- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Доклад на педсовет Роль внеурочной деятельности по русскому языку-ступень предпрофильного образования
Доклад на педсовет Роль внеурочной деятельности по русскому языку-ступень предпрофильного образования
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Буракова А.В. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Доклад на педсовет от 16.02.2016г.
«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-СТУПЕНЬ К ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
Докладчик: Буракова А.В., учитель русского языка и литературы
Уважаемые коллеги!
Из предыдущих докладов уже понятно, что предпрофильная подготовка - это система психолого - педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы в избираемых ими профилирующих направлениях будущего обучения и сфере последующей профессиональной деятельности.
Основное условие предпрофильной подготовки - педагогическое сопровождение самоопределения школьников, особая сфера деятельности педагога, ориентированная на взаимодействие со школьником по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, избираемой профессиональной деятельности и самоутверждении в ней.
Задачи педагогического сопровождения в свете новых ФГОС:
- рассмотрение профильного обучения в едином контексте целостного
развития личности (когнитивный, мотивационно-ценностный,
операционно-деятельный компоненты);
- применение интегративного подхода для развития у школьников
системного представления о природе, обществе, окружающей, в том
числе и профессиональной, среде;
- использование комплекса средств диагностики и развития интересов,
склонностей, способностей учащихся к разнообразным видам
профессионального труда для формирования общих и специальных
профессионально важных качеств;
- включение школьников в активную преобразовательную деятельность
во взаимосвязи с формированием первоначального профессионального
опыта средствами предпрофильного обучения.
Этапы педагогического сопровождения самоопределения школьников с учетом их возрастных особенностей.
Первый этап (I - IV классы) - начальный уровень (работа по подготовке к предпрофильной работе) развитие у младших школьников нравственного отношения, интереса к профессиональному труду на основе практического включения учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, досуговой деятельности; побуждение школьников к выработке индивидуальных способов собственной деятельности, самооценке, приобретению опыта общения.
Второй этап (V - VII1 классы) - предпрофильный : актуализация у младших подростков значимости профессиональной деятельности, оказание помощи в осознании ими своих интересов, способностей, социальных ценностей с ориентацией на будущую профессиональную деятельность, в
определении своего места в социуме; развитие у школьников
личностного смысла выбора профессии, умения соотносить собственные
приоритеты с общественными. Этому способствует вовлечение учащихся
специальную профессиональную через ролевую деятельность, в том числе через внеурочную деятельность.
Третий этап ( IX-11 классы) - профилизация: развитие самопознания,
ориентированного на формирование у школьников личностного выбора
пути продолжения образования; выработка умения соотносить
общественные цели выбора сферы будущей профессиональной
деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях, их
реальными возможностями.
Этапы подготовки учащихся к выбору профиля
- пропедевтический этап -выявление образовательного запроса;
- основной этап (в период обучения в IX классе) - моделирование видов
образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и
принятие решения в различных образовательных ситуациях;
- завершающий этап (при окончании IX класса) - проверка готовности
школьников к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей
школе.
Целью организации предпрофильной подготовки является создание
условий, обеспечивающих самоопределение выпускников основной школы вотношении выбора профиля будущего обучения в 10-11-х классах.
Для достижения поставленной цели в рамках предпрофильной
подготовки решаются следующие задачи:
сформирование у школьников умение объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям;
формирование готовности выпускников основной школы ответственно осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и интересам;
формирование высокого уровня учебной мотивации на обучение по избранному профилю;
обеспечение преемственности между основной и старшей школой, в том числе в подготовке девятиклассников к освоению программ профильной школы;
расширение возможностей социализации учащихся.
Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся создает многосторонняя внеурочная деятельность. Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки. Внеурочная деятельность школьника имеет огромное значение - рассматривается как ступень, ведущая к профильному обучению.
Это совокупность воспитательной и учебной (предметной) деятельности, направленная на подсознательную профилизацию ребенка, позволяющая включить каждого ученика во внеурочную значимую работу.
В МБОУ г. Керчи РК «Школа №12» внеурочная деятельность, направленная на предметную ориентацию, представлена в виде кружков для учащихся 5 классов.
«Детская риторика» рук-ль Шейга-Улетова Г.А.
«Занимательная математика» рук-ль Плахтий Н.Ф.
«Живая планета» рук-ль Буракова А.В.
