Методические рекомендации «Работа над ошибками на уроках русского языка в 5-6 классах»

Тетрадь «Работа над ошибками на уроках русского языка в 5–6-х классах»   “Советы для учащихся» 1. Начни с того, что совсем не трудно: найди слово (слова), ошибку в котором ты легко можешь объяснить, твёрдо знаешь правило (сам удивлён: “Почему же в диктанте я сделал ошибку в этом слове!”). Заполни табл. №1. 2. Затем переходи к словам (слову), в написании которых ты и сейчас не совсем уверен, хотя правило вроде бы знаешь… Обратись к учебнику, повтори правило и выполни задание в таблице №1. 3. Есть слово (слова), ошибку в котором ты не можешь объяснить и нужное правило найти не можешь: а) обратись к Орфографическому словарю (может быть, это словарное слово, а ты и не знал); б) Не можешь заполнить таблицу №1, объяснить допущенную ошибку – обратись к учителю!
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






























Ершов орта мектебі

Ершовская средняя школа



«Орыс тілі сабағында қатемен жұмыс

5-6 сынып»


«Работа над ошибками на уроках русского языка в 5-6 классах»

Методические рекомендации

Методические рекомендации «Работа над ошибками на уроках русского языка в 5-6 классах»




Орыс тілі мен әдебиет мұғалімі:

Учитель русского языка и литературы: Есимбекова Назгуль Каирбековна

Тетрадь "Работа над ошибками на уроках русского языка в 5-6-х классах"

"Советы для учащихся»

1. Начни с того, что совсем не трудно: найди слово (слова), ошибку в котором ты легко можешь объяснить, твёрдо знаешь правило

(сам удивлён: "Почему же в диктанте я сделал ошибку в этом слове!").

Заполни табл. №1.

2. Затем переходи к словам (слову), в написании которых ты и сейчас не совсем уверен, хотя правило вроде бы знаешь…

Обратись к учебнику, повтори правило и выполни задание в таблице №1.

3. Есть слово (слова), ошибку в котором ты не можешь объяснить и нужное правило найти не можешь:

а) обратись к Орфографическому словарю (может быть, это словарное слово, а ты и не знал);

б) Не можешь заполнить таблицу №1, объяснить допущенную ошибку - обратись к учителю!

1

Таблица № 1

Слово, в котором была допущена ошибка

Правило, на которое была допущена ошибка

Примеры



_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

"Словарик: Я пишу правильно"

________________________________________________________

Дата

ПИШУ ПРАВИЛЬНО

_________________________________________________________


2

















Таблица № 3

Фамилия ученика_________________ __ класс

№п/п

Правило, на которое допущена ошибка

1

Знаки препинания в конце предложения

2

Запятая в предложении с однородными членами

3

Обращение

4

Обобщающие слова при однородных членах пред.

5

Прямая речь

6

Сложное предложение

Оценка за работу

ТАБЛИЦА "РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. ОРФОГРАФИЯ. МОРФОЛОГИЯ"

ФАМИЛИЯ УЧЕНИКА ______________ ___ КЛАСС

№П.П

Правило, на которое допущена ошибка

1

Безударные гласные в корне слова, пров. ударением

2

Безударные гласные в корне слова, непров. удар.

3

Согласные буквы в корне слова и на конце (гл. и зв., непроизносимые согласные)

4

Буквы И, У, А после шипящих

5

Разделительный Ъ и Ь знак

6

Правописание приставок (кроме на з/с)

7

Приставки на З/С

8

Предлоги

9

И, Ы после Ц в корне слова




































































10

Е.,О после шипящих в корне слова

11

Правописание корней с чередующимися гласными

12

Ь после шипящих на конце у существительных муж. и ж.р.

13

Падежные окончания имён существительных

14

Падежные окончания имён прилагательных

15

Правописание кратких прилагательных

16

1 и 2 спряжение глаголов

17

Гласная перед суффиксом -л в глаголах прошедшего времени

18

Не с глаголами

19

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

20

Словарные слова





5

Примерное послание одного ученика другому после работы над ошибками

« Письмо учёному соседу».

