Урок по литературе для 7 класса «Анализ стихотворений Г. Р. Граубина»

"Описание материала: Чтобы познакомить обучающихся с творчеством Забайкальских поэтов был проведен урок внеклассного чтения, проведенный самими учащимися, которые под руководством учителя провели исследование стихотворений Г.Р.Граубина . Ученицам понравились его весёлые и поучительные стихи, поэтому решили исследовать средства создания юмористических образов . Цель исследования: понять, какими средствами Г.Р. Граубин создает юмористическую ситуацию, образы в своих стихотворениях. Источник информации: стихи Граубина Г.Р., учебник литературы 5-7 классов Актуализация: Когда готовили рекламу книги Граубина «Копилка смеха» и читали стихи, отбирая лучшие, а значит самые смешные, поучительные, задумались: как создается юмор в стихотворениях поэта? Решили разобраться, проанализировать стихи, которые читали. Способы обработки информации: Чтение и анализ стихотворений; Наблюдение и сравнение, выявление художественных средств создания образов. Обобщение и аргументирование выводов Результат исследования: Итак, познакомившись со стихами Г.Р.Граубина, проанализировав их, мы пришли к выводу, что юмористический эффект получается по-разному: то обыгрывается предмет («Троллейбус», «Тетрадкина печаль»), то приводит для примера поучительную ситуацию («Обиделся», «Не в пример всем остальным», «В гостях...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочная деятельность с учащимися 7 класа.

Исследование средств создания

юмористических образов в стихах Г.Р. Граубина.

Цель исследования: понять, какими средствами Г.Р. Граубин создает юмористическую ситуацию, образы в своих стихотворениях.

Источник информации: стихи Граубина Г.Р., учебник литературы 5-7 классов

Актуализация: Когда готовили рекламу книги Граубина «Копилка смеха» и читали стихи, отбирая лучшие, а значит самые смешные, поучительные, задумались: как создается юмор в стихотворениях поэта? Решили разобраться, проанализировать стихи, которые читали.

Способы обработки информации:

1) Чтение и анализ стихотворений;

2)Наблюдение и сравнение, выявление художественных средств создания образов.

3)Обобщение и аргументирование выводов

Начали анализировать стихотворение «Тетрадкина печаль»

Очень грустно мне жить

В вашей школьной стране:

Кто-то двойки хватает,

А ставят их мне.

Вот опять я в себе

Их из школы несу.

Лучше б я оставалась

Березкой в лесу...

Автор создает образ Тетрадки, опечаленной тем, что «Кто-то двойки хватает, // а ставят их мне». Так устала Тетрадка от двоек и сожалеет, что не осталась «березкой в лесу». Автор использует олицетворения: «несу», «грустно». Вживание в образ Тетрадки помогает понять её чувства.

Далее анализировали стихотворение «Троллейбус»:

- Почему за провода

Цепко держишься всегда?

- Я хотел бы отцепиться,

Чтобы ехать побыстрей.

Да могу ведь заблудиться

Без троллей - поводырей!

Стихотворение начинается с заданного вопроса, в котором сразу обозначается предмет: троллейбус« Почему за провода//Цепко держишься всегда?» Мы решили посмотреть, можно ли подумать, что это трамвай? Скорее нет, потому что трамвай ещё идёт по рельсам. Ответ «героя» по-детски наивен и прост. Оказывается, «он боится заблудиться», отцепившись от «троллей-поводырей», хотя хотел бы «отцепиться» и побегать свободно. Автор употребляет неологизм «троллей-поводырей», который иносказательно поясняет, почему троллейбус, потеряв связь с проводами, не сможет двигаться дальше. Два условных собеседника - лирический герой и Троллейбус - помогают нам зрительно увидеть ситуацию.

Очень интересно было анализировать стихотворение «В гостях».

Вчера я в гостях чаёвничал.

Сначала, конечно, скромничал.

Потом разошёлся вдруг:

Печеньичал и конфетничал,

Какавничал и кофейничал.

Вареньичал.

Шоколадничал.

Арбузничал.

Виноградничал.

Прощаясь, заметил друг:

- Спасибо, что ты не скромничал!

Ты звал меня в гости, помнится?

Приду к тебе холодильничать,

Подвальничать, морозильничать.

Твой опыт - чего кокетничать?-Научит меня и буфетничать!

В нём автор использует неэтичную ситуацию: лирический герой пришёл в гости и сначала «скромничал» , а потом разошёлся: «печеньичал, конфетничал, какавнисал, кофейничал, шоколадничал, арбузничал, виноградничал». Автор использует редко употребительную форму слов, заканчивающихся на «- ничал». Есть такие слова в песне: «Уж я чайничала, самоварничала -всю посуду перебила - напроказничала» .Слово «напроказничала» звучит обыденно, а «чайничала, самоварничала» - образно. Также у Граубина Г.Р. Самое смешное образное выражение приобретают слова: «арбузничал, какавнисал, виноградничал».

Очень тактично отвечает хозяин, предупреждая гостя, что когда ОН к нему скоро в гости придёт, потому что был приглашен раньше, то будет и «холодильничать, //Подвальничать, морозильничать» и даже «...буфетничать!» В тексте всего стихотворения обыгрывается эта форма глаголов. Не читая нам морали и правил этикета не повторяя, поэт показал, как некрасиво так вести себя в гостях.