Направление творческое представлено кружками:
«Волшебные узоры» рук-ль Прошакова Е.Е.
«Волшебный бисер» рук-ль Дикарева О.В.
«ЮИДД» рук-ль Суханова Е.А.
Руководители остановили свой выбор на оптимизационной модели внеурочной деятельности и пытаются создать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся.
Каждый ребенок имеет возможность свободного выбора направлений внеурочной деятельности, а поэтому очень важно правильно спланировать эту работу (рабочие программы внеурочной работы), организовать агитацию ребят, проводить системную работу по реализации содержания деятельности.
Разработаны учебные рабочие программы у всех руководителей, составлен график занятий, отведены кабинеты, ведутся журналы учета посещаемости. Итогом внеурочной деятельности является защита проектов, выставка творческих работ, участие в предметных олимпиадах и конкурсах. Наша цель-привить стойкий интерес к предмету, стимулировать мотивацию к обучению, чтобы 5-тиклассник сделал свой выбор в пользу уклона своих способностей. От руководителя это требует педагогического напряжения, креативности и мобильности в подготовки и быстрого реагирования на запросы учащихся. Очень важно, чтобы учащийся не «метался» в поисках пристрастий, а приходил именно на ваши занятия.
На занятиях кружка по русскому языку «Живая планета» я опираюсь на реакцию ребят, учу высказывать свое личное суждение, способствуя расширению словарного запаса, развитию риторических навыков и навыков публичного выступления, работать с информативными источниками, гасить страх перед учебными неудачами, «испытывать чувство предметного голода», уметь использовать речевые компетенции в целях личностного роста-самопродвижения, создание ситуации успеха. Активно использую игровые формы, мультимедийные технологии. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача внеклассной работы - развитие у школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его.
Содержание определяла с учетом требований обязательного содержательного минимума по предмету ФГОС, возрастных особенностей 5-тиклассников, занимательности и новизны для детей каждого занятия:
Составление языковых шарад, кроссвордов, киноуроки, интервьюирование, обучение подготовки и защиты проектов, занятия-фантазии, экскурсиионные перемещения, репортажи и подготовки рубрик в школьную газету, уроки с использованием методики волшебного конверта, самооткрытий , «шаги юного поэта» и т.д.
!!! В большинстве российских школ идет успешное внедрение портфолио-процесса. Самоопределению школьников в выборе дальнейшей образовательной перспективы помогает портфолио - папка индивидуальных учебных достижений по предмету.
Использование портфолио в предпрофильной подготовке
Портфолио в предпрофильной подготовке может выполнять различную роль. По мнению министра образования РК Гончаровой Н.Г.,чрезвычайно важна роль портфолио в построении образовательного рейтинга выпускника, учитывающегося при наборе в профильные классы.
Попытки введения конкурсного набора в профильные классы и школы, пользующиеся повышенным спросом у населенна, входят в противоречие с Законом РФ «Об образовании», гарантирующим право на бесплатное общедоступное среднее полное общее образование.
На проблему портфолио можно посмотреть и с другой точки зрения, подчеркнув личностный фактор. Накопление портфолио, воспитывает у ученика умение отслеживать и гордиться своими успехами, не стесняться предъявлять их и использовать в конкурентной среде. Следовательно, в предпрофильной подготовке портфолио может представлять отчет о своих достижениях, индивидуальная дорожная карта.
Есть расхождения в деталях трактовки «портфолио» на этапе предпрофильной подготовки. Так, автор проекта «Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы» А.А. Пинский считает, что в «портфолио» следует включать только сертифицированные индивидуальные учебные достижения, т. е. имеющие достаточную степень объективности: баллы по итогам федеральных экзаменов, а также экзаменов, выбранных по профилю. Разрабатывается балльное исчисление за успехи в олимпиадах разных уровней, в конкурсах системы дополнительного образования, в централизованном тестировании и т. д.
По данной версии проблематично включение в портфолио результатов, достигнутых внутри своей школы.
В версии, изложенной в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», акцент сделан на внутришкольные достижения учащихся. В документе прямо сказано, что «учитываются различные достижения учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты на курсах по выбору и т. п.»
В настоящее время Академия повышения квалификации РФ предлагает структуру наполнения «портфолио», в которой оптимально сочетаются две версии.
Тип
«Портфолио документов»
«Портфолио работ»
«Портфолио отзывов»
Состав
Сертифицированные индивидуальные образовательные
достижения
Коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях
Тексты заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем, самоописаний и самоанализа.