Дорогой друг, сегодня получил свою контрольную работу и хочу, поделит…ся с тобой ________________, потому что п…лучил _______. А ошибок всего _____. Ты зна…ш…, оказывается, слово _________________ пиш…т…ся с буквой, так как _________________.Жаль, конечно, но я не знал, что слово ______________пиш…т…ся через _________, потому что ______________________________. А ещё я допустил ошибку в слове__________________, но теперь я запомнил, что ____________________.Предст…вляеш…, такое простое слово, как _____________я написал с ошибкой из - за собственной невнимательности. Интересно, что, когда писал, сомневался в написании слова ________________, зато теперь я твёрдо знаю правило и никогда не буду делать ошибки на него, так как теперь я умею его прим…нять.

Несколько ошибок я допустил на правило _________________________________. А слова _____________________мне следует запомнить. Думаю, что в следующ…м диктанте я учту все зам…чания и напишу её

6












































на ___________. А теперь, мой друг, я пр…щаюсь с тобой и надеюсь, что моё письмо будет полезно и тебе. Если вдруг в этом письме я д…пустил ошибку, то я об…зательно её про…н…лизирую, исправлю и запомню. Ведь человеку свойственно ошибат…ся: не стыдно не знать, но стыдно не учит…ся.

Орфограммы в письме определяет сам ученик. Адресат проверяет полученное послание, исправляет ошибки, если они есть, вставляет пропущенные орфограммы, выставляет оценку.

Примерный план к сочинению « Почему я написал плохо (хорошо) диктант»

1. Количество ошибок. Правила, на которые были допущены ошибки. Степень трудности диктанта.

2 Причины, послужившие плохому (хорошему ) результату:

А. Не усвоил новый материал.

Б. Забыл пройденное (приведи примеры на забытое правило).

В. Допустил ошибку в словарном слове,

7

Г. Обстановка в классе во время диктанта.

Д. Твоё собственное самочувствие на уроке и поведение (не мог сосредоточиться, мешал соседу или он тебе, волновался и т.д.).

Оценка собственных знаний, выводы.

Советы к сочинению по теме « Как я воевал с ошибками»

Напиши историю в форме сказки, фантастического приключения, в которой главные злодеи - ошибки. Только победив их, герои смогут попасть в « страну знаний».




8















Таким образом, данная тетрадь включает три вида работ:

  • саму работу над ошибками;

  • анализ ошибок;

  • словарную работу.

Одновременно учитель также проводит анализ ошибок, заполняя сводную таблицу.

Работа над ошибками находит продолжение и на последующих уроках. Периодически урок русского языка начинается со словарного диктанта, материалом для которого служат слова из таблицы № 2.Один из видов словарной работы с установкой "Я пишу правильно" - это взаимопроверки. Тетради "Работа над ошибками" учитель раздаёт произвольно, ученики проверяют чужой словарик, ставят оценку и записывают на карточку (листочек) слова, в которых и у проверяющего тоже были ошибки. Учитель вместе с тетрадями собирает карточки-листочки. Таким образом, проверяя карточки, учитель выявляет проблемные места в усвоении нового материала и знает, на что нужно обратить внимание при повторении пройденного. В конце четверти (года) учитель проводит контрольную работу, состоящую из двух частей: 1 часть - словарный диктант, в него входят слова, попавшие в карточки взаимопроверок и слова из самого большого словарика. 2часть - учащиеся анализируют таблицу № 3. Они должны перечислить правила, на которые были допущены ошибки в течение четверти (года), привести примеры на названные правила.

7

Для более глубокого и вдумчивого анализа ошибок учащимся предлагаются творческие работы в качестве домашнего задания. Планы к этим сочинениям они составляют на уроках развития речи вместе с учителем.

  • Письмо к учёному соседу.

  • Как я воевал с ошибками.

  • Почему я плохо (хорошо) написал диктант.






















8


© 2010-2022