Интересно было анализировать стихотворение « Не в пример всем остальным», потому что оно заставляет нас задуматься о нашей школьной жизни и о том, что все птицы и звери тоже учатся по-своему.

Словно чёрные мячи

В поле прыгают грачи.

Так идёт у них урок

По предмету скок - поскок.

В чаще - выводок волчат.

Все зубатятся, рычат:

Спозаранку учит мать

Их науке хвать - похвать.

От рассвета до заката

Бегать учатся зайчата.

Плавать учатся мальки

И проворны и легки.

Честно учатся журчалки,

И кузнечик, и сверчок.

Ты один лишь из - под палки

Ходишь в школу, дурачок!

Учатся грачи прыгать и скакать, а волки - рычать и хватать, « Бегать учатся зайчата.// Плавать учатся мальки» - все « Честно учатся», потому что иначе им не выжить! Как всё просто, но почему же у нас многие ребята не хотят ничего делать и ходят в школу « из - под палки». Поэт ласково говорит «дурачок!». Георгий Рудольфович, как дедушка, журит таких ребят за непонимание значимости занятий в школе. Это стихотворение надо учить в начальной школе и в детском саду, чтобы ребятишки осознавали, что без знаний нельзя выжить в этом мире. И даже можно понять мысль поэта так: если не дурачок - честно учись, а не ленись. Интересно называет звериные уроки: « скок - поскок», « хвать - похвать». Автор сравнивает грачей с «чёрными прыгающими мячами», а чтобы описать выводок волчат использует однородные сказуемые « зубатятся, рычат». Чувствуется в словах озлобленность волчат, они опасны ,хоть и маленькие. Зайчат, действительно, могут только ноги спасти, поэтому они должны хорошо бегать, а мальков - проворство и изворотливость. В этом стихотворении проявляется мастерство наблюдательного поэта, любителя живой природы. Мы надеемся, что некоторые ребята, увидев себя со стороны, начнут учиться лучше, ведь это так интересно узнавать что-то новое.

Умело создавая отрицательный образ, Георгий Рудольфович как бы просит нас посмотреть на себя со стороны... Посмотришь - и стыдно становится... « Шумный опыт»:

Как-то в зимний вечер

На дубы и клёны

Сели возле школы

Тихие вороны.

Слушали, смотрели.

Школьное собранье

Им напоминало

Блеянье баранье.

Школяры о чём-то

Два часа шумели,

Но понять друг друга

Так и не сумели.

Разошлись под вечер,

Молча, как бурбоны.

Тут и раскричались

Тихие вороны.

Два часа галдели,

Два часа шумели!

Я их длинной палкой

Успокоил еле.

А они за это

Долго мне пеняли:

- Мы же просто школьный

Опыт переняли!

*бурбоны - королевская династия во Франции

*Пенять - ругали, корили

Более всего удивило сочетание слов «тихие вороны». Это вороны-то тихие? Да ещё два раза употреблено в тексте. Для того чтобы показать насколько шумным было собрание школьников «блеянье баранье». Но если их сравнивать с нашим поведением на собраниях, а еще лучше на переменах - воронам далеко до нас. Самое страшное может не шум, а что мы пытаемся перекричать друг друга, и не слышим, и не понимаем друг друга(как бараны).

Стихотворение «Обиделся» мы читали по ролям, получился спор забавного Кота-хвастунишки и важного и немного и строго хозяина:

Хвалился кот:

_ Я МЫШКОДАВ,

Я МЫШКОБОЙ отменный!

-Не зазнавайся, -

Я сказал,-

Ты кот обыкновенный.

- Ну, если так,-

Сказал он,- есть и у тебя изъяны:

Не гомо сапиенс ты,

Потомок обезьяны.

Граубин, чтобы описать хвастливого кота, использует имена существительные « мышкодав, мышкобой», а не какой-нибудь мышкоед. Хозяин пытается его урезонить, успокоить: «Ты кот обыкновенный », но кому хочется спускаться с небес на землю? Кот не остается в долгу и парирует Хозяину - ну тогда ты просто «Потомок обезьяны». Читая это стихотворение, мы хорошо увидели, почему у нас возникают споры - слово за слово, особенно если кто-то из собеседников не умеет воспринимать критику в свой адрес, а пытается сам атаковать, найти изъян.

Результат исследования:

Итак, познакомившись со стихами Г.Р.Граубина, проанализировав их, мы пришли к выводу, что юмористический эффект получается по-разному: то обыгрывается предмет («Троллейбус», «Тетрадкина печаль»), то приводит для примера поучительную ситуацию («Обиделся», «Не в пример всем остальным», «В гостях»), то обыгрывает форму слов («В гостях») и т.д. Георгий Рудольфович хочет нас видеть воспитанными и грамотными, знающими детьми. Учит наблюдать и подмечать смешное в обыденном. Использует разговорную лексику («дурачок», «балбес»), использует звукоподражание («Га-га-га»)

Мы советуем всем ребятам познакомиться с творчеством Г.Р. Граубина, стать немножко умнее и воспитаннее.



© 2010-2022