Преимущества данного варианта
Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика.
Портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.
Эта форма дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профиля.
Ограничения данного варианта
Портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.
Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.
Сложность формализации и учета собранной информации.
4. Использование портфолио на этапе профильного обучения
Портфолио позволяет наиболее полно отразить способы и результаты профилизации учащегося 10-11 класса: содержит информацию о предметах и курсах, пройденных в ходе профильного обучения, а также практиках, проектно-исследовательской деятельности и др.
Портфолио, отражая результаты индивидуальной образовательной активности, наиболее адекватен для отслеживания и оценивания результатов обучения по индивидуальному учебному плану, при реализации его как внутри школы, так и в (муниципальной) образовательной сети, особенно в учреждениях системы дополнительного образования.
Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ - или каких-либо иных форм экзаменов - при поступлении в вуз, поскольку наиболее полно покрывает тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре.
Портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования. Кроме того, он может служить альтернативой «натаскивания», спровоцированного этой ситуацией, дающего краткосрочный и поверхностный результат.
Портфолио, представляющий наряду с результатами олимпиад результаты проектно-исследовательской деятельности, социальных практик, творческие работы, свидетельствует не только о способностях абитуриента, но и умении их реализовать, о его самоорганизации и коммуникативных навыках.
Таким образом, портфолио, являясь формой полного и разностороннего представления выпускника школы вузу, может использоваться вузами в качестве дополнительной информации об абитуриенте, рассматриваться при собеседовании либо учитываться наряду с результатом экзаменов в качестве составляющей суммарного рейтинга абитуриента.
Также необходимо разработать конкретный план действий на уровне ОУ, по внедрению портфолио. Предлагаем управленческие шаги, отработанные на первом этапе эксперимента по введению портфолио:
-
Определить управленческие решения и условия, необходимые для введения портфолио
-
Провести информационную работу с педагогами школы /декабрь/
-
Построить взаимодействие с образовательными учреждениями МОС, участвующими в формированиями портфолио.
-
Определить конкретное наполнение разделов портфолио и разработать критериальную базу. Определить «вес» портфолио.
-
Установить срок, в течение которого индивидуальные учебные достижения являются актуальными и накапливаются в портфолио.
-
Определить ответственных за формирование портфолио учащегося.
-
Провести информационную работу на уровне ОУ с родителями и учащимися /январь/
Специфические моменты, которые должны быть отражены в портфолио по предмету
Домашние задания
Результаты контрольных работ, тестов, проверочных заданий.
Результаты групповой работы (черновики, схемы).
Дневник обучения.
Процесс решения учебных задач.
«Рефлексивные журналы».
Проекты.
Письменные работы.
Краткие заметки, связанные с ходом выполнения письменных работ.
Аудиокассеты с записями речей, вопросов учащихся.
«График-органайзеры» (схемы, рисунки, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы и пр.).
Вопросы, возникающие у ученика в процессе работы.
Заполненные учащимися анкеты (об отношении к какой-либо теме, об их мнениях и т.д.)
Отчеты об интервьюировании других студентов.
Лист наблюдений (за какими-то процессами).
Метакогнитивная деятельность (рефлексия общих закономерностей своего обучения).
Самооценка.
Письмо педагогу (члену своей семьи, директору и т.д.), связанное с содержанием портфолио.
Постановка и обоснование целей будущего обучения.
Тема по выбору.
Схематическое изображение выступлений, дебатов, видео- и аудиофрагментов и т.д.
Схемы индивидуальных и групповых проектов.
Записи в «бортовом журнале».
Компьютерные программы.
Описание экспериментов.
Образцы поэтического или прозаического творчества.
Видеофрагменты.
Грамоты, гранты, знаки отличий ит.п.
Демонстрация начального этапа портфолио учащихся 5-Б класса
Решение:
1.Заслушать на итоговом заседании педсовета отчеты руководителей кружков за 2015-2016 год с предоставлением фото и видеоматериалов. По итогам анализа их работы составить рейтинг внеурочной деятельности, скорректировать предпрофильную деятельность на 2016-2017 уч. год.
2. Отметить качественную (удовлетворительную) работу руководителей Плахтий Н.Ф., Дикаревой О.В.., Бураковой А.В., Прошаковой Е.Е. по привитию стойкого интереса к предмету.