекс::

1 Н.Л.Лейдерман, Е.К.Созина, М.А.Литовская . Программа для учащихся 1- 11 классов общеобразовательных школ. Екатеринбург: Издательство Дом учителя, 2000;

2. Литература Урала. Очерки и портреты. Книга для учителя. Екатеринбург. Из-во Уральского госуниверситета 1998г. под ред. Н.Л.Лейдермана.

3. Литература Урала. Книга для чтения в 5-8 классах . Общеобразовательная школа. Составитель М.А.Литовская. Екатеринбург «Урал», 1997.






Календарно- тематическое планирование. 6 класс.

ТЕМА УРОКА

Кол.

Час.

дата

контроль

Коррекц.

1

Вводный урок.

1

2

Творческий путь П. Бажова.

1

3

П. Бажов « Медной горы хозяйка».

1

4

П. Бажов « Малахитовая шкатулка».

1

5

П. Бажов « Каменный цветок».

1

6

П. Бажов « Горный мастер».

1

7

Проверочная работа по сказам П. Бажова.

1

Пров. раб.

8

Творческий путь В. Крапивина.

1

9

Повесть В.Крапивина «Журавлёнок и молния».

1

10

Сложность взаимоотношений взрослых и детей в повести.

1

11

Проблема «подросток-друзья- семья « в повести.

1

12

Сочинение по повести В. Крапивина «Журавлёнок и молния».

1

Сочин.

13

И.И.Ликстанов « Малышок». Тема военного детства в повести.

1

14

Дети и взрослые в повести «Малышок».

1

15

Образ Малышка: характеристика героя через его действия и поступки.

1

16

Контрольная работа за 1 полугодие

1

Контрол.раб.

17

С.Самсонов «По ту сторону».

1

18

С. Самсонов «По ту сторону».

1

19

Образ Урала в поэзии

1

20

Образ Урала в поэзии.

1

21

. Стихи Л. К. Татьяничевой. Не для себя деревья плодоносят

1

22

Стихи Л.К.Татьяничевой. Время сгущается. К названьям рек

1

23

Б.А. Ручьёв. Стихи об Урале.

1

24

Б.А.Ручьёв. Сказка о синем самолёте.

1

25

А.Л.Решетов. Память. Небо. Сны.

1

26

Стихи А.И. Чечулина.

1

27

Стихи асбестовских поэтов.

1

28

Николай Воронов. Мальчик, полюбивший слона.

2

29

Сергей Слепынин. Мальчик из саванны.

3

30

Контрольная работа за 2 полугодие.

1

Контрол.

31

Итоговое занятие.

1

итого: 34 часа.

Календарно- тематическое планирование. 7 класс.

Тема урока

№ урока

дата

Контр. коррек.

1

Повторение изученного в 5-6 классе.

1

2

Повесть Т.Беляева «Куз- Курпяч» -оригинальное авторское произведение, созданное по мотивам башкирского сказочного эпоса.

2

3

Связь сюжета повести со структурой волшебной сказки.

3

тест

4

Отражение истории и образа жизни башкирского народа в произведении.

4

5

Психологизм Беляева в описании переживаний и чувств героев.

5

6

Жанровое и стилевое своеобразие повести.

6

7

К.Д.Носилов. Дедушка Ногул и его внуки.

Жизнь северного народа манси в изображении русского путешественника и писателя К. Носилова.

7

8

Сюжет рассказа и его герои.

8

9

Позиция автора- рассказчика , его отношение к вогулам.

9

10

К. Носилов. За саранками.

10

11

К.Носилов. Юдик. Таня Логай.

11

12

К.Носилов. Яхурбет.

12

13

Из литературы 20 века.

13

14

Муса Джалиль. Стихи из «Маобитской тетради». Биография. История создания и обнаружения «Маобитской тетради».

14

15

Тема мужества в произведениях поэта..

Лирический герой книги: отец, муж, солдат, патриот.

15, 16

16

Контрольная работа за 1 полугодие.

17

Контр.

17

Б.А.Путилов. Сокрушение Лёхи Быкова. Сюжет.

18

18

Изображение военного детства в произведении Путилова.

19

19

Образы подростков и учителей в повести.

20

20

Тема злого владычества Витя Кукушкина в повести и избавление от него героя-рассказчика.

21

21

Нравственные ценности героя и автора.

22

22

В.Ф.Потанин. Подари мне сизаря. сюжет рассказа.

23

23

Образ детства в рассказе В.Потанина.

24

24

Сложность отношений детей и взрослых.

25, 26

25

Роль рассказчика в произведении.

27

26

Стихи Бориса РУЧЬЁВА.

28, 29

27

Олег Коряков. Хмурый Вангур.

30, 31

28

Н.Г.Никонов. Глагол несовершенного вида. Воспоминания о детстве как одна из ведущих тем мировой литературы.

32.

29

Образ автобиографического героя.

Трудности взросления: обретения и потери.

33

30

Контрольная работа за 2 полугодие.

34

Контр.







© 2010-2022