Календарно-тематическое планирование по русской литературе для 9 класса (на 105 часов)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебно-тематическое планирование по литературе в 9 классе

(3 часа в неделю, всего 105)

№ урока

Тема

Вид

занятия

Дата проведения

Примечание

План

Факт

1.

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.


2.

Теория литературы.


3.

Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.


4.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника древнерусской литературы. Русская история в произведении.


5.

Художественные особенности «Слова о полку Игореве»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства.


6.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову о полку Игореве».


7.

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма.


8.

М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество. Реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.


9.

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения.


10.

Г.Р.Державин. Жизнь и творчество. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Оценка собственного поэтического творчества в стихотворении «Памятник».


11.

А.Н.Радищев. Биография писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Жанр путешествия и его содержательное наполнение.


12.

Н.М.Карамзин. Жизнь и творчество. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.


13.

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.


14.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по теме «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).


15.

Контрольная работа по разделам «Древнерусская литература», «Русская литература 18 века».


16.

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.


17.

Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве.

Практическая работа: анализ лирического стихотворения.


18.

«Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.


19.

А.С.Грибоедов. Личность и судьба драматурга.


20.

«Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии.


21, 22.

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».


23, 24.

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.


25.

Язык комедии «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Практическая работа: анализ эпизода драматического произведения.


26.

Критика. И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»


27.

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Пушкин в восприятии современного читателя. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве поэта.


28.

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар».


29.

Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии…», «Я вас любил…». Адресаты любовной лирики поэта.


30.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Практическая работа: анализ лирического стихотворения.


31.

«Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.


32.

Роман Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.


33.

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.


34.

Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

35.

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.


36.

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.


37.

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.


38.

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский. Философская критика начала 20 века. Роман Пушкина и опера П.И.Чайковского. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Евгений Онегин»


39.

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.


40.

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно».


41.

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи - значенье…».


42.

Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий».


43.

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии.


44.

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе.


45.

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».


46-47.

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».


48.

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина


49.

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина


50.

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».


51.

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (обобщение ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Гоголя.


52.

«Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.


53, 54.

Система образов поэмы «Мертвые души». Практическая работа: анализ эпизода.


55.

Образ города в поэме «Мертвые души».


56.

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.


57, 58.

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме. Поэма в оценке В.Г.Белинского. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».


59.

А.Н.Островский. Жизнь и творчество. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.


60.

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.


61, 62.

Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.


63.

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести.


64.

Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовной конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его конфликт.


65.

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.


66.

«Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.


67.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?» (на примере произведений Островского, Достоевского, Толстого, Чехова).


68.

Эмоциональное богатство русское поэзии (на примере стихов Некрасова, Тютчева, Фета). Контрольная работа по разделу «Русская литература 19 века».


69.

Многообразие жанров и направлений в русской литературе 20 века.


70.

И.А.Бунин. Жизнь и творчество. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.


71.

Мастерство Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.


72.

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров


73.

Поэтика повести «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира. Гротеск и их художественная роль в повести.


74.

М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.


75.

Особенности авторского повествования в рассказе. Композиция, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.


76.

А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.


77.

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа - притчи.


78.

Русская поэзия Серебряного века.


79.

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Высокие идеалы и предчувствие перемен в стихотворениях «Ветер принес издалека…», «О,.весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.


80.

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Тема Родины в лирике Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…».


81.

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики Есенина.


82, 83.

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю». Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество.


84.

М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой.


85.

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках автора.


86.

Н.А.Заболоцкий. Жизнь и творчество. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого.


87.

А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Трагические интонации в любовной лирике.


88.

Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.


89.

Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака.


90.

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».


91.

«Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.


92, 93.

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 в.в.


94.

Контрольная работа по разделу «Русская литература 20 века».


95.

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций.Слово о поэте. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев


96.

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия». Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.


97.

В. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».


98.

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.


99.

И.В.Гете. Слово о поэте. «Фауст». Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.


100.

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра.


101.

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.


102-105

Подведение итогов. Рекомендации для летнего чтения. Резерв.вн.ч.


9


© 2010-2022