Урок по Неологизмы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА русского языка в 6 классеУчитель: Макаренко С.А.Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: Разумовская М.М.Тема урока: Неологизмы Тип урока: открытие новых знанийЦели урока.1.Образовательные: дать понятие о неологизмах2.Развивающая: развивать речь учащихся, аналитические способности, внимание, память. 3.Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемому предмету.Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс: Личностные УУ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА русского языка в 6 классе

Учитель: Макаренко С.А.

Учебный предмет: русский язык

Класс: 6

Автор УМК: Разумовская М.М.

Тема урока: Неологизмы

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока.

  1. Образовательные: дать понятие о неологизмах

  2. Развивающая: развивать речь учащихся, аналитические способности, внимание, память.

3.Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:

Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.

Метапредметные УУД:

1.Регулятивные: контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время урока.

2.Познавательные: целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

3.Коммуникативные: работа в группе, адекватно передача информации, осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Этап Инициация (1 мин)

Цель: создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 5 мин.

Проведение: дети становятся в круг и здороваются как близкие люди, деловые люди,

Оценка результата:

Хорошее настроение, готовность работать, готовность к сотрудничеству с учителем и сверстниками

Метод «Приветствие»

участники здороваются друг с другом за руку, но не просто так, а фантазируя при этом.

Давайте поприветствуем друг друга. А для этого необходимо встать со своих мест и представить, что вы находитесь, например, в Японии. Знаете, как надо приветствовать хозяев дома, пригласивших вас в гости? Прошу вас изобразить это приветствие.

Давайте поздороваемся как деловые люди,

близкие люди



Дети выполняют

Формирование эмоционального настроя на урок.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

2. Этап 2. Вхождение или погружение в тему (4 минуты + 5 минут)


1)Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Вы видите два дерева. Большое дерево, которое посажено уже давно, а рядом с ним - молодое. На наших деревьях нет листьев, но мы с вами должны это исправить.

Давайте посмотрим на слова, которые написаны под деревьями: кафтан, бутик, бренд, граффити, веретено, имидж, ветрило, чело, вирус, флешка, хакер, око

По какому принципу можно разделить эти слова в два столбика? Подумайте и запишите их себе в тетрадочку.

( В это время я готовлю листочки деревьев, на которых написаны эти слова)

Закончили распределять, что у вас получилось? Помогайте мне отправлять каждый листик на свое дерево.

Молодцы, на одно дерево вы отправили такие листья, как : кафтан, веретено, ветрило, рыбарь, чело. ( Ребята должны правильно расформировать слова, т.к. предыдущая тема была «Устаревшие слова»).

А почему вы так поступили?

А теперь давайте посмотрим на второе дерево. На него мы отправили листики, на которых написаны такие слова, как : бутик, бренд, граффити, имидж, флешка, вирус, хакер. Что обозначает каждое слово? (Если ученикам трудно, то обращаемся к словарю, хотя они должны понимать значение)

Ребята, как вы думаете, а давно мы с вами стали употреблять такие слова в нашей речи? ( В ходе беседы должны прийти к выводу, что нет).

А почему я выбрала именно такие деревья для нашей работы?

Если дети отправили листы не так, то в ходе беседы меняем слова с одного дерева на другое .

Молодцы, а как вы думаете, почему появились такие слова, которые мы отправили на молодое дерево? С чем связано их появление?

Совершенно верно. Ребята, новые слова, которые появляются в нашем языке называются (неологизмами. «Нео» - новый, «логос»- слово ( греч.)).

Тема нашего урока сегодня - НЕОЛОГИЗМЫ

1











Уч-ся записывают слова в 2 столбика



Я называю слово, а ребята говорят куда отправлять лист.

(Ребята вспоминают тему «Устаревшие слова», дают определение). Беседуем, приходим к выводу, что на большое и крепкое дерево нужно отправить листы с устаревшими словами, а на молодое - слова, которые появились в нашей речи недавно).



Должны прийти к выводу, что появление этих слов связано с появлением чего-то нового

Извлечение необходимой информации из текста (П)

Работа в группе (К)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

3. Этап Формирование ожиданий ученика (5 минут)

Метод «Метод покупок»

Цель: выяснить, чего ожидают учащиеся от этого урока. Разбить класс на группы.

Интеллектуальная игра «Философия жизни» или «Мир един» (5 минут)

Цель: заинтересовать класс, дать почувствовать каждому учащемуся нужность изучения темы.


выбираем футболку и брюки . На футболке пишем ожидания , на брюках- опасения от сегодняшнего урока





Дети становятся в круг. Учащимся предлагается одна фраза, которую нужно продолжить. Один из учеников должен дать утверждение, а другой отрицание. На уроке будем использовать только утверждение.

«Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему неологизмы…» (продолжите фразу)





Если ученик затрудняется дать утверждение, он может пропустить свой ход!

Уч-ся оформляют всё это на доске









Варианты ответов детей:

-это очень хорошо

-потому что мы должны знать русский язык

-она нам пригодится при сдаче экзамена

-она нам нужна для подготовки к контрольной работе

и т.д.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

4. Этап Интерактивная лекция (10 минут)

. Цель: раскрытие темы урока.

Ученик у доски раскрывает тему урока классу







Мероприятие «Лабиринт»

Цель: с помощью проблемного обучения подвести учащихся к раскрытию темы.


-

заранее подготовленный учителем ученик показывает слайд-шоу. Ученик раскрывает понятие неологизмы и приводит примеры

















каждой группе дается ватман, на котором написаны разные по своему происхождению слова (архаизмы, историзмы, неологизмы, общеупотребительные, профессиональные, диалектизмы).

Например:

рейтинг

сайт

скейтборд

пирсинг

секьюрити

длань ворота кафтан камзол стрелец вече аршин,

Из многообразия слов достаточно отобрать 10 и предложить учащимся для рассмотрения.

Ставим перед учениками задачу: отберите слова, которые возникли недавно. Учащиеся для отбора могут использовать фломастеры, зачеркивать или ставить крестики на словах, которые не нужны.

Неологизмы («нео» - новый, «логос» - слово (греч.).

Неологизмы - это новые слова общенародного языка. Значительные события общественной жизни, научно-технические открытия способствуют порождению целых серий неологизмов. Эти слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав.

Неологизмы не возникают из ничего, они создаются по образцу уже известных в языке слов. Вот некоторые примеры. По образцу слов пароход, теплоход создано слово атомоход. Слова пулемётчик, миномётчик, зенитчик послужили моделью для образования слова ракетчик. Слово приземлиться дало возможность появиться словам прилуниться, приводниться.

Создатель новых слов - народ.

Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое.

Авторские неологизмы - это слова, придуманные писателями с определённой целью и не получившие широкого распространения.





Проявление познавательной активности





















Самоопределение (Л)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Коррекция Р)

5. Этап Эмоциональная разрядка (3 минуты)

Игра «Ипподром»

Цель: разминка класса

Весь класс

Проведение: все стоят в кругу. Ведущий рассказывает правила игры:

Кони бегут - топаем ногами, плюс:

Бегут кони по ипподрому - хлопаем ладошами по коленям.

По камням - бьем кулаками по груди.

По болоту - чвакаем ладошками.

Через барьер скачут - хлопаем.

Два барьера - два хлопка.

Трибуна джентльменов - мальчики кричат.

Трибуна леди - девочки визжат.


Кони бегут





Бегут кони по ипподрому







По камням

По болоту

Через барьер скачут

Два барьера

Трибуна джентльменов -

Трибуна леди

После того, как ведущий рассказал правила и показал движения, он начинает быстро отдавать команды, остальные должны озвучивать действия.

Можно действия немного изменить.

топаем ногами

хлопаем ладошами по коленям.





бьем кулаками по груди

чвакаем ладошками.

Хлопаем

два хлопка.

мальчики кричат

девочки визжат









Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

Выполнение действий по образцу.




6. Этап 6. Проработка содержания темы (10 минут + 5 минут)

«Пазлы »

Цель: доказать учащимся, что новые слова появляются беспрерывно, каждая новая вещь требует нового названия.

Работа в группе

Проведение: учащимся раздаются карточки, на которых написаны неологизмы, но разрезаны пополам





Метод «Презентация »

Цель: презентовать свои получившиеся иллюстрации с неологизмами.

Проведение: каждая группа представляет свои иллюстрации и объясняет, почему дали такое название изображаемому.



- Органайзер -1. компактный предмет со множеством функциональных разделов для хранения других предметов и быстроты их использования. 2. блокнот-дневник, предназначенный для разного рода записей, заметок.

Стикер- наклейка, этикетка, аппликация, малая форма полиграфии, выпускается на самоклеящейся основе.

Слоган-(англ.) - рекламный девиз, который в сжатом виде передает рекламное сообщение, часть долговременной коммуникационной платформы бренда.

Смайлик -(англ. smiley - «улыбающийся») или счастли́вое лицо́ (☺/☻) - стилизованное графическое изображение улыбающегося человеческого лица;

Уч-ся собирают и если знают -объясняют значение слов













Каждая группа представляет свои иллюстрации и объясняет, почему дали такое название изображаемому

Самоопределение (Л)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Проявление познавательной активности


7. Этап 7. Подведение итогов (1 минута)

Метод «Комплименты »

Цель: узнать насколько познавательным и интересным был урок. Оправданы ли ожидания учащихся (предлагается еще раз сверить свои ожидания с теми, которые были в течение урока)?

Весь класс

Скажем друг другу комплименты

Уч-ся выполняют задание

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Рефлексия способов и условий действия.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения.





© 2010-